Изучение динамики профессиональной мотивации у студентов Государственного Университета Управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2011 в 01:48, курсовая работа

Описание

Актуальность проблемы исследования заключается в том, что проблема профессиональной мотивации в настоящее время приобретает особое значение. Именно в ней специфическим образом высвечиваются основные моменты взаимодействия индивида и общества, в котором образовательный процесс приобретает приоритетное значение

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы изучения профессиональной мотивации
1.1 Сущность профессиональной мотивации………………………………….6
1.2 Специфика мотивации профессионального выбора студента……………9
Глава 2. Эмпирическое изучение динамики профессиональной мотивации у студентов ГУУ
2.1 Организация и методы исследования………………………………………13
2.2 Результаты изучения динамики профессиональной мотивации у студентов ГУУ…………………………………………………………………...15
2.3 Рекомендации по оптимизации профессиональной мотивации у студентов ГУУ……………………………………………………………………………….17
Заключение……………………………………………………………………….19
Список использованной литературы…………………………………………...20
Приложение 1…………………………………………………………………….22
Приложение 2…………………………………………………………………….26

Работа состоит из  1 файл

готовая курсовая работа.doc

— 228.50 Кб (Скачать документ)

Федеральное агентство по образованию и науке

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ

 
 
 
 

Институт  психологии и социологии управления

Кафедра «Реклама» 
 

Специальность:   032401 – «Реклама»

Форма обучения:   очная 
 

Курсовая  работа

по дисциплине: «Социальная психология» 

«Изучение  динамики профессиональной мотивации у студентов Государственного Университета Управления» 
 
 
 
 

Исполнители:

Депутатова Д.В., Яшина А.С.

Студенты III курса 2 группы 

Подпись:________________ 

Руководитель:

Симоненко С.И., к.пс.н., доц. 

Подпись:________________ 
 
 

Москва 2011

Содержание 

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретические основы изучения профессиональной мотивации

1.1 Сущность профессиональной мотивации………………………………….6

1.2 Специфика мотивации профессионального выбора студента……………9

Глава 2. Эмпирическое изучение динамики профессиональной мотивации у студентов ГУУ

2.1 Организация и методы исследования………………………………………13

2.2 Результаты изучения динамики профессиональной мотивации у студентов ГУУ…………………………………………………………………...15

2.3 Рекомендации  по оптимизации профессиональной  мотивации у студентов ГУУ……………………………………………………………………………….17

Заключение……………………………………………………………………….19

Список использованной литературы…………………………………………...20

Приложение 1…………………………………………………………………….22

Приложение 2…………………………………………………………………….26 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Проблема  формирования мотивации и ценностных ориентаций является неотъемлемой частью развития личности человека. В переходные, кризисные периоды развития возникают новые мотивы, новые ценностные ориентации, новые потребности и интересы, а на их основе перестраиваются и качества личности, характерные для предшествующего периода. Таким образом, мотивы, присущие данному возрасту выступают в качестве личностнообразующей системы и связаны с развитием самосознания, осознания положения собственного “Я” в системе общественных отношений. Как ценностные ориентации, так и мотивы относятся к важнейшим компонентам структуры личности, по степени сформированности которых можно судить об уровне сформированности личности.

     Актуальность  проблемы исследования заключается  в том, что проблема профессиональной мотивации в настоящее время  приобретает особое значение. Именно в ней специфическим образом высвечиваются основные моменты взаимодействия индивида и общества, в котором образовательный процесс приобретает приоритетное значение.

     Изучение  структуры профессионально-ориентированной  мотивации студентов, знание мотивов  позволит психологически обоснованно решать задачи повышения эффективности профессиональной деятельности: правильно осуществлять отбор, обучение, расстановку кадров, планировать профессиональную карьеру.

     Студенческий  возраст представляет особый период жизни человека. Заслуга самой постановки проблемы студенчества как особой социально-психологической и возрастной категории принадлежит психологической школе Б.Г. Ананьева. Одними из важнейших компонентов профессиональной деятельности является мотивационный комплекс личности: мотивация учебной и профессиональной деятельности, мотивация успеха и боязнь неудачи, факторы привлекательности профессии для студентов обучающихся в ВУЗе. Правильное выявление профессиональных мотивов, интересов и склонностей является важным прогностическим фактором удовлетворённости профессией в будущем. Отношение к будущей профессии, мотивы её выбора являются чрезвычайно важными факторами, обуславливающими успешность профессионального обучения.

     В настоящее время в науке не выработан единый подход к проблеме мотивации поведения человека, не устоялась терминология, не сформулированы чётко основные понятия. Особенно малоизученной оказалась структура профессионально-педагогической мотивации у студентов в процессе подготовки специалиста в вузе.

     Цель  исследования: изучить динамику профессиональной мотивации у студентов Государственного Университета Управления (ГУУ).

     Объект  исследования: мотивационная сфера личности.

     Предмет исследования: динамика профессиональной мотивации у студентов ГУУ.

     Гипотеза  исследования: переход от старшего школьного возраста к студенческому сопровождается противоречиями и ломкой привычных жизненных представлений. Необходимо учитывать, что отличия в мотивации могут наблюдаться у студентов различных курсов, факультетов и специальностей.

     Задачи  исследования:

     1) проанализировать степень разработанности  проблемы – динамика профессиональной  мотивации – в отечественной  и зарубежной литературы;

     2) выявить ведущие мотивы профессиональной  деятельности и динамику профессиональной мотивации у студентов ГУУ;

     3) разработать рекомендации по  оптимизации профессиональной мотивации у студентов ГУУ.

     Методы  исследования:

  1. Метод организации исследования – метод срезов, сравнительный;
  2. Эмпирические методы – тестирование;
  3. Метод обработки результатов – количественный и качественный анализ с применением математической статистики;
  4. Метод интерпретации – структурный.

     В работе применялся опросник на выявление  ведущих мотивов профессиональной деятельности (см. Приложение 1)

     Эмпирической  базой исследования выступили группы Логистика и управление цепями поставок 1-2 (27) и Реклама 3-2 (31)ГУУ . 

 

Глава 1. Теоретические  основы изучения профессиональной мотивации 

1.1 Сущность профессиональной  мотивации 

     Мотивация сотрудников занимает одно из центральных  мест в управлении персоналом, поскольку она выступает непосредственной причиной их поведения. Ориентация работников на достижение целей организации по существу является главной задачей руководства персоналом. Если спросить разных руководителей, что такое мотивация, то в их определениях, наверняка, будут такие понятия, как "желания", "потребности", "стремления", "мотивы", "цели", "задачи" или "стимулы". Все эти понятия так или иначе отражены в следующем определении мотивации. Мотивация - это внутреннее состояние человека, связанное с потребностями, которое активизирует, стимулирует и направляет его действия к поставленной цели. [11, С.119]

     Существуют  различные способы мотивации, из которых назовем следующие:

     1. Нормативная мотивация - побуждение человека к определенному поведению посредством идейно-психологического воздействия: убеждения, внушения, информирования, психологического заражения и т.п.;

     2. Принудительная мотивация, основывающаяся на использовании власти и угрозе ухудшения удовлетворения потребностей работника в случае невыполнения им соответствующих требований;

     3. Стимулирование - воздействие не непосредственно на личность, а на внешние обстоятельства с помощью благ - стимулов, побуждающих работника к определенному поведению.

     Первые  два способа мотивации являются прямыми, ибо предполагают непосредственное воздействие на человека, третий способ - стимулирование - косвенный, поскольку в его основе лежит воздействие внешних факторов - стимулов. [21, С.186]

     Мотивация делает поведение человека целенаправленным. Цель здесь – это то, что может привести к ликвидации испытываемого человеком состояния нужды в чем-либо. Достижение цели приводит к уменьшению или исчезновению напряжения.[1, С.22]

     Основными функциями мотивации являются:

    • Побуждение к действию. Мотивы - это то, что заставляет человека действовать или является стимулом к действию. В этом смысле человек, активно действующий для достижения определенной цели, которая позволит ему удовлетворить какую-либо потребность, будет рассматриваться как мотивированный, а пассивный, равнодушный или бездействующий - как немотивированный или обладающий низкой мотивацией.
    • Направление деятельности. Люди постоянно принимают решения о том, как они будут достигать своих целей. Например, голодный человек может сделать выбор между тем, чтобы пообедать дома, на работе или перекусить на улице. Человек, испытывающий чувство одиночества, может выбирать между разными друзьями или разными компаниями. Работник, стремящийся произвести благоприятное впечатление на своего руководителя, также может выбирать разные варианты: работать особенно усердно над важной задачей, оказать руководителю какую-то услугу или польстить ему. Все эти действия имеют нечто общее – они представляют собой некоторые выборы, которые направляют усилия человека на достижение определенной цели, позволяющей удовлетворить соответствующую потребность.
    • Контроль и поддержание поведения, направленного на достижение цели, выражается в определенной настойчивости в достижении этой цели. Мотивация делает человека пристрастным, заинтересованным. Так человек, поведение которого определяется денежной мотивацией, стремящийся к зарабатыванию денег, в разных ситуациях и при разных обстоятельствах будет действовать в соответствии с этой доминантой. Поставленные перед ним задачи или открывающиеся возможности он будет рассматривать преимущественно с точки зрения возможности зарабатывания денег. [6, С.107]

     Центральное место в теории мотивации занимает понятие «мотив». Мотив - это преимущественно осознанное внутреннее побуждение личности к определенному поведению, направленному на удовлетворение ею тех или иных потребностей. Нередко мотивы определяют и как первоначально не актуализированную готовность человека к определенному поведению. Актуализация мотива означает превращение его в главный импульс психологической активности, детерминирующий поведение. Какие же стороны поведения человека раскрываются в понятии мотива? [5, С.247]

     Мотив характеризует, прежде всего, волевую  сторону поведения, т.е. он неразрывно связан с волей человека. Можно  сказать, что мотив - это импульс и причина человеческой активности. Он представляет собой преимущественно осознанное побуждение. Несмотря на то, что многие мотивы зарождаются в подсознании, тем не менее, они становятся движущей силой, детерминантом поведения, лишь, будучи в большей или меньшей степени осознаны. Мотив порождается определенной потребностью, выступающей конечной причиной человеческих действий. Он - феномен психологии, субъективной реальности, т.е. сознания и подсознания. Хотя мотив выражает готовность к действию, побуждает к нему, он может, и не перерасти в действие или поведение, в этом случае имеет место борьба мотивов, в которой побеждает и актуализируется наиболее сильный из них [10, С.192]. 
 
 

     1.2 Специфика мотивации профессионального выбора студента 

     Применительно к учебной деятельности студентов в системе вузовского образования под профессиональной мотивацией понимается совокупность факторов и процессов, которые, отражаясь в сознании, побуждают и направляют личность к изучению будущей профессиональной деятельности. Профессиональная мотивация выступает как внутренний движущий фактор развития профессионализма и личности, так как только на основе ее высокого уровня формирования, возможно эффективное развитие профессиональной образованности и культуры личности.

     При этом под мотивами профессиональной деятельности понимается осознание предметов актуальных потребностей личности (получение высшего образования, саморазвития, самопознания, профессионального развития, повышение социального статуса и т.д.), удовлетворяемых посредством выполнения учебных задач и побуждающих его к изучению будущей профессиональной деятельности [18, С.141].

     Если  студент разбирается в том, что  за профессию он выбрал и считает  ее достойной и значимой для общества, это, безусловно, влияет на то, как складывается его обучение. Исследования, проведенные в системе начального профессионального образования и в высшей школе, полностью подтверждают это положение.

Информация о работе Изучение динамики профессиональной мотивации у студентов Государственного Университета Управления