Экономико – психологические аспекты труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 22:12, контрольная работа

Описание

В современном обществе возрастает роль психологических знаний о трудовой деятельности человека в связи с особенностями социально-экономического и технического развития всех сфер и форм нашей жизни, увеличением сложности, ответственности и опасности многих видов труда, повышением требований к уровню функциональных резервов человека при выполнении профессиональных задач.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Системный подход к изучению трудовой деятельности……………………….4
2. Экономические аспекты труда и их связь с человеческим опытом и поведением………………………………………………………………………….10
3. Психологические признаки труда………………………………………………11
4. Личность и деятельность………………………………………………………..13
Заключение………………………………………………………………………….15
Используемая литература………………………………………………………….16

Работа состоит из  1 файл

ПСИХО,,,.docx

— 52.97 Кб (Скачать документ)

ФГОУ ВПО  « Пензенская ГСХА» 
 
 
 
 
 

Контрольная работа

по предмету

«Психология трудовой деятельности»

на тему

«Экономико  – психологические аспекты труда» 
 
 
 
 

              Выполнила: студентка 3-его курса 

              экономического  факультета

              заочного  отделения

              специальность: Бухучет, анализ и аудит

              Пономаренко Алена Евгеньевна

              Шифр 5309 
               
               
               

Пенза 2010

 

Тема 2. Экономико –  психологические  аспекты труда 

Введение……………………………………………………………………………...3

1. Системный  подход к изучению трудовой  деятельности……………………….4

2. Экономические  аспекты труда и их связь  с человеческим опытом и поведением………………………………………………………………………….10

3. Психологические  признаки труда………………………………………………11

4. Личность и  деятельность………………………………………………………..13

Заключение………………………………………………………………………….15

Используемая  литература………………………………………………………….16

 

    Введение 

    В современном обществе возрастает роль психологических знаний о трудовой деятельности человека в связи с  особенностями социально-экономического и технического развития всех сфер и форм нашей жизни, увеличением  сложности, ответственности и опасности  многих видов труда, повышением требований к уровню функциональных резервов человека при выполнении профессиональных задач.

    Труд — это целесообразная деятельность по преобразованию окружающего мира для удовлетворения потребностей человека. Труд является одним из основных видов осознанной активности человека, которая служит средством и способом его самореализации в личной и общественной жизни, общения, познания себя и окружающего мира, развития себя как личности, самоутверждения, создания материальных и духовных ценностей и личного достатка.

    Труд  — это явление прежде всего  социально-экономическое, и существуют вопросы его принципиально-научного понимания, планирования и организации на уровне системы народного хозяйства, отрасли, предприятия, вопросы его учета и вознаграждения. Этому соответствуют философские, социологические и экономические подходы к пониманию труда.

    Психология  труда опирается на систему философского знания или на методологию, с одной стороны, и предоставляет конкретно-научный материал для развития философии — с другой.

    Важным  фактором повышения эффективности  деятельности любой организации в условиях рыночной системы хозяйствования является активизация человеческого фактора, обеспечение возможности развития творческого потенциала каждого человека в процессе труда. Очевидно, решение данной проблемы невозможно без знания психологических механизмов и факторов труда; психологических особенностей успешного выбора и овладения профессией; условий самореализации личности в трудовой деятельности.

    Основой любой организации и ее главным богатством являются люди. Хотя машина и стала полновластным хозяином во многих технологических и управленческих процессах, хотя она и вытеснила человека почти полностью или даже полностью из отдельных подразделений организации, роль и значение человека в организации не только не упали, но даже увеличились. В настоящее время говорят о социально ориентированной экономике, одним из направлений которой является развитие человека в процессе труда. Это означает превращение труда в сферу развития человека, постепенный переход к содержательному труду в комфортных условиях, изменение отношений в коллективе и т. д. Человек стал самым дорогостоящим ресурсом. Многие организации, желая подчеркнуть свой вес и размах, говорят не о размере их производственных мощностей, объеме производства или продаж, финансовом потенциале и т.п., а о числе работников в организации. Хорошая организация стремится максимально эффективно использовать потенциал своих работников, создавая все условия для наиболее полной отдачи сотрудников на работе и для интенсивного развития их потенциала. Но есть и другая сторона этого взаимодействия, которая отражает  то, как человек смотрит на организацию, на то, какую роль она играет в его жизни, что она дает ему, какой смысл он вкладывает в свое взаимодействие с организацией. Установление органичного сочетания двух этих сторон взаимодействия человека и организации обеспечивает основу эффективного функционирования любой организации. 
 

    1. Системный подход  к изучению трудовой  деятельности

     
       Системный подход – направление методологии научного знания и социальной практики, в основе которого лежит исследование объектов как систем с использованием системного анализа, воплощающего диалектический способ изучения, исследования естественных и общественных процессов. Методологическая специфика системного подхода определяется тем, что он ориентирует исследование на раскрытие целостности объекта и обеспечивающих её механизмов, на выявление многообразных типов связей сложного объекта и сведение его в единую теоретическую картину. Выявление многообразия типов связей для раскрытия целостности объекта предполагает множество его расчленений вплоть до операциональной единицы анализа, позволяющей фиксировать целостные свойства объекта, его структуру и динамику. Следует отметить, что реализация системного подхода представляет собой эвристический, творческий процесс, поскольку системный подход не существует в виде строгой методологической концепции.

    В основе системного познания явлений лежит диалектика как теория познания, раскрывающая процесс познания, взаимодействие его основных элементов в процессе постижения истины1.

    Рассматривая трудовой потенциал уже в первом приближении можно сказать, что потенциал в данном случае должен характеризовать какую-то систему. В связи с этим представляется целесообразным рассмотреть само понятие «система» лежащего в основе системного подхода. Несмотря на то, что существует множество определений понятия «система», под системой мы будем понимать следующее.

    Система – множество составляющих единство элементов, их связей и взаимодействий между собой и между ними и внешней средой, образующих присущую данной системе целостность, качественную определённость и целенаправленность2.

    Из  вышесказанного можно сделать логический вывод о том, что трудовой потенциал характеризует способность системы производить работу, т.е. превращать потенциальную энергию в энергию движения (кинетическую).

    В связи с вышесказанным следующим  этапом является определение системы, в рамках которой мы сможем зафиксировать  наличие потенциала, потенциальной  энергии, что требует детального рассмотрения важнейшей категории  экономики труда – труд.

    В современной экономической литературе труд рассматривается в двух аспектах: во-первых, как целесообразная деятельность людей по созданию материальных и  духовных благ, необходимых для удовлетворения потребностей каждого отдельного человека, предприятий, людей или общества в целом3; во-вторых – как один из факторов производства, наряду с землёй и капиталом, т.е. как labor – физические и умственные способности (усилия) людей, которые могут быть использованы для производства товаров и услуг4. Как видно из определений понятие «труд» рассматривается по-разному, и поэтому, на наш взгляд, для устранения терминологических противоречий необходимо дать более точную трактовку данной категории. Для этого рассмотрим более подробно процесс труда.

    Б.М. Генкин отмечает, что понятие «труд» имеет два существенно различных  значения: труд как процесс (вид деятельности человека) и труд как вид экономических  ресурсов. Труд как процесс – вид экономической деятельности человека по производству благ и ресурсов, необходимых для потребления в домашнем хозяйстве, или для экономического обмена, или для того и другого. Труд как вид экономических ресурсов характеризует возможности участия человека или группы людей в процессах производства благ и услуг. К последнему, по мнению Б.М. Генкина целесообразно применить понятие «трудовой потенциал»5.

    Труд как система состоит из следующих основных элементов: рабочей силы, предметов труда и средств труда, образующих средства производства.

    Целесообразность  процесса труда предполагает его  конечный результат – продукт  труда, который «есть потребительная стоимость, вещество природы, приспособленное  к человеческим потребностям посредством  изменения формы. Труд овеществляется в предмете, а предмет обработан»6. Таким образом, процесс труда как систему можно представить следующим образом. (рис.1)

    

              Рис.1. Процесс труда как система 

    Важным  требованием применения системного подхода является определение  системообразующего фактора в качестве которого выступает причина образования системы, которая определяет объём и состав вовлеченных в систему компонентов. Таким системообразующим фактором является производство как деятельность по преобразованию, изменению вещества природы для удовлетворения потребностей. Таким образом, вовлечение элементов в систему обусловлено необходимостью производства, которое может быть совершено посредством трудовой деятельности.

          Помимо системообразующего фактора важнейшей предпосылкой существования и функционирования системы является наличие системообразующего элемента как неделимой части системы, обладающей качественной определённостью. В качестве системообразующего элемента процесса труда как системы выступает человек, как носитель способностей к труду (рабочей силы). В доказательство истинности выбора системообразующего элемента приведем слова К. Маркса: «Машина, которая не служит в процессе труда, бесполезна. … Живой труд должен охватить эти вещи, воскресить их из мертвых, превратить их из только возможных в действительные и действующие потребительные стоимости…, т.е. их контакт с живым трудом, служит единственным средством для того, чтобы сохранить и использовать эти продукты прошлого труда как потребительные стоимости7».

          Из вышесказанного следует, что важнейшим элементом  процесса труда как системы, источником её существования и функционирования является человек как носитель способностей к труду (рабочей силы). Именно человек, используя свои способности к  труду, делает процесс производства возможным и действительным для  создания потребительных стоимостей.

          Вышесказанное приводит нас к необходимости раскрытия  сущности системообразующего элемента труда – рабочей силы.

          К. Маркс, давая в  «Капитале» определение рабочей  силе, говорил следующее: «Под рабочей  силой, или способностью к труду, мы понимаем совокупность физических и духовных способностей, которыми обладает организм, живая личность человека, и которые пускаются  им в ход всякий раз, когда он производит какие-либо потребительные стоимости»8.

          В западной экономической  литературе под рабочей силой (labor force) понимают общее число лиц в возрасте от 16 лет и старше, работающих или безработных, за исключением содержащихся в психиатрических больницах и исправительных учреждениях9. В данной трактовке понятие «рабочая сила» соответствует понятию «экономически активное население», или функционирующая рабочая сила, состоящая из занятых и безработных.

          К. Маркс в «Капитале» применительно к понятию «рабочая сила» определяет силу как способность, возможность, потенцию, т.е. он рассматривает  данное понятие в плане соотношения: возможность-действительность. Иными  словами, рабочая сила (способность  к труду) – возможность (труда), а  труд – действительность (реализация рабочей силы). «Способность к труду  ещё не означает труд, подобно тому, как способность переваривать пищу вовсе не совпадает с фактическим  перевариванием пищи10». Иными словами, физические, интеллектуальные и духовные способности человека к труду представляют собой потенциальную энергию труда как системы в совокупности с материльно-вещественными факторами труда, существуют в виде возможности и для того чтобы они реализовались, стали действительностью, превратились в энергию движения (кинетическую энергию) необходима совокупность условий – это условия труда, условия производства, т.е. те объективные условия, объекты, предметы, вещи, без которых невозможна деятельность субъекта труда и производства, невозможны труд и производство как предметная деятельность11. Для того чтобы труд состоялся вообще необходимо также соединение рабочей силы со средствами производства в соответствующей общественной форме, экономического отношения – найма.

Информация о работе Экономико – психологические аспекты труда