Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2013 в 16:34, доклад
В процессе эволюции животного мира появилась особая форма проявления отражательной функции мозга – эмоции (от лат.emoveo – возбуждаю, волную). Эмоции – особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. Любые проявления активности человека сопровождаются эмоциональными переживаниями.
Введение
1. Понятие об эмоциях
2. Классификация и виды эмоций
3. Свойства эмоциональных процессов
4. Основные свойства эмоций
5. Психологические теории эмоций
6. Эмоции и личность, индивидуальное своеобразие эмоций
Заключение
Список литературы
4. Основные функции эмоций
Эмоции
выполняют целый ряд
Эмоции
выполняют также побудительную,
или стимулирующую, функцию. Эмоции
как бы определяют направление поиска,
способное удовлетворить
В связи
с тем, что эмоции принимают непосредственное
участие в обучении, выделяют их
подкрепляющую функцию. Значимые события,
вызывающие сильную эмоциональную
реакцию, быстрее и надолго
Переключательная функция эмоций особенно ярко обнаруживается при конкуренции мотивов, в результате которой определяется доминирующая потребность. Так, возможно возникновение противоречия между естественным для человека инстинктом самосохранения и социальной потребности следовать определенной этической норме, что реализуется в борьбе между страхом и чувство долга. Привлекательность мотива, его близость личностным установкам направит деятельность личности в ту или другую сторону.
Ч.Дарвин выделил приспособительную функцию эмоций. Благодаря вовремя возникшей эмоции организм имеет возможность быстро, с большой скоростью отреагировать на внешнее воздействие, не определив еще его тип и другие частные конкретные параметры, и таким образом эффективно приспособиться к окружающим условиям.
С этим связана
мобилизационная, интегративная функция
эмоций. Производя почти моментальную
интеграцию (объединение в единое
целое) всех функций организма, эмоции
подготавливают организм к полезным
или вредным внешним
Также эмоции выполняют экспрессивную или коммуникативную функцию (т.е. функция общения). Мимика, жесты, позы, выразительные движения позволяют человеку передавать свои переживания другим людям, информировать их о своём отношении к предметам и явлениям окружающей действительности.
Защитная
функция эмоций связана с возникновением
страха. Он предупреждает человека
о реальной или мнимой опасности,
способствуя тем самым лучшему
продумыванию возникшей ситуации, более
тщательному определению
5. Психологические теории эмоций
Говоря
о психологических теориях
Исследователями
не раз предпринимались попытки
связать физиологические
Согласно эволюционная теория эмоций Ч.Дарвина эмоции появились в процессе эволюции живых существ как важные приспособительные механизмы, способствующие адаптации организма к ситуациям жизни. Телесные движения, сопровождающие различные эмоциональные состояния, по Дарвину, есть рудименты реальных приспособительных реакций организма.
Идеи Дарвина были восприняты и развиты в органической теории эмоций У.Джемса и К.Ланге. Джемс считал, что для разных эмоций характерны определенные физические состояния, названные органическими проявлениями эмоций. Слезы являются органическим проявлением эмоции горя, смех – органическим проявлением эмоции радости. Согласно теории Джемса – Ланге, именно органические изменения служат первопричинами эмоций. Сначала под действием внешних стимулов происходят характерные для эмоций изменения в организме и только затем – как их следствие – возникает сама эмоция. Таким образом, нам весело, потому что мы смеемся, нам грустно оттого, что мы плачем.
Ряд контраргументов к теории Джемса – Ланге предложил У.Кеннон в своей психоорганической теории эмоций. Он отметил тот факт, что телесные изменения, сопровождающие разные эмоциональные состояния, весьма похожи друг на друга. Во-вторых, внутренние органы, с изменениями состояний которых Джемс и Ланге связывали возникновение эмоциональных состояний, представляют собой довольно малочувствительные структуры, которые очень медленно приходят в состояние возбуждения. Эмоции же обычно возникают и развиваются довольно быстро. Кроме того, искусственное прекращение поступления органических сигналов (например, от слезной железы) в головной мозг не прекращает эмоций.
Положения Кеннона были развиты П.Бардом, который показал, что на самом деле и телесные изменения, и эмоциональные переживания, связанные с ними, возникают почти одновременно. В более поздних исследованиях были обнаружены структуры головного мозга, связанные с эмоциями. Ими оказались гипоталамус и лимбическая система. В экспериментах, проведенных на животных, было установлено, что электрическими воздействиями на эти структуры можно управлять эмоциональными состояниями, такими как гнев, страх (Х.Дельгадо).
Дальнейшее развитие теорий эмоций происходило под влиянием электрофизиологических исследований мозга. Так возникла активационная теория Линдсея – Хебба. Согласно этой теории, эмоциональные состояния определяются влиянием ретикулярной формации ствола головного мозга. Эта теория базируется на основных положениях:
Вслед за теориями, объясняющими взаимосвязь эмоциональных и органических процессов, появились теории, описывающие влияние эмоций на психику и поведение человека. Эффективность деятельности, как оказалось, зависит от характера и интенсивности эмоционального переживания, что было экспериментально доказано Хеббом. Для достижения наивысшего результата в деятельности нежелательны как слишком слабые, так и очень сильные эмоциональные возбуждения. Для каждого человека имеется оптимум эмоциональной возбудимости, обеспечивающий максимум эффективности в работе.
Эмоции человека зависят не только от органических процессов, но и от когнитивных факторов. В связи с этим были предложены новые концепции, объясняющие эмоции у человека динамическими особенностями когнитивных процессов.
Одной из первых подобных теорий явилась теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера. Согласно ей, положительное эмоциональное переживание возникает у человека тогда, когда его ожидания подтверждаются (т.е. когда реальные результаты деятельности соответствуют намеченным когнитивным представлениям, или, что то же самое, находятся в консонансе). Отрицательные эмоции возникают в тех случаях, когда между ожидаемыми и действительными результатами деятельности имеется несоответствие, или диссонанс.
В современной психологии теория когнитивного диссонанса нередко используется для того, чтобы объяснить поступки человека, его действия в различных ситуациях. Эмоции же рассматриваются в качестве основного мотива соответствующих действий и поступков. Лежащим в их основе когнитивным факторам придается в детерминации поведения человека гораздо большая роль, чем органическим изменениям.
С.Шехтер показал, что немалый вклад в эмоциональные процессы вносят память (прошлый опыт человека) и мотивация человека (оценка им ситуации с точки зрения актуальных для него потребностей). Концепция эмоций, предложенная С.Шехтером, получила название когнитивно-физиологической.
Согласно этой теории на возникшее эмоциональное состояние помимо воспринимаемых стимулов и порождаемых ими телесных изменений оказывают воздействие прошлый опыт человека и оценка им наличной ситуации с точки зрения актуальных для него интересов и потребностей. Косвенным подтверждением справедливости когнитивной теории эмоций является влияние на переживания человека словесных инструкций, а также той дополнительной эмоциогенной информации, которая предназначена для изменения оценки человеком возникшей ситуации.
В одном
из экспериментов людям давали в
качестве «лекарства» физиологически
нейтральный раствор в
Также было
показано, что характер и интенсивность
эмоциональных переживаний
Отечественный физиолог П.В. Симонов представил свою совокупность факторов, влияющих на возникновение и характер эмоции. Он предложил для этого следующую формулу:
Э=F(П,(Ин – Ис, …)),
где Э – эмоция, ее сила и качество; П – величина и специфика актуальной потребности; (Ин – Ис) – оценка вероятности удовлетворения данной потребности на основе врожденного и прижизненно приобретаемого опыта; Ин – информация о средствах, прогностически необходимых для удовлетворения существующей потребности; Ис – информация о средствах, которыми располагает человек в данный момент времени.
Согласно формуле, предложенной П.В. Симоновым (его концепция также может быть отнесена к разряду когнитивистских и имеет название - информационная), сила и качество возникшей у человека эмоции, в конечном счете, определяются силой потребности и оценкой способности ее удовлетворения в сложившейся ситуации.
6. Эмоции и личность, индивидуальное своеобразие эмоций
Эмоции, какими бы разными они ни казались, неотделимы от личности. «То, что радует человека, что его интересует, повергает в уныние, волнует, что представляется ему смешным, более всего характеризует его сущность, его характер, индивидуальность».
Люди
как личности в эмоциональном
плане отличаются друг от друга по
многим параметрам: эмоциональной возбудимости,
длительности и устойчивости возникающих
у них эмоциональных
Развиваются
ли эмоции и чувства в течение
жизни человека? Есть две разные
точки зрения на этот вопрос. Одна утверждает,
что эмоции не могут развиваться,
поскольку они связаны с
На самом деле эти позиции вполне совместимы друг с другом и неразрешимых противоречий между ними нет. Для того чтобы убедиться в этом, достаточно связать каждую из представленных точек зрения с разными классами эмоциональных явлений. Элементарные эмоции, выступающие как субъективные проявления органических состояний, действительно изменяются мало. Не случайно эмоциональность относят к числу врожденных и жизненно устойчивых личностных характеристик человека.
Но уже в отношении аффектов и тем более чувств такое утверждение неверно. Все связываемые с ними качества говорят о том, что эти эмоции развиваются. Человек, кроме того, в состоянии сдерживать естественные проявления аффектов и, следовательно, вполне обучаем и в этом плане. Аффект, например, может быть подавлен сознательным усилием воли, его энергия может быть переключена на другое, более полезное дело.
Совершенствование высших эмоций и чувств означает личностное развитие их обладателя. Такое развитие может идти в нескольких направлениях. Во-первых, в направлении, связанном с включением в сферу эмоциональных переживаний человека новых объектов, предметов, событий, людей. Во-вторых, по линии повышения уровня сознательного, волевого управления и контроля своих чувств со стороны человека. В-третьих, в направлении постепенного включения в нравственную регуляцию более высоких ценностей и норм: совести, порядочности, долга, ответственности т.п.