Экономико – психологические аспекты труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 22:12, контрольная работа

Описание

В современном обществе возрастает роль психологических знаний о трудовой деятельности человека в связи с особенностями социально-экономического и технического развития всех сфер и форм нашей жизни, увеличением сложности, ответственности и опасности многих видов труда, повышением требований к уровню функциональных резервов человека при выполнении профессиональных задач.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Системный подход к изучению трудовой деятельности……………………….4
2. Экономические аспекты труда и их связь с человеческим опытом и поведением………………………………………………………………………….10
3. Психологические признаки труда………………………………………………11
4. Личность и деятельность………………………………………………………..13
Заключение………………………………………………………………………….15
Используемая литература………………………………………………………….16

Работа состоит из  1 файл

ПСИХО,,,.docx

— 52.97 Кб (Скачать документ)

    Например, считается естественным, что скрипач  играет на «своей» скрипке (не в собственническом смысле, а в том, что определенным инструментом он пользуется постоянно). Но феномен «срастания» инструмента, средства труда и «душой» работника  имеет место у каждого профессионала.

     

4. Ориентировка в межлюдских производственных отношениях.

    Например, токарь, обрабатывающий заготовку ротора для турбины крупного агрегата электростанции. Внешне токарь работает в одиночку, но обрабатываемый ротор турбины  прошел уже многие виды трудоемкой обработки. Над ним поработали литейщики, выбивщики опок, кузнецы на молотах  и прессах, а еще раньше — формовщики литейного производства, а еще  раньше — машинисты кранов и других транспортных средств и далее  назад до работников железорудной промышленности. Заготовка в данном случае — не только будущее изделие для кого-то, но это также теперь уже достаточно сложное и дорогое изделие, содержащее в себе овеществленный труд многих высококвалифицированных работников. Это можно сказать о любом  полуфабрикате.

    Итак, в контексте психологического подхода  мы будем понимать труд как активность, характеризующуюся рассмотренными выше четырьмя признаками. Все эти  признаки соединены друг с другом. Это означает, что некая наблюдаемая  активность человека может быть отнесена к психологическому понятию «труд» только в том случае, если ей может  быть приписан каждый из четырех признаков.  
 

    4. Личность и деятельность 

    Понятие «субъект труда» является фундаментальной  категорией психологии. Она отражает способность человека действовать  осознанно, активно, целенаправленно, то есть на основе психического отражения  предметного мира и в интересах  познания и преобразования окружающей действительности. Субъектом труда  может быть не только конкретный человек (индивид), но и социальная группа (рабочий  коллектив). Таким образом, субъект труда — это активно действующий, познающий и преобразующий, обладающий сознанием и волей индивид или социальная группа.

    Субъект труда — это  активно действующий, познающий и преобразующий, обладающий сознанием и волей индивид или социальная группа.

    Процесс формирования личности профессионала  обусловливается синтезом возможностей, способностей, активности личности и  требованиями деятельности. Основной смысл содержания проблемы сводится к формулам: 
- «проявление личности в профессии», т. е. в выборе и овладении профессией, в удовлетворении личностных познавательных интересов; 
- «развитие личности в деятельности», что отражается в формировании профессионально ориентированных качеств человека (его организма и личностных черт), расширении сферы познания окружающего мира, развитии форм и содержания предмета общения.

    Формирование  личности профессионала характеризуется  внутренней противоречивостью процессов  индивидуального развития человека — неравномерностью изменений и  гетерохронностью (разновременностью) фаз развития, а также зависимостью психического развития от смены различных  видов деятельности на профессиональном пути и в течение коротких промежутков времени. Профессиональная деятельность человека задает направление развития его личности. Каждая профессия формирует сходные интересы, установки, черты личности, манеру поведения и т. д. В этой связи можно говорить об идентификации личности с профессией, то есть о процессе адаптации личности к требованиям конкретной деятельности. Иногда приобретенные человеком особенности личности проявляются и в других жизненных условиях и ситуациях. Отрицательным проявлением этого процесса является так называемая профессиональная деформация личности, когда профессиональные привычки, стиль мышления и общения и другие особенности личности гипертрофируются и отражаются на взаимодействии с другими людьми (например, у врачей — грубоватый юмор, снижение уровня эмоциональных переживаний, у учителей — авторитарность, категоричность суждений, поучающая манера общения и т. д.).

    Идентификация личности  с профессией — процесс адаптации личности к требованиям конкретной деятельности.

    Профессиональная  деформация личности — гипертрофированное развитие профессиональных особенностей личности. 

    Развитию  личности профессионала способствует построение «образа Я» профессионала, т. е. представления о себе как  о профессионале, а также создание образа профессионала как эталонной  модели его личности, — соотношение  этих двух образов, оценка их рассогласования, выработка стратегии приближения  к эталонной модели и стремление к ней определяют один из путей развития личности. Не всякая трудовая деятельность развивает личность, и не всякое развитие профессиональных способностей равнозначно развитию личности. Оно так же, как и появление потребности в труде, связано с достижением субъектом чувства удовлетворенности от процесса и результатов деятельности, наличием стремления к преодолению трудностей и успешностью решения сложных задач, желанием проявить свои возможности в трудовом процессе. 
 
 
 

    Заключение 

    Научно  – технический прогресс и глубокие социальные изменения, происходящие в  современном мире, предъявляют особые требования к наукам о человеке, о человеческой психике. Непрерывный  рост технической и энергетической вооруженности современного производства, с одной стороны, и повышение  социальной активности каждого члена общества, с другой – приводят к возрастанию роли психологического, «человеческого фактора» во всех сферах жизни нашего общества. Радикальное преобразование общества  невозможно без всемерной активизации человеческого фактора, без учета влияния социально – экономической и психологической ситуации на формирование отношений людей к труду, на ход и конечные результаты производства.

    Интенсификация  общественного воспроизводства  и формирование предпосылок перехода на инновационную модель экономического развития наиболее остро ставят вопросы  эффективного участия человека в  производственной деятельности, а проблема повышения производительности общественного  труда становится всё более актуальной. Управление социально-трудовыми процессами в условиях становления нового способа  производства – инновационной экономики  требует комплексного, системного подхода  к исследованию процессов в социально-трудовой сфере, позволяющего раскрыть всё многообразие связей между различными социально-экономическими явлениями. Решение данной задачи требует  разработки целостной теоретической  концепции, позволяющей рассматривать  сложную систему явлений хозяйственной  жизни во взаимосвязи и взаимообусловленности.

 

Используемая  литература 

  1. Глущенко, В.В. Исследование систем управления: социологические, экономические, прогнозные, плановые, экспериментальные исследования/В.В. Глущенко, И.И. Глущенко – г. Железнодорожный, Моск. обл.: ООО НПЦ «Крылья», 2000;
  2. Малин, А.С. Исследование систем управления [Текст]/А.С. Малин, В.И. Мухин; Гос. ун-т – Высшая школа экономики. – 3-е изд. – М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2005;
  3. Краткий экономический словарь/Под ред. А.Н. Азрилияна. – 4-е изд. доп. – М.: Институт новой экономики, 2007;
  4. Генкин, Б.М. Экономика и социология труда/ Б.М. Генкин. – 7-е изд., доп. – М.: Норма, 2007;
  5. Маркс, К. Избранные сочинения. В 9-ти т. Т.7./К. Маркс, Ф. Энгельс. – М.: Политиздат, 1987;
  6. Макконнелл, К.Р. Экономикс: принципы проблемы и политика: Пер. с 13-го англ. изд./К.Р. Макконелл, С.Л. Брю .  – М.: ИНФРА-М, 1999;
  7. Багатурия, Г. Категория «производительные силы» в теоретическом наследии Маркса и Энгельса//Вопросы философии», №9/ Г. Багатурия, 1983;
  8. Фатхутдинов, Р.А. Управленческие решения: Учебник. 5-е изд., перераб. и доп./ Р.А. Фатхутдинов. – М.: ИНФРА-М. – 2003;
  9. Шубенкова, Е.В. Экономика труда в схемах и таблицах/ Е.В. Шубенкова, Е.Е. Миргород. - М.: Изд-во Рос. экон. акад., 2003;
  10. Китов, А.И. Психология хозяйственного управления/А.И. Китов. - М.: Профиздат, 1984.

Информация о работе Экономико – психологические аспекты труда