Эмоциональная устойчивость в экстремальных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 15:52, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является выявление эмоций детерминирующие устойчивость системы в экстремальных условиях. Для достижения данной цели нами определены следующие задачи:
1. Рассмотреть характеристику и функции эмоций.
2. Рассмотреть понятие экстремальной ситуации и основные реакции человека пережившего экстремальную ситуацию.
3. Раскрыть основы преодолений последствий пребывания в экстремальной ситуации.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….………3
Глава I. Эмоции……………………………………………………………………………….…4
1.1. Общая характеристика эмоций………………………………………………………….…4
1.2. Функции эмоций………………………………………………………………………….…8
1.3. Выражение эмоций……………………………………………………………………...…10
1.4. Субъективное переживание эмоций………………………………………………….…..13
Глава II.Экстремальная ситуация………………………………………………………….….15
2.1.Понятие экстремальной ситуации……………………………………………………...….15
2.2.Поведение людей в экстремальных условиях………………………………………..…...16
2.3.Основные реакции человека пережившего экстремальную ситуацию………………....17
Глава III.Преодоление последствий пребывания в экстремальной ситуации.…………..…21
3.1. Памятка пережившему экстремальную ситуацию………………………………………21
3.2. Психологическая подготовка детей и подростков к действиям в экстремальных ситуациях……………………………………………………………………………………….24
Заключение……………………………………………………………………………………..29
Список использованных источников…………………………………………………………30

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 196.00 Кб (Скачать документ)

     Явные признаки страха: напряжение мышц (особенно лицевых); сильное сердцебиение; учащенное  поверхностное дыхание;сниженный  контроль собственного поведения.

     Нервная дрожь - не подконтрольное человеку состояние, при котором происходит сильное  дрожание всего тела или отдельных его частей, человека "колотит". После экстремальной ситуации появляется нервная дрожь (человек не может по собственному желанию прекратить эту реакцию). Так организм "сбрасывает" напряжение.Если эту реакцию остановить, то напряжение останется внутри, в теле, и вызовет мышечные боли,а в дальнейшем может привести к развитию таких серьезных заболеваний, как гипертония, язва и др.Явные признаки нервной дрожи: она начинается внезапно, сразу после инцидента или спустя какое-то время; возникает сильное дрожание всего тела или отдельных его частей ( человек не может удержать в руках мелкие предметы, зажечь сигарету). Реакция продолжается достаточно долгое время, до нескольких часов. Потом человек чувствует сильную усталость и нуждается в отдыхе.

     Плач. Каждый человек хоть раз в жизни  плакал. И каждый знает, что после  того, как дашь волю слезам, на душе становиться легче. Подобная реакция  обусловлена физиологическими процессами в организме. Когда человек плачет, при этом в организме выделяются вещества, обладающие успокаивающим действием.

     Истерика - нервный припадок, выражающийся в  неожиданных переходах от смеха  к слезам. Длится несколько минут  или несколько часов. Явными признаками истерики являются: при сохранившемся сознании - чрезмерное возбуждение, множество движений, театральные позы; речь эмоционально насыщенная, быстрая; крики, рыдания.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Глава III. Преодоление последствий пребывания в экстремальной ситуации

      3.1.Памятка  пережившему экстремальную  ситуацию 

     Переживая экстремальную ситуацию, человек  испытывает следующие состояния:

     1. Страх: ранения, травмы; остаться одному; потери контроля над собой; что подобное событие может повториться снова.

     2. Беспомощность.

     3. Грусть и тоску: из-за страха смерти, травм и других тяжелых утрат; из-за того, что происходило.

     4. Чувство вины: за то, что Вам пришлось лучше, чем другим, т. е. за то, что вы не травмированы; из-за того, что вы что-то не сделали, но могли бы сделать.

     5. Стыд: за то, что Вы проявили себя как человек беспомощный, «чувствительный» и нуждающийся в других; за то, что Вы в трудной ситуации не реагировали так, как бы хотели, и не сделали того, что должны были сделать.

     6. Гнев: из-за того, что случилось, и на того, кто является причиной несчастья; из-за несправедливости и бессмысленности всего происходящего; за пережитый стыд и обиды; непонятливость окружающих, которым Вы безрезультатно пытались объяснить свое состояние.

     7. Тяжелые воспоминания.

     8. Разочарование в себе, в других, в жизни.

     9. Надежду на будущее, на лучшие времена.

     Исследования различных инцидентов и экстремальных ситуаций показали, что чувства могут быть особенно интенсивными если: 1)погибло много людей; 2) их смерть была внезапной и сопровождалась насилием или другими ужасными обстоятельствами; 3)не все тела были извлечены из-под завалов; 4)была большая зависимость от того человека, который умер; 5)у Вас были конфликтные отношения с близким человеком, который был ранен или погиб; этому стрессу предшествовали другие тяжелые жизненные ситуации.

     Основа исцеления — разрешить своим чувствам выйти наружу. Это не ведет к утрате самоконтроля, но подавление этих чувств может вести к неврозам и физическим проблемам.

     После чрезвычайной ситуации многие испытывают общие ощущения:

     1) утомление, бессонница, плохие сны;

     2) неопределенное беспокойство;

     3) неясность мыслей, ухудшение памяти и концентрации;

     4) головокружение, сердцебиение, дрожь, трудности с дыханием, припадки удушья, комок в горле и грудной клетке, тошнота, диарея, мускульное напряжение, боли в спине, изменения в интимной сфере;

     5) могут появиться новые друзья и новые обязательства перед группой;

     6) может появиться напряженность в отношениях. Хорошие отношения могут перейти в конфликтные;

     7) Можно почувствовать, что даже незначительные вещи выводят Вас из себя, что окружающие требуют, от Вас слишком много, а Вы не в состоянии реагировать так, как от Вас ждут другие;

     8) прием лекарств, алкоголя, наркотиков может возрасти из-за сверхнапряжения.

     Модель последующих событий и чувств, знание о которых поможет их легче вынести:

     Оцепенение - состояние психики, при котором Вы чувствуете и реагируете очень медленно. Вначале событие кажется нереальным, как сон, и происходящим не в действительности, а в каком-то другом мире. Люди часто оценивают это не верно — как признак собственной «силы» или «бесчувственности».

     Активность - помощь другим может принести некоторое облегчение и Вам, и окружающим. Однако сверхактивность вредна, если она отвлекает Ваше внимание от помощи, в которой вы сами нуждаетесь.

       Реальность - необходимо сопоставлять реальность с представлениями о ней. Например, участие в похоронах, осмотр места происшествия, возвращение на место трагедии в ее годовщину и т. п. — все это поможет вам примириться с реальностью.

     Парадоксальные поступки — как только Вы осознаете катастрофу и примите ее как свершившееся событие, нужно думать об этом, говорить об этом и днем, и ночью, пытаться увидеть во сне и пережить ее снова и снова.

     Поддержка - физическая и эмоциональная поддержка других людей необходима для того, чтобы облегчить состояние. Ни в коем случае не отказывайтесь от этого. Обсуждайте это событие с тем, кто, имея подобный опыт, чувствует себя хорошо.

     Уединение - для того, чтобы справиться со своими чувствами, Вам необходимо найти возможность побыть одному, без семьи и близких друзей.

       Активность и оцепенение (блокирование чувств), выраженные сверхмеры, могут замедлить процесс Вашего излечения.

       Излечение - запомните, что боль от психической травмы ведет к ее излечению. Вы можете выйти после кризиса даже более сильным, умудренным и зрелым. 

     Что нужно делать и чего не нужно делать:

     1) Не скрывайте свои чувства. Проявляйте Ваши эмоции и давайте Вашим друзьям обсуждать их вместе с Вами.

     2) Не избегайте говорить о том, что случилось. Используйте каждую возможность пересмотреть свой опыт наедине с собой или с другими.

     3) Не позволяйте Вашему чувству стеснения останавливать Вас, когда другие предоставляют Вам шанс говорить.

     4) Не ожидайте, что воспоминания уйдут сами по себе. Чувства останутся с Вами и будут посещать Вас в течении длительного времени.

     5) Выделяйте время для сна, отдыха, размышлений.

     6) Проявляйте Ваши желания, прямо, ясно и честно говорите о них семье, друзьям и на работе.

     7)Постарайтесь сохранять нормальный распорядок Вашей жизни, насколько это возможно.

     Когда нужно искать профессиональную психологическую помощь:

     1) Если Вы чувствуете себя неспособным справиться с интенсивными чувствами или телесными ощущениями, если Вы чувствуете, что напряженность Ваших эмоций не снижена в течении определенного периода времени, и чувствуете хроническое напряжение, замешательство, опустошенность или если Вы продолжаете иметь неприятные телесные ощущения.

     2) Если спустя некоторое время Вы продолжаете чувствовать оцепенение и пустоту или другие аналогичные чувства. Если Вы поддерживаете активность лишь ради того, чтобы не вспомнить о травмирующих событиях.

     3) Если продолжаются ночные кошмары и бессонница.

     4) Если у Вас нет человека или группы, с кем можно поделиться своими чувствами, и Вы чувствуете, что нуждаетесь в этом.

     5) Если Вам кажется, что Ваши взаимоотношения в семье ухудшились или развились сексуальные проблемы.

     6) Если с Вами происходят аварии или несчастные случаи.

     7) Если Вы продолжаете курить, выпивать или принимать медикаменты в том количестве, как сразу после события.

     8) Если страдает Ваша работа и Вы стали хуже справляться со своими обязанностями.

     9) Если Вы заметили, что Вы особенно уязвимы или не считаете, что выздоровление наступило.

     Нужно запомнить:

     1) в своей основе Вы — тот же самый человек, которым были перед катастрофой;

     2) «свет в конце туннеля» есть;

     3) если Вы страдаете слишком сильно или слишком долго, то Вам необходимо воспользоваться психологической помощью.

     3.2. Психологическая подготовка детей и подростков к действиям в экстремальных ситуациях

 

 Человек попадает в экстремальную ситуацию. Ситуацию, угрожающую физическому существованию  человека. К экстремальным ситуациям  относятся стихийные бедствия, техногенные  аварии, война, террористические акты и другие ситуации, опасные для  жизни, здоровья и благополучия человека. Экстремальные воздействия становятся катастрофическими, когда приводят к большим разрушениям, вызывают смерть, ранения и страдания большого количества людей. Психогенное воздействие экстремальных ситуаций складывается не только из прямой, непосредственной угрозы жизни человека, но и опосредованной, связанной с ожиданием ее реализации (Александровский Ю.А. и др., 1991). Вполне привычное для нашей страны, для нас, явление. Ведь попасть в нее можно в любое время и в любом месте. Даже у себя дома. Вопрос лишь в том, с какими потерями человек из нее выйдет. Иногда неизвестно, что страшнее, сами экстремальные или как их еще называют, чрезвычайные, ситуации (ЧС) или их последствия. К сожалению, посттравматические стрессовые расстройства (ПТСР) тоже становятся для нас привычными.В экстремальных условиях нужно элементарно уметь выжить. Иначе остальные проблемы для субъекта, попавшего в ЧС, могут отпасть сами по себе. Вместе с этим самым субъектом. Мертвым ПТСР не грозит. При этом выжить желательно с минимальными физическими и психическими потерями. Мы обучали детей и подростков в возрасте от 7 до 15 лет основам науки выживания в военно-спортивном лагере в течение двух недель. За исходную модель мы взяли подготовку десантника. Для десанта является нормой работа во вражеском окружении. То есть, напряженная деятельность в экстремальных условиях, когда для выполнения поставленной задачи нужно уметь выжить в любой ситуации [1].

       А для выживания в экстремальных условиях нужна эмоциональная устойчивость (ЭУ). ЭУ – это свойство, характеризующее индивида в процессе напряженной деятельности, отдельные эмоциональные механизмы которого, гармонически взаимодействуя между собой, способствуют успешному достижению поставленной цели (Аболин Л.М., 1987).

       Для работы в экстремальных условиях нужно умение владеть собой. Своими мыслями, эмоциями. То есть саморегуляция эмоциональных состояний. Саморегуляция – это преодоление объективных и субъективных трудностей деятельности, обеспечивает готовность субъекта к неожиданностям. Она купирует временной дефицит, дефицит информации, дефицит социальной организации деятельности. Посредством саморегуляции субъект обеспечивает смысловое соответствие своих действий событиям и задачам деятельности, их своевременность (Абульханова-Славская К.А., 2001).

       Высокие требования к интеллектуальной деятельности детей, нарушая равновесие между телом и психикой, приводят к серьезным противоречиям между ними. Ранние нагрузки на интеллект ребенка, дефицит физической нагрузки и физической культуры, малоподвижный образ жизни все чаще приводят к болезни современности – гиподинамии и ее последствиям.

     Чтобы справиться с этими проблемами часто  требуется предельная активность мозга. А мозг и без того находится в напряжении, вызванном избытком информации, напряженным ритмом жизни, стрессовыми ситуациями. Спрашивается, как помочь таким людям? Невозможно практически избавить ребенка от отрицательных эмоций. Мозг, лишенный постоянной связи со всем многообразием жизни, теряет гибкость мышления, остроту восприятия, способность к охвату масштабных явлений. Более того, отрицательные эмоции человеку необходимы: они – один из главных двигателей прогресса. Ведь именно отрицательные эмоции, прежде всего страх перед грозными явлениями природы и нападавшими дикими животными, заставили первобытного человека мобилизовывать все силы мозга, проявлять находчивость и изобретательность, чтобы найти выход из критической ситуации. Эту мобилизующую роль отрицательные эмоции сохранили и по сей день. Но если человек испытывает сильные отрицательные эмоции длительное время, у него в мозгу возникает так называемый очаг застойного возбуждения, доминанта по А.А. Ухтомскому (Багдыков Г., 1997). Под доминантой А. А. Ухтомский понимал «главенствующий очаг возбуждения». «Достаточно стойкое возбуждение, протекающее в центрах в данный момент, приобретает значение господствующего фактора в работе прочих центров: накапливает в себе возбуждение от отдаленных источников, но тормозит способность других центров реагировать на импульсы, имеющие к ним прямое отношение» (Ухтомский А.А., 1996). Текущее состояние человека и его активность, по А. А. Ухтомскому, всегда является отражением той или иной доминанты.

Информация о работе Эмоциональная устойчивость в экстремальных условиях