Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2011 в 00:10, контрольная работа
В своём реферате я попытаюсь проследить, как на протяжении двух веков изучалось мышление, накапливалось знание и понимание этого процесса.
Для того, чтобы понять зачем в принципе психологи изучали и изучают такой процесс познавательной сферы личности как мышление, мы должны понимать что это такое.
Введение
Мышление, как звено в цепи психических процессов. стр. 3
Основная часть
1 Теория мышления: истоки и современность. стр. 4
1.1. Современные взгляды на мышление: определение, общие характеристики. стр. 4
1.2. История развития теории мышления до начала ХХ века. стр. 6
1.3. Зарубежные концепции в изучении мышления стр. 8
1.4. Русский подход. стр. 13
1.5. Советские теории. стр. 16
Заключение стр. 20
Список использованной литературы стр.
Естественно-научное направление.
Начало изучению психических процессов, в том числе познавательных, к которым и относится мышление, положил Иван Михайлович Сеченов (1829 – 1905 г.г.).
Именно он первым начал подробно рассматривать мыслительные процессы, пусть даже с естественно–научной точки зрения, обозначил то, что мышление, как отдельный процесс, имеет место быть.
Немного другую позицию занял профессор Новороссийского университета Николай Николаевич Ланге (1858-1921 г.г.). Именно он в те годы выступал как главный оппонент эмпириста Челпанова. Ланге выделил ряд стадий в психической эволюции, соотнося их с изменениями, претерпеваемыми нервной системой. К ним он относил: стадию недифференцированной психики, недифференцированных ощущений и движений инстинктивного типа, стадию индивидуально-приобретенного опыта и, наконец, как качественно новую ступень – развитие психики у человека как социокультурного существа. С переходом к человеку психическая регуляция поведения меняется. Если у животных действует биологическая наследственность, то у людей передача от одного поколения к другому всей совокупности достигнутой культуры осуществляется через подражание и обучение, т.е. путем социальной преемственности. Ланге писал, что «душа человеческой личности в 99% случаев есть продукт истории и общественности». В связи с этим решающая роль отводится языку, как орудию ума человека: «Язык с его словарем и грамматикой формирует всю умственную жизнь человека, вводя в его сознание все те формы и категории, которые исторически развивались в предыдущих поколениях» [2].
В значении любого слова, писал Ланге, можно найти множество «полей сознания», уходящих все глубже в неопределенную темную даль. Говоря его словами, океан истории мысли плещется за каждым словом.
Таким образом, в конце концов Ланге переходил от дарвинизма к истинному историзму. В этих его суждениях отразилась одна из общих тенденций развития мировой психологической мысли. Работы Ланге явились самым крупным достижением русской экспериментальной психологии в досоветский период.
1.5. Советские теории..
После переворота 1917 года и установления новой системы, которая породила, как политические изменения, так и изменения в науке и культуре, в принципиально новых социально – экономических условиях складывается советская психология. Провозглашается задача создания системы «марксистской психологии», т.е. подведение науки под материалистическую базу, применение диалектического метода для разрешения психологических проблем. Но даже с учётом этого, развитие психологии не было однородным.
Как отличительную черту советской психологии, можно назвать то, что мышление понималось как вид человеческой деятельности.
Сосредоточенность ученых на конкретных вопросах позволила добиться крупных успехов в области теории и практики прикладных исследований. Это происходило, не смотря на то, что уже в начале 20 – х г.г. ХХ века проявились первые тенденции отделения советской психологии от зарубежной. Именно в советский период были разработаны концепции, обогатившие мировую и отечественную науку: теория Выгодского, психология деятельности А.Н. Леонтьева, субъективно – деятельностная психология Рубинштейна. Именно в них просматривается наиболее подробное изучение мышления в советский период.
Теория высших психических функций
Исследование познавательных процессов в советской психологии было начато еще в 1934 году советским психологом Львом Семёновичем Выготским (1896-1934 г.г.), создателем концепции развития высших психических функций, основоположником советской психологии. Л.С. Выготский выдвинул положение о том, что высшие специфически человеческие процессы ( в том числе понятийное мышление) осуществляются подобно процессам труда с помощью особых орудий «духовного производства» - знаков. Первоначально эти культурные приемы и средства формируются в совместной деятельности людей, а лишь затем становятся так же индивидуальными психологическими средствами управления поведением.
В развитии мышления такое опосредствование постепенно превращается из внешнего во внутреннее. онятие о функции, выработанное функциональным направлением, радикально изменялось. Ведь это направление, усвоив биологический стиль мышления, представляло функцию сознания по типу функций организма[7].
Выготский сделал решающий шаг из мира биологии в мир культуры. Следуя этой стратегии, он приступил к экспериментальной работе по изучению изменений, которые производит знак в традиционных психологических объектах: внимании, памяти, мышлении. Не без влияния гештальтизма он вводит понятие о психической системе. Задачей Л.С. Выготского было не выделение специфики практического мышления в сравнении с другими его видами, а определение общего в эволюции психических функций, к которым относится и практическое мышление. Кроме того, ученый указывал на такую особенность практического мышления, как его включенность в практическое действие. Разумность последнего говорит о наличии практического мышления. Развивается не отдельно взятая функция (память или мышление), но целостная система функций. При этом в различные возрастные периоды соотношение функций меняется. Развитие высших функций совершается в общении. Всякая функция возникает сначала между людьми, а затем становится «частной собственностью» ребенка. В связи в этим Выготский вступил в дискуссию с Пиаже по поводу так называемой эгоцентрической речи. Выготский экспериментально показал, что эта речь, вопреки Пиаже, не сводится к оторванным от реальности влечениям и фантазиям ребенка. Она исполняет роль не аккомпаниатора, а организатора реального практического действия. Размышляя с самим собой, ребенок планирует его. Эти «мысли вслух» в дальнейшем интериоризируются и преобразуются во внутреннюю речь, сопряженную с мышлением в понятиях.
Так же серьёзно изучением
мышлениия занимался
Мышление, как вид деятельности человека.
Советский психолог Сергей Леонидович Рубинштейн (1889-1960 г.г.), опираясь на труды К. Маркса, он обосновал принцип единства сознания и деятельности, который позволил дать новаторскую трактовку сознания не как внутреннего мира, познаваемого субъектом только посредством самонаблюдения, а как высшего уровня организации психической деятельности, предполагающего включенность личности в контекст ее жизненных связей с объективным миром.
На основе принципа единства сознания и деятельности Рубинштейном был проведен большой цикл экспериментальных исследований ключевых проблем психологии, прежде всего касающихся когнитивных процессов (восприятия и памяти, речи и мышления).
Им был поставлен вопрос о теоретическом и практическом мышлении. Несмотря на то, что у человека существует единый интеллект, можно различать в нем практическое и теоретическое мышление. Но в силу марксистского подхода того времени, он большее внимание уделял именно практическое мышление. При этом под практическим мышлением понималось мышление, «совершающееся в ходе практической деятельности и непосредственно направленное на решение практических задач, в отличие от мышления, выделенного из практической деятельности в качестве особой теоретической деятельности, направленной на разрешение отвлеченных теоретических задач, лишь опосредованно связанных с практикой»[3].
Несомненно, практическое действие может быть сплетено с мыслительным актом, они могут осуществляться одновременно, но при этом мысль никогда не превратится во внешнее действие, так как мысль есть явление внутренней деятельности субъекта, продукт особой формы психической деятельности, называемой мышлением.
Идея о том, что общение человека с миром не является прямым и непосредственным (как на биологическом уровне), но совершается не иначе, как посредством его реальных действий с объектами этого мира, изменяла всю систему прежних взглядов на сознание. Его зависимость от предметных действий, а не от внешних предметов самих по себе становится важнейшей проблемой психологии. Обобщая на основе своих теоретических представлений результаты этих работ, Рубинштейн методологически осмыслил их в фундаментальном труде «Основы общей психологии».
После распада СССР начался драматичный период переоценки и пересмотра принципиальных позиций советской психологии, ее методологических основ, восходящих к марксизму. Критике подвергся главный тезис – марксизм является единственной теоретической основой психологии. Стало очевидным, что на основе только одной теории, нельзя построить всю психологию. Но, не смотря на это, в области изучения познавательных процессов не появилось больше новых направлений, хотя исследования охватывают большой круг проблем. Достижения советской психологии до сих пор пользуются большим авторитетом в России и за рубежом.
Заключение.
Итак, мы видим, что интерес к изучению такого аспекта психики, как мышление, до сих пор не исчез. И если брать психологию в целом, то на протяжении всей предыстории и истории существования этой науки, можно увидеть, как зародившиеся ещё в античные времена исследования души, всего за 100 лет приобрели форму исследования мышления и других познавательных процессов. С каждой новой вехой в этой науке добавляются и расширяются наши знания о мышлении. До сих пор возникают, и будут возникать новые продуктивные направления в области исследования познавательной деятельности человека. Ведь ещё в древности известный философ Аристотель говорил [6]: