Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 22:18, курсовая работа
целью нашей работы является: изучение особенностей общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками.
Объект нашего исследования – общение дошкольников.
Предмет исследования – процесс общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками.
Гипотеза: мы предполагаем, что у детей старшего дошкольного возраста общение не приобретает черт внеситуативности, не складываются устойчивые избирательные предпочтения.
Введение
Глава 1. Теоретическое изучение особенностей общения детей старшего дошкольного возраста
1.1 Понятие общения
1.2 Характеристика детей старшего дошкольного возраста
1.3 Особенности общения детей 6 лет
1.4 Глава 2 Экспериментальное выявление особенностей общения детей старшего дошкольного возраста
2.1 Подбор методик к исследованию
2.2 Проведение исследования и анализа полученных данных
2.3 Анализ результатов исследования
Рекомендации
Заключение.
Список литературы
Разработанная Орловой И.А. и Холмогоровой В.М., эта методика предполагает в процессе наблюдения вести регистрацию отдельных действий ребёнка к сверстнику (интереса ребёнка к сверстнику, чувствительности к воздействиям, инициативности ребёнка в общении, просоциальных действий, сопереживания и средств общения).
Цель: выявить уровень сформированности коммуникативного навыка детей дошкольного возраста со сверстниками.
Для определения уровня развития общения со сверстниками предполагается использовать:
- параметры общения со сверстниками;
- шкалы оценки параметров развития общения со сверстниками.
Показателями общения детей со сверстниками служат такие параметры общения как:
- Интерес к сверстнику (обращает ли ребенок внимание на сверстника, рассматривает его, знакомится с его внешностью (подходит ближе к сверстнику, рассматривает его одежду, лицо, фигуру).
- Инициативность (стремление ребенка привлечь внимание сверстника к своим действиям, взгляды в глаза, адресованные улыбки, демонстрация своих возможностей, вовлечение в совместные действия).
- Чувствительность (активность) - стремление ребенка к взаимодействию со сверстником, желание ребенка действовать совместно, способность реагировать на воздействия сверстника и отвечать на них, наблюдение за действиями сверстника, стремление подстроиться под них, подражание действиям сверстника.
- Просоциальные действия (способность ребенка учитывать желания сверстника, умение поделиться, помочь, делать что-то вместе).
- Средства общения (действия, посредством которых ребенок стремится привлечь к себе внимание сверстника, вовлекает его в совместные действия и
участвует в них). Показателями данного параметра являются:
- экспрессивно-мимические средства (эмоциональная окрашенность действий детей, раскованность сверстников);
- активная речь (предречевые вокализации, лепет, отдельные слова, фразы).
«Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?» (см. приложение№2) [10, с. 263]
Эта методика представляет собой опросник, предназначенный для экспертного оценивания коммуникативных качеств личности ребенка-дошкольника. Межличностные отношения или функционально связанные с ними коммуникативные качества личности ребенка в данном случае определяют небольшой группой независимых взрослых людей, хорошо знающих данного ребенка. Это его родители (родственники), воспитатели и другие педагогические работники дошкольных учебно-воспитательных учреждений. Желательно, чтобы такие оценки одновременно давали ребенку не менее двух-трех человек при условии, что хотя бы один из них не входит в число родственников ребенка и относится к нему более или менее эмоционально нейтрально (не безразлично, но и не субъективно). Исключение из этого правила представляет лишь тот случай, когда ребенок принимают в дошкольное учреждение и никто, кроме его родственников, еще не в состоянии его по-настоящему оценить.
С помощью приводимого далее опросника оцениваются следующие коммуникативные качества и виды отношений ребенка с людьми.
1. Доброта.
2. Внимательность к людям.
3. Правдивость, честность.
4. Вежливость.
5. Общительность.
6. Щедрость.
7. Отзывчивость, готовность прийти на помощь.
8. Справедливость.
9. Жизнерадостность.
10. Ответственность.
Для изучения общения со сверстниками детей дошкольного возраста, мы решили использовать следующую анкету:
«Анкета для изучения особенностей взаимодействия детей друг с другом». (см. приложение№3) [9, с.415]
Инструкция: Уважаемые
родители, сейчас вам предстоит ответить
на ряд вопросов о том, как ваши
дети относятся к своим сверстникам,
как развито их общение между
собой. Пожалуйста, старайтесь отвечать
искренне и правдиво.
2.2 Проведение исследования и анализа полученных данных
После завершения работы по отбору методик для проведения констатирующего эксперимента, мы приступили собственно к осуществлению задач второго этапа, используя подобранные методики.
Диагностика развития общения со сверстниками осуществлялась нами на базе МДОУ «Центр развития ребенка детский сад №39 «Подснежник»». За детьми мы наблюдали в естественных условиях, с применением следующих ситуаций общения: «Непосредственное общение»; «Общение с участием взрослого»; «Совместная деятельность с предметами»; «Один предмет на двоих». В протоколе регистрации параметров общения (см. Приложение 4), используя шкалу оценки параметров развития общения со сверстниками, фиксировали развитие того или иного параметра в зависимости от ситуации общения – обводили соответствующий балл (см. там же). Примером может послужить регистрация параметров общения Софьи Г. (6 лет) со сверстниками. В процессе наблюдения за девочкой в различных ситуациях общения, отметили следующее: Софья Г. не проявляет особого интереса к деятельности сверстника; действует неуверенно по отношению к своим ровесникам, инициативные обращения к ним не отличаются настойчивостью (иногда откликается на предложения взрослого сделать что-нибудь вместе со сверстником (построить домик, поменяться игрушками), но предложение отдать игрушку сверстнику вызывает протест), лишь изредка смотрит в глаза сверстнику, эпизодически выражает свое эмоциональное состояние (улыбается, сердится), мимика девочки преимущественно спокойная, не заражается эмоциями от сверстника; активная речь ребенка состоит из отдельных фраз: «Я так не буду!», «Отдай! Моя кукла!». Данная характеристика дает нам возможность определить уровень развития общения Софьи со сверстниками. Что касается обнаруженных параметров общения со сверстниками у Софьи Г., то мы оценили их в следующей последовательности, в общем, для всех наблюдаемых ситуаций общения:
▪ интерес = 1 баллу;
▪ инициативность = 2 баллам;
▪ чувствительность = 2 баллам;
▪ просоциальные действия =1 баллу;
▪ средства общения: экспрессивно-мимические = 1 баллу;
активная речь = 4 баллам.
Итак, исходя из полученных результатов, можно отметить, что у Софьи средний уровень развития общения со сверстниками.
Таким же образом
нами были зарегистрированы и оценены
параметры общения со сверстниками
всех диагностируемых детей. Представим
полученные результаты в таблице 1.
Таблица №1
Уровни развития общения со сверстниками детей дошкольного возраста (в баллах).
№ п/п | Имя, фамилия, возраст ребенка. | Уровни развития общения со сверстниками |
1. | Анибегова Ника (5,5 лет) | 2 |
2. | Баранов Егор (5 лет) | 1 |
3. | Бутырин Даниил (6 лет) | 2 |
4. | Бобринева Надежда(5 лет) | 2 |
5. | Волкова Ангелина(6 лет) | 2 |
6. | Герасимова София(6 лет) | 2 |
7. | Ермаков Елизар (6 лет) | 3 |
8. | Захарова Полина (5 лет) | 1 |
9. | Иванов Данил(5 лет) | 2 |
10. | Климков Артем (6 лет) | 2 |
11. | Мякинникова Анастасия (6 лет) | 2 |
12. | Махонов Данила (6 лет) | 1 |
13. | Новиков Илья (6 лет) | 3 |
14. | Назарова Анна(6 лет) | 2 |
15. | Пахомова Мария (6 лет) | 2 |
16. | Полосин Максим (5 лет 10 мес.) | 2 |
17. | Самсонов Глеб (6 лет) | 3 |
18. | Саввин Сергей (5 лет) | 1 |
19. | Сарычева Ульяна(6 лет) | 2 |
20. | Филатова Елизавета (5 лет) | 2 |
21. | Фаустов Илья (6 лет) | 2 |
22. | Шевелева Марта (6 лет) | 1 |
23. | Шолохова Анна(6 лет) | 2 |
24. | Шамрина Юлия(6 лет) | 2 |
В целом в
группе можно наблюдать следующую
ситуацию развития общения детей
дошкольного возраста друг с другом
(рис. 1):
Рисунок 1. Показатели кол-ва детей I старшей группы относительно уровней развития общения со сверстниками.
Условные обозначения:
Высокий уровень – 20,9 %
Средний уровень – 66,6 %
Низкий уровень – 12,5 %
На основе следующей проведенной методики (см. Приложение №2) представим полученные результаты в таблице 2.
Таблица №2
Уровни развития общения со сверстниками детей дошкольного возраста (в баллах).
№ п/п | Имя, фамилия, возраст ребенка. | Уровни развития общения с окружающими людьми |
1. | Анибегова Ника (5,5 лет) | 6,5 |
2. | Баранов Егор (5 лет) | 7,5 |
3. | Бутырин Даниил (6 лет) | 8 |
4. | Бобринева Надежда(5 лет) | 7 |
5. | Волкова Ангелина(6 лет) | 7 |
6. | Герасимова София(6 лет) | 8 |
7. | Ермаков Елизар (6 лет) | 8,5 |
8. | Захарова Полина (5 лет) | 7 |
9. | Иванов Данил(5 лет) | 7 |
10. | Климков Артем (6 лет) | 8 |
11. | Мякинникова Анастасия (6 лет) | 7,5 |
12. | Махонов Данила (6 лет) | 6 |
13. | Новиков Илья (6 лет) | 8,5 |
14. | Назарова Анна(6 лет) | 8 |
15. | Пахомова Мария (6 лет) | 7,5 |
16. | Полосин Максим (5 лет 10 мес.) | 8,5 |
17. | Самсонов Глеб (6 лет) | 8,5 |
18. | Саввин Сергей (5 лет) | 8,5 |
19. | Сарычева Ульяна(6 лет) | 7,5 |
20. | Филатова Елизавета (5 лет) | 7 |
21. | Фаустов Илья (6 лет) | 8,5 |
22. | Шевелева Марта (6 лет) | 7,5 |
23. | Шолохова Анна(6 лет) | 8 |
24. | Шамрина Юлия(6 лет) | 8,5 |
В целом в группе можно наблюдать следующую ситуацию развития общения детей дошкольного возраста с окружающими людьми:
Условные обозначения:
Высокий уровень – 71% Средний уровень – 29%
Письменный опрос родителей (анкетирование) детей данной группы стал последним организационным этапом в диагностике развития особенностей общения дошкольников со сверстниками. Родителям было предложено ответить на ряд вопросов, о том, как их дети относятся к своим сверстникам, как развито общение между ними. Данные, полученные в результате обработки анкет (см. Приложение №3) подтвердили достоверность выявленных уровней развития общения со сверстниками у обследуемых детей.
Таким образом, с помощью организованной нами работы по подобранным методикам, мы смогли определить уровень развития общения между сверстниками дошкольного возраста.
2.3 Анализ результатов исследования
По результатам проведенного исследования нами были получены данные по следующим диагностическим методикам:
Ø «Диагностика развития общения со сверстниками» Орлова И.А., Холмогорова В.М.
Ø « Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?» Немов Р.С.
Ø «Анкета для изучения особенностей взаимодействия детей друг с другом» О.Н. Истратовой
Для обработки
полученных данных применялся метод
анализа и обработки
«Диагностика развития общения со сверстниками». На основе проведенной методики нами были получены следующие результаты: 5 человек из 24, что составляет 20,9% – высокий уровень общения со сверстниками. Ребенок обладает высоким уровнем общения, если по большинству из параметров в каждой пробе, он получил высшие баллы. Допускаются средние баллы по параметрам: активная речь и просоциальные действия; 16 из 24 (66,6%) – средний уровень общения со сверстниками. Уровень развития общения оценивается как средний, если большинство показателей всех параметров имеют средние значения; и лишь 3 ребенка из 24 (12,5%) - низкий уровень общения характеризуется слабой выраженностью всех параметров.
Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?», эта методика представляет собой опросник, предназначенный для экспертного оценивания коммуникативных качеств личности ребенка-дошкольника. Результаты показали, что 71% детей находятся на высоком уровне общения с окружающими людьми, им свойственна доброта, внимательность к людям, общительность, вежливость, правдивость, щедрость, жизнерадостность, ответственность.