Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 22:12, контрольная работа
В современном обществе возрастает роль психологических знаний о трудовой деятельности человека в связи с особенностями социально-экономического и технического развития всех сфер и форм нашей жизни, увеличением сложности, ответственности и опасности многих видов труда, повышением требований к уровню функциональных резервов человека при выполнении профессиональных задач.
Введение……………………………………………………………………………...3
1. Системный подход к изучению трудовой деятельности……………………….4
2. Экономические аспекты труда и их связь с человеческим опытом и поведением………………………………………………………………………….10
3. Психологические признаки труда………………………………………………11
4. Личность и деятельность………………………………………………………..13
Заключение………………………………………………………………………….15
Используемая литература………………………………………………………….16
ФГОУ ВПО
« Пензенская ГСХА»
Контрольная работа
по предмету
«Психология трудовой деятельности»
на тему
«Экономико
– психологические аспекты
Выполнила: студентка 3-его курса
экономического факультета
заочного отделения
специальность: Бухучет, анализ и аудит
Пономаренко Алена Евгеньевна
Шифр 5309
Пенза 2010
Тема
2. Экономико –
психологические
аспекты труда
Введение…………………………………………………………
1. Системный подход к изучению трудовой деятельности……………………….4
2. Экономические
аспекты труда и их связь
с человеческим опытом и
3. Психологические
признаки труда…………………………………………
4. Личность и
деятельность………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Используемая
литература……………………………………………………
Введение
В
современном обществе возрастает роль
психологических знаний о трудовой
деятельности человека в связи с
особенностями социально-
Труд — это целесообразная деятельность по преобразованию окружающего мира для удовлетворения потребностей человека. Труд является одним из основных видов осознанной активности человека, которая служит средством и способом его самореализации в личной и общественной жизни, общения, познания себя и окружающего мира, развития себя как личности, самоутверждения, создания материальных и духовных ценностей и личного достатка.
Труд — это явление прежде всего социально-экономическое, и существуют вопросы его принципиально-научного понимания, планирования и организации на уровне системы народного хозяйства, отрасли, предприятия, вопросы его учета и вознаграждения. Этому соответствуют философские, социологические и экономические подходы к пониманию труда.
Психология труда опирается на систему философского знания или на методологию, с одной стороны, и предоставляет конкретно-научный материал для развития философии — с другой.
Важным фактором повышения эффективности деятельности любой организации в условиях рыночной системы хозяйствования является активизация человеческого фактора, обеспечение возможности развития творческого потенциала каждого человека в процессе труда. Очевидно, решение данной проблемы невозможно без знания психологических механизмов и факторов труда; психологических особенностей успешного выбора и овладения профессией; условий самореализации личности в трудовой деятельности.
Основой
любой организации и ее главным богатством
являются люди. Хотя машина и стала полновластным
хозяином во многих технологических и
управленческих процессах, хотя она и
вытеснила человека почти полностью или
даже полностью из отдельных подразделений
организации, роль и значение человека
в организации не только не упали, но даже
увеличились. В настоящее время говорят
о социально ориентированной экономике,
одним из направлений которой является
развитие человека в процессе труда. Это
означает превращение труда в сферу развития
человека, постепенный переход к содержательному
труду в комфортных условиях, изменение
отношений в коллективе и т. д. Человек
стал самым дорогостоящим ресурсом. Многие
организации, желая подчеркнуть свой вес
и размах, говорят не о размере их производственных
мощностей, объеме производства или продаж,
финансовом потенциале и т.п., а о числе
работников в организации. Хорошая организация
стремится максимально эффективно использовать
потенциал своих работников, создавая
все условия для наиболее полной отдачи
сотрудников на работе и для интенсивного
развития их потенциала. Но есть и другая
сторона этого взаимодействия, которая
отражает то, как человек смотрит на
организацию, на то, какую роль она играет
в его жизни, что она дает ему, какой смысл
он вкладывает в свое взаимодействие с
организацией. Установление органичного
сочетания двух этих сторон взаимодействия
человека и организации обеспечивает
основу эффективного функционирования
любой организации.
1. Системный подход к изучению трудовой деятельности
Системный подход
– направление методологии научного знания
и социальной практики, в основе которого
лежит исследование объектов как систем
с использованием системного анализа,
воплощающего диалектический способ изучения,
исследования естественных и общественных
процессов. Методологическая специфика
системного подхода определяется тем,
что он ориентирует исследование на раскрытие
целостности объекта и обеспечивающих
её механизмов, на выявление многообразных
типов связей сложного объекта и сведение
его в единую теоретическую картину. Выявление
многообразия типов связей для раскрытия
целостности объекта предполагает множество
его расчленений вплоть до операциональной
единицы анализа, позволяющей фиксировать
целостные свойства объекта, его структуру
и динамику. Следует отметить, что реализация
системного подхода представляет собой
эвристический, творческий процесс, поскольку
системный подход не существует в виде
строгой методологической концепции.
В основе системного познания явлений лежит диалектика как теория познания, раскрывающая процесс познания, взаимодействие его основных элементов в процессе постижения истины1.
Рассматривая трудовой потенциал уже в первом приближении можно сказать, что потенциал в данном случае должен характеризовать какую-то систему. В связи с этим представляется целесообразным рассмотреть само понятие «система» лежащего в основе системного подхода. Несмотря на то, что существует множество определений понятия «система», под системой мы будем понимать следующее.
Система – множество составляющих единство элементов, их связей и взаимодействий между собой и между ними и внешней средой, образующих присущую данной системе целостность, качественную определённость и целенаправленность2.
Из вышесказанного можно сделать логический вывод о том, что трудовой потенциал характеризует способность системы производить работу, т.е. превращать потенциальную энергию в энергию движения (кинетическую).
В
связи с вышесказанным
В
современной экономической
Б.М.
Генкин отмечает, что понятие «труд»
имеет два существенно
Труд как система состоит из следующих основных элементов: рабочей силы, предметов труда и средств труда, образующих средства производства.
Целесообразность процесса труда предполагает его конечный результат – продукт труда, который «есть потребительная стоимость, вещество природы, приспособленное к человеческим потребностям посредством изменения формы. Труд овеществляется в предмете, а предмет обработан»6. Таким образом, процесс труда как систему можно представить следующим образом. (рис.1)
Рис.1. Процесс труда как система
Важным требованием применения системного подхода является определение системообразующего фактора в качестве которого выступает причина образования системы, которая определяет объём и состав вовлеченных в систему компонентов. Таким системообразующим фактором является производство как деятельность по преобразованию, изменению вещества природы для удовлетворения потребностей. Таким образом, вовлечение элементов в систему обусловлено необходимостью производства, которое может быть совершено посредством трудовой деятельности.
Помимо системообразующего фактора важнейшей предпосылкой существования и функционирования системы является наличие системообразующего элемента как неделимой части системы, обладающей качественной определённостью. В качестве системообразующего элемента процесса труда как системы выступает человек, как носитель способностей к труду (рабочей силы). В доказательство истинности выбора системообразующего элемента приведем слова К. Маркса: «Машина, которая не служит в процессе труда, бесполезна. … Живой труд должен охватить эти вещи, воскресить их из мертвых, превратить их из только возможных в действительные и действующие потребительные стоимости…, т.е. их контакт с живым трудом, служит единственным средством для того, чтобы сохранить и использовать эти продукты прошлого труда как потребительные стоимости7».
Из вышесказанного
следует, что важнейшим элементом
процесса труда как системы, источником
её существования и
Вышесказанное приводит нас к необходимости раскрытия сущности системообразующего элемента труда – рабочей силы.
К. Маркс, давая в «Капитале» определение рабочей силе, говорил следующее: «Под рабочей силой, или способностью к труду, мы понимаем совокупность физических и духовных способностей, которыми обладает организм, живая личность человека, и которые пускаются им в ход всякий раз, когда он производит какие-либо потребительные стоимости»8.
В западной экономической литературе под рабочей силой (labor force) понимают общее число лиц в возрасте от 16 лет и старше, работающих или безработных, за исключением содержащихся в психиатрических больницах и исправительных учреждениях9. В данной трактовке понятие «рабочая сила» соответствует понятию «экономически активное население», или функционирующая рабочая сила, состоящая из занятых и безработных.
К. Маркс в «Капитале»
применительно к понятию «
Информация о работе Экономико – психологические аспекты труда