Классификация профессионально-важных качеств. Структура управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 12:36, реферат

Описание

Психологическую теорию деятельности "можно условно подразделить на два направления — собственно теорию деятельности и теорию субъекта деятельности.
Если первая рассматривает проблемы психологического строения, механизмов и закономерностей деятельности как таковой, то вторая связана, прежде всего, с изучением так называемых субъективных детерминант деятельности.

Содержание

Содержание…………………………………………………………………….2
Введение………………………………………………………………………..3
Профессионально-важные качества………………………………………….4
Структура управления………………………………………………………..8
Организационная структура управления……………………………………9
Заключение…………………………………………………………………….16
Список литературы……………………………………………………………17

Работа состоит из  1 файл

Федеральное агентство по образованию.docx

— 37.48 Кб (Скачать документ)

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО  Омский государственный технический  университет 

Факультет Гуманитарного образования

Кафедра «Государственное и муниципальное  управление и таможенное дело» 
 
 

РЕФЕРАТ

По дисциплине: «Психология управления»

«Классификация  профессионально-важных качеств. Структура  управления» 
 
 
 
 
 

                                          Выполнила: студентка  гр. ТД-319

                                          Товарнова Дарья

                                          Проверила: ст. преподаватель

                                          Крутько И.В. 
 
 
 
 
 

Омск  2011

Содержание

Содержание…………………………………………………………………….2

Введение………………………………………………………………………..3

Профессионально-важные качества………………………………………….4

Структура управления………………………………………………………..8

Организационная структура управления……………………………………9

Заключение…………………………………………………………………….16

Список  литературы……………………………………………………………17

 

Введение 

     Психологическую теорию деятельности "можно условно  подразделить на два направления  — собственно теорию деятельности и теорию субъекта деятельности.

     Если  первая рассматривает проблемы психологического строения, механизмов и закономерностей  деятельности как таковой, то вторая связана, прежде всего, с изучением так называемых субъективных детерминант деятельности.

       Это те факторы, которые лежат  в основе эффективной реализации  деятельности и связаны с особенностями  ее субъекта.

     К их числу относятся мотивация, направленность, степень подготовленности субъекта — его «обученности» (профессиональной компетентности) и др. Однако главное место среди них занимают те индивидуальные, личностные качества субъекта, которые необходимы и достаточны для нормативной реализации той или иной деятельности.

     Они обозначаются в теории деятельности понятием профессионально-важных качеств (ПВК).

       В связи с их определяющей  ролью в психической организации  деятельности необходимо рассмотреть  некоторые их основные особенности.

 

Профессионально-важные качества (ПВК)

     ПВК — это индивидуальные свойства субъекта деятельности, которые необходимы и  достаточны для ее реализации на нормативно заданном уровне и коррелируют хотя бы с одним ее основным результативным параметром (качеством, производительностью, надежностью).

     В функции профессионально-важных могут  выступать не только собственно психические, но и внепсихические свойства субъекта — соматические, биологические, морфологические, конституциональные, типологические, нейродинамические и др. Например, элементарная «физическая сила и выносливость» — ярко выраженное ПВК многих видов деятельности. Для более полного раскрытия специфики и особенностей ПВК целесообразно остановиться на их основных классификациях.

     Разделяют четыре основные группы индивидуальных качеств, образующие собой структуру профессиональной пригодности:

  1. Абсолютные ПВК — свойства, необходимые для выполнения деятельности как таковой на минимально допустимом, или нормативно заданном, «среднем» уровне.
  2. Относительные ПВК, определяющие собой возможность достижения субъектом высоких («наднормативных») количественных и качественных показателей выполнения деятельности («ПВК мастерства»).
  3. Адекватная мотивационная готовность к реализации той или иной деятельности. Доказано, что она может существенно компенсировать недостаточный уровень развития многих иных ПВК (но не наоборот!).
  4. Анти - ПВК — свойства, наличие которых выступает профессиональным противопоказанием к той или иной деятельности.

     Формирование  подсистемы ПВК – достаточно сложный  психологический процесс. Функциональное объединение отдельных ПВК, когда они начинают проявлять себя в режиме взаимодействия. К этому есть отдельные внутренние предпосылки, так как основные психические функции онтологически связаны друг с другом.

     Эта связь в ходе освоения профессиональной деятельности начинает проявляться  в своей положительной роли. Таким  образом, «в процессе формирования психологической  системы деятельности происходит своеобразная функциональная настройка психических  функций на достижение целей деятельности».

     Ведущей тенденцией развития подсистем ПВК  является значимое возрастание степени  интегрированности – когерентности  отдельных качеств. Характерно при  этом, что на разных этапах освоения деятельности подсистемы ПВК, лежащие  в основе ее реализации, могут существенно  различаться между собой. Тем  самым в ходе освоения деятельности имеет место перестройка подсистем  ПВК.

     Существуют  две важнейшие категории ПВК.

       Во-первых, ПВК, которые характеризуются  наибольшей непосредственной связью  с параметрами деятельности. Они  обозначаются понятием ведущих  ПВК. 

     Во-вторых, те ПВК, которые имеют наибольшее число внутрисистемных связей с  другими качествами, т.е. характеризуются  наибольшим структурным весом и, следовательно, занимают центральное  место во всей системе качеств. Они  обозначаются понятием базовых ПВК.

     Эти качества могут не коррелировать  значимо с параметрами деятельности, однако они не менее, а часто –  более – важны для ее реализации. «Именно базовые ПВК являются основой для формирования подсистем ПВК в целом. Вокруг них и на их базе объединяются, структурируются и сорганизуются все иные качества субъекта, необходимые для обеспечения деятельности и (или) ее основных действий, функций» (А.В. Карпов).

     Поэтому ПВК являются структурообразующими для той или иной деятельности.

     Одно  и то же ПВК в разных случаях  может выступать либо как ведущее, либо как базовое, либо как то и  другое одновременно. В последнем  случае значимость ПВК для обеспечения  деятельности является наивысшей.

     Любая деятельность характеризуется определенными  основными параметрами, прежде всего  производительностью, качеством и  надежностью. В психологических  исследованиях установлено, что  для их обеспечения необходимы различные  индивидуальные качества субъекта, поэтому  принято выделять ПВК качества и  ПВК производительности. Они частично перекрываются, однако значительно чаще не совпадают друг с другом, а нередко вступают в антагонистические отношения.

       В последнем случае одно и  то же ПВК является таковым  в плане обеспечения качества  деятельности и анти - ПВК в плане обеспечения производительности. При этом наблюдается сложная картина: одни качества могут входить в разные подсистемы ПВК, отвечающие за производительность, качество, надежность, другие влияют только на один параметр деятельности.

     Не  все ПВК связаны с параметрами  деятельности простой, линейной зависимостью, т.е. зависимостью типа «чем выше уровень  развития ПВК, тем эффективнее деятельность». Ряд ПВК связан с параметрами  деятельности нелинейной зависимостью типа оптимума: параметры деятельности принимают наибольшие значения не на максимальных и не на минимальных, а  на некоторых средних, оптимальных, уровнях развития ПВК. Кроме того, наибольшее развитие некоторых ПВК  нередко ведет к ослаблению других профессионально важных качеств.

     Описание  системы ПВК является основой  профессиональной диагностики. Имплицитно в рамках психодиагностики ПВК витает убеждение, что чем лучше развито  то или иное качество личности, тем  выше результат ее профессиональной деятельности. Нередко это так  и есть. Например, чем точнее слух у музыканта, тем выше при прочих равных условиях результаты его профессиональной деятельности.

     Чем выше интеллект, профессиональные знания, тем выше (при прочих равных условиях) результаты профессиональной деятельности ученого и т.д. Однако эффекта  «прочих равных условий» практически  не бывает: все люди очень разные и более оптимальный уровень  развития одного качества сочетается, как правило, с менее высоким  уровнем развития другого. Например, лица с более высоким интеллектом  с детства привыкают полагаться на свой интеллект, у многих из них  повышается самооценка, формируются  индивидуалистичный стиль деятельности, неумение работать в коллективе, самоуверенность  и т.д. И в процессе реальной профессиональной деятельности уже эти накопленные  негативные качества становятся тормозом профессионального прогресса личности в соответствии с уровнем развития ее интеллекта. Одним словом, в индивидуальном стиле профессиональной деятельности удивительно диалектично переплетаются, аккумулируются многочисленные качества личности, которые делают попытку  спрогнозировать ее успешность по одному или даже нескольким качествам малоперспективной.

     Для некоторых видов деятельности актуальным является выделение ПВК, которые  выступают таковыми в нормальных условиях ее выполнения, и те, которые  необходимы в усложненных или  экстремальных условиях. Последнее  объясняется тем, что экстремальные  условия часто сопряжены с  повышенной опасностью, угрозой и  требуют от человека иных качеств  и свойств, нежели те, которые необходимы в нормальных условиях. Для экстремальных  условий не только характерны другие ПВК (по сравнению с нормальными), но и другие системы ПВК в целом.

     Таким образом, структура ПВК – это  сложное и внутренне дифференцированное системное образование, которое  детерминирует успешность освоения и выполнения трудовой деятельности.

 

     Структура управления 

     Структура управления — институциональное  образование, в рамках которого обеспечивается целостность транзакций. Могут применять к понятию Структура управления организацией, фирмой, предприятием или любым другим юридическим лицом.

     Существует 3 основополагающих элемента структуры управления:

  1. Звено — должность, специализация или подразделение.
  2. Связи — промежуточный связующий компонент структуры между всеми элементами
  3. Уровни управления.

     К звеньям управления относятся  структурные  подразделения,  а  так  же отдельные специалисты, выполняющие соответствующие функции управления,  либо часть  их.   К   звеньям   управления   следует   относить   и   менеджеров, осуществляющих   регулирование   и   координацию   деятельности   нескольких структурных подразделений.

     В  основе  образования  звена  управления  лежит   выполнение   отделом определенной функции  управления.  Устанавливающиеся  между  отделами  связи носят горизонтальный характер.

     Под  уровнем  управления  понимают  совокупность  звеньев   управления, занимающих определенную ступень в системах управления организацией.

     Ступени управления находятся в вертикальной зависимости и подчиняются друг другу  по иерархии: менеджеры более  высокой  ступени  управления  принимают  решения, которые  конкретизируются  и  доводятся  до  нижестоящих   звеньев.   Отсюда возникла пирамидальная структура управления организацией. 
 
 

Организационная структура управления 

  Организационная структура управления - это упорядоченная  совокупность конкретных звеньев аппарата управления, связанных между собой  по вертикали (суббординация) и по горизонтали (координация) и обеспечивающих устойчивый и качественный процесс управления. 

  Типы  организационных  структур управления 

            В современной теории менеджмента  выделяются два типа управления  организациями: бюрократический  и органический . Они построены на принципиально различных основаниях и имеют специфические черты, позволяющие выявлять сферы их рационального использования и перспективы дальнейшего развития.

Информация о работе Классификация профессионально-важных качеств. Структура управления