Изучение динамики профессиональной мотивации у студентов Государственного Университета Управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2011 в 01:48, курсовая работа

Описание

Актуальность проблемы исследования заключается в том, что проблема профессиональной мотивации в настоящее время приобретает особое значение. Именно в ней специфическим образом высвечиваются основные моменты взаимодействия индивида и общества, в котором образовательный процесс приобретает приоритетное значение

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы изучения профессиональной мотивации
1.1 Сущность профессиональной мотивации………………………………….6
1.2 Специфика мотивации профессионального выбора студента……………9
Глава 2. Эмпирическое изучение динамики профессиональной мотивации у студентов ГУУ
2.1 Организация и методы исследования………………………………………13
2.2 Результаты изучения динамики профессиональной мотивации у студентов ГУУ…………………………………………………………………...15
2.3 Рекомендации по оптимизации профессиональной мотивации у студентов ГУУ……………………………………………………………………………….17
Заключение……………………………………………………………………….19
Список использованной литературы…………………………………………...20
Приложение 1…………………………………………………………………….22
Приложение 2…………………………………………………………………….26

Работа состоит из  1 файл

готовая курсовая работа.doc

— 228.50 Кб (Скачать документ)

     С помощью экспериментов на материале различных российских ВУЗов было установлено, что больше всего довольны избранной профессией студенты 1 курса. Но в течение всех лет учебы этот показатель неуклонно снижается вплоть до 5 курса [18, Самыгин С.И., С.141,]. Несмотря на то, что незадолго до окончания ВУЗа удовлетворенность профессией оказывается наименьшей, само отношение к профессии остается положительным. Логично было бы предположить, что снижение удовлетворенности вызвано невысоким уровнем преподавания в ВУЗе. Тем не менее, не следует переоценивать максимальную удовлетворенность профессией на первом году обучения. Студенты-первокурсники опираются, как правило, на свои идеальные представления о будущей профессии, которые при столкновении с реалиями подвергаются болезненным изменениям. Однако важно другое. Ответы на вопрос «Почему профессия нравится?» свидетельствуют, что ведущей причиной здесь выступает представление о творческом содержании будущей профессиональной деятельности. Например, студенты упоминают «возможность самосовершенствования», «возможность заниматься творчеством» и т. п. Что же касается реального учебного процесса, в частности, изучения специальных дисциплин, то здесь, как показывают исследования, лишь незначительное число студентов-первокурсников (менее 30%) ориентируются на творческие методы обучения. С одной стороны, перед нами - высокая удовлетворенность профессией и намерение по окончании вуза заниматься творческой деятельностью, с другой - желание приобрести основы профессионального мастерства преимущественно в процессе репродуктивной учебной деятельности. В психологическом плане эти позиции несовместимы, так как творческие стимулы могут формироваться только в соответствующей творческой среде, в том числе и учебной. Очевидно, формирование реальных представлений о будущей профессии и о способах овладения ею должно осуществляться начиная с 1-го курса[18,С.148].

     Таким образом, формирование положительного отношения к профессии является важным фактором повышения учебной  успеваемости студентов. Но само по себе положительное отношение не может  иметь существенного значения, если оно не подкрепляется компетентным представлением о профессии (в том числе и пониманием роли отдельных дисциплин) и плохо связано со способами овладения ею [2, С.294].

     Очевидно, в круг проблем, связанных с изучением  отношения студентов к избранной  профессии, должен быть включен целый ряд вопросов. Это:

     1) удовлетворенность выбором профессии;

     2) динамика удовлетворенности от  курса к курсу;

     3) факторы, влияющие на формирование  удовлетворенности: социально-психологические,  психолого-педагогические, дифференциально-психологические, в том числе и половозрастные;

     4) проблемы профессиональной мотивации,  или, другими словами, система  и иерархия мотивов, определяющих  позитивное или негативное отношение  к избранной профессии.

     Эти отдельные моменты, как и отношение  к профессии в целом, влияют на эффективность учебной деятельности студентов. Они, в частности, сказываются на общем уровне профессиональной подготовки, и потому данная проблема входит в число вопросов педагогической и социально-педагогической психологии. Но есть и обратная зависимость: на отношение к профессии, безусловно, влияют различные стратегии, технологии, методы обучения; влияют на него и социальные группы [12, С.119].

     Другой  важный фактор связан с мотивом творчества в будущей профессиональной деятельности, тягой к творчеству и теми возможностями, которые представляет для этого работа по специальности. Формирование творческого отношения к различным видам профессиональной деятельности, стимулирование потребности в творчестве и развитии способностей к профессиональному творчеству - необходимые звенья системы профессионального обучения и профессионального воспитания личности [20, С.274].

     Несмотря  на то, что удовлетворенность профессией обусловлена множеством факторов, ее уровень поддается вероятностному прогнозированию. Очевидно, эффективность такого прогноза определяется тем комплексом методик, которые будут применены для диагностики интересов и склонностей личности студента, его установок, ценностных ориентаций, а также характерологических особенностей [8, С.326].

     Выводы.

     Высокая отдача от работников возможна лишь в  том случае, если они будут заинтересованы в конечном результате и будут  положительно относиться к выполняемой  работе. Это возможно лишь тогда, когда  процесс работы и конечные ее результаты позволяют человеку удовлетворить важнейшие из его потребностей. То есть тогда, когда он имеет высокий уровень трудовой мотивации.

     Правильное  выявление профессиональных интересов  и склонностей является важным прогностическим  фактором удовлетворенности профессией в будущем. Причиной неадекватного выбора профессии могут быть как внешние (социальные) факторы, связанные с невозможностью осуществить профессиональный выбор по интересам, так и внутренние (психологические) факторы, связанные с недостаточным осознанием своих профессиональных склонностей или с неадекватным представлением о содержании будущей профессиональной деятельности. 

 

Глава 2. Эмпирическое изучение динамики профессиональной мотивации у студентов  – менеджеров 

2.1 Организация и  методы исследования 

     После изучения теоретических основ нашей проблемы – динамики профессиональной мотивации у студентов ГУУ– мы провели эмпирическое изучение по выявлению особенностей профессиональной мотивации.

     Основной  задачей нашего исследования являлось выявление ведущих мотивов профессиональной деятельности у студентов Государственного Университета  Управления специальностей Реклама и Логистика. В исследовании принимали участие студенты группы Реклама (3 курс) и Логистика (1 курс).

     Возрастной  состав испытуемых от 17 до 22 лет. Общее количество составило 35 человека, из них 6 парней, 29 девушек.

     Исследование  проводилось в рабочей обстановке, во время перерыва. Перед выполнением  тестов был проведен краткий инструктаж о правилах выполнения тестов.

     В данном исследовании применялся опросник на выявление ведущих мотивов профессиональной деятельности( см. Приложение 1) .

     Этот  опросник был выбран нами из-за удобство использования - тесты удобны, просты и практичны. Четкие, лаконичные вопросы – простые и понятные ответы.

     Данная  методика состоит из ряда утверждений (их 20 ), каждое их которых имеет 3 различных окончания. Необходимо из трёх вариантов окончания выбрать наиболее верный для самого человека. Далее в бланке ответов, розданных испытуемым, отыскивается соответствующий ответ и отмечается, обводя его кружком. Отвечая на вопросы, не следует стремиться произвести заведомо приятное впечатление, т.к. важен не конкретный ответ, а суммарный бал по серии вопросов.

     Методика  предназначена для изучения мотивов  профессиональной деятельности. Среди них условно выделены четыре основные группы:

  1. мотивы собственного труда (МСТ). Студенты с данной группой мотивов характеризуются рациональным использованием рабочего времени для выполнения конкретных задач, соблюдением трудовой дисциплины, увлеченностью процессом труда и его результатами.
  2. мотивы социальной значимости (МСЗ) характеризуют стремление студентов к согласованной работе в коллективе, их заинтересованность, инициативность, требовательность в совместной деятельности в целях достижения социально значимых результатов, осознанность общественного значения избранной профессии.
  3. мотивы самоутверждения в труде (МСУТ) означают, что студенты стремятся к более полному выявлению и использованию своих личностных возможностей в профессиональной деятельности.
  4. мотивы профессионального мастерства (МПМ) формируют у студентов применение знаний для повышения качества работы и получения дополнительных профессиональных знаний, умений и навыков.

     Исследования  по выявлению ведущих мотивов  профессиональной деятельности можно проводить и с одним испытуемым и с группой.

     Результат, который получился и есть ведущий мотив профессиональной деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 

2.2 Результаты изучения динамики профессиональной мотивации у студентов ГУУ. 

     В результате проведенного нами исследования в группах были подсчитаны баллы, приведенные в таблице 2.1. (см. Приложение 2)

     По  данным таблицы видно явное преобладание одной группы мотивов профессиональной деятельности – мотивы самоутверждения в труде. Они доминирует у 21 тестируемого. У студентов 1 курса этот показатель встречается у 8 человек, а у студентов 3 курса – у 13 человек.

     На  втором месте стоят мотивы социальной значимости. Они преобладают у 9 учащихся. Из них 5 человек – студенты 1 курса  и 4 человека - студенты 3 курса.

     Мотивы  профессионального мастерства доминируют у 3 студентов: 1 курс – 3 человека, 3 курс – 1 человек.

     И, наконец, мотивы собственного труда  встречаются только у 2 студентов: 1 курс – 1 человек, 3 курс -1 человек.

     В результате исследования выявились  следующие процентные соотношения:

     Таблица 2.2.

                                               № группы

Мотивы

Кол-во человек 
Группа  Реклама 3-2 Группа Логистика 1-2
Мотивы  собственного труда 5,26% 0,39%
Мотивы  социальной значимости 6,92% 31,25%
Мотивы  самоутверждения в труде 68,42% 50%
Мотивы  профессионального мастерства 5,26% 18,75%
 

Рис. 2.1. Гистограмма значимости мотивов профессиональной деятельности

     Данные  гистограммы наиболее ярко показывают преобладание у студентов обоих  курсов мотив самоутверждения в труде.

     Профессиональна ориентация динамична, изменчива и  представляет непрерывный процесс, протекающий под постоянным воздействием объективных и субъективных факторов. Структуру профессиональных мотивов  можно выявлять на разных этапах становления профессионала: на этапе выбора профессии или специальности (взвешиваются все плюсы и минусы предлагаемой работы) в процессе работы по избранной специальности; при смене рабочего места.

     Профессиональная  мотивация формируется в результате целенаправленной деятельности школы, ВУЗа и коллективов, в которых приходится работать выпускникам школ, вузов и других учебных заведений. При рассмотрении проблем, связанных с профессиональной мотивацией, вопрос о влиянии мотивации на успешность деятельности является одним из основных. Общепризнано, что от выраженность профессиональных мотивов зависит эффективность деятельности. 
 

2.3 Рекомендации по  оптимизации профессиональной  мотивации у студентов ГУУ. 

     Общий смысл формирования оптимизации профессиональной мотивации состоит в том, что преподавателям желательно переводить учащихся с уровней отрицательного и безразличного отношения к учению к зрелым формам положительного отношения к учению - действенному осознанному и ответственному.

     Воспитанию  положительной мотивации учения способствуют общая атмосфера в ВУЗе, группе; участие студента в коллективистических формах организации разных видов деятельности; отношения сотрудничества преподавателя и учащегося, помощь преподавателя не в виде прямого вмешательства в выполнение задания, а в виде советов; привлечение преподавателем студентов к оценочной деятельности и формирование у них адекватной самооценки. Кроме того, формирование мотивации способствуют занимательное изложение, необычная форма преподавания материала, вызывающая удивление у учащихся; эмоциональность речи преподавателя; ролевые игры, ситуация спора и дискуссии; анализ жизненных ситуаций; умелое применение преподавателем поощрения и порицания.

     Особое  значение здесь приобретает укрепление всех сторон умения студента учиться, обеспечивающее усвоение всех видов знаний и их применение в новых условиях, самостоятельное выполнение им учебных действий и самоконтроля, самостоятельный переход от одного этапа учебной работы к другой, включение учащихся в совместную учебную деятельность.

Информация о работе Изучение динамики профессиональной мотивации у студентов Государственного Университета Управления