Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 16:33, контрольная работа
Нам, как организационным психологам, все чаще приходится сталкиваться с тем, что руководители и топ-менеджеры современных бизнес-структур стали уделять особое внимание такому понятию, как социально-психологический климат организации. Но, к сожалению, не все еще до конца понимают, что скрывается под этим загадочным и таким притягательным определением.
Сработанность — это результат совместимости сотрудников. Она обеспечивает максимально возможную успешность совместной деятельности при минимальных затратах.
Характер коммуникаций в организации выступает в качестве фактора СПК. Отсутствие полной и точной информации по важному для сотрудников вопросу создает благодатную почву для возникновения и распространения слухов и сплетен, плетения интриг и закулисных игр. Руководителю стоит внимательно следить за удовлетворительным информационным обеспечением деятельности организации. Низкая коммуникативная компетентность сотрудников также ведет к коммуникативным барьерам, росту напряженности в межличностных отношениях, непониманию, недоверию, конфликтам. Умение ясно и точно излагать свою точку зрения, владение приемами конструктивной критики, навыками активного слушания и т.д. создают условия для удовлетворительной коммуникации в организации.
Стиль руководства. Роль руководителя в создании оптимального СПК является решающей:
Если руководитель предъявляет завышенные требования, прилюдно критикует сотрудников, часто наказывает и редко поощряет, не ценит их вклад в совместную деятельность, угрожает, пытается запугать увольнением, лишением премии и т.д., ведет себя в соответствии с лозунгом «начальник всегда прав», не прислушивается к мнению подчиненных, невнимателен к их нуждам и интересам, то он формирует нездоровую рабочую атмосферу. Отсутствие взаимного уважения и доверия заставляет людей занимать оборонительную позицию, защищаться друг от друга, сокращается частота контактов, возникают коммуникативные барьеры, конфликты, появляется желание покинуть организацию и, как следствие, происходит снижение производительности и качества продукции.
Страх наказания порождает стремление избежать ответственности за совершенные ошибки, перекладывание вины на других, поиск «козла отпущения». На эту роль, как правило, выбирается человек (группа лиц), который не виновен в случившемся, но отличается от большинства сотрудников, не похож на них, слаб и не способен постоять за себя. Он становится объектом нападок, враждебного отношения, необоснованных обвинений. Наличие «козла отпущения» позволяет членам группы осуществлять разрядку напряжения и неудовлетворенности, которые легко накапливаются в атмосфере взаимного недоверия и страха. Тем самым группа поддерживает собственную стабильность и сплоченность. Это кажется парадоксальным, но какую бы неприязнь и враждебность не вызывал в свой адрес «козел отпущения», он нужен группе как «предохранительный клапан», позволяющий освободиться от агрессивных тенденций. Поиск «козла отпущения» играет роль механизма интеграции и стабилизации отношений в группе, позволяет избежать острых и интенсивных конфликтов. Но этот процесс обеспечивает лишь частичный, одномоментный эффект. Источник напряженности и неудовлетворенности в организации сохраняется, и немалую роль в их появлении играет неправильное поведение руководителя.
Даже если руководитель использует авторитарный стиль управления, он может быть позитивным, если, принимая решение, учтет интересы служащих, объяснит им свой выбор, сделает свои действия понятными и обоснованными, иными словами, станет больше внимания уделять установлению прочной и тесной связи с подчиненными.
Таким образом,
руководитель может существенно
повлиять на характер межличностных
отношений в рабочем
Оглавление
Введение. 2
Понятие коллектива. 3
Понятие социально-психологического климата. 7
Структура социально-психологического климата. 8
Модели социально-психологического климата. 11
Роль руководителя в социально- психологическом климате коллектива. 12
Что такое конфликт. 13
Виды конфликта. 14
Структура конфликта. 16
Стадии протекания конфликта. 16
Способы разрешения конфликтов. 17
Позитивное значение организационного конфликта. 23
С ходом современного научно-технического и социального прогресса, с его
противоречащими, социальными и социально-психологическими тенденциями и
последствиями неразрывно связаны многие острые проблемы социально-
психологического климата коллектива.
Однако, климат это
не только проблема сегодняшних социально-
сложностей социального и научно-технического прогресса, но одновременно и
проблема решения завтрашних перспективных задач, связанных с моделированием
новых, более совершенных, чем прежде, человеческих отношений и человеческих
общностей.
Формирование благоприятного социально-психологического климата трудового
коллектива является одним из важнейших условий борьбы за рост
производительности труда и качество выпускаемой продукции.
Социально-психологический климат может рассматриваться в качестве
полифункционального показателя.
– уровня психологической включенности человека в деятельность;
– меры психологической эффективности этой деятельности;
– уровня психического потенциала личности и коллектива, не только
реализуемых, но и скрытых, неиспользованных резервов и возможностей;
– масштаба и глубины барьеров, лежащих на пути реализации
психологических резервов коллектива;
– тех сдвигов, которые происходят в структуре психического потенциала
личности в коллективе.
Коллектив является одним из видов малой группы. Малые группы могут быть
разными по величине, по характеру и структуре отношений, существующих между
их членами, по индивидуальному составу, особенностям ценностей, норм и правил
взаимоотношений, разделяемых участниками, межличностным отношениям, целям и
содержанию деятельности. Количественный состав группы называется ее размером,
индивидуальный – композицией. Структуру межличностного общения, или обмена
деловой и личностной информацией, именуют каналами коммуникаций, нравственно-
эмоциональный тон
межличностных отношений –
Общие правила поведения, которых придерживаются члены группы, называют
групповыми нормами.
Все перечисленные
основные параметры, по которым выделяют, разделяют и изучают малые группы.
Среди высокоразвитых малых групп особо выделяются коллективы. Психология
развитого коллектива характеризуется тем, что деятельность, ради которой он
создан и которой на практике занимается, имеет, несомненно, положительное
значение для очень многих людей, не только для членов коллектива. В
коллективе межличностные отношения основаны на взаимном доверии людей,
открытости, честности, порядочности, взаимном уважении и т.п.
Для того, чтобы назвать малую группу коллективом, она должна соответствовать
ряду весьма высоких требований: успешно справляться с возложенными на нее
задачами, иметь высокую мораль, хорошие человеческие отношения, создавать для
каждого своего члена возможность развития как личности, быть способной к
творчеству, т.е. как группа давать людям больше, чем может дать сумма того же
количества индивидов, работающих в отдельности.
Психологически развитой как коллектив считается такая малая группа, в которой
сложилась дифференцированная система различных деловых и личных
взаимоотношений, строящихся на высокой нравственной основе. Такие отношения
можно назвать коллективистскими.
Коллективистские отношения определяются через понятия нравственности,
ответственности, открытости, коллективизма, контактности, организованности,
эффективности и информативности. Под нравственностью имеется ввиду построение
внутриколлективных и внеколлективных отношений на нормах и ценностях
общечеловеческой морали. Ответственность трактуется как добровольное принятие
коллективом на себя моральных и других обязательств перед обществом за судьбу
каждого человека независимо от того, является он членом данного коллектива
или нет. Ответственность также проявляется в том, что члены коллектива свои
слова подтверждают делом, требовательны к себе и друг другу, объективно
оценивают свои успехи и неудачи, никогда не бросают начатое дело на полпути,
сознательно подчиняются дисциплине, интересы других людей ставят не ниже
своих собственных, по-хозяйски относятся к общественному добру.
Под открытостью коллектива понимается способность устанавливать и
поддерживать хорошие, строящиеся на коллективистской основе взаимоотношения с
другими коллективами или их представителями, а также с новичками в своем
коллективе. На практике открытость коллектива проявляется в оказании
разносторонней помощи другим коллективам, не членам коллектива. Открытость
является одной из важнейших характеристик, по которой можно отличить
коллектив от внешне похожих на него социальных объединений.
Понятие коллективизма включает в себя постоянную заботу членов коллектива о
его успехах, стремление противостоять тому, что разобщает, разрушает
коллектив. Коллективизм – это также развитие добрых традиций, уверенности
каждого в своем коллективе. Чувство коллективизма не позволяет его членам
оставаться равнодушными, если задеты интересы коллектива. В таком коллективе