Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 16:33, контрольная работа
Нам, как организационным психологам, все чаще приходится сталкиваться с тем, что руководители и топ-менеджеры современных бизнес-структур стали уделять особое внимание такому понятию, как социально-психологический климат организации. Но, к сожалению, не все еще до конца понимают, что скрывается под этим загадочным и таким притягательным определением.
все важные вопросы решаются сообща и, по возможности, при общем согласии.
Для подлинно коллективистских отношений характерна контактность. Под ней
понимаются хорошие личные, эмоционально благоприятные дружеские,
доверительные взаимоотношения членов коллектива, включающие внимание друг к
другу, доброжелательность, уважение и тактичность. Такие взаимоотношения
обеспечивают в коллективе благоприятный психологический климат, спокойную и
дружелюбную обстановку.
Организованность проявляется в умелом взаимодействии членов коллектива, в
бесконфликтном распределении обязанностей между ними, в хорошей
взаимозаменяемости. Организованность – это также способность коллектива
самостоятельно обнаруживать и исправлять недостатки, предупреждать и
оперативно решать возникающие проблемы. От организованности непосредственно
зависят результаты деятельности коллектива.
Одним из условий успешной работы коллектива и установления доверительных
взаимоотношений является хорошее знание членами коллектива друг друга и
состояния дел в коллективе. Это знание называется информированностью.
Достаточная информированность предполагает знание задач, стоящих перед
коллективом, содержания и итогов его работы, положительных и отрицательных
сторон, норм и правил поведения. Сюда же входит хорошее знание членами
коллектива друг друга.
Эффективность понимается как успешность решения коллективом всех имеющихся у
него задач. Одним из важнейших показателей эффективности высокоразвитого
коллектива является сверхаддитивный эффект. Он представляет собой способность
коллектива как целого добиваться результатов в работе гораздо более высоких,
чем это может сделать такая же по численности группа людей, работающих
независимо друг от друга, не объединенных системой описанных отношений.
Таких малых групп, которые полностью бы отвечали всем перечисленным
требованиям коллектива, в действительности почти нет. Большинство реально
существующих малых групп занимает промежуточное положение между слаборазвитой
группой и высокоразвитым коллективом. По отдельным своим социально-
психологическим параметрам эти группы вполне могут претендовать на то, чтобы
называться коллективами, однако по другим серьезно уступают.
Представленную модель надо рассматривать скорее как идеал, к которому должен
стремиться коллектив в процессе своего развития, чем как то, что отражает
реальность существования малых групп.
Т.о.
Коллектив – это высокоразвитая малая группа людей, отношения в которой
строятся на позитивных нормах морали, обладает повышенной эффективностью в
работе, проявляющейся в форме сверхаддитивного эффекта.
Эффективность работы коллектива во многом зависит от его социально-
психологического климата.
Этот термин, ныне широко употребляемый, часто принято ставить в один ряд с
понятиями духовной атмосферы, духа коллектива и преобладающего настроения.
СПК коллектива всегда характеризуется специфической для совместной
деятельности людей атмосферой психического и эмоционального состояния каждого
его участника, индивида и несомненно зависит от общего состояния окружающих
его людей. В свою очередь атмосфера той или иной общности или группы
проявляется через характер психической настроенности людей, которая может
быть деятельной или созерцательной, жизнерадостной или пессимистичной,
целеустремленной или анархичной, будничной или праздничной и т.д.
Не только в социологии, но и в психологии утвердилась точка зрения, согласно
которой главной структурой образующей СПК является настроение. Сошлемся, в
частности, на высказывание известного советского психолога К.К. Платонова, по
мнению которого
социально-психологический
является одним (хотя и важнейшим) из компонентов внутренней структуры группы,
определяется межличностными отношениями в ней, создающими стойкие настроения
группы, от которых зависит степень активности в достижении целей.
Климат коллектива представляет собой преобладающий и относительно устойчивый
психический настрой коллектива, который находит многообразные формы
проявления во всей его жизнедеятельности.
Существенным элементом
в общей концепции социально-
является характеристика его структуры. Это предполагает вычисление основных
компонентов в рамках рассматриваемого явления по некоему единому основанию, в
частности по категории отношения. Тогда в структуре СПК становится очевидным
наличие двух основных подразделений – отношения людей к труду и их отношения
друг к другу.
В свою очередь отношения друг к другу дифференцируются на отношения между
товарищами по работе и отношения в системе руководства и подчинения.
В конечном итоге всё многообразие отношений рассматривается через призму двух
основных параметров психического настроя – эмоционального и предметного.
Под предметным настроем подразумевается направленность внимания и характер
восприятия человеком тех или иных сторон его деятельности. Под тональным –
его эмоциональное
отношение удовлетворенности
сторонами.
Психологический климат коллектива, обнаруживающий себя прежде всего в
отношениях людей друг к другу и к общему делу, этим все же не исчерпывается.
Он неизбежно сказывается и на отношениях людей к миру в целом, на их
мироощущении и мировосприятии. А это в свою очередь может проявиться во всей
системе ценностных ориентаций личности, являющейся членом данного коллектива.
Таким образом, климат проявляется определенным образом и в отношении каждого
из членов коллектива к самому себе. Последнее из отношений кристаллизуется в
определенную ситуацию – общественную форму самоотношения и самосознания
личности.
В результате создается определенная структура ближайших и последующих, более
непосредственных и более опосредованных проявлений социально-психологического
климата.
То обстоятельство, что отношение к миру (система ценностных ориентаций
личности) и отношение к самому себе (самосознание, самоотношение и
самочувствие) попадают в ранг последующих, а не ближайших проявлений климата,
объясняется их более сложной, многократно опосредованной зависимостью не
только от ситуации данного коллектива, но и от целого ряда других факторов, с
одной стороны, макромасштабных, с другой – сугубо личностных.
Действительно, отношения человека к миру формируются в рамках его образа
жизни в целом, который никогда не исчерпывается предметами того или иного,
даже самого значимого для него коллектива.
Аналогичным образом обстоит дело и с отношением к самому себе. Самосознание
человека складывается в течение всей его жизни, а самочувствие находится в
существенной зависимости не только от его статуса в трудовом коллективе, но
нередко в еще большей мере от семейно-бытового положения и физического
здоровья индивида.
Это, разумеется, не
снимает возможности
самочувствия индивида в данном конкретном коллективе и в зависимости от него.
На самочувствие личности в коллективе отражаются отношения личности к
определенной группе в целом, степень удовлетворенности своей позицией и
межличностными отношениями в группе.
Каждый из членов коллектива на основе всех других параметров психологического
климата вырабатывает в себе соответствующее этому климату сознание,
восприятие, оценку и ощущение своего «я» в рамках данной конкретной общности
людей.
Самочувствие личности в определенной мере может служить и известным
показателем степени развернутости ее духовного потенциала. В данном случае
подразумевается психическое состояние, определяемое во многом атмосферой
производственного коллектива.
С этой точки зрения самó самочувствие личности может рассматриваться как
один из наиболее общих показателей СПК.
А – отношение к делу; Б – самочувствие личности
(отношение к самому себе); В – отношение к другим людям.
Вместе с тем он не может считаться вполне основательным для того, чтобы
конкретно судить о всех аспектах СПК в коллективе, о мере эффективности его
деятельности.
Выделение моделей основывается на оценке трех сторон:
1) уровень
развернутости
2) степень
реализации его в данный
3) тенденцию дальнейших изменений психологического потенциала коллектива;
Высокий уровень
развернутости социально-
коллектива, которому соответствует и степень его реализации. При работе с
полной отдачей сохраняется необходимый резерв сил для дальнейшего
совершенствования условий и организации труда, не происходит работы на износ.
Четкая организация труда и управления в коллективе в сочетании с необходимым
резервом сил и удовлетворенностью от ощутимой отдачи открывают перспективу
дальнейшего развертывания социально-психологического потенциала коллектива.
Вариант Б.
Высокий уровень развернутости психологического потенциала коллектива при
крайне низкой степени его реализации в данный момент, что связано с
несовершенством сложившейся в рамках системы, выходящей за пределы данного
коллектива, организации труда и управления. Отсюда – наметившаяся тенденция
свертывания социально-психологического потенциала коллектива и снижения в