Эмоциональные переживания отношений в связи с рождением внуков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 13:53, курсовая работа

Описание

Цель: доказать или опровергнуть гипотезу о том, что рождение внуков способствует изменениям в эмоциональных переживаниях отношений.
Задачи:
1. Дать общую характеристику эмоциональной сферы лиц пожилого возраста;
2. Дать характеристику переживаниям отношений в пожилом возрасте
3. Изучить источники оптимального старения;
4. Раскрыть факторы, определяющих характер прародительства;
5. Провести исследование, направленное на изучение эмоциональных переживаний отношений в связи с рождением внуков;

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа.docx

— 87.99 Кб (Скачать документ)

   Прослеживается  очевидная связь типов поведения  с возрастом, вернее, выходом на пенсию, когда бабушки, достигнув 55 лет, меняют свой тип поведения. Работающие (как правило, более молодые, до 65 лет) женщины могут выполнять свои обязанности бабушек только в свободное от работы время и, учитывая условия большого города (например, значительные расстояния между домами родителей и взрослых детей), только в выходные дни.

   Только после выхода на пенсию бабушки или вовлекаются в совместную деятельность с внуками, или ограничивают ее. Для выборки подмосковных бабушек влияние работы на выбор типа поведения не является дифференцирующим. Поэтому группы работающих и не работающих бабушек из Подмосковья с разными типами поведения не различаются между собой. Итак, формальный переход в группу "пенсионеров" играет определенную роль при выборе типа поведения пожилых женщин, живущих только в условиях большого города. Они, выйдя на пенсию, или отстраняются от процесса воспитания и общения с внуками, или начинают общаться с ними уже на другом, более высоком уровне.

   Фактор  образования

   Сопоставление уровней образования и типов  поведения московских бабушек показало, что активным типом поведения, который соответствует наибольшей вовлеченности в воспитание и обучение внуков, характеризуются те женщины, которые имеют среднее образование. Пятый тип поведения бабушек, когда общение с внуками минимальное, характерен для тех, кто имеет высшее образование. Остальные типы равномерно распределены по уровням образования. Аналогичная картина наблюдается и у подмосковных бабушек. Более того, если в первой выборке не были представлены женщины с начальным или незаконченным средним образованием, то в подмосковной выборке присутствуют три группы бабушек: с высшим, средним и неполным средним образованием. Обнаружено: чем ниже уровень образования, тем больше бабушка "вовлечена" в совместную деятельность с внуком.

   Таким образом, более высокий уровень  образования бабушек не способствует их большей вовлеченности в совместную деятельность с внуками.

   Проживание  в семье (условия проживания)

   Исследование  показало: зависимость типа поведения от условий проживания больше выражена у подмосковных бабушек, чем у московских.

   Как совместное, так и одинокое проживание способствуют большей вовлеченности московских бабушек в жизнь своих внуков. При этом одна часть одиноких активно включается в совместную деятельность, другая - ограничивается тем, что проводит с внуками лето. Для тех, кто живет отдельно, но с мужем, характерны все типы поведения, кроме активного. Такие бабушки не принимают участия в процессе обучения и культурного просвещения внуков (формальный или отстраненный тип поведения).

   Можно сказать, что бабушки-москвички, проживающие  с детьми и внуками, активно или формально проводят свой досуг с ними. Проживающие только с мужем имеют формальный или далекий типы поведения. Одинокие или активно занимаются с внуками, или отдаляются от них, сводя взаимодействие и общение с ними до минимума. Для бабушек из Подмосковья, живущих в больших семьях, характерны все типы поведения. Те, кто живет только с мужем, похожи в своих типах поведения на одиноких бабушек из Москвы. И, наконец, одинокие похожи на тех москвичек, которые живут в больших семьях.

   Результаты  исследования свидетельствуют о  высокой значимости того факта, что одинокие бабушки старше 65 лет и из Москвы, и из Подмосковья, имеющие внуков старше 18 лет, демонстрируют далекие типы поведения. Это дает основания, во-первых, предположить с высокой долей вероятности, что разобщение старшего и младшего поколения характерно и для тех бабушек, которые проживают в большом городе, и для тех, кто живет в малых городах; во-вторых, обратить внимание на то, что это разобщение начинается с определенного возраста как бабушек (с 65 лет), так и внуков (с 18 лет).

   Родственные связи и частота контактов

   Московским  бабушкам, имеющим внуков от дочерей, и подмосковным, имеющим внуков от сыновей, свойственны все типы поведения, хотя только у бабушек (всех групп), имеющих внуков от дочерей, самое большое количество встреч или контактов с внуками. Большинство из них проживают совместно, а такой тип проживания способствует большей включенности старшего поколения в совместную деятельность. Те, кто имеет внуков от сыновей, несколько реже встречаются с внуками: московские бабушки в основном по выходным дням или праздникам, а подмосковные несколько раз

   в неделю. Больше представителей этой группы, чем остальных, видятся с внуками только один-два раза в году.

   Основное  отличие подмосковных бабушек от московских заключается в том, что первые, имея внуков и от сына, и от дочери, продолжают встречаться с внуками каждый день или несколько раз в неделю. Московские бабушки, имеющие внуков и от сына, и дочери, имеют либо активный, либо далекий тип поведения. Именно эту группу можно назвать самой "далекой" по числу контактов для московских бабушек (встречи с внуками по праздникам и/или один раз в месяц или даже в год). Таким образом, с чрезвычайно малой вероятностью ошибки можно сказать, что тот факт, от

   кого  пожилые люди имеют внуков (сына, дочери или от обоих), значительно  влияет на число контактов с внуками.

   Итак, типы поведения бабушек по отношению к внукам зависят в первую очередь от возраста их внуков, в меньшей степени от возраста самих бабушек, их уровня образования, условий проживания и характера семейных связей. Продолжение трудовой деятельности не влияет на степень участия в воспитании внуков бабушек из малых городов. Уровень образования имеет обратную зависимость, т.е. чем выше степень образования, тем больше "отстраненности" во взаимоотношениях с внуками[20]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1.     Эмпирическое исследование направленное на изучение особенностей эмоционального переживания отношений в связи с рождением внуков.
 

     Для исследования особенностей эмоционального переживания отношений в связи с рождением внуков мы будем использовать методику М. Куна- Т. Маркпартленда «Кто Я», а также биографический метод, а именно биографическое анкетирование. Мы использовали формализованную биографическую анкету Н.А. Логиновой. Всего испытуемых 24 человека (12 женщин, 12 мужчин), в возрасте от 40-46 лет. 

2.1. Описание  результатов методики М.Куна- Т. Маркпартленда «Кто Я». 

     Тест используется для изучения содержательных характеристик идентичности личности. Вопрос «Кто Я?» напрямую связан с характеристиками собственного восприятия человеком самого себя, то есть с его образом «Я» или Я-концепцией. Мы использовали методику М. Куна- Т. Маркпартленда «Кто Я» для исследования восприятия самих себя до и после рождения внуков . 

Инструкция к  тесту:

 
     «В течение 12 минут вам необходимо дать как можно больше ответов на один вопрос, относящийся к вам самим: «Кто Я?». Каждый новый ответ начинайте с новой строки (оставляя некоторое место от левого края листа). Вы можете отвечать так, как вам хочется, фиксировать все ответы, которые приходят к вам в голову, поскольку в этом задании нет правильных или неправильных ответов. На одной стороне листа напишите определения, относящиеся к тому времени, когда у Вас ещё не было внуков, а на другой, как Вы видите себя сейчас. 
     Также важно замечать, какие эмоциональные реакции возникают у вас в ходе выполнения данного задания, насколько трудно или легко вам было отвечать на данный вопрос».

Когда клиент заканчивает  отвечать, его просят произвести первый этап обработки результатов - количественный:  
«Пронумеруйте все сделанные вами отдельные ответы-характеристики. Слева от каждого ответа поставьте его порядковый номер. Теперь каждую свою отдельную характеристику оцените по четырехзначной системе, своё отношение к ней:  
• «+» - знак «плюс» ставится, если в целом вам лично данная характеристика нравится;  
• «-»- знак «минус»- если в целом вам лично данная характеристика не нравится;  
• «±» - знак «плюс-минус» - если данная характеристика вам и нравится, и не нравится одновременно;  
• «?» - знак «вопроса» - если вы не знаете на данный момент времени, как вы точно относитесь к характеристике, у вас нет пока определенной оценки рассматриваемого ответа.  
     Знак своей оценки необходимо ставить слева от номера характеристики. У вас могут быть оценки как всех видов знаков, так и только одного знака или двух-трех.  
После того как вами будут оценены все характеристики, подведите итог:  
• сколько всего получилось ответов,  
• сколько ответов каждого знака».
 

Правила интерпретации результатов теста:

  
     Использование знака «плюс-минус» («±») говорит о способности человека рассматривать то или иное явление с двух противоположных сторон, говорит о степени его уравновешенности, о «взвешенности» его позиции относительно эмоционально значимых явлений. Можно условно выделить людей эмоционально-полярного, уравновешенного и сомневающегося типа.  
К людям эмоционально-полярного типа относятся те, кто все свои идентификационные характеристики оценивают только как нравящиеся или не нравящиеся им, они совсем не используют при оценивании знак «плюс-минус». Для таких людей характерен максимализм в оценках, перепады в эмоциональном состоянии, относительно них можно сказать «от любви до ненависти один шаг». Это, как правило, эмоционально-выразительные люди, у которых отношения с другими людьми сильно зависят от того, насколько им человек нравится или не нравится. Если количество знаков «±» достигает 10-20% (от общего числа знаков), то такого человека можно отнести к уравновешенному типу. Для них, по сравнению с людьми эмоционально-полярного типа, характерна большая стрессоустойчивость, они быстрее разрешают конфликтные ситуации, умеют поддерживать конструктивные отношения с разными людьми: и с теми, которые им в целом нравятся, и с теми, которые у них не вызывают глубокой симпатии; терпимее относятся к недостаткам других людей. Если количество знаков «±» превышает 30-40% (от общего числа знаков), то такого человека можно отнести к сомневающемуся типу. Такое количество знаков «±» может быть у человека, переживающего кризис в своей жизни, а также свидетельствовать о нерешительности как черте характера (когда человеку тяжело принимать решения, он долго сомневается, рассматривая различные варианты). Наличие знака «?» при оценке идентификационных характеристик говорит о способности человека переносить ситуацию внутренней неопределенности, а значит, косвенно свидетельствует о способности человека к изменениям, готовности к переменам. Наличие трех и более знаков «?» при самооценивании предполагает у человека наличие кризисных переживаний.  
Применяющие данные знаки люди, как правило, быстрее выходят на уровень самостоятельного решения собственных проблем.

Создатели теста выделили четыре категории:

1. Физическое  Я – определение себя как объекта во времени и пространстве: «я блондин», «я живу в Москве». 
2. Социальное Я – место в группе, социальная роль: «я студент», «я сын». 
3. Рефлексивное Я – отражение индивидуального стиля поведения, особенностей характера. Примерами могут служить такие высказывания, как «я веселый», «я люблю рок-музыку». 
4. Трансцендентальное Я – как «абстрактная рефлексия вне зависимости от конкретной ситуации», например, «я живое существо», «я часть вселенной» (Кун М., Маркпартленд Т.,. 1984)[7]. 

Интерпретация результатов теста: 

     В тестировании принимали участие  24 испытуемых, из которых 12 женщин  и 12 мужчин, возрастом от 40-46 лет.  У всех испытуемых, от трёх  лет до года назад,  появились  первые внуки (10 девочек, 14 мальчиков).

     При интерпретации результатов теста, стало очевидно, что количество положительных оценок в ответах «После» увеличилось и у женщин и у мужчин одинаково. В нашем случае-на 16,5%. Но у мужчин, стало больше и «отрицательных» оценок, а у женщин они присутствуют только к определениям, относящимся к категории «Я- рефлексивное» («я тревожусь», «часто переживаю в пустую»), что значит, что восприятие себя и отношение к себе сильнее поляризуется у мужчин («отрицательные» оценки они приписывают в основном к определениям, относящимся к категории «Я-социальное»- «я понял, что многое упустил, не замечал», «мне иногда очень тоскливо»). Оценки «плюс-минус» у женщин (у 91%) присутствуют в оценках «До» примерно в 8-10% случаев, а в оценках «После» в 12-17% случаев, можно сделать вывод, что женщины- «бабушки» чаще всего начинают относиться к уравновешенному типу. Для них, по сравнению с людьми эмоционально-полярного типа, характерна большая стрессоустойчивость, они быстрее разрешают конфликтные ситуации, умеют поддерживать конструктивные отношения с разными людьми: и с теми, которые им в целом нравятся, и с теми, которые у них не вызывают глубокой симпатии; терпимее относятся к недостаткам других людей.

    У мужчин, наряду с тем, что увеличилось количество «положительных» и «отрицательных» оценок в оценках «После», так же увеличилось количество оценок «?» в среднем на 1-2 единицы на тест в категориях «Социальное Я» и «Трансцендентальное Я». Исходя из этого, у двух испытуемых мужского пола возможно наличие кризисных переживаний, связанных с неопределённостью их отношения к своему положению в обществе и к своим внутренним переживаниям, появившимся в результате изменения социального статуса и с появлением нового статуса «дедушка».

     Нужно также отметить, что первые  места в списках «До» у женщин  занимали определения категории  «Рефлексивного Я» («умная», «хитрая», «капризная») и «Трансцендентального  Я»( «Я- дитя Бога», «Я- маленькая  частичка мира» и т.д.).Следует обратить внимание на значительное возрастание значимости «Социального Я» в тестах «После» , это говорит о том, что конкретизировалось стремление занять свое место в обществе и утвердиться в нем. Т.е. повышается социальная адаптация испытуемых. Что касается стремления к рефлексии, то она снижается в 2 раза, это свидетельствует о снижении потребности в детальном самоанализе. Таким образом, в Я-концепции начинают преобладать конкретные и реальные представления.

Информация о работе Эмоциональные переживания отношений в связи с рождением внуков