Эмпирическое исследование тревожности у детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 15:14, дипломная работа

Описание

Методы исследования. Для решения задач были использованы: 1) Методика «Измерение уровня личностной тревожности Тейлора» (адаптированная Немчиным Т.А.). 2) «Тест школьной тревожности Филлипса». 3)социометрическое исследование. Достоверность результатов и выводов обеспечивалось применением надежных психодиагностических методик, а также использованием статистических методов обработки эмпирических данных, в частности, использован коэффициент ранговой корреляции Спирмена и критерий U Манна - Уитни.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..2
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты исследования тревожности у детей младшего школьного возраста…………………………………………………...5
1.1. Исследование тревожности в отечественной и зарубежной психологии……………………………………………………………….........5
1.2. Проблема школьной тревожности у детей младшего школьного возраста……………………………………………………………………….17
1.3 Влияние тревожности на статусное положение ребенка в группе…...28
1.4 Выводы…………………………………………………………………..34
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование тревожности у детей младшего школьного возраста…………………………………………………………........36
2.1. Организация и методы исследования……………………………….....36
2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов…………………...40
2.3 Рекомендации по снижению тревожности для педагогов и родителей……………………………………………………………………............48
2.4. Выводы……………………………………………………......................52
Заключение…………………………………………………………………….......53
Литература………………………………………………………………................54

Работа состоит из  1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА.doc

— 399.00 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Анализ  и интерпретация полученных результатов

По результатам измерения  личностной тревожности (рис.1) у 19% испытуемых высокий уровень тревожности, который проявляется в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состоянием тревоги, где тревога нередко рассматривается в качестве эмоциональной реакции тревожного ожидания опасности и в качестве реакции на возможную неудачу, воображаемую угрозу. Среди испытуемых у 21% - средний (с тенденцией к высокому) уровень тревожности то есть, склонность человека переживать тревогу. Характерно  эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий. Низкий уровень – так называемая полезная тревожность определён у 60% детей.  Она символизирует человеку о надвигающейся угрозе, активизирует внутренние ресурсы организма, психики человека до того, как наступает ожидаемое событие побуждения к целенаправленному поведению, помогает адаптироваться к новым условиям.     Рис. 1.Распределение испытуемых по уровню личностной тревожности (%)

 

 

 

В результате проведенного изучения школьной тревожности получены показатели у детей с высоким уровнем личностной тревожности, которые представлены на (рис 2)

Рис.2. Распределение испытуемых с высоким уровнем личностной тревожности по факторам тревожности (%)

Примечание: 1- Общая тревожность в школе; 2 – переживание социального страха; 3 – Фрустрация потребности в достижении успеха; 4 – страх самовыражения; 5 – страх ситуации проверки знаний; 6 – страх не соответствовать ожиданиям окружающих; 7 – низкая физиологическая сопротивляемость стрессу; 8 – проблемы и страхи в отношениях с учителями;

Результаты по факторам тревожности:       - Общая тревожность в школе (общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы) –у 53% детей с высокой личностной тревожностью.        - Переживание социального страха (эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего – со сверстниками)) –у 56%.                   - Фрустрация потребности в достижении успеха (неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успех, достижения высокого результата и т.д.) – выявлено у 48% детей.   - Страх самовыражения (негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявление себя другим, демонстрации своих возможностей) – у 61% детей.     - Страх ситуации проверки знаний (негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно – публично) знаний, достижений, возможностей) – у 56%.         - Страх не соответствовать ожиданиям окружающих (ориентация на значимость других в оценке своих результатов поступков и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающими, ожидание негативных оценок) – у 55% детей.             - Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу (особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного деструктивного реагирования на тревожный фактор среды) – у 51%.   - Проблемы и страхи в отношениях с учителями (общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка) – у 59% детей.     В результате проведенного изучения школьной тревожности получены показатели у детей с низким уровнем  личностной тревожности, которые  представлены на (рис 3)

 

 

 

 

 

Рис.3. Распределение испытуемых с низким уровнем личностной тревожности по факторам тревожности (%)

Примечание: 1- Общая тревожность в школе; 2 – переживание социального страха; 3 – Фрустрация потребности в  достижении успеха; 4 – страх самовыражения; 5 – страх ситуации проверки знаний; 6 – страх не соответствовать ожиданиям окружающих; 7 – низкая физиологическая сопротивляемость стрессу; 8 – проблемы и страхи в отношениях с учителями;             Результаты по факторам тревожности:       - Общая тревожность в школе (общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы) –у 15% детей с низкой личностной тревожностью.      - Переживание социального страха (эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего – со сверстниками)) – у 13% детей.         - Фрустрация потребности в достижении успеха (неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успех, достижения высокого результата и т.д.) – выявлено у 19% детей.   - Страх самовыражения (негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявление себя другим, демонстрации своих возможностей) – у 21% детей. - Страх ситуации проверки знаний (негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно – публично) знаний, достижений, возможностей) – у 24%.           - Страх не соответствовать ожиданиям окружающих (ориентация на значимость других в оценке своих результатов поступков и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающими, ожидание негативных оценок) – у 26% детей.             - Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу (особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного деструктивного реагирования на тревожный фактор среды) – у 17%.   - Проблемы и страхи в отношениях с учителями (общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка) – у 15% детей. 

Для детей с социальным статусом «изолированные»  присуще следующие факторы тревожности: общая тревожность в школе (общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы); переживание социального страха (эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего – со сверстниками)); страх самовыражения (негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявление себя другим, демонстрации своих возможностей); низкая физиологическая сопротивляемость стрессу (особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного деструктивного реагирования на тревожный фактор среды); проблемы и страхи в отношениях с учителями (общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка).

 Для детей с социальным статусом «принятые» присуще следующие факторы тревожности: переживание социального страха (эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего – со сверстниками)); страх не соответствовать ожиданиям окружающих (ориентация на значимость других в оценке своих результатов поступков и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающими, ожидание негативных оценок); страх ситуации проверки знаний (негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно – публично) знаний, достижений, возможностей). Сравнение полученных данных выполнено с помощью статистического метода U Манна – Уитни (таб.1).

                                                                                                                        Таблица 1

 

Факторы тревожности

U

P

1

Общая школьная тревожность

 

<0,06

2

Переживание социального  страха

 

<0,06

3

Фрустрация  потребности в достижении успеха

 

<0,06

4

страх самовыражения

3.635

0,000

5

Страх ситуации проверки знаний

3.737

0,000

6

Страх не соответствовать  ожиданиям окружающим

2.974

0,003

7

Низкая физиологическая  сопротивляемость стрессу

 

<0,06

8

Проблемы и  страхи в отношениях с учителями

3.161

0.001


 

 

Статистический анализ подтверждает значимые различия у детей с высоким уровнем личностной тревожности по следующим фактором: страх самовыражения, страх ситуации проверки знаний, страх не соответствовать ожиданиям окружающим, проблемы и страхи в отношениях с учителями.  Сопоставляя статусное положение каждого учащегося с присущим ему уровнем тревожности, мы получили следующие результаты: в исследуемом классе 22% «звёзды», они получили от 56 до 60 выборов;  39% «предпочитаемых», они получили от 28до 52 выборов;  33% «принятых», они получили от 12 до 28 выборов и 6% «изолированные» они получили от 1 – 12 выборов. (Таб. 2)

 

                         Распределение данных статусного положения учащихся (%)

                                                                                       Таблица 2

статусное положение  в группе

высокий уровень  тревожности

средний (с тенденцией к высокому) уровень

низкий уровень  тревожности

Звёзды

   

22%

Предпочитаемые

 

8%

31%

Принятые

15%

11%

7%

Изолированные

4%

2%

 

 

Таким образом, сопоставив результаты методик на выявление тревожности и методики на выявление социометрического статуса, можно сделать вывод, что высокий уровень тревожности (19%) у тех членов класса,  которые являются «принятыми» и «изолированными» в классе. У испытуемых со средним (с тенденцией к высокому) уровнем тревожности (21%) -  статус «предпочитаемые»,  «принятые» и «изолированные», нет ни одной «звезды». У «изолированных» и «принятых» это можно объяснить отсутствием уважения к себе со стороны других членов класса, а у «предпочитаемых», наоборот, страх потерять это уважение.           У членов класса с низким уровнем тревожности (60%) у статусов «звезда», «предпочитаемые» и «принятый». У «звёзд» и «предпочитаемых» это можно объяснить удовлетворённостью своим положением в классе, а у «принятых» тем, что их интересы лежат за пределами класса, т.е. класс для них нереферентная группа.   Для подтверждения выдвинутой гипотезы был проведен корреляционный анализ (коэффициент ранговой корреляции Спирмена) показателей уровня школьной тревожности и данных статусного положения учащихся (социометрическая методика).  Результаты корреляционного анализа, полученные с помощью компьютерной программы «Биостат», приведен в Таб.3. Установлена значимая обратно пропорциональная взаимосвязь уровня тревожности с социальным статусом.

                                                                                                              Таблица 3

Социальный  статус

Коэффициент

ранговой

 корреляции, r

Вероятность

допустимой

ошибки р

«Изолированные»

0,214

0,040

«Принятые»

0,125

0,039

«Предпочитаемые»

0,139

0,012


 

 

Проследим взаимосвязь  уровня тревожности  с социальным статусом.

1) Высокий уровень тревожности у ребенка младшего школьного возраста взаимосвязан с социальным статусом «изолированные» У детей с данным уровнем тревожности формируется установочное отношение к себе как к слабому, неумелому. В свою очередь это порождает общую установку на неуверенность в себе. Ребенок боится совершить ошибку, в нем нет уверенности цельного человека. Тревожность окрашивает в мрачные тона отношение к себе, другим людям и действительности. Ребенок уже не только неуверен в себе, но и недоверчив ко всем и к каждому.     Неуверенность в себе – одно из проявлений заниженной самооценки. Как правило, формируется неадекватная заниженная самооценка. Типичным проявлением заниженной самооценки является повышенная тревожность, выражающаяся в склонности испытывать беспокойство в самых разных жизненных ситуациях, в том числе в таких, объективные характеристики которых к этому не предрасполагают. Очевидно, что дети младшего школьного возраста, имеющие такую самооценку, находятся в постоянном психическом перенапряжении. Также в результате отсутствия благоприятных взаимоотношений со сверстниками появляется состояние напряженности и тревожности, которые и создают либо чувство неполноценности и подавленности, либо агрессивности. Ребенок с низкой популярностью, не надеясь на сочувствие и помощь со стороны сверстников, нередко становится эгоцентричным, отчужденным. Такой ребенок будет обижаться, и жаловаться, фальшивить и обманывать.          2) Средний (с тенденцией к высокому) уровень тревожности имеют дети с социальным статусом «принятые». Такие дети не пользуются всеобщим признанием в классе, но и не оказываются в изоляции, они чаще входят в число наименее популярных, так как очень часто крайне неуверенные в себе, замкнутые, малообщительные, или же напротив, сверхобщительные, назойливые, озлобленные. Также причиной непопулярности является их безынициативность из-за своей неуверенности в себе, следовательно, эти дети не всегда могут быть лидерами в межличностных взаимоотношениях. Результатом безынициативности ребенка является то, что у других детей появляется стремление доминировать над ними, что ведет к снижению эмоционального фона. Так же может быть связанно и с тем, что их интересы лежат за пределами класса, т.е. класс для них нереферентная группа.   3) Низкий уровень тревожности взаимосвязан с социальным статусом «предпочитаемые». Это можно объяснить удовлетворённостью своим положением в классе, успешностью в системе межличностных отношений, их удовлетворенность в общении, признании сверстниками. Такие дети имеют почву для  более высокого эмоционального самочувствия, жизнерадостности. Группу можно считать благополучной, если в ней нет изолированных, или их число достигает 5-6%, менее благополучной, если = 15-25%. Отсюда следует что  данную группу можно считать благополучной, так как статусную категорию «изолированные» имеют четверо детей.

Информация о работе Эмпирическое исследование тревожности у детей младшего школьного возраста