Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 13:53, курсовая работа
Цель: доказать или опровергнуть гипотезу о том, что рождение внуков способствует изменениям в эмоциональных переживаниях отношений.
Задачи:
1. Дать общую характеристику эмоциональной сферы лиц пожилого возраста;
2. Дать характеристику переживаниям отношений в пожилом возрасте
3. Изучить источники оптимального старения;
4. Раскрыть факторы, определяющих характер прародительства;
5. Провести исследование, направленное на изучение эмоциональных переживаний отношений в связи с рождением внуков;
Прослеживается
очевидная связь типов
Только после выхода на пенсию бабушки или вовлекаются в совместную деятельность с внуками, или ограничивают ее. Для выборки подмосковных бабушек влияние работы на выбор типа поведения не является дифференцирующим. Поэтому группы работающих и не работающих бабушек из Подмосковья с разными типами поведения не различаются между собой. Итак, формальный переход в группу "пенсионеров" играет определенную роль при выборе типа поведения пожилых женщин, живущих только в условиях большого города. Они, выйдя на пенсию, или отстраняются от процесса воспитания и общения с внуками, или начинают общаться с ними уже на другом, более высоком уровне.
Фактор образования
Сопоставление уровней образования и типов поведения московских бабушек показало, что активным типом поведения, который соответствует наибольшей вовлеченности в воспитание и обучение внуков, характеризуются те женщины, которые имеют среднее образование. Пятый тип поведения бабушек, когда общение с внуками минимальное, характерен для тех, кто имеет высшее образование. Остальные типы равномерно распределены по уровням образования. Аналогичная картина наблюдается и у подмосковных бабушек. Более того, если в первой выборке не были представлены женщины с начальным или незаконченным средним образованием, то в подмосковной выборке присутствуют три группы бабушек: с высшим, средним и неполным средним образованием. Обнаружено: чем ниже уровень образования, тем больше бабушка "вовлечена" в совместную деятельность с внуком.
Таким образом, более высокий уровень образования бабушек не способствует их большей вовлеченности в совместную деятельность с внуками.
Проживание в семье (условия проживания)
Исследование показало: зависимость типа поведения от условий проживания больше выражена у подмосковных бабушек, чем у московских.
Как совместное, так и одинокое проживание способствуют большей вовлеченности московских бабушек в жизнь своих внуков. При этом одна часть одиноких активно включается в совместную деятельность, другая - ограничивается тем, что проводит с внуками лето. Для тех, кто живет отдельно, но с мужем, характерны все типы поведения, кроме активного. Такие бабушки не принимают участия в процессе обучения и культурного просвещения внуков (формальный или отстраненный тип поведения).
Можно сказать, что бабушки-москвички, проживающие с детьми и внуками, активно или формально проводят свой досуг с ними. Проживающие только с мужем имеют формальный или далекий типы поведения. Одинокие или активно занимаются с внуками, или отдаляются от них, сводя взаимодействие и общение с ними до минимума. Для бабушек из Подмосковья, живущих в больших семьях, характерны все типы поведения. Те, кто живет только с мужем, похожи в своих типах поведения на одиноких бабушек из Москвы. И, наконец, одинокие похожи на тех москвичек, которые живут в больших семьях.
Результаты исследования свидетельствуют о высокой значимости того факта, что одинокие бабушки старше 65 лет и из Москвы, и из Подмосковья, имеющие внуков старше 18 лет, демонстрируют далекие типы поведения. Это дает основания, во-первых, предположить с высокой долей вероятности, что разобщение старшего и младшего поколения характерно и для тех бабушек, которые проживают в большом городе, и для тех, кто живет в малых городах; во-вторых, обратить внимание на то, что это разобщение начинается с определенного возраста как бабушек (с 65 лет), так и внуков (с 18 лет).
Родственные связи и частота контактов
Московским бабушкам, имеющим внуков от дочерей, и подмосковным, имеющим внуков от сыновей, свойственны все типы поведения, хотя только у бабушек (всех групп), имеющих внуков от дочерей, самое большое количество встреч или контактов с внуками. Большинство из них проживают совместно, а такой тип проживания способствует большей включенности старшего поколения в совместную деятельность. Те, кто имеет внуков от сыновей, несколько реже встречаются с внуками: московские бабушки в основном по выходным дням или праздникам, а подмосковные несколько раз
в неделю. Больше представителей этой группы, чем остальных, видятся с внуками только один-два раза в году.
Основное отличие подмосковных бабушек от московских заключается в том, что первые, имея внуков и от сына, и от дочери, продолжают встречаться с внуками каждый день или несколько раз в неделю. Московские бабушки, имеющие внуков и от сына, и дочери, имеют либо активный, либо далекий тип поведения. Именно эту группу можно назвать самой "далекой" по числу контактов для московских бабушек (встречи с внуками по праздникам и/или один раз в месяц или даже в год). Таким образом, с чрезвычайно малой вероятностью ошибки можно сказать, что тот факт, от
кого пожилые люди имеют внуков (сына, дочери или от обоих), значительно влияет на число контактов с внуками.
Итак,
типы поведения бабушек по отношению к
внукам зависят в первую очередь от возраста
их внуков, в меньшей степени от возраста
самих бабушек, их уровня образования,
условий проживания и характера семейных
связей. Продолжение трудовой деятельности
не влияет на степень участия в воспитании
внуков бабушек из малых городов. Уровень
образования имеет обратную зависимость,
т.е. чем выше степень образования, тем
больше "отстраненности" во взаимоотношениях
с внуками[20].
Для исследования особенностей эмоционального
переживания отношений в связи с рождением
внуков мы будем использовать методику
М. Куна- Т. Маркпартленда «Кто Я», а также
биографический метод, а именно биографическое
анкетирование. Мы использовали формализованную
биографическую анкету Н.А. Логиновой.
Всего испытуемых 24 человека (12 женщин,
12 мужчин), в возрасте от 40-46 лет.
2.1. Описание
результатов методики М.Куна- Т. Маркпартленда
«Кто Я».
Тест используется для изучения содержательных
характеристик идентичности личности.
Вопрос «Кто Я?» напрямую связан с характеристиками
собственного восприятия человеком самого
себя, то есть с его образом «Я» или Я-концепцией.
Мы использовали методику М. Куна- Т. Маркпартленда
«Кто Я» для исследования восприятия самих
себя до и после рождения внуков .
Инструкция к тесту:
«В течение 12 минут вам необходимо
дать как можно больше ответов на один
вопрос, относящийся к вам самим: «Кто
Я?». Каждый новый ответ начинайте с новой
строки (оставляя некоторое место от левого
края листа). Вы можете отвечать так, как
вам хочется, фиксировать все ответы, которые
приходят к вам в голову, поскольку в этом
задании нет правильных или неправильных
ответов. На одной стороне листа напишите
определения, относящиеся к тому времени,
когда у Вас ещё не было внуков, а на другой,
как Вы видите себя сейчас.
Также важно замечать, какие
эмоциональные реакции возникают у вас
в ходе выполнения данного задания, насколько
трудно или легко вам было отвечать на
данный вопрос».
Когда клиент заканчивает
отвечать, его просят произвести первый
этап обработки результатов - количественный:
«Пронумеруйте все сделанные вами отдельные
ответы-характеристики. Слева от каждого
ответа поставьте его порядковый номер.
Теперь каждую свою отдельную характеристику
оцените по четырехзначной системе, своё
отношение к ней:
• «+» - знак «плюс» ставится, если в целом
вам лично данная характеристика нравится;
• «-»- знак «минус»- если в целом вам лично
данная характеристика не нравится;
• «±» - знак «плюс-минус» - если данная
характеристика вам и нравится, и не нравится
одновременно;
• «?» - знак «вопроса» - если вы не знаете
на данный момент времени, как вы точно
относитесь к характеристике, у вас нет
пока определенной оценки рассматриваемого
ответа.
Знак своей оценки необходимо
ставить слева от номера характеристики.
У вас могут быть оценки как всех видов
знаков, так и только одного знака или
двух-трех.
После того как вами будут оценены все
характеристики, подведите итог:
• сколько всего получилось ответов,
• сколько ответов каждого знака».
Правила интерпретации результатов теста:
Использование знака «плюс-минус»
(«±») говорит о способности человека рассматривать
то или иное явление с двух противоположных
сторон, говорит о степени его уравновешенности,
о «взвешенности» его позиции относительно
эмоционально значимых явлений. Можно
условно выделить людей эмоционально-полярного,
уравновешенного и сомневающегося типа.
К людям эмоционально-полярного типа относятся
те, кто все свои идентификационные характеристики
оценивают только как нравящиеся или не
нравящиеся им, они совсем не используют
при оценивании знак «плюс-минус». Для
таких людей характерен максимализм в
оценках, перепады в эмоциональном состоянии,
относительно них можно сказать «от любви
до ненависти один шаг». Это, как правило,
эмоционально-выразительные люди, у которых
отношения с другими людьми сильно зависят
от того, насколько им человек нравится
или не нравится. Если количество знаков
«±» достигает 10-20% (от общего числа знаков),
то такого человека можно отнести к уравновешенному
типу. Для них, по сравнению с людьми эмоционально-полярного
типа, характерна большая стрессоустойчивость,
они быстрее разрешают конфликтные ситуации,
умеют поддерживать конструктивные отношения
с разными людьми: и с теми, которые им
в целом нравятся, и с теми, которые у них
не вызывают глубокой симпатии; терпимее
относятся к недостаткам других людей.
Если количество знаков «±» превышает
30-40% (от общего числа знаков), то такого
человека можно отнести к сомневающемуся
типу. Такое количество знаков «±» может
быть у человека, переживающего кризис
в своей жизни, а также свидетельствовать
о нерешительности как черте характера
(когда человеку тяжело принимать решения,
он долго сомневается, рассматривая различные
варианты). Наличие знака «?» при оценке
идентификационных характеристик говорит
о способности человека переносить ситуацию
внутренней неопределенности, а значит,
косвенно свидетельствует о способности
человека к изменениям, готовности к переменам.
Наличие трех и более знаков «?» при самооценивании
предполагает у человека наличие кризисных
переживаний.
Применяющие данные знаки люди, как правило,
быстрее выходят на уровень самостоятельного
решения собственных проблем.
Создатели теста выделили четыре категории:
1. Физическое
Я – определение себя как объекта во
времени и пространстве: «я блондин», «я
живу в Москве».
2. Социальное Я – место в группе, социальная
роль: «я студент», «я сын».
3. Рефлексивное Я – отражение индивидуального
стиля поведения, особенностей характера.
Примерами могут служить такие высказывания,
как «я веселый», «я люблю рок-музыку».
4. Трансцендентальное Я – как «абстрактная
рефлексия вне зависимости от конкретной
ситуации», например, «я живое существо»,
«я часть вселенной» (Кун М., Маркпартленд
Т.,. 1984)[7].
Интерпретация
результатов теста:
В тестировании принимали
При интерпретации результатов теста, стало очевидно, что количество положительных оценок в ответах «После» увеличилось и у женщин и у мужчин одинаково. В нашем случае-на 16,5%. Но у мужчин, стало больше и «отрицательных» оценок, а у женщин они присутствуют только к определениям, относящимся к категории «Я- рефлексивное» («я тревожусь», «часто переживаю в пустую»), что значит, что восприятие себя и отношение к себе сильнее поляризуется у мужчин («отрицательные» оценки они приписывают в основном к определениям, относящимся к категории «Я-социальное»- «я понял, что многое упустил, не замечал», «мне иногда очень тоскливо»). Оценки «плюс-минус» у женщин (у 91%) присутствуют в оценках «До» примерно в 8-10% случаев, а в оценках «После» в 12-17% случаев, можно сделать вывод, что женщины- «бабушки» чаще всего начинают относиться к уравновешенному типу. Для них, по сравнению с людьми эмоционально-полярного типа, характерна большая стрессоустойчивость, они быстрее разрешают конфликтные ситуации, умеют поддерживать конструктивные отношения с разными людьми: и с теми, которые им в целом нравятся, и с теми, которые у них не вызывают глубокой симпатии; терпимее относятся к недостаткам других людей.
У мужчин, наряду с тем, что увеличилось количество «положительных» и «отрицательных» оценок в оценках «После», так же увеличилось количество оценок «?» в среднем на 1-2 единицы на тест в категориях «Социальное Я» и «Трансцендентальное Я». Исходя из этого, у двух испытуемых мужского пола возможно наличие кризисных переживаний, связанных с неопределённостью их отношения к своему положению в обществе и к своим внутренним переживаниям, появившимся в результате изменения социального статуса и с появлением нового статуса «дедушка».
Нужно также отметить, что первые
места в списках «До» у женщин
занимали определения
Информация о работе Эмоциональные переживания отношений в связи с рождением внуков