Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 15:52, курсовая работа
Целью курсовой работы является выявление эмоций детерминирующие устойчивость системы в экстремальных условиях. Для достижения данной цели нами определены следующие задачи:
1. Рассмотреть характеристику и функции эмоций.
2. Рассмотреть понятие экстремальной ситуации и основные реакции человека пережившего экстремальную ситуацию.
3. Раскрыть основы преодолений последствий пребывания в экстремальной ситуации.
Введение………………………………………………………………………………….………3
Глава I. Эмоции……………………………………………………………………………….…4
1.1. Общая характеристика эмоций………………………………………………………….…4
1.2. Функции эмоций………………………………………………………………………….…8
1.3. Выражение эмоций……………………………………………………………………...…10
1.4. Субъективное переживание эмоций………………………………………………….…..13
Глава II.Экстремальная ситуация………………………………………………………….….15
2.1.Понятие экстремальной ситуации……………………………………………………...….15
2.2.Поведение людей в экстремальных условиях………………………………………..…...16
2.3.Основные реакции человека пережившего экстремальную ситуацию………………....17
Глава III.Преодоление последствий пребывания в экстремальной ситуации.…………..…21
3.1. Памятка пережившему экстремальную ситуацию………………………………………21
3.2. Психологическая подготовка детей и подростков к действиям в экстремальных ситуациях……………………………………………………………………………………….24
Заключение……………………………………………………………………………………..29
Список использованных источников…………………………………………………………30
Счастье. Радость и счастье являются максимально желательными эмоциями. В среднем при стабильных социальных условиях около 30 % населения считают себя счастливыми. Парадоксально, но вопреки расхожему мнению субъективное переживание счастья практически не зависит от возраста, расы, пола, уровня образования, наличия или отсутствия детей и даже физического здоровья. По данным К. Швальц 50 % физически здоровых студентов считали себя счастливыми, 22%- несчастными и 29 %- не могли определенно ответить на подобный вопрос. В свою очередь, студенты-инвалиды демонстрировали сходные показатели, оценивая свою жизнь как счастливую или несчастливую.
Наиболее надежными предсказателями счастья является соответствие образа жизни субъекта двум принципам: принципу уровня адаптации и принципу социальной относительности.
Принцип уровня адаптации заключается в том, что для того, чтобы чувствовать себя счастливыми, мы должны постоянно улучшать качество своей жизни.
Принцип
социальной относительности заключается
в том, что люди склонны оценивать
свои достижения ни сами по себе, а в их
соотношении с достижениями других людей.
Этот факт хорошо фиксирует поговорка
«Лучше быть первым парнем на деревне,
чем десятым в городе». Если мы хуже тех,
с кем себя сравниваем, то мы чувствуем
себя несчастными, а если лучше - счастливыми.
Глава II Экстремальная ситуация
2.1. Понятие экстремальной ситуации
Человек попадает в экстремальную ситуацию. Ситуацию, угрожающую физическому существованию человека. Экстремальный (от лат. Extremus) — крайний. Чрезвычайная (экстремальная) ситуация (ЧС) – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Однако экстремальной ситуацию делает не только реальная, объективно существующая угроза жизни для самого себя или значимых близких, но и наше отношение к происходящему. Восприятие одной и той же ситуации каждым конкретным человеком индивидуально, в связи с чем критерий «экстремальности» находится, скорее, во внутреннем, психологическом плане личности [15].
Экстремальные ситуации принято подразделять на:
1)
экстремальные ситуации
2)
экстремальные ситуации
3)
экстремальные ситуации
4)
экстремальные ситуации, связанные
с изменением состояния водной
среды, воздушной среды, почвы,
В качестве факторов, определяющих экстремальность, могут рассматриваться следующие:
1.
Различные эмоциогенные
2.
Дефицит необходимой
3.
Чрезмерное психическое,
4.
Воздействие неблагоприятных
5. Наличие голода, жажды.
Экстремальные воздействия становятся катастрофическими, когда приводят к большим разрушениям, вызывают смерть, ранения и страдания большого количества людей. Психогенное воздействие экстремальных ситуаций складывается не только из прямой, непосредственной угрозы жизни человека, но и опосредованной, связанной с ожиданием ее реализации .
Вполне
привычное для нашей страны, для
нас, явление. Ведь попасть в нее
можно в любое время и в
любом месте. Даже у себя дома. Вопрос
лишь в том, с какими потерями человек
из нее выйдет. Иногда неизвестно, что
страшнее, сами экстремальные или как
их еще называют, чрезвычайные, ситуации
(ЧС) или их последствия. К сожалению, посттравматические
стрессовые расстройства (ПТСР) тоже становятся
для нас привычными. В экстремальных условиях
нужно элементарно уметь выжить. Иначе
остальные проблемы для субъекта, попавшего
в ЧС, могут отпасть сами по себе. Вместе
с этим самым субъектом. Мертвым ПТСР не
грозит. При этом выжить желательно с минимальными
физическими и психическими потерями.
2.2. Поведение людей в экстремальных условиях
Возникающие в процессе разнообразной
деятельности экстремальные ситуации
представляют определенную угрозу для
жизни и здоровья человека. Однако, хотя
боязнь и страх перед лицом угрожающей
жизни ситуации и является объективным
чувством самосохранения человека, действительная
реакция людей на это, как известно, далеко
не одинакова.
Ощущение
опасности у одних превращается в чувство
обреченности, делает совершенно беспомощными,
растерянными и неспособными к целенаправленным
действиям, в том числе и к активной защите,
а у других угрожающая обстановка способна
вызвать общий подъем духовных и физических
сил, побудить его активно противодействовать
обстоятельствам. Одни даже без видимых
угрожающих причин поддаются упадническому
настроению и тягостным переживаниям,
легко вовлекаются в общую паническую
реакцию, другие в той же обстановке сохраняют
рассудок и проявляют удвоенную энергию.
У части людей самосохранение превращается
в бегство от угрожающих обстоятельств
и опасных факторов окружающей среды (паника),
у других, наоборот, мобилизуется готовность
к ответным действиям, созревает решимость
идти на определенный риск, основанный
на трезвом расчете, убежденности в возможности
преодоления опасности.
Из этих известных наблюдений следует, что психологическое воздействие опасных ситуаций проявляется у людей неоднозначно, представляет индивидуальную, выраженную личностную реакцию и, самое главное, что восприятие человеком чувства угрозы может быть по меньшей мере ослаблено или полностью преодолено путем специальной подготовки к действиям в экстремальных ситуациях.
В практическом отношении специальная подготовка предполагает, во-первых, овладение определенной суммой знаний, способствующих психологической готовности к встрече с возможными опасностями среды обитания, и формирование на этой основе рационального к ним отношения; во-вторых, приобретение навыков управления своим эмоциональным состоянием и снижения уровня нервного напряжения, т. е. овладение методами эмоционально-волевой саморегуляции.
Психология доказывает
2.3. Основные реакции
человека пережившего
экстремальную ситуацию
У человека, оказавшегося в экстремальной ситуации и пережившего ее, могут проявляться следующие реакции: бред и галлюцинации; апатия; ступор; двигательное возбуждение; агрессия; страх; истерика; нервная дрожь; плач; попытка самоубийства [14].
Бред и галлюцинации. Критическая ситуация вызывает у человека мощный стресс, приводит к сильному нервному напряжению, нарушает равновесие в организме, отрицательно сказывается на здоровье в целом - не только физическом, но и психическом. Это может обострить уже имеющееся психическое заболевание.
Бред
- это совокупность разнообразных
представлений, идей, суждений и умозаключений,
не соответствующих
Галлюцинации
- непроизвольно возникающее
Апатия - состояние полного безразличия, равнодушия. Характеризуется снижением психической активности, безразличием, отсутствием интереса к окружающему, равнодушием, безволием. Апатия может возникнуть после длительной напряженной, но безуспешной работы; или в ситуации, когда человек терпит серьезную неудачу, перестает видеть смысл своей деятельности.
На человека наваливается ощущение усталости - такое, что не хочется ни двигаться, ни говорить: движения и слова даются с большим трудом. В душе пустота, безразличие, нет сил даже на проявления чувств. В состоянии апатии человек может находиться от нескольких часов до нескольких недель, она может перейти в депрессию. Явными признаками апатии являются безразличное отношение к окружающему, вялость, заторможенность, речь медленная, с большими паузами.
Ступор - состояние резкой угнетенности, выражающейся в полной неподвижности и молчаливости.
Ступор одна из самых сильных защитных реакций организма. Происходит после сильнейших потрясений (землетрясение, взрыв, нападение, жестокое насилие), когда человек затратил столько энергии на выживание, что сил на контакт с окружающим миром уже нет. Ступор может длиться от нескольких минут до нескольких часов и может привести к физическому истощению. Явными признаками ступора являются резкое снижение или отсутствие произвольных движений и речи, отсутствие реакции на внешние раздражители (шум, свет, прикосновения), "застывание" в определенной позе, оцепенение, состояние полной неподвижности; возможно напряжение отдельных групп мышц. Человек, находясь в ступоре, может слышать и видеть. Поэтому говорите ему на ухо тихо, медленно и четко то, что может вызвать сильные эмоции (лучше негативные). Необходимо любыми средствами добиться реакции пострадавшего, вывести его из оцепенения.
Двигательное возбуждение - обозначение большого ряда неконтролируемых моделей движения тела.
Иногда потрясение от критической ситуации (взрывы, стихийные бедствия) настолько сильное, что человек просто перестает понимать, что происходит вокруг него. Он не в состоянии определить, где враги, а где помощники, где опасность, а где спасение. Человек теряет способность логически мыслить и принимать решения, он походит на животное, мечущее в клетке. Явными признаками двигательного возбуждения являются резкие движения, часто бесцельные и бессмысленные действия; ненормально громкая речь или повышенная речевая активность (человек говорит без остановки; иногда абсолютно бессмысленно) ; часто отсутствует реакция на окружающих (на замечания, просьбы, приказы). Двигательное возбуждение обычно длится недолго и может смениться нервной дрожью, плачем, а также агрессивным поведением. Помните, пострадавший может причинить вред не только себе, но и другим.
Агрессия - индивидуальное или коллективное поведение или действие, направленное на нанесение физического или психического вреда либо даже на уничтожение другого человека или группы.
Агрессивное поведение - один из непроизвольных способов, которым организм человека "пытается" снизить высокое внутреннее напряжение. Проявление злобы или агрессии может сохраняться достаточно длительное время и мешать и самому пострадавшему и окружающим.Явными признаками агрессии являются: раздражение, недовольство, гнев (по любому, даже незначительному поводу); нанесение окружающим ударов руками или каким-любо предметами; повышение кровяного давления.Агрессия может быть погашена страхом наказания: если у пострадавшего нет цели получить выгодуот агрессивного поведения; если наказание строгое и вероятность его осуществления велика.
Страх - эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности, при которой реальная опасность исходит от внешнего объекта. Происхождение страха двояко: как прямое следствие травматического фактора; как сигнал о возникновении угрозы повторения этого фактора.
Страх варьируется в достаточно широком диапазон оттенков: опасение, боязнь, испуг, ужас. Когда он достигает силы аффекта (панический страх, ужас), то способен навязать стереотипы поведения - бегство, оцепенение, защитную агрессию.
Информация о работе Эмоциональная устойчивость в экстремальных условиях