Эмоциональные переживания отношений в связи с рождением внуков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 13:53, курсовая работа

Описание

Цель: доказать или опровергнуть гипотезу о том, что рождение внуков способствует изменениям в эмоциональных переживаниях отношений.
Задачи:
1. Дать общую характеристику эмоциональной сферы лиц пожилого возраста;
2. Дать характеристику переживаниям отношений в пожилом возрасте
3. Изучить источники оптимального старения;
4. Раскрыть факторы, определяющих характер прародительства;
5. Провести исследование, направленное на изучение эмоциональных переживаний отношений в связи с рождением внуков;

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа.docx

— 87.99 Кб (Скачать документ)

Введение 

     Темой моей курсовой работы мы выбрали «Эмоциональные переживания отношений в связи с рождением внуков». Данная тема мне очень интересна, так как она плохо изучена. Довольно мало авторов пишут об этом, в их числе О.В. Краснова, В.Д. Альперович, Г. Крайг, М.В. Ермолаева, А.Г. Лидерс. Я думаю изучение этой темы не мало важно, так как период появления в семье детей является новым этапом развития семьи, и личности каждого её члена, с чем связано возникновение новых эмоций, переживаний и чувств. Это сказывается на отношения в семье и вне её. Появляются новые цели,планы и заботы.

Объект  исследования: проблема прародительства;

Предмет: эмоциональные переживания отношений  в связи с прародительством;

Гипотеза: рождение внуков способствует появлению изменений в эмоциональных переживаниях;

Цель: доказать или опровергнуть гипотезу о том, что рождение внуков способствует изменениям в эмоциональных переживаниях отношений.

Задачи:

1. Дать  общую характеристику эмоциональной  сферы лиц пожилого возраста;

2. Дать характеристику переживаниям отношений в пожилом возрасте

3. Изучить источники оптимального старения;

4. Раскрыть факторы, определяющих характер прародительства;

5. Провести исследование, направленное на изучение эмоциональных переживаний отношений в связи с рождением внуков;

Методы  и технологии сбора информации:

  1. Анализ литературы;
  2. Проведение исследования с помощью методики М. Куна- Т. Маркпартленда «Кто Я»
  3. Проведения исследования с помощью биографического метода, а именно формализованная биографическая анкета Н.А. Логиновой
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. Проблема  переживания отношений в связи  с рождением внуков.
 
    1. Общая характеристика эмоциональной сферы лиц пожилого возраста
 

  Специфика эмоциональной сферы пожилого человека во многом зависит от успешности прохождения  возрастного кризиса, степени решенности возрастных задач, бессознательно принимаемой  стратегии старения. М.В. Ермолаева  выделяет  две основные стратегии эмоционального старения. Первая предполагает возможность дальнейшего личностного роста, вторая направлена на сохранение себя, прежде всего, как индивида, т.е. на биологическое выживание. Поскольку физиологические возможности и потребности медленно угасают, то вторая стратегия не обеспечивает удовлетворенности жизнью и позитивного эмоционального фона. При принятии первой стратегии человек сохраняет возможность социального развития, а также самосовершенствования в идеальном, интеллектуальном и личностно-психологическом плане.  Предполагается, что в этом случае у него сохраняется структура смыслов жизни, повышается степень субъективной удовлетворенности жизнью вне зависимости от объективных условий (здоровья, семейных обстоятельств)[24]. В целом, исследователи отмечают, что в старости преобладает пониженный фон настроения, так как замедляется аффективная живость. Из-за снижения силы и подвижности нервных процессов понижается интенсивность эмоций. Как правило, заостряется тот фон настроения, который преобладал у человека в молодые годы. То есть, если в молодости он чаще был печален, то в пожилом возрасте, это настроение будет  не только преобладать в количественном плане, но и чувствоваться сильнее. В старости наблюдается зависимость эмоционального состояния от типа соматического заболевания. Например, гипертоники повышенно ранимы, обидчивы, мнительны. Типичным явлением для пожилых людей является возрастно-ситуационная депрессия - расстройство настроения без наличия нервно-психического заболевания, равномерное и стойкое, сильное понижение настроения, впервые возникшее в старости. Субъективно она переживается как чувство пустоты, ненужности, неинтересности всего происходящего и негативности будущего, имеет место негативное восприятие молодости. Самому пожилому человеку его состояние кажется обычным, и помощь, поэтому отвергается. Основным  травмирующим фактором является собственный возраст, а содержанием - непринятие своего старения[25].

  Выделено  три варианта течения возрастно-ситуационной депрессии.

  1. Ипохондрическая фиксация на  старческих недугах. Человек "зацикливается"  на болезнях и способах лечения,  при этом он не связывает  их со старостью и надеется  на излечение. 

  2. Бредоподобные идеи о притеснении.  Отношение окружающих представляется  исключительно несправедливым, кажется,  что все вокруг морально притесняют, ущемляют права. Отсутствие притеснений  доказать невозможно, так как  человек не способен к критическому  отношению.

  3. Вымыслы с горделивыми идеями  о собственной значимости. Человек  рассказывает либо выдумывает  избранные эпизоды из жизни. 

  Что касается страхов, у человека в позднем  возрасте сохраняются все страхи, накопленные в течение жизни, и прибавляются специфические страхи этого периода. До 70 доминируют страхи одиночества, болезни, смерти, будущего; после 70 - страх смерти, болезни, плохих людей, одиночества. Для обоих периодов характерны страх беспомощности, иррациональные страхи, моральные страхи, связанные  с необходимостью дать себе отчет  о прожитой жизни[14].

  На  эмоциональное состояние пожилого человека во многом влияет наличие  психосоматических проблем. Многие из них обусловлены переживаниями  в течение жизни, часть появляется уже в пожилом возрасте, которому свойственно наличие большого количества стрессогенных ситуаций и событий. Часто в психосоматических заболеваниях проявляется неудовлетворенность человека прожитой жизнью.  Многим пожилым людям больно обращаться к своему прошлому, поэтому они избегают осмысливания, вытесняют чувства и мысли, что приводит к отчаянию, апатии, а также находит выражение в различных соматических заболеваниях[2].

  Итак, к старости, как правило, человек  становится эмоционально более ранимым,  требует более чуткого внимательного отношения, особенно со стороны близких,  родственников, работников медицинских и социальных учреждений. Несмотря на это, при выборе жизненной стратегии, пожилой человек может чувствовать себя эмоционально благополучно при практически любых жизненных обстоятельствах.  В задачи социальных служб должно входить не только обеспечение психоэмоционального комфорта, но и помощь в выработке позитивной стратегии эмоционального старения[3]. Скорее всего, наибольшее влияние на этот выбор оказывает осмысление жизненного пути.  
 

  1.2. Характеристика переживания отношений  в пожилом возрасте 

     В научной литературе всё более утверждается точка зрения, согласно которой старение не может рассматриваться как простая инволюция, угасание и регресс, скорее это продолжающееся становление человека, включающее многие приспособительные и компенсаторные механизмы.

     Результаты исследований закономерностей возрастного развития в научной школе Б. Г. Ананьева позволили ввести в геронтопсихологию понятие реституциализации в геронтогенезе. Комплекс процессов восстановления, направленных на замедление старения, является новообразованием в пожилом возрасте.

     На пожилого человека воздействует взаимно связанная группа биологических и социальных факторов развития, результатами которой является формирование нового статуса личности позднем возрасте. В особенностях позднего возрастного этапа социализации индивидуума прослеживаются изменения в иерархии мотивов с преобладанием мотива с эстетической направленностью в качестве ведущего в деятельности. Амплитуда изменения личностных качеств может служить во многом отражением, как естественных процессов замедления старения, так и влияния неблагоприятных факторов социального характера.

     Период старости имеет ряд отличительных черт, среди которых важную роль играет прекращение трудовой деятельности или изменение её характеристик ,снижение интенсивности, объёма, и т.п., переход на другую работу. Вследствие изменения социального статуса отмечается избыток свободного времени, сужение  привычного круга общения, утрата ведущей роли в семье, ослабление или изменение воспитательных функций и др[14]. Комплекс только перечисленных факторов неизбежно вызывает нарушение жизненного стереотипа, ведёт к необходимости его смены, адаптации к новым внешним условиям, однако не только к ним.

     Из геронтологических исследований известно, что возрасту старости сопутствует ухудшение здоровья, снижение памяти, нередко спад творческой активности, нарастание неуверенности и тревожности, мнительность, обидчивость, раздражительность, нетерпимость, иногда неуживчивость и чёрствость, появление или усиление подавленности.

     Очевидно, что люди позднего возраста вынуждены приспосабливаться не только к новой ситуации вовне, но и реагировать на изменения в самих себе.

     Наряду с процессами старения в организме человека развиваются приспособительные психологические механизмы, благодаря которым полноценная деятельность может продолжаться до глубокой старости. Ортодоксальные, плохо коррегируемые взгляды могут противоречить обстоятельствам жизни, вызывая тяжёлые душевные переживания у пожилых. В этом случае в качестве компенсаторного противовеса выступают защитные механизмы личности. Не изменяя своих критериев ценности, пожилой человек представляет внешние обстоятельства особым образом, а желания выступают в роли фантазий, и, погружаясь в нереальный мир, он начинает в нём жить, как страус, который прячет голову в песок, когда скрывается от преследователей[6]. В данном случае пожилые люди нуждаются в проведении психологической коррекции для усиления способности к изменению отношения к самому себе, чтобы научиться переоценивать и включать свой внутренний опыт, принимать противоположную позицию.

     У людей в позднем возрасте складывается жёсткий внутренний порядок структуры личности. Активизация компенсаторных механизмов личности требует глубинной перестройки иерархии  мотивов. Без этого попытки принудительного введения в сознание вытесненных переживаний, не предварённые систематической работой по укреплению ясно осознаваемых психологических установок, вызывают резкое сопротивление и порождают отрицательное отношение пожилого человека  подобному вмешательству. Становится понятно, почему советы пожилым людям не всегда находят у них поддержку[9]. Советы нужно давать тогда, когда они расположены слушать, и предлагать в косвенной форме.

   Личностям с жёсткой и косной системой принципов поведения особенно трудно и подчас невозможно действовать в разнообразной и изменчивой среде, если бы защитные механизмы не оберегали их психику. Очевидно, что способ защиты личности и стратегия поведения в позднем возрасте зависят от жизненного пути, особенностей личности, сформировавшихся стереотипов поведения.

   Люди  по-разному реагируют на свои внутренние трудности. Некоторые пожилые люди, отрицая существование проблем, подавляют свои стремления, которые  доставляют им неудобства, и отвергают  их как нереальные и невозможные. Приспособление в этом случае достигается  за счёт понижения уровня притязаний. Негативной стороной является отрицание того, что требует усилий. Пожилой человек постепенно может привыкнуть к такой ориентации, действительно отказаться от необходимого и действовать так, как если бы потребности не существовало.

   Многие  из пожилых людей преодолевают конфликты, пытаясь манипулировать мнением  окружения, стремясь овладеть событиями  и изменить их в нужном направлении. Другие находят выход в самооправдании и снисхождении к своим слабостям. Некоторые прибегают к различным  формам самообмана[13]. Формирование у пожилых людей достаточной психической гибкости позволяет правильно понять себя и окружающих, способствует адаптации к переменам.

   У пожилых людей прослеживается тенденция  поделиться своими воспоминаниями. Они  охотно рассказывают о тягостных  обстоятельствах своей жизни  и связанных с ними переживаниях. Разрядка возникает от совместно  прочувствованной ситуации. Рассказывая  о себе, пожилой человек становится слушателем.[1] Подобная обратная связь помогает ему лучше разобраться в себе, поделиться тяжёлыми впечатлениями. Кроме того, собеседнику, чаще всего пожилому человеку, его беды близки, так как они сверстники – люди одного поколения. Нередко в процессе исповеди человек расстаётся с тайнами, которые требуют больших специальных усилий по их сокрытию, и это тоже способствует облегчению состояния. Очищение исповедью и признанием заключается в снятии различных форм напряжения путём разделения ноши с близким, переложения части ответственности на другого.

   Другим  способом психологической защиты, к  которому охотно прибегают пожилые  люди, является включение. В этом случае человек сталкивается с более  тяжёлой ситуацией в жизни  по сравнению с его личной травмой. Тогда важность травмирующего события  понижается на фоне трагедии, разыгравшейся  с другим человеком. Примером защиты по типу включения является разрешение внутреннего конфликта при сопереживании. Если человек наблюдает и сопереживает драматические ситуации других людей, существенно более тягостные и глубокие, чем те, которые тревожат его самого, он начинает смотреть на свои неудачи по-другому, оценивая их по сравнению с чужими[5]. Люди, способные искренне сопереживать страданиям окружающих, не только облегчают их другим, но способствуют улучшению и своего психического состояния.

   Человек в глубокой старости старается выполнять  обязанности по самообслуживанию. Ему  становится трудно с ними справляться. Прежние социальные мотивы поведения  утрачивают своё значение. Такая ситуация способствует резкому сужению круга  интересов и заострению черт характера. Человек преклонного возраста перестаёт  интересоваться тем, что выходит  за пределы его субъективного  мира. Оставшуюся энергию направляет  на самосохранение[8]. Резкое сужение круга интересов в конце жизни следует рассматривать как приспособительное явление, направленное на сбережение иссякающих возможностей организма и поддержание наиболее важных жизненных функций. 

   По  мере старения роль семьи в жизни  пожилого человека возрастает: прекращение  работы при достижении пенсионного  возраста, часто наступающее в  этот период ухудшение здоровья и  усиливающее снижение мобильности  ограничивает интересы и виды деятельности пожилых людей, всё внимание переключается  на семейные дела[5]. Семейные контакты при этом заменяют другие утраченные контакты.

   Ослабление  здоровья, возрастающее с годами, физическое одряхление ставят пожилого человека всё в большую зависимость  от других членов семьи, он нуждается  в их помощи  и опеке. Находясь в семье, пожилые и старые люди могут надеяться на безопасность и независимость от трудностей, с которыми им приходится сталкиваться.

   В то же время, выполняя посильную работу по дому, помогая остальным членам семьи в ведении домашнего  хозяйства и в уходе за детьми, пожилой человек обретает чувство уверенности в своей полезности, что помогает ему в определённой мере адаптироваться к периоду старости.

Информация о работе Эмоциональные переживания отношений в связи с рождением внуков