Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2011 в 00:10, контрольная работа
В своём реферате я попытаюсь проследить, как на протяжении двух веков изучалось мышление, накапливалось знание и понимание этого процесса.
Для того, чтобы понять зачем в принципе психологи изучали и изучают такой процесс познавательной сферы личности как мышление, мы должны понимать что это такое.
Введение
Мышление, как звено в цепи психических процессов. стр. 3
Основная часть
1 Теория мышления: истоки и современность. стр. 4
1.1. Современные взгляды на мышление: определение, общие характеристики. стр. 4
1.2. История развития теории мышления до начала ХХ века. стр. 6
1.3. Зарубежные концепции в изучении мышления стр. 8
1.4. Русский подход. стр. 13
1.5. Советские теории. стр. 16
Заключение стр. 20
Список использованной литературы стр.
Этот механизм получил наибольшую разработку, результатом которой и стало возникновение и развитие ассоциативной психологии, которая главенствовала до нач. ХХ века.
Современные теоретики признают, что ассоцианизм не предложил какой-либо собственной теории мышления: уже известные к тому времени логические представления о мышлении выступили в качестве психологической закономерности, видоизменившись только в терминах теории ассоциации. Поэтому можно сделать вывод, что становление собственно психологического изучения мышления было связано с критикой ассоцианизма и его основных постулатов.
Таким
образом, на рубеже ХХ века, теория мышления
стала развиваться одновременно
в нескольких направлениях.
В начале XX века в различных университетах мира действовали десятки лабораторий экспериментальной психологии. Только в Соединенных Штатах их было свыше сорока. Их тематика была различна: анализ ощущений, психофизика, психометрия, ассоциативный эксперимент. Работа велась с большим рвением, но существенно новые факты и идеи не рождались.
В.Джемс обращал внимание на то, что результаты огромного количества опытов не соответствуют вложенным усилиям. Но вот на этом однообразном фоне сверкнуло несколько публикаций в журнале «Архив общей психологии» которые, как оказалось впоследствии, повлияли на прогресс науки не в меньшей степени, чем фолианты структуралистов Вундта и Титченера. Публикации эти исходили от группы молодых экспериментаторов, стажировавшихся у профессора Освальда Кюльпе (1862-1915) в Вюрцбурге (Бавария).
Вюрцбургская школа.
Эти экспериментальные исследования мышления, проводившиеся в Вюрцбургской школе, должны быть названы, пожалуй, первыми в цепочке изучения мышления прошлого века. Рассмотрим их более подробно.
В
наборе экспериментальных схем
вюрцбургской лаборатории
Все началось с небольшого, на первый взгляд, изменения инструкции испытуемому (в роли испытуемых обычно выступали попеременно сами экспериментаторы). От него требовалось не только, например, сказать, какой из поочередно взвешиваемых предметов тяжелее (в психофизиологических опытах), или отреагировать на одно слово другим (в ассоциативном эксперименте), но и сообщить, какие именно процессы протекали в его сознании перед тем, как он выносил суждение о весе предмета, или перед тем, как он про износил требуемое слово.
Изучение мышления стало приобретать психологические контуры. Прежде считалось, что законы мышления – это законы логики, выполняемые в индивидуальном сознании согласно правилам образования ассоциаций. Поскольку же ассоциативный принцип является всеобщим, специфически психологическая сторона мышления вообще не различалась. Теперь же становилось очевидным, что эта сторона имеет собственные свойства и закономерности, отличные как от логических, так и от ассоциативных.
Особое строение процесса мышления объяснялось тем, что ассоциации в этом случае подчинялись де терминирующим тенденциям, источником которых служила принятая испытуемым задача. [7].
Вюрцбургская
школа вводила в
Эта схема противостояла традиционной, согласно которой детерминантой процесса служит внешний раздражитель, а сам процесс – «плетение» ассоциативных сеток, узелками которых служат чувственные образы (первичные – ощущения, вторичные – представления).
Нарцисс Ах (1871-1946) реализовал в эксперименте предположение Кюльпе о том, что испытуемый «преднастроен» на выполнение задачи. Такую «преднастройку»
он обозначил термином «детерминирующая тенденция», или «установка сознания».
Последний
термин звучал парадоксально,
поскольку из опытов следовало,
Карл Бюлер (1879-1963) работал в Вюрцбурге в 1907-1909 гг. Он внес в экспериментальную практику школы новую ориентацию, которая дала повод для наиболее острой критики со стороны Вундта. Методика заключалась в том, что перед испытуемым ставилась сложная проблема и он должен был, не используя хроноскопа, возможно более тщательно описать, что происходит в его сознании в процессе решения. В литературе высказывается мнение, что «Бюлер, более чем кто-либо другой, сделал очевидным, что в опыте существуют данные, которые не являются сенсорными» [5].
Отто Зельц (1881-1944?) в своём исследовании мышления несколько изменил концепцию, заявив, что оно является «системой рефлексоидальных соединений». Ему принадлежит заслуга экспериментального анализа зависимости этого процесса от структуры решаемой задачи. Зельц ввел понятие об «антиципаторной схеме», которое обогатило прежние данные о роли установки и задачи и подробно классифицировал мыслительные операции как методы решения задач. Хотя некоторые современные психологи считают теорию Зельца столь же механистической, как и ассоциативную[5].
Традиции экспериментального изучения мышления, созданные вюрцбургской школой, были развиты другими исследователями, к ней не принадлежавшими.
После первых удачных исследований в области психологии мышления, возрос интерес к изучению тех механизмов, благодаря которым формируется мышление и другие когнитивные процессы. Начинается борьба между сторонниками различных точек зрения, особенно между бихевиористами и когнитивистами.
Бихевиористские концепции.
Бихевиоризм – (от англ. behaviour
– поведение) одним из
В начале прошлого века, представитель бихевиористов, американский психолог Джон Уотсон выдвинул гипотезу, согласно которой мысль порождается той же двигательной активностью, что и речь. С точки зрения Уотсона, единственная разница между этими двумя процессами состоит в том, что мысль представляет собой внутренний диалог, а речь – это мысль, произносимая вслух. По-видимому, некоторые факты частично подтверждают такую точку зрения. В самом деле, если приложить электроды к языку или нижней губе человека, умножающего в уме два числа, то можно будет зарегистрировать изменения потенциала. Такой же результат будет получен, если приложить электроды к кончикам пальцев глухого, привыкшего общаться с помощью жестов, и попросить его решить сходную умственную задачу.
Из этого ясно, что мышление сопровождается скрытой двигательной активностью. Однако было показано, что мышление возможно и без нее. Об этом свидетельствует, в частности, опыт Смита и его сотрудников. В этом опыте у испытуемого-добровольца был вызван полный паралич путем введения соответствующей дозы кураре, и, тем не менее, он мог рассуждать и по окончании действия препарата вспомнил и рассказал все то, что происходило во время опыта [7].
Из этого следует, что хотя бихевиористы и пытались подбить многие познавательные процессы под схему: стимул – реакция, рассмотреть этот вопрос только с точки зрения биологических поведенческих реакций было невозможно.
Когнитивистские концепции.
11 сентября 1956 в Массачусеттском технологическом институте собралась специальная группа Института электрической и электронной инженерии, занимающаяся информационной теорией. Считается, что эта встреча положила начало когнитивной революции в психологии. Среди присутствующих были Джордж Миллер, Герберт Саймон, Аллен Ньюэлл, Ноам Хомски, Дэвид Грин и Джон Свитс [6].
По мнению когнитивистов, развитие мышления связано с развитием таких символических процессов, как использование понятий. Исследования в этой области связаны с вопросами памяти, внимания, чувств, представления информации, логического мышления, воображения, способности к принятию решений. Многие положения когнитивной психологии лежат в основе современной психолингвистики. Когнитивисты интересуются главным образом тем, как вырабатываются, развиваются и преобразуются эти мыслительные процессы от детства до зрелого возраста. Мы подробно остановимся на двух когнитивистских теориях: на теории Брунера и теории Пиаже.
-
Концепция Пиаже.
ПИАЖЕ,
ЖАН (Piaget, Jean) (1896-1980),
швейцарский психолог,
основатель женевской
школы генетической
эпистемологии, создатель
операциональной
концепции интеллекта.
Это более динамичная концепция развития мышления, основанная на взаимодействии между организмом и окружающей средой.
С точки зрения Пиаже, развитие когнитивных процессов представляет собой результат постоянных попыток индивидуума адаптироваться к изменениям окружающей среды, выводящим его из равновесия, и тем самым компенсировать эти изменения. Таким образом, внешние воздействия заставляют организм либо видоизменять существующие структуры активности, если они уже не удовлетворяют требованиям адаптации, либо, если это понадобится, вырабатывать новые структуры[5].
По Пиаже, эти структуры, или схемы, организуются путем усовершенствования или преобразования. Именно такая организация позволяет все более и более уверенно ориентироваться в реальной жизни и все правильнее представлять себе лежащие в ее основе процессы и закономерности. Так на каждом этапе, на базе старых структур развиваются и организуются новые, и совершается своего рода развитие по спирали, позволяющее все лучше и лучше адаптироваться. - Концепция Брунера.
БРУНЕР (Bruner) Джером Сеймур (р. 1915) - американский психолог и педагог, крупнейший специалист в области исследования когнитивных процессов.
Брунер интересуется в основном содержанием умственной жизни, причем взгляды его носят более структуралистский характер, чем воззрения Пиаже. Согласно Брунеру и его коллегам, наше познание мира носит, прежде всего, чувственный и двигательный характер.
Ничто не может быть включено в мысль, не пройдя сначала через наши чувства и, особенно через двигательную активность, направленную во внешний мир, - от таких простых актов, как закрытие дверной щеколды, до самых сложных навыков. Процесс обобщения действительности развивается на протяжении всей жизни человека[1].
1.4. Русский подход.
«Задача психологии – исследовать состав каждого душевного явления, каким образом из элементарных явлений оно складывается, как изменяется…как влияют друг на друга разные душевные явления – мышление, память, воля и др...»[7].
Другой психолог, Георгий Иванович Челпанов (1862-1936 г.г.) развивал психологические взгляды, близкие к Вундтовским. Его место в русской психологии созвучно Вундту в мировой науке. Именно он указал на приложимость экспериментальных методов изучения к мыслительным процессам.