Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 15:14, дипломная работа
Методы исследования. Для решения задач были использованы: 1) Методика «Измерение уровня личностной тревожности Тейлора» (адаптированная Немчиным Т.А.). 2) «Тест школьной тревожности Филлипса». 3)социометрическое исследование. Достоверность результатов и выводов обеспечивалось применением надежных психодиагностических методик, а также использованием статистических методов обработки эмпирических данных, в частности, использован коэффициент ранговой корреляции Спирмена и критерий U Манна - Уитни.
Введение……………………………………………………………………………..2
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты исследования тревожности у детей младшего школьного возраста…………………………………………………...5
1.1. Исследование тревожности в отечественной и зарубежной психологии……………………………………………………………….........5
1.2. Проблема школьной тревожности у детей младшего школьного возраста……………………………………………………………………….17
1.3 Влияние тревожности на статусное положение ребенка в группе…...28
1.4 Выводы…………………………………………………………………..34
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование тревожности у детей младшего школьного возраста…………………………………………………………........36
2.1. Организация и методы исследования……………………………….....36
2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов…………………...40
2.3 Рекомендации по снижению тревожности для педагогов и родителей……………………………………………………………………............48
2.4. Выводы……………………………………………………......................52
Заключение…………………………………………………………………….......53
Литература………………………………………………………………................54
2.2. Анализ
и интерпретация полученных
По результатам измерения личностной тревожности (рис.1) у 19% испытуемых высокий уровень тревожности, который проявляется в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состоянием тревоги, где тревога нередко рассматривается в качестве эмоциональной реакции тревожного ожидания опасности и в качестве реакции на возможную неудачу, воображаемую угрозу. Среди испытуемых у 21% - средний (с тенденцией к высокому) уровень тревожности то есть, склонность человека переживать тревогу. Характерно эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий. Низкий уровень – так называемая полезная тревожность определён у 60% детей. Она символизирует человеку о надвигающейся угрозе, активизирует внутренние ресурсы организма, психики человека до того, как наступает ожидаемое событие побуждения к целенаправленному поведению, помогает адаптироваться к новым условиям. Рис. 1.Распределение испытуемых по уровню личностной тревожности (%)
В результате проведенного изучения школьной тревожности получены показатели у детей с высоким уровнем личностной тревожности, которые представлены на (рис 2)
Рис.2. Распределение испытуемых с высоким уровнем личностной тревожности по факторам тревожности (%)
Примечание: 1- Общая тревожность в школе; 2 – переживание социального страха; 3 – Фрустрация потребности в достижении успеха; 4 – страх самовыражения; 5 – страх ситуации проверки знаний; 6 – страх не соответствовать ожиданиям окружающих; 7 – низкая физиологическая сопротивляемость стрессу; 8 – проблемы и страхи в отношениях с учителями;
Результаты по факторам тревожности: - Общая тревожность в школе (общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы) –у 53% детей с высокой личностной тревожностью. - Переживание социального страха (эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего – со сверстниками)) –у 56%. - Фрустрация потребности в достижении успеха (неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успех, достижения высокого результата и т.д.) – выявлено у 48% детей. - Страх самовыражения (негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявление себя другим, демонстрации своих возможностей) – у 61% детей. - Страх ситуации проверки знаний (негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно – публично) знаний, достижений, возможностей) – у 56%. - Страх не соответствовать ожиданиям окружающих (ориентация на значимость других в оценке своих результатов поступков и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающими, ожидание негативных оценок) – у 55% детей. - Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу (особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного деструктивного реагирования на тревожный фактор среды) – у 51%. - Проблемы и страхи в отношениях с учителями (общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка) – у 59% детей. В результате проведенного изучения школьной тревожности получены показатели у детей с низким уровнем личностной тревожности, которые представлены на (рис 3)
Рис.3. Распределение испытуемых с низким уровнем личностной тревожности по факторам тревожности (%)
Примечание:
1- Общая тревожность в школе; 2
– переживание социального
Для
детей с социальным статусом «изолированные»
присуще следующие факторы
Для детей с социальным статусом «принятые» присуще следующие факторы тревожности: переживание социального страха (эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего – со сверстниками)); страх не соответствовать ожиданиям окружающих (ориентация на значимость других в оценке своих результатов поступков и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающими, ожидание негативных оценок); страх ситуации проверки знаний (негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно – публично) знаний, достижений, возможностей). Сравнение полученных данных выполнено с помощью статистического метода U Манна – Уитни (таб.1).
Факторы тревожности |
U |
P | |
1 |
Общая школьная тревожность |
<0,06 | |
2 |
Переживание социального страха |
<0,06 | |
3 |
Фрустрация потребности в достижении успеха |
<0,06 | |
4 |
страх самовыражения |
3.635 |
0,000 |
5 |
Страх ситуации проверки знаний |
3.737 |
0,000 |
6 |
Страх не соответствовать ожиданиям окружающим |
2.974 |
0,003 |
7 |
Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу |
<0,06 | |
8 |
Проблемы и страхи в отношениях с учителями |
3.161 |
0.001 |
Статистический анализ подтверждает значимые различия у детей с высоким уровнем личностной тревожности по следующим фактором: страх самовыражения, страх ситуации проверки знаний, страх не соответствовать ожиданиям окружающим, проблемы и страхи в отношениях с учителями. Сопоставляя статусное положение каждого учащегося с присущим ему уровнем тревожности, мы получили следующие результаты: в исследуемом классе 22% «звёзды», они получили от 56 до 60 выборов; 39% «предпочитаемых», они получили от 28до 52 выборов; 33% «принятых», они получили от 12 до 28 выборов и 6% «изолированные» они получили от 1 – 12 выборов. (Таб. 2)
Распределение данных статусного положения учащихся (%)
статусное положение в группе |
высокий уровень тревожности |
средний (с тенденцией к высокому) уровень |
низкий уровень тревожности |
Звёзды |
22% | ||
Предпочитаемые |
8% |
31% | |
Принятые |
15% |
11% |
7% |
Изолированные |
4% |
2% |
Таким образом, сопоставив результаты методик на выявление тревожности и методики на выявление социометрического статуса, можно сделать вывод, что высокий уровень тревожности (19%) у тех членов класса, которые являются «принятыми» и «изолированными» в классе. У испытуемых со средним (с тенденцией к высокому) уровнем тревожности (21%) - статус «предпочитаемые», «принятые» и «изолированные», нет ни одной «звезды». У «изолированных» и «принятых» это можно объяснить отсутствием уважения к себе со стороны других членов класса, а у «предпочитаемых», наоборот, страх потерять это уважение. У членов класса с низким уровнем тревожности (60%) у статусов «звезда», «предпочитаемые» и «принятый». У «звёзд» и «предпочитаемых» это можно объяснить удовлетворённостью своим положением в классе, а у «принятых» тем, что их интересы лежат за пределами класса, т.е. класс для них нереферентная группа. Для подтверждения выдвинутой гипотезы был проведен корреляционный анализ (коэффициент ранговой корреляции Спирмена) показателей уровня школьной тревожности и данных статусного положения учащихся (социометрическая методика). Результаты корреляционного анализа, полученные с помощью компьютерной программы «Биостат», приведен в Таб.3. Установлена значимая обратно пропорциональная взаимосвязь уровня тревожности с социальным статусом.
Социальный статус |
Коэффициент ранговой корреляции, r |
Вероятность допустимой ошибки р |
«Изолированные» |
0,214 |
0,040 |
«Принятые» |
0,125 |
0,039 |
«Предпочитаемые» |
0,139 |
0,012 |
Проследим взаимосвязь уровня тревожности с социальным статусом.
1) Высокий уровень тревожности у ребенка младшего школьного возраста взаимосвязан с социальным статусом «изолированные» У детей с данным уровнем тревожности формируется установочное отношение к себе как к слабому, неумелому. В свою очередь это порождает общую установку на неуверенность в себе. Ребенок боится совершить ошибку, в нем нет уверенности цельного человека. Тревожность окрашивает в мрачные тона отношение к себе, другим людям и действительности. Ребенок уже не только неуверен в себе, но и недоверчив ко всем и к каждому. Неуверенность в себе – одно из проявлений заниженной самооценки. Как правило, формируется неадекватная заниженная самооценка. Типичным проявлением заниженной самооценки является повышенная тревожность, выражающаяся в склонности испытывать беспокойство в самых разных жизненных ситуациях, в том числе в таких, объективные характеристики которых к этому не предрасполагают. Очевидно, что дети младшего школьного возраста, имеющие такую самооценку, находятся в постоянном психическом перенапряжении. Также в результате отсутствия благоприятных взаимоотношений со сверстниками появляется состояние напряженности и тревожности, которые и создают либо чувство неполноценности и подавленности, либо агрессивности. Ребенок с низкой популярностью, не надеясь на сочувствие и помощь со стороны сверстников, нередко становится эгоцентричным, отчужденным. Такой ребенок будет обижаться, и жаловаться, фальшивить и обманывать. 2) Средний (с тенденцией к высокому) уровень тревожности имеют дети с социальным статусом «принятые». Такие дети не пользуются всеобщим признанием в классе, но и не оказываются в изоляции, они чаще входят в число наименее популярных, так как очень часто крайне неуверенные в себе, замкнутые, малообщительные, или же напротив, сверхобщительные, назойливые, озлобленные. Также причиной непопулярности является их безынициативность из-за своей неуверенности в себе, следовательно, эти дети не всегда могут быть лидерами в межличностных взаимоотношениях. Результатом безынициативности ребенка является то, что у других детей появляется стремление доминировать над ними, что ведет к снижению эмоционального фона. Так же может быть связанно и с тем, что их интересы лежат за пределами класса, т.е. класс для них нереферентная группа. 3) Низкий уровень тревожности взаимосвязан с социальным статусом «предпочитаемые». Это можно объяснить удовлетворённостью своим положением в классе, успешностью в системе межличностных отношений, их удовлетворенность в общении, признании сверстниками. Такие дети имеют почву для более высокого эмоционального самочувствия, жизнерадостности. Группу можно считать благополучной, если в ней нет изолированных, или их число достигает 5-6%, менее благополучной, если = 15-25%. Отсюда следует что данную группу можно считать благополучной, так как статусную категорию «изолированные» имеют четверо детей.
Информация о работе Эмпирическое исследование тревожности у детей младшего школьного возраста