Эмоциональная устойчивость в экстремальных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 15:52, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является выявление эмоций детерминирующие устойчивость системы в экстремальных условиях. Для достижения данной цели нами определены следующие задачи:
1. Рассмотреть характеристику и функции эмоций.
2. Рассмотреть понятие экстремальной ситуации и основные реакции человека пережившего экстремальную ситуацию.
3. Раскрыть основы преодолений последствий пребывания в экстремальной ситуации.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….………3
Глава I. Эмоции……………………………………………………………………………….…4
1.1. Общая характеристика эмоций………………………………………………………….…4
1.2. Функции эмоций………………………………………………………………………….…8
1.3. Выражение эмоций……………………………………………………………………...…10
1.4. Субъективное переживание эмоций………………………………………………….…..13
Глава II.Экстремальная ситуация………………………………………………………….….15
2.1.Понятие экстремальной ситуации……………………………………………………...….15
2.2.Поведение людей в экстремальных условиях………………………………………..…...16
2.3.Основные реакции человека пережившего экстремальную ситуацию………………....17
Глава III.Преодоление последствий пребывания в экстремальной ситуации.…………..…21
3.1. Памятка пережившему экстремальную ситуацию………………………………………21
3.2. Психологическая подготовка детей и подростков к действиям в экстремальных ситуациях……………………………………………………………………………………….24
Заключение……………………………………………………………………………………..29
Список использованных источников…………………………………………………………30

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 196.00 Кб (Скачать документ)

Федеральное агенТство по образованию

Государственное образовательное  учреждение высшего  профессионального  образования

Восточно-Сибирский  государственный  технологический  университет

Институт  экономики и права

Кафедра «Промышленная экология и защита в чрезвычайных ситуациях» 
 
 
 
 

                  УТВЕРЖДАЮ

                  Зав.кафедрой ПЭЗЧС

                  _________ Ю.М. Ханхунов 
                   
                   
                   
                   
                   
                   

Курсовая  Работа 

На тему: Эмоциональная устойчивость в экстремальных условиях 

По дисциплине: Психологическая устойчивость в ЧС 
 
 
 
 
 
 
 

Исполнитель:        студент гр. 5177-2

                                                      Раца  М.В.. 
 

Руководитель  работы:       Калуженина Т.А. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Улан-Удэ, 2010

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….………3

Глава I. Эмоции……………………………………………………………………………….…4

1.1. Общая характеристика  эмоций………………………………………………………….…4

1.2. Функции эмоций………………………………………………………………………….…8

1.3. Выражение  эмоций……………………………………………………………………...…10

1.4. Субъективное переживание эмоций………………………………………………….…..13

Глава II.Экстремальная ситуация………………………………………………………….….15

2.1.Понятие экстремальной  ситуации……………………………………………………...….15

2.2.Поведение  людей в экстремальных условиях………………………………………..…...16

2.3.Основные реакции  человека пережившего экстремальную  ситуацию………………....17

Глава III.Преодоление последствий пребывания в экстремальной ситуации.…………..…21

3.1. Памятка пережившему экстремальную ситуацию………………………………………21

3.2. Психологическая подготовка детей и подростков к действиям в экстремальных ситуациях……………………………………………………………………………………….24

Заключение……………………………………………………………………………………..29

Список использованных источников…………………………………………………………30 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Жизненный путь человека характеризуется, прежде всего, наличием разнообразных событий, некоторые из них интерпретируются человеком как экстремальные. Эти  события "узловые моменты жизненного пути" (С.Л. Рубинштейн) во многом определяют дальнейший сценарий жизни человека, его психическое и физическое здоровье.

     Исходя  из выше изложенного считаем тему курсовой работы «Эмоциональная устойчивость в экстремальных условиях» актуальной. Целью курсовой работы является выявление эмоций детерминирующие устойчивость системы в экстремальных условиях. Для достижения данной цели нами определены следующие задачи:

       1. Рассмотреть характеристику и функции эмоций.

      2. Рассмотреть понятие экстремальной ситуации и основные реакции человека пережившего экстремальную ситуацию.

      3. Раскрыть основы преодолений последствий пребывания в экстремальной ситуации.

     Проблема  осуществления эмоциональной устойчивости при экстремальных условиях и  опосредованность этого процесса личностными особенностями в психологической науке практически не изучена.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава I. Эмоции

     1.1 Общая характеристика эмоций

     Эмоция (от лат. emoveo- потрясаю, волную) – это психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания отношения явлений и ситуаций к потребностям. Адекватное понимание эмоции возможно только при учете, как внешней ситуации, так и внутреннего потребностного состояния организма. Одна и та же ситуация может спровоцировать абсолютно различные эмоции. Например, звук шагов на лестнице вызовет  радость, если  ожидаем прихода друга, или страх, если он раздается среди ночи, когда находимся одни в квартире.

     Эмоциями  называют такие состояния, как страх, гнев, тоска, радость, любовь, надежда, грусть, отвращение, гордость и т.п. [8].Психология прежнего времени перечисляла бесчисленное множество подобных переживаний. То общее, что есть между эмоциями, чувствами и влечениями, вызывает потребность в общем групповом названии. Блейлер (1929) объединил чувства и эмоции под общим названием "эффективность". 
Эмоции проявляются в определенных психических переживаниях, каждому известных по своему опыту, и в телесных явлениях. Как и ощущение, эмоции имеют положительный и отрицательный чувственный тон, связаны с чувством удовольствия или неудовольствия. Чувство удовольствия при усилении переходит в аффект радости. 
Удовольствие и неудовольствие проявляются в определенной мимике лица и изменениях пульса. При эмоциях телесные явления выражены гораздо реже. Так, радость и веселье проявляются в двигательном возбуждении: смех, громкая речь, оживленная жестикуляция (дети прыгают от радости), пение, блеск глаз, румянец на лице (расширение мелких сосудов), ускорение умственных процессов, наплыв мыслей, склонность к остротам, чувство бодрости. При печали, тоске, наоборот, имеется психомоторная задержка. Движения замедленны и скудны, человек "подавлен". Осанка выражает мышечную слабость. Мысли, неотрывно, прикованы к одному. Бледность кожи, осунувшиеся черты лица, уменьшение выделения секрета желез, горький вкус во рту. При сильной печали слез нет, но они могут появиться при ослаблении остроты переживаний. 
На основании телесных переживаний Кант делил эмоции на стенические (радость, воодушевление, гнев) - возбуждающие, повышающие мышечный тонус, силу, и астенические(страх,тоска,печаль)-ослабляющие.Деление эмоций на стенические и астенические имеет схематический характер. Некоторые аффекты трудно отнести в одну или другую рубрику, и даже один и тот же аффект при разной интенсивности может выявлять то стенические, то астенические черты.

     По  длительности течения эмоции могут  быть краткосрочными (гнев, испуг) и  длительными. 
           Длительные эмоции называются настроениями. Есть люди, которые всегда веселы, находятся в повышенном настроении, другие склонны к угнетенному состоянию, к тоске или всегда раздражены. Настроение - сложный комплекс, который частично связан с внешними переживаниями, частично основан на общем расположении организма к определенным эмоциональным состояниям, частично зависит от ощущений, исходящих из органов тела.

      Психическая сторона эмоций проявляется не только в переживании самой эмоции. Гнев, любовь и т.д. оказывают влияние  на интеллектуальные процессы: представления, мысли, направление внимания, а так  же на волю, действия и поступки, на все поведение. 
При ослаблении эмоционального напряжения, например в исходных состояниях раннего слабоумия, наблюдаются ослабление воли, апатия. Влияние эмоций на интеллект и волю колеблется в очень широких пределах в зависимости от силы душевного волнения. 
При сильных аффектах (испуг, большая радость, гнев, страх) обычный ход ассоциаций нарушается, сознание бывает охвачено одним представлением, с которым связана эмоция, все другие исчезают, возникновение новых представлений, не связанных с эмоцией, тормозиться. Дальнейшее течение процессов неодинаково. При радости после первоначального "замирания" наступает наплыв множества представлений, находящихся в связи с обстоятельством, вызвавшим аффект. При страхе, горе, гневе возникшие вначале представления остаются в сознании на долгий срок. Аффект может разрешаться в бурных действиях и в столь сильных изменениях со стороны кровообращения и дыхания, что это иногда приводило к обмороку; наблюдались даже случаи мгновенной смерти. Человек с достаточно развитыми процессами торможения, несмотря на нарушение течения представлений при эмоциях, способен правильно оценить окружающую обстановку, и управлять своими действиями. Такие аффективные реакции, свойственные здоровому человеку, носят название физиологических аффектов.

     Взрывчатые  аффективные реакции, связанные  с потерей самообладания, называют примитивными реакциями.

     К эмоциональной сфере традиционно  относят не только эмоции как таковые, но и аффекты, настроения, чувства. Перечисленные  формы эмоциональных состояний отличаются от эмоций временем протекания, интенсивностью  и устойчивостью.

     Эмоции  и чувства предвосхищают процесс, направленный на удовлетворение потребности, имеют идеаторный характер и находятся  как бы в начале его. Эмоции и чувства  выражают смысл ситуации для человека с точки зрения актуальной в данный момент потребности, значение для ее удовлетворения предстоящего действия или деятельности. Эмоции могут вызываться как реальными, так и воображаемыми ситуациями. Они, как и чувства, воспринимаются человеком в качестве его собственных внутренних переживаний, передаются другим людям, сопереживаются. Эмоции относительно слабо проявляются во внешнем поведении, иногда извне вообще незаметны для постороннего лица, если человек умеет хорошо скрывать свои чувства. Они, сопровождая тот или иной поведенческий акт, даже не всегда осознаются, хотя всякое поведение, как мы выяснили, связано с эмоциями, поскольку направлено на удовлетворение потребности. Эмоциональный опыт человека обычно гораздо шире, чем опыт его индивидуальных переживаний. Чувства человека, напротив, внешне весьма заметны.

       Эмоции и чувства — личностные  образования. Они характеризуют  человека социально-психологически. Подчеркивая собственно личностное  значение эмоциональных процессов,  В.К. Вилюнас пишет: «Эмоциональное событие может вызвать формирование новых эмоциональных отношений к различным обстоятельствам... Предметом любви-ненависти становится все, что познается субъектом как причина удовольствия-неудовольствия»[4]. Эмоции обычно следуют за актуализацией мотива и до рациональной оценки адекватности ему деятельности субъекта. Они есть непосредственное отражение, переживание сложившихся отношений, а не их рефлексия. Эмоции способны предвосхищать ситуации и события, которые реально еще не наступили, и возникают в связи с представлениями о пережитых ранее или воображаемых ситуациях. Чувства же носят предметный характер, связываются с представлением или идеей о некотором объекте. Другая особенность чувств состоит в том, что они совершенствуются и, развиваясь, образуют ряд уровней, начиная от непосредственных чувств и кончая высшими чувствами, относящимися к духовным ценностям и идеалам. Чувства носят исторический характер. Они различны у разных народов и могут по-разному выражаться в разные исторические эпохи у людей, принадлежащих к одним и тем же нациям и культурам. В индивидуальном развитии человека чувства играют важную социализирующую роль. Они выступают как значимый фактор в формировании личности, в особенности ее мотивационной сферы. На базе положительных эмоциональных переживаний типа чувств появляются и закрепляются потребности и интересы человека.  

     Чувства — продукт культурно-исторического  развития человека. Они связаны с  определенными предметами, видами деятельности и людьми, окружающими человека. Чувства выполняют в жизни и деятельности человека, в его общении с окружающими людьми мотивирующую роль. В отношении окружающего его мира человек стремится действовать так, чтобы подкрепить и усилить свои положительные чувства. Они у него всегда связаны с работой сознания, могут произвольно регулироваться.

     Аффекты — это особо выраженные эмоциональные  состояния, сопровождаемые видимыми изменениями  в поведении человека, который  их испытывает. Аффект не предшествует поведению, а как бы сдвинут на его конец. Это реакция, которая возникает в результате уже совершенного действия или поступка и выражает собой его субъективную эмоциональную окраску с точки зрения того, в какой степени в итоге совершения данного поступка удалось достичь поставленной цели, удовлетворить стимулировавшую его потребность. Аффекты способствуют формированию в восприятии так называемых аффективных комплексов, выражающих собой целостность восприятия определенных ситуаций. Развитие аффекта подчиняется следующему закону: чем более сильным является исходный мотивационный стимул поведения и чем больше усилий пришлось затратить на то, чтобы его реализовать, чем меньше итог, полученный в результате всего этого, тем сильнее возникающий аффект. В отличие от эмоций и чувств аффекты протекают бурно, быстро, сопровождаются резко выраженными органическими изменениями и двигательными реакциями.

     Аффекты, как правило, препятствуют нормальной организации поведения, его разумности. Они способны оставлять сильные  и устойчивые следы в долговременной памяти. В отличие от аффектов работа эмоций и чувств связана по преимуществу с кратковременной и оперативной памятью. Эмоциональная напряженность, накапливаемая в результате возникновения аффекгогенных ситуаций, может суммироваться и рано или поздно, если ей вовремя не дать выхода, привести к сильной и бурной эмоциональной разрядке, которая, снимая напряжение, часто влечет за собой ощущение усталости, подавленности, депрессии. Одним из наиболее распространенных в наши дни видов аффектов является стресс. Он представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения. Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и, на физическое здоровье человека. Они представляют собой главные «факторы риска» при появлении и обострении таких заболеваний, как сердечнососудистые и заболевания желудочно-кишечного тракта. Страсть — еще один вид сложных, качественно своеобразных и встречающихся только у человека эмоциональных состояний. Страсть представляет собой сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета. Объектом страсти может стать человек. С.Л. Рубинштейн писал, что «страсть всегда выражается в сосредоточенности, собранности помыслов и сил, их направленности на единую цель... Страсть означает порыв, увлечение, ориентацию всех устремлений и сил личности в едином направлении, сосредоточение их на единой цели»[10]. Эмоцию легко показать, но сложно передать словами. Это наблюдение подводит к мысли о телесности эмоций. Действительно, любая эмоция представляет собой единство трех составляющих: физиологической, субъективной и экспрессивной. 

Информация о работе Эмоциональная устойчивость в экстремальных условиях