Экономико – психологические аспекты труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 22:12, контрольная работа

Описание

В современном обществе возрастает роль психологических знаний о трудовой деятельности человека в связи с особенностями социально-экономического и технического развития всех сфер и форм нашей жизни, увеличением сложности, ответственности и опасности многих видов труда, повышением требований к уровню функциональных резервов человека при выполнении профессиональных задач.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Системный подход к изучению трудовой деятельности……………………….4
2. Экономические аспекты труда и их связь с человеческим опытом и поведением………………………………………………………………………….10
3. Психологические признаки труда………………………………………………11
4. Личность и деятельность………………………………………………………..13
Заключение………………………………………………………………………….15
Используемая литература………………………………………………………….16

Работа состоит из  1 файл

ПСИХО,,,.docx

— 52.97 Кб (Скачать документ)

          Таким образом, субстанциональной  основой системообразующего элемента процесса труда являются способности  к труду, являющиеся источником труда  и выступающие в форме специфического товара -  рабочая сила.

          Обобщая вышесказанное  следует отметить, что трудовой потенциал  не сводим к какому-либо одному элементу процесса труда как системы –  он характеризует всю систему  как единое целое, т.е. не сводим ни к  рабочей силе, ни ко средствам производства. В этом заключается свойство эмерджентности (неаддитивности), имманентно присущему  всем сложным системам и заключающемуся в несводимости свойств системы к сумме свойств составляющих её элементов и невыводимости свойств целостной системы из свойств элементов, т.е. функционирование системы не может быть сведено к функционированию отдельных её элементов, поскольку совокупное функционирование разнородных взаимосвязанных компонентов порождает качественно новые свойства целого12

          Другим важнейшим  свойством является свойство взаимозависимости  системы и внешней среды, проявляющий  себя в том, что система формирует  и проявляет свои свойства только в процессе функционирования и взаимодействия с внешней средой. Иными словами, система реагирует на воздействие  внешней среды, развивается под  этими воздействиями, но при этом сохраняет качественную определённость и свойства, обеспечивающие относительную  устойчивость и адаптивность функционирования системы.

    Помимо  вышеперечисленных свойств трудовому  потенциалу как сложной системе  присуще свойство многофункциональности, т.е. способности системы к реализации некоторого множества функций. Данное свойство вытекает из многофункциональности  процесса труда. В качестве основных функций процесса труда можно  выделить следующие13:

      • производство материальных и духовных благ с целью удовлетворения личных и общественных потребностей человека и общества;
      • обеспечение безопасности жизни человека и общества, сохранение природы, обеспечение здоровой социальной среды;
      • формирование и накопление общественного материального и нематериального богатства, развитие факторов производства, науки, техники, культуры;
      • развитие самого человека, личности, формирование творческой личности и свободного общества, рекреацию человека.

    Из  свойства многофункциональности логически  вытекают еще несколько важнейших  свойств, характеризующих трудовой потенциал как обобщённую характеристику системы: гибкость, адаптивность, устойчивость. Свойство гибкости проявляется в способности системы изменять цель и параметры функционирования в зависимости от условий функционирования или состояния элементов системы. Свойство гибкости проявляется в существовании обратной связи, т.е. реакции системы на управляющее воздействие. Адаптация системы (адаптивность) представляет собой реакцию системы на действие факторов среды, выражающееся в изменении целей и поведении системы. Устойчивость системы представляет собой способность системы возвращаться в исходное состояние после некоторых возмущающих воздействий (флуктуаций).

    На трудовой потенциал значительное влияние оказывает развитие, трансформация и модификация способностей человека к труду. Следует отметить, что развитие и трансформация способностей к труду находится под воздействием динамики научно-технического прогресса, его долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных циклов.  Б.М. Генкин, рассматривая деятельность человека, выделяет в ней два компонента: регламентированный труд, или a-труд и новационный, творческий труд, или b-труд14. Выделение двух компонент труда можно рассматривать как объективный процесс, отражающий эволюцию совокупной способности к труду под воздействием НТР и принципиальными отличиями в их влиянии на формирование дохода как на микро-, так и макроуровне. Дело в том, что увеличение конечного продукта за счет a-труда возможно только на экстенсивной основе (увеличение численности работников, продолжительности времени и интенсивности труда), тогда как за счет b- труда рост объёма продукции возможен при неизменных и даже снижающихся трудозатратах15. Таким образом, выделение a-труда и b- труда является достаточным для анализа факторов продуктивности в отраслях экономики. (рис.3)

    

    Рис.3. Соотношение a-труда и b- труда в различных видах деятельности16

          В заключении хотелось бы отметить, что предложенное видение  трудового потенциала как характеристики процесса труда с точки зрения его системности, позволяет комплексно подойти к проблемам его воспроизводства  и развития, включающему не только развитие способностей человека к труду, но и условия взаимодействия его со средствами труда, совершенствованием институциональной структуры общественного воспроизводства, развитию форм организации и кооперации труда, систем стимулирования трудовой деятельности, инвестиций в развитие рабочей силы. 
 

    2. Экономические аспекты  труда и их связь  с человеческим  опытом и поведением 

    Изменение социально-экономических условий  в России привели к трансформации  большинства жизненных установок, ценностей и ориентиров населения. Неоднозначно изменения отразились на трудовой сфере. Подверглась преобразованию система мотивации трудовой деятельности экономически активного населения. В связи с необходимостью усовершенствования системы стимулирования на любом  предприятии в изменившихся условиях возросла актуальность изучения трансформационных  процессов, произошедших с трудовой мотивацией работников. Для отслеживания динамики стало недостаточно использования стандартного сравнительного анализа, необходим широкий аппарат математических методов, включающий факторный и корреляционно-регрессионный анализ. В ходе факторного анализа было выделено три основных фактора, которые прослеживаются во всех изучаемых массивах данных.

    В первом факторе более явными стали  следующие характеристики: возможность  проявлять инициативу, творчески  решать поставленные задачи, перспективы  профессионального, служебного роста, содержание работы. По части характеристик  у данного типа людей превалирует мотивация достижения.

    Второй  фактор противопоставляет группы факторов, которые были в одной связке в  первой группе. Здесь закономерно, что  при возрастании важности стабильности работы, отношениями в коллективе, важности фактора свободного времени  после работы уменьшается значимость возможности самореализации, проявления инициативы, приносить пользу в обществе. То есть, для людей с высокими значениями по этому фактору важно  стабильное, надежное место работы, благоприятный психологический  климат, но при этом практически  не имеет значения возможность самовыражения, проявления инициативы. Эту группу людей можно охарактеризовать как  имеющих явно выраженную мотивацию  сохранения.

    Третий  фактор объединяет людей, для которых  в работе значимыми являются следующие  аспекты: высокая оплата труда, безопасность, работа оставляет время для отдыха. Данный вид мотивации можно условно  обозначить как мотивация пассивно-корыстная.

    В общем смысле к экономическим  аспектам трудовой деятельности можно отнести:

1) безопасность труда; 2) возможность влиять на работу предприятия; 3) возможность приносить пользу обществу; 4) возможность проявлять инициативу, творчески решать поставленные задачи; 5) возможность работать самостоятельно; 6) возможность реализовать свои способности, навыки, умения; 7) уровень заработной платы; 8) надежность, стабильность места работы; 9) отношения с руководителями; 10) отношения с коллегами по работе; 11) перспективы профессионального, служебного роста; 12) работа оставляет время для досуга, личной жизни; 13) работа пользуется уважением в окружении; 14) содержание работы.

    Производственное  взаимодействие работников друг с другом как по горизонтали (отношение соучастия  в едином трудовом процессе), так  и по вертикали (отношение между  руководителем и подчиненным) определяет организационно-экономическую сторону  трудовой деятельности. Она зависит  от уровня разделения и кооперации труда, от форм организации труда - индивидуальной или коллективной, от численности  работающих, от организационно-правовой формы предприятия (учреждения). Проблемы трудовой деятельности служат объектом изучения многих научных дисциплин: физиологии и психологии труда, статистики труда, трудового права и др.  
Роль труда в развитии человека и общества проявляется в том, что в процессе труда создаются не только материальные и духовные ценности, предназначенные для удовлетворения потребностей людей, но и развиваются сами работники, которые приобретают новые навыки, раскрывают свои способности, пополняют и обогащают знания. Творческий характер труда находит свое выражение в рождении новых идей, появлении прогрессивных технологий, более совершенных и высокопроизводительных орудий труда, новых видов продукции, материалов, энергии, которые, в свою очередь, ведут к развитию потребностей. Таким образом, следствием трудовой деятельности становится, с одной стороны, насыщение рынка товарами, услугами, культурными ценностями, с другой - прогресс производства, появление новых потребностей и их последующее удовлетворение. Это экономическая роль труда. Социальная роль труда проявляется в следующем. Развитие и совершенствование производства благотворно сказывается на воспроизводстве населения, повышении его материального и культурного уровня. Такова идеальная схема воздействия труда на человека и общество. Трудовой процесс и связанные с ним социально-экономические результаты деятельности не ограничиваются собственно сферой производства и услуг. Экономика и социология труда начинаются с проблемы формирования рабочей силы и с ее предложения на рынке труда.
 
 

    3. Психологические  признаки труда 

    К психологическим признакам труда  относят:  

1. Предвосхищение общественно ценного результата.

    Чтобы деятельность в условиях нашего общества можно было назвать трудовой, ее предвосхищаемый результат должен мыслиться как ценный для общества. Важно отметить также, что слово  «предвосхищение» указывает одновременно и на познавательный (гностический) и на аффективный (связанный с  эмоциональными переживаниями) компоненты представления (образа) результата деятельности.

    Например, если повар, кулинар придумывает  новое блюдо, то знание результата включает и товароведческие критерии вкусовых достоинств пищи, выраженные в речи, и вкусовые, обонятельные образы, играющие роль своего рода внутренних, субъективных эталонов. А у химика-аппаратчика, занятого производством серной кислоты, знание о конечном результате может  выступать в основном в вербальной форме — в виде численно заданных требований к количеству и качеству продукта, к доле примесей и т.д. Специфика  некоторых разновидностей профессионального  труда состоит в том, что результат  деятельности в конкретных чертах как  раз и неизвестен. Геолог-разведчик  ищет месторождение нефти или  газа, но еще не знает, что, где конкретно  найдет и найдет ли вообще, каковы будут  найденные (если повезет) запасы полезного  минерала и т.д. Аналогичные вещи можно сказать о следователе, о пожарном, об инженере-конструкторе, о слесаре-разметчике, о паркетчике (он исходит из наличного рисунка  — текстуры — древесины), о художнике-оформителе и многих других профессионалах, в  труде которых значительную роль играет именно поиск образа конечного  продукта деятельности. В этих случаях  знание результата есть знание тех  общих требований, норм (технических, эстетических, социальных), критериев, которым должен соответствовать  искомый результат.  

2. Сознание обязательности достижения заданного результата.

    Деятельность  становится трудом тогда, когда имеется  не только сама идея обязательности, но и внешние по отношению к человеку формы фиксации целей его деятельности и общественного одобрения этих целей.

    Например, это задания, сформулированные, утвержденные ответственными представителями общества, производственного коллектива — программы, планы, производственные, трудовые задания, документированные или устные.

    Для детей, подростков носителями социально  значимых целей деятельности выступают  представители старших поколений (старшие члены семьи, учителя  и другие организаторы деятельности), а также сверстники.  

3. Владение внешними и внутренними средствами деятельности .

    Своеобразие труда как специфически человеческой деятельности состоит в том, что  орудия, средства оказываются предметами особого внимания, интереса более  или менее широких общностей  людей и в связи с этим очень  живучи в историческом плане. Они  становятся предметом культивирования  и, следовательно, культуры народов. Все  это значит, что в ходе трудового  обучения, профессиональной подготовки важно культивировать не просто знания о средствах труда и навыки их использования, применения, но и особое к ним отношение.

Информация о работе Экономико – психологические аспекты труда