Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 13:53, курсовая работа
Цель: доказать или опровергнуть гипотезу о том, что рождение внуков способствует изменениям в эмоциональных переживаниях отношений.
Задачи:
1. Дать общую характеристику эмоциональной сферы лиц пожилого возраста;
2. Дать характеристику переживаниям отношений в пожилом возрасте
3. Изучить источники оптимального старения;
4. Раскрыть факторы, определяющих характер прародительства;
5. Провести исследование, направленное на изучение эмоциональных переживаний отношений в связи с рождением внуков;
У мужчин же, первые места в списках «До»
занимали определения категории «Социальное
Я», «Физическое Я». В тестах «После», в
основном, на первых местах определения
категории «Рефлексивное Я» затем «Социальное
Я». Что связанно с попыткой разобраться
в себе, в анализе своего поведения, своих
чувств, эмоций, и, конечно, адаптация к
своему социальному положению.
2.2. Биографический
метод.
Б.Г. Ананьев определял суть биографического метода, указывая на его специфический предмет — жизненный путь. «Биографический метод — собирание и анализ данных о жизненном пути человека как личности и субъекта деятельности (анализ человеческой документации, свидетельств современников, продуктов деятельности самого человека и т. д.)». Биографический метод оперирует данными об объективных событиях и субъективных переживаниях личности в разных жизненных обстоятельствах, на основе чего позволяет делать умозаключения о характере, самосознании, жизненной направленности, таланте и жизненном опыте личности. Все эти структуры относятся к личностно-биографическим и не могут быть поняты в отрыве от реального жизненного пути человека, а, следовательно, без биографического метода.
Применительно
к целям комплексных
Отметим
специфические черты
Во-вторых, биографический метод несомненно относится к генетическим. В этом отношении он аналогичен экспериментальному лонгитюдному исследованию. В силу своей ретроспективности биографический метод отчасти может заменить лонгитюд, когда нет возможности изучать развитие непосредственно год за годом на длительном отрезке времени.
В-третьих,
факты жизненного пути, как правило,
нельзя воспроизвести в лабораторных
условиях — их можно только реконструировать.
Биографический метод, направленный на
реальный процесс жизнедеятельности
личности, отличается «естественностью».
Биограф, как и наблюдатель, не вмешивается
в ход событий. Биографические факты
могут рассматриваться в
В-четвертых,
биографический метод, оперирующий
молярными единицами —
Наконец, биографический метод освещает не только объективную сторону жизни, но и переживания во внутреннем мире, в котором тоже есть события. В своем монографическом варианте метод отличается интимностью, если можно так назвать эту особенность. Нередко воспоминания, письма, дневники носят характер исповеди, и тогда особенно мощно работают субъективные факторы — защитные механизмы, влияние мотивов, реакция на исследователя, искажения памяти. Здесь высок уровень субъективности, поэтому остра проблема валидности, надежности, точности биографического метода.
В плане преодоления недостатков метода (впрочем, относительных: трудоемкость, описательность, субъективные искажения) имеют значение исследования по психологии воспоминаний, самосознания, психогнозиса.
Преодолению субъективизма в биографических исследованиях служит комплексность процедуры, т.е. использование различных биографических источников, конкретных методик. Полезно сопоставление биографических данных с нормами и типами, полученными статистически на больших выборках. Объективность биографического метода повышается, когда материалы обсуждаются в кругу специалистов на своего рода клинических конференциях, когда параллельно одни и те же лица изучаются разными исследователями. Весьма необходимы для дальнейшего развития биографического метода специальные методические эксперименты, в которых бы сравнивались познавательные возможности разных биографических методик.
Биографический
метод представляет собой метод
синтетического писания человека как
личности и субъекта деятельности.
Биографический метод — исторический
и одновременно генетический, так
как позволяет проследить динамику
жизненного пути. Недостатки этого метода
описательность и подверженность прошлого
ошибкам памяти — могут быть скорректированы
более объективными данными комплексного
исследования личности.
Предметом биографического
метода является жизненный путь — история
личности и субъекта деятельности. Источниками
биографической формации выступает сам
изучаемый человек и события окружающей
его среды. Биографический метод включает
следующие разделы:
1. Данные жизненного пути.
2. Ступени социализации (ясли, детский
сад, школа, вуз и т. д.).
3. Среда развития (места жительства, учебные
учреждения и т. д.).
4.Интересы и любимые занятия в разные
периоды жизни.
5. Состояние здоровья (в том числе перенесенные
заболевания).
Испытуемому
предлагается формализованная биографическая
анкета (см.приложение).
Инструкция: «Прошу вас как
можно подробнее рассказать историю вашей
жизни: в какой семье вы родились, как прошло
ваше детство, как жила ваша семья, как
ее члены относились друг к другу, каковы
ваши самые ранние воспоминания? Желательно,
чтобы рассказали о том времени, когда
вы учились в школе: что вам там нравилось
и что не нравилось. Как в это время складывались
ваши отношения с родителями? Кто были
ваши друзья? Чем вы интересовались и что
думали о будущей жизни? Мы хотели бы также,
чтобы вы рассказали о том, как вы жили,
став взрослым человеком, как выбирали
профессию, каким образом вы проводили
свободное время. Расскажите о том, что
представляется вам наиболее интересным
и важным. Каковы ваши жизненные планы?
Как протекает Ваша жизнь сейчас? Кто Ваши
друзья? Как складываются отношения с
ними? Появлялись ли у Вас новые увлечения,
хобби, или другие интересные Вам занятия
в последнее время? Если что-то координально
изменилось в Вашей жизни, как Вы думаете,
что этому поспособствовало?»
Обработка результатов предполагает составление хронологической таблицы личностного развития, куда в хронологическом порядке выписываются из всех вопросов задания даты, упомянутые испытуемым, события, связанные с этими датами, и переживания, сопровождающие их. Далее ответы обрабатываются методом контент -анализа. Интерпретация Результатов предполагает анализ:
Интерпретация результатов.
При интерпретации
«Одним
из самых тяжёлых периодов, но самых
счастливых» испытуемые называют период
рождения детей, когда нужно было
совмещать уход за ребёнком и учёбу/работу.
В эти моменты испытуемые практически
не упоминают об отношениях с супругами,
но многие женщины вспоминают об отношениях
с родителями и подругами. Испытуемые
мужчины подробно рассказывают об отношениях
с сотрудниками по работе, о впечатлениях
от командировках, об особенностях мест,
где они побывали. Хорошо помнят имена
людей, которые появились в их жизни именно
в этот период времени. В то время, как
испытуемые-женщины называют мало имён
из этого периода, и отчётливо помнят времена,
когда их дети чем-либо болели, как их лечили
и т.д. Так же наиболее счастливыми моментами
испытуемые называют моменты гордости
за своих детей (отличное окончание школы
и т.д), мужчины гордятся своими сыновьями,
в основном, и очень трепетно пишут о своих
дочерях. Затем, когда дети начали жить
«своей жизнью», из этого периода как правило
очень мало воспоминаний, хотя это было
не так давно. Эмоционального описания
этого периода, в основном, не присутствует
в анкетах. Очень подробно и женщины и
мужчины описывают, момент, когда они узнали
о том, что у них будут внуки. Мужчины описывают
своё «растерянное состояние», которое
нарастало с каждым днём. Женщины тщательно
описывают походы в больницы с дочерью/с
женой сына. Рассказывают, как развивался
ребёнок, как они помогали будущей матери.
Многие вспоминают свою беременность.
У всех испытуемых одной из самых важных
дат является рождение внуков. Они отчётливо
помнят, как проходили первые дни, месяцы
жизни внука/внучки. Этот период, практически
все испытуемые, называют одним из самых
важных в жизни. Испытуемые, в том числе
и супруги, говорят, что рождение внуков
сблизило их. Удивительно то, что многие
испытуемые-женщины говорят о том, что
чувствуют себя гораздо моложе теперь
и они полны сил делать ещё очень многое,
у них много планов и надежд. Присутствуют
далеко идущие предсказания в отношении
будущего своего, своих детей и внуков.
У испытуемых-женщин, часто упоминается,
что им сложно стало общаться с некоторыми
коллегами-женщинами, у некоторых есть
сведения о том, что круг общения сузился
или поменялся, но сильного эмоционального
потрясения в связи с этим не было. Чего
нет у мужчин: они поддерживают отношения
со своими старыми знакомыми, охотно общаются
с друзьями, и анализируют отношения. В
отношении дальнейших перспектив, как
правило, общей целой картины будущего
нет. Предположения по поводу дальнейших
планов «размыты», испытуемые ставят многое
под сомнения.
Заключение.
Проблемы родительства в специальной литературе исследованы гораздо лучше, чем прародительства. В чем заключается роль "прародителя" и насколько важна она для пожилого человека? Как глубоко переживается этот период в жизни людей? Мы постарались дать ответ на вопрос какие эмоции и переживания возникают у человека в связи с появлением нового статуса- прародителя? Как развивается личность в этот период? Какова динамика этого развития?
Испытуемым были предложены
Можно сказать, что обе методики подтверждают результаты друг друга.
Прародительство
переживалось и переживается испытуемыми
довольно глубоко. По двум методикам видно,
что в этот период происходят изменения
как в сфере самосознания и самовосприятия,
так и в эмоциональном отношении. Группа,
в которой проводилось исследование, довольно
однородна: примерно одинаковые социальные
статусы, одинаковый возраст, социально-экономическое
положение, образование. Поэтому влияние
посторонних факторов можно исключить.
После рождения внуков заметно увеличилось
количество описаний положительных эмоций
и отношений к себе, к членам своей семьи.
Примечательно, то, что наряду с увеличением
положительных эмоций, увеличилось и количество
отрицательных, особенно у мужчин. Как
правило, это относится к переживаниям
осознания своего социального статуса,
в этой же категории становится много
неопределённых ответов. Это связанно
с кризисными переживаниями, с осознанием
самих себя, с переживанием приобретения
и освоения новых ролей. Женщины в это
время становятся более уравновешенными,
стрессоустойчивыми. Они довольно спокойно
переживают утраты общения с некоторыми
людьми, легко заводят новых знакомых,
с радостью вступают в новые социальные
связи. Мужчины предпочитают общаться
со старыми друзьями, круг их общения если
и меняется, то незначительно. Как мы видим,
мужчины и женщины переживают прародительство
по-разному, и эта новая роль по-разному
влияет на эмоциональные переживания
отношений. Для женщин наиболее важными
становятся отношения с родственниками,
близкими. Они имеют чёткие представления
о себе, и о своём социальном статусе. Увеличивается
социальная адаптация. У мужчин особенно
актуальными становятся переживания,
связанные с восприятием себя с оцениванием
своего поведения, своих поступков и себя,
как личности; насколько они успешны. В
целом, у молодых дедушек в этот период
проходит адаптация и освоение новой роли.
Информация о работе Эмоциональные переживания отношений в связи с рождением внуков