Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2013 в 16:34, доклад
В процессе эволюции животного мира появилась особая форма проявления отражательной функции мозга – эмоции (от лат.emoveo – возбуждаю, волную). Эмоции – особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. Любые проявления активности человека сопровождаются эмоциональными переживаниями.
Введение
1. Понятие об эмоциях
2. Классификация и виды эмоций
3. Свойства эмоциональных процессов
4. Основные свойства эмоций
5. Психологические теории эмоций
6. Эмоции и личность, индивидуальное своеобразие эмоций
Заключение
Список литературы
Содержание
Введение
1. Понятие об эмоциях
2. Классификация и виды эмоций
3. Свойства эмоциональных
4. Основные свойства эмоций
5. Психологические теории эмоций
6. Эмоции и личность, индивидуальное своеобразие эмоций
Заключение
Список литературы
Введение
В процессе эволюции животного мира появилась особая форма проявления отражательной функции мозга – эмоции (от лат.emoveo – возбуждаю, волную).
Эмоции – особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. Любые проявления активности человека сопровождаются эмоциональными переживаниями.
У человека главная функция эмоций состоит в том, что благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состояниях друг друга и лучше можем взаимодействовать в совместной деятельности и общении. Например, люди, принадлежащие к разным культурам, способны безошибочно воспринимать и оценивать выражения человеческого лица, определять по нему такие эмоциональные состояния, как радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление. Это относится и к тем народам, которые вообще никогда не находились в контакте друг с другом.
Данный факт не только убедительно доказывает врожденный характер основных эмоций и их экспрессии на лице, но и наличие генотипически обусловленной способности к их пониманию у живых существ. Это относится и к общению живых существ не только одного вида друг с другом, но и разных видов между собой. Высшие животные и человек способны по выражению лица воспринимать и оценивать эмоциональные состояния друг друга.
Жизнь без
эмоций так же невозможна, как и
без ощущений. Эмоции, утверждал
знаменитый естествоиспытатель Ч. Дарвин,
возникли в процессе эволюции как
средство, при помощи которого живые
существа устанавливают значимость
тех или иных условий для удовлетворения
актуальных для них потребностей.
Эмоционально-выразительные
1. Понятие об эмоциях
В психологии
эмоции определяются как переживание
человеком в данный момент своего
отношения к чему-либо (к настоящей
или будущей ситуации, к другим
людям, к самому себе и т.д.). Помимо
этого узкого понимания понятие
«эмоция» используется и в широком
смысле, когда под ней имеют
в виду целостную эмоциональную
реакцию личности, включающую не только
психический компонент –
2. Классификация и виды эмоций
Эмоциональные
состояния имеют очень
По субъективному переживанию эмоции можно разделить на две категории: на эмоции положительного порядка, связанные с удовлетворением жизненных потребностей человека и потому доставляющие удовольствие, и эмоции отрицательного порядка, связанные с неудовлетворением жизненных потребностей и потому доставляющие неудовольствие.
По содержанию эмоции можно классифицировать на простые и сложные в зависимости от того, какого уровня потребности удовлетворяются у человека. К более простым относится гнев, страх, радость, горе, зависть, ревность, к более сложным – моральное чувство, эстетическое чувство, чувство патриотизма и др.
И, по форме протекания все эмоциональные состояния делятся на чувственный тон, настроение, эмоции, аффект, стресс, фрустрацию, страсть, высшие чувства.
Чувственный
тон – простейшая форма эмоционального
переживания. Под чувственным тоном
понимают эмоциональную окраску
психического процесса, побуждающую
субъекта к его сохранению или
устранению. Некоторые цвета, звуки,
запахи могут сами по себе, независимо
от воспоминаний, связанных с ними,
вызвать у нас приятное или
неприятное чувство. Так, хорошая музыка,
запах розы, вкус апельсина приятны,
имеют положительный
Под настроением
понимают общее эмоциональное состояние,
окрашивающее в течение длительного
времени все поведение
Эмоции – это непосредственное, временное переживание какого-нибудь чувства. С точки зрения влияния на деятельность человека эмоции делятся на стенические и астенические. К числу стенических (или «гиперстенических») эмоций относятся эйфория, мания, гнев, тревога; к числу астенических – печаль, тоска, апатия, страх.
Стенические эмоции стимулируют деятельность человека, побуждают его к поступкам, высказываниям. И, наоборот, астенические эмоции характеризуются скованностью, пассивностью.
Эмоциональные переживания могут носить неоднозначный, противоречивый характер. Это явление получило название амбивалентность (двойственность) чувств.
К основным,
фундаментальным эмоциям
Самая старая по происхождению, простейшая и наиболее распространенная среди живых существ форма эмоциональных переживаний – это удовольствие, получаемое от удовлетворения органических потребностей (или неудовольствие, связанное с неудовлетворением органических потребностей).
Радость – положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого момента была невелика или неопределенна.
Страдание – отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей, которое до этого момента представлялось более или менее вероятным, чаще всего протекает в форме эмоционального стресса.
Удивление – эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства, не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака.
Отвращение – отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами, соприкосновение с которыми вступает в противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами субъекта. В межличностных отношениях если отвращение сочетается с гневом, то может мотивировать агрессивное поведение.
Гнев – отрицательное эмоциональное состояние, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности.
Презрение – отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций субъекта с жизненными позициями объекта чувства. Последние представляются субъекту как низменные, не соответствующие принятым нравственным нормам и эстетическим критериям.
Стыд
– отрицательное эмоциональное
состояние, выражающееся в осознании
несоответствия собственных поступков
и внешности ожиданиям
Интерес (как эмоция) – положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний, мотивирующее обучение.
Страх –
отрицательное эмоциональное
Каждая
из указанных эмоций может проявляться
целым спектром состояний, различающихся
по степени выраженности (например,
радость может проявляться
В критических условиях при неспособности субъекта найти быстрый выход из опасной ситуации возникает особый вид эмоциональных процессов – аффект. Это самая мощная из рассматриваемых эмоциональных реакций. Аффект – сильное и кратковременное эмоциональное состояние, сопровождаемое резко выраженными двигательными проявлениями и изменениями в функциях внутренних органов.
Развитие аффекта подчиняется следующему закону: чем более сильным является исходный мотивационный стимул поведения и чем больше усилий затратил человек на то, чтобы его реализовать, чем меньше итог, полученный в результате всего этого, тем сильнее возникающий аффект. Аффекты протекают бурно, быстро, сопровождаются выраженными органическими изменениями и двигательными реакциями.
Аффекты, как правило, препятствуют нормальной организации поведения, его разумности. Они способны оставлять сильные и устойчивые следы в долговременной памяти.
При аффекте мало продумываются последствия совершаемого, вследствие чего поведение человека становится импульсивным. После аффекта часто наступает упадок сил, равнодушие ко всему окружающему или раскаяние в содеянном.
Одним из наиболее распространенных в наши дни видов аффектов является стресс. Эмоциональный стресс представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Эмоциональный стресс появляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды и т.д. стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения. Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье человека. Они представляют собой главные «факторы риска» при появлении и обострении таких заболеваний, как сердечнососудистые и заболевания желудочно-кишечного тракта.
Фрустрация – психологическое состояние расстройства, подавленности, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели. Фрустрация сопровождается целой гаммой отрицательных эмоций, озлобленностью, подавленностью, внешней и внутренней агрессией. Часто источником фрустрации выступает отрицательная социальная оценка, затрагивающая значимые отношения личности. Устойчивость человека к фрустрирующим факторам зависит от степени его эмоциональной возбудимости, типа темперамента, опыта взаимодействия с такими факторами.
Страсть – сильное, стойкое чувство, определяющее направление мыслей и поступки человека. Страсть представляет собой сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета. Объектом страсти может стать человек.
Особую форму переживания представляют собой высшие чувства. Чувства – личностные образования, они характеризуют человека социально-психологически.
В зависимости от предметной сферы, к которой они относятся, чувства подразделяются на нравственные, эстетические, интеллектуальные.
Нравственными (моральными) называются чувства, переживаемые людьми при восприятии явлений действительности и сравнении этих явлений с нормами, выработанными обществом. Нравственные нормы зависят от традиций, обычаев, религии, господствующей идеологии, принятых в обществе. К нравственным чувствам относят чувство долга, гуманность, доброжелательность, любовь, патриотизм, сочувствие и т.д. К аморальным можно отнести жадность, эгоизм, жестокость, злорадство и пр.
Интеллектуальными чувствами называют переживания, возникающие в процессе познавательной деятельности человека. К интеллектуальным чувствам относятся удивление, любопытство, любознательность, чувство сомнения в правильности решения и пр. интеллектуальные чувства не только сопровождают познавательную деятельность человека, но и стимулирует, усиливает ее, влияют на скорость и продуктивность мышления, на содержательность и точность знания.
Эстетические чувства представляют собой эмоциональное отношение человека к прекрасному в природе, в жизни, в искусстве. Эстетические чувства представляют собой сплав моральных и интеллектуальных чувств.
3. Свойства эмоциональных процессов
Мы описали
основные виды качественно своеобразных
эмоциональных процессов и