Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 22:12, контрольная работа
В современном обществе возрастает роль психологических знаний о трудовой деятельности человека в связи с особенностями социально-экономического и технического развития всех сфер и форм нашей жизни, увеличением сложности, ответственности и опасности многих видов труда, повышением требований к уровню функциональных резервов человека при выполнении профессиональных задач.
Введение……………………………………………………………………………...3
1. Системный подход к изучению трудовой деятельности……………………….4
2. Экономические аспекты труда и их связь с человеческим опытом и поведением………………………………………………………………………….10
3. Психологические признаки труда………………………………………………11
4. Личность и деятельность………………………………………………………..13
Заключение………………………………………………………………………….15
Используемая литература………………………………………………………….16
Таким образом, субстанциональной
основой системообразующего элемента
процесса труда являются способности
к труду, являющиеся источником труда
и выступающие в форме
Обобщая вышесказанное следует отметить, что трудовой потенциал не сводим к какому-либо одному элементу процесса труда как системы – он характеризует всю систему как единое целое, т.е. не сводим ни к рабочей силе, ни ко средствам производства. В этом заключается свойство эмерджентности (неаддитивности), имманентно присущему всем сложным системам и заключающемуся в несводимости свойств системы к сумме свойств составляющих её элементов и невыводимости свойств целостной системы из свойств элементов, т.е. функционирование системы не может быть сведено к функционированию отдельных её элементов, поскольку совокупное функционирование разнородных взаимосвязанных компонентов порождает качественно новые свойства целого12.
Другим важнейшим свойством является свойство взаимозависимости системы и внешней среды, проявляющий себя в том, что система формирует и проявляет свои свойства только в процессе функционирования и взаимодействия с внешней средой. Иными словами, система реагирует на воздействие внешней среды, развивается под этими воздействиями, но при этом сохраняет качественную определённость и свойства, обеспечивающие относительную устойчивость и адаптивность функционирования системы.
Помимо
вышеперечисленных свойств
Из
свойства многофункциональности
На трудовой потенциал значительное влияние оказывает развитие, трансформация и модификация способностей человека к труду. Следует отметить, что развитие и трансформация способностей к труду находится под воздействием динамики научно-технического прогресса, его долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных циклов. Б.М. Генкин, рассматривая деятельность человека, выделяет в ней два компонента: регламентированный труд, или a-труд и новационный, творческий труд, или b-труд14. Выделение двух компонент труда можно рассматривать как объективный процесс, отражающий эволюцию совокупной способности к труду под воздействием НТР и принципиальными отличиями в их влиянии на формирование дохода как на микро-, так и макроуровне. Дело в том, что увеличение конечного продукта за счет a-труда возможно только на экстенсивной основе (увеличение численности работников, продолжительности времени и интенсивности труда), тогда как за счет b- труда рост объёма продукции возможен при неизменных и даже снижающихся трудозатратах15. Таким образом, выделение a-труда и b- труда является достаточным для анализа факторов продуктивности в отраслях экономики. (рис.3)
Рис.3. Соотношение a-труда и b- труда в различных видах деятельности16
В заключении хотелось
бы отметить, что предложенное видение
трудового потенциала как характеристики
процесса труда с точки зрения
его системности, позволяет комплексно
подойти к проблемам его
2.
Экономические аспекты
труда и их связь
с человеческим
опытом и поведением
Изменение
социально-экономических
В первом факторе более явными стали следующие характеристики: возможность проявлять инициативу, творчески решать поставленные задачи, перспективы профессионального, служебного роста, содержание работы. По части характеристик у данного типа людей превалирует мотивация достижения.
Второй фактор противопоставляет группы факторов, которые были в одной связке в первой группе. Здесь закономерно, что при возрастании важности стабильности работы, отношениями в коллективе, важности фактора свободного времени после работы уменьшается значимость возможности самореализации, проявления инициативы, приносить пользу в обществе. То есть, для людей с высокими значениями по этому фактору важно стабильное, надежное место работы, благоприятный психологический климат, но при этом практически не имеет значения возможность самовыражения, проявления инициативы. Эту группу людей можно охарактеризовать как имеющих явно выраженную мотивацию сохранения.
Третий
фактор объединяет людей, для которых
в работе значимыми являются следующие
аспекты: высокая оплата труда, безопасность,
работа оставляет время для отдыха.
Данный вид мотивации можно условно
обозначить как мотивация пассивно-
В общем смысле к экономическим аспектам трудовой деятельности можно отнести:
1) безопасность труда; 2) возможность влиять на работу предприятия; 3) возможность приносить пользу обществу; 4) возможность проявлять инициативу, творчески решать поставленные задачи; 5) возможность работать самостоятельно; 6) возможность реализовать свои способности, навыки, умения; 7) уровень заработной платы; 8) надежность, стабильность места работы; 9) отношения с руководителями; 10) отношения с коллегами по работе; 11) перспективы профессионального, служебного роста; 12) работа оставляет время для досуга, личной жизни; 13) работа пользуется уважением в окружении; 14) содержание работы.
Производственное
взаимодействие работников друг с другом
как по горизонтали (отношение соучастия
в едином трудовом процессе), так
и по вертикали (отношение между
руководителем и подчиненным) определяет
организационно-экономическую
Роль труда в развитии человека и общества
проявляется в том, что в процессе труда
создаются не только материальные и духовные
ценности, предназначенные для удовлетворения
потребностей людей, но и развиваются
сами работники, которые приобретают новые
навыки, раскрывают свои способности,
пополняют и обогащают знания. Творческий
характер труда находит свое выражение
в рождении новых идей, появлении прогрессивных
технологий, более совершенных и высокопроизводительных
орудий труда, новых видов продукции, материалов,
энергии, которые, в свою очередь, ведут
к развитию потребностей. Таким образом,
следствием трудовой деятельности становится,
с одной стороны, насыщение рынка товарами,
услугами, культурными ценностями, с другой
- прогресс производства, появление новых
потребностей и их последующее удовлетворение.
Это экономическая роль труда. Социальная
роль труда проявляется в следующем. Развитие
и совершенствование производства благотворно
сказывается на воспроизводстве населения,
повышении его материального и культурного
уровня. Такова идеальная схема воздействия
труда на человека и общество. Трудовой
процесс и связанные с ним социально-экономические
результаты деятельности не ограничиваются
собственно сферой производства и услуг.
Экономика и социология труда начинаются
с проблемы формирования рабочей силы
и с ее предложения на рынке труда.
3.
Психологические
признаки труда
К
психологическим признакам
1. Предвосхищение общественно ценного результата.
Чтобы
деятельность в условиях нашего общества
можно было назвать трудовой, ее
предвосхищаемый результат
Например,
если повар, кулинар придумывает
новое блюдо, то знание результата включает
и товароведческие критерии вкусовых
достоинств пищи, выраженные в речи,
и вкусовые, обонятельные образы, играющие
роль своего рода внутренних, субъективных
эталонов. А у химика-аппаратчика,
занятого производством серной кислоты,
знание о конечном результате может
выступать в основном в вербальной
форме — в виде численно заданных
требований к количеству и качеству
продукта, к доле примесей и т.д. Специфика
некоторых разновидностей профессионального
труда состоит в том, что результат
деятельности в конкретных чертах как
раз и неизвестен. Геолог-разведчик
ищет месторождение нефти или
газа, но еще не знает, что, где конкретно
найдет и найдет ли вообще, каковы будут
найденные (если повезет) запасы полезного
минерала и т.д. Аналогичные вещи
можно сказать о следователе,
о пожарном, об инженере-конструкторе,
о слесаре-разметчике, о паркетчике
(он исходит из наличного рисунка
— текстуры — древесины), о художнике-оформителе
и многих других профессионалах, в
труде которых значительную роль
играет именно поиск образа конечного
продукта деятельности. В этих случаях
знание результата есть знание тех
общих требований, норм (технических,
эстетических, социальных), критериев,
которым должен соответствовать
искомый результат.
2. Сознание обязательности достижения заданного результата.
Деятельность становится трудом тогда, когда имеется не только сама идея обязательности, но и внешние по отношению к человеку формы фиксации целей его деятельности и общественного одобрения этих целей.
Например, это задания, сформулированные, утвержденные ответственными представителями общества, производственного коллектива — программы, планы, производственные, трудовые задания, документированные или устные.
Для
детей, подростков носителями социально
значимых целей деятельности выступают
представители старших
3. Владение внешними и внутренними средствами деятельности .
Своеобразие труда как специфически человеческой деятельности состоит в том, что орудия, средства оказываются предметами особого внимания, интереса более или менее широких общностей людей и в связи с этим очень живучи в историческом плане. Они становятся предметом культивирования и, следовательно, культуры народов. Все это значит, что в ходе трудового обучения, профессиональной подготовки важно культивировать не просто знания о средствах труда и навыки их использования, применения, но и особое к ним отношение.
Информация о работе Экономико – психологические аспекты труда