Когнитивная психология, методы познания себя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 10:45, курсовая работа

Описание

Темой данной курсовой является когнитивная психология, методы познания себя. Когнитивная психология. Методы познания себя, заключается в том, что проблема развития когнитивной психологии и самопознания себя является одной из ключевых в психологии. Она широко обсуждается в рамках отечественных и зарубежных психологических исследований. Изучение когнитивной психологии и самопознания динамики их развития представляет большой интерес, как в теоретическом, так и в практическом плане, поскольку позволяет приблизиться к пониманию механизмов формирования личности в онтогенезе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
Глава 1. КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
1.1 Понятие когнитивной психологии……………………………………………...5
1.2 Сфера когнитивной психологии………………………………………………...9
Глава 2. МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ СЕБЯ
2.1. Развитие самопознания личности……………………………………………..15
2.2. Познание себя как предпосылка самовоспитания……………………………17
2.3. Момент познания себя…………………………………………………………26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………31

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 148.50 Кб (Скачать документ)


 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

 

Рубцовский институт (Филиал)

Алтайского Государственного Университета

 

Кафедра психологии

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

 

 

 

Дисциплина: Общая психология Ч 3

 

 

Тема: Когнитивная психология, методы познания себя

 

 

 

Выполнила

Студентка курса

Группы

 

_______________

Доц.К.Пс.Н.

 

Оценка_________«___»_____2010г.

Подпись руководителя:

__________________

 

 

 

Рубцовск  2010

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3

Глава 1. КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

1.1   Понятие когнитивной психологии……………………………………………...5

1.2   Сфера когнитивной психологии………………………………………………...9

Глава 2. МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ СЕБЯ

2.1. Развитие самопознания личности……………………………………………..15

2.2. Познание себя как предпосылка самовоспитания……………………………17

2.3. Момент познания себя…………………………………………………………26

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….29

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Темой данной курсовой является когнитивная психология, методы познания себя. Когнитивная психология. Методы познания себя, заключается в том, что проблема развития когнитивной психологии и самопознания себя является одной из ключевых в психологии. Она широко обсуждается в рамках отечественных и зарубежных психологических исследований. Изучение когнитивной психологии и самопознания динамики их развития представляет большой интерес, как в теоретическом, так и в практическом плане, поскольку позволяет приблизиться к пониманию механизмов формирования личности в онтогенезе.

Когнитивная психология (cognitive psychology) - это психология познавательных процессов; особое когнитивно-ориентированное направление в психологии, связанное с изучением ментальных состояний и ментальных процессов, характеризующих поведение человека и отличающих его от других живых существ. Когнитивная психология стояла у самых истоков когнитивной науки и обязана своим названием У.Найссеру, он назвал в 1967 г. свою известную книгу аналогичным образом.

По сути дела, когнитивная психология берет свое начало в декартовом принципе cogito ergo sum. В истории психологии как специальной дисциплины можно говорить о «когнитивной революции» конца 50-х годов - ее можно считать своего рода реакцией на господствующий тогда в психологии бихевиоризм, для которого было характерно отрицание какой бы то ни было роли внутренней организации психических процессов. Р.Л. Солсо называет «неудачу» бихевиоризма в числе важнейших факторов, обусловивших «когнитивную революцию».

Подход бихевиористской психологии был достаточно простым: все решается в ходе наблюдений за непосредственно воспринимаемыми поступками человека, за его реальным поведением. Но именно этот ответ был поставлен под сомнение допущением того, что все наблюдаемое поведение человека детерминируется и определяется его внутренними состояниями и ментальными, непосредственно не наблюдаемыми процессами и механизмами. Проблеме самопознания личности посвящено большое количество фундаментальных работ, как в России, так и за рубежом. На сегодняшний день, возможно, выделить более тридцати видов и уровней саморегуляции, сформулированных в русле психологической науки.

Гипотеза: мы предполагаем, что любой когнитивный процесс рассматривается в терминах обработки информации и раскладывания сложных процессов на более простые этапы. Многомерно-функциональный анализ позволяет исследовать познание себя как системное качество личности, в единстве компонентов и функциональных связей между ними.

Цель: проанализировать основные положения и примеры экспериментальных исследований когнитивной психологии и исследование методов самопознания личности.

Задачи:

-  рассмотреть понятие когнитивной психологии;

-  изучить сферу когнитивной психологии;

-  проанализировать методы познания себя.

Объект: когнитивная психология и процесс познания себя.

Предмет: анализ понятия когнитивной психологии. Методов познания себя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

1.1 Понятие когнитивной психологии

Когнитивная психология — область психологии, изучающая процессы познания у человека. В англоязычной литературе более принят термин cognitive sciences, обозначающий комплекс направлений исследования познания и мышления, куда, помимо психологии, включаются кибернетика, информатика, некоторые области логики, а также ряд направлений философии сознания.

Близкие проблемы решаются некоторыми направлениями лингвистики, особенно в психолингвистике, нейропсихологии, психологии развития и др. Таким образом, когнитивная психология - комплексное экспериментальное направление на стыке наук [3,с.54].

Предметом когнитивной психологии являются разнообразные аспекты человеческого познания: описание его закономерностей, изучение способов организации, выявление мозговых субстратов когнитивных процессов. Изучению подлежит вся совокупность способностей, участвующих в познании: восприятие, распознавание образов, память, мышление, в том числе вынесение суждений, решение задач; в меньшей степени приятие решений и управление действиями. Широк диапазон используемых методов, от интроспективных отчетов и многопрофильных тестов до использования оперативных методик в клинике и современных методов трехмерного картирования мозга.

Прикладные направления в когнитивной психологии играют не такую большую роль, как в некоторых других областях психологии, однако полученные результаты находят разнообразное применение, направления в эргономике, инженерной психологии, психологии обучения и педагогике, психолингвистике [95,с.134].

Исторически первым предшественником К.П. были исследования восприятия, которые проводились в конце 19 - начале 20 вв. в лабораториях

 

Вундта, Вюрцбурской и Берлинской школах психологии, а также в гештальт-психологии.

Главным результатом, полученным в тот период, можно считать осознание того факта, что даже такая сравнительно простая когнитивная способность, как восприятие, устроена чрезвычайно сложно. Большой вклад в изучение законов мышления внес также деятельностный подход и изучение социальной и культурной обусловленности мышления. Толчком к формированию когнитивной психологии как комплексной науки стало появление в середине 20 в. кибернетики, информатики и создание первых компьютерных программ.

С тех пор определяющим пониманием когнитивной психологии является понимание ее как науки о процессах переработки информации (включая ее хранение, кодировку, применение). Ведущей эвристикой в исследованиях мышления в тот период стала так называемая компьютерная метафора -сравнение организации познавательных механизмов человека с организацией работы компьютера.

Органы чувств рассматривались как устройства ввода, законы мышления - как программы. Функционализм способствовал отделению исследований работы мозга, который сравнивался с hardware, компьютерным механизмом, от исследований software, программ переработки информации, которые, как считалось, автономны от hardware и могут реализовываться на любом носителе (человеческом мозге, компьютерном железе, гипотетической силиконовой жизни). Именно изучение когнитивных программ стало объектом когнитивной психологии [3,с.55].

Главным положительным итогом применения компьютерной метафоры можно считать то, что она позволила снять требование изоморфизма мысли и мозга, которое представлялось обязательным предыдущим поколениям исследователей. В области собственно понимания процессов мышления возможности компьютерной метафоры сравнительно быстро оказались исчерпаны. Стало ясно, что познавательные процессы у человека отличаются от

программ. Так, программными средствами не удается реализовать даже распознавание образов, а более сложные задачи выделения фигуры из фона и осмысленного сигнала из шума признаны практически не решаемыми.

Согласно теории когнитивных модулей Дж. Фодора, сенсорная информация перерабатывается узкоспециализированными независимыми друг от друга модулями, в то время как высшие мыслительные функции реализуются неспецифическими механизмами. Эта гипотеза затем подверглась уточнениям и изменениям вследствие высокой пластичности практически всех мозговых структур[9,с.91].

Однако важнейшая идея параллельной переработки информации получила дальнейшее развитие. В 80 гг. 20 в. внимание исследователей привлекло изучение нейронных ансамблей и сетей, смоделированных компьютерными средствами. Нейронные сети позволяют легко моделировать обучение. На них удалось получить такие свойства реального познавательного процесса, как игнорирование несущественных изменений стимула и устойчивость к изменению самой нейронной сети. Но надежда смоделировать человеческое познание в полном объеме потерпела неудачу; не удалось обучить нейронную сеть решению даже простых логических задач.

В настоящее время предпринимаются попытки объединить сетевой подход с компьютерным, однако значимых результатов пока не получено.

Для современного этапа развития когнитивной психологии характерен возврат интереса к нейронному субстрату познавательных процессов. Возможности для этого значительно выросли с открытием методов трехмерного картирования работы мозга.

Наиболее богатые результаты получены в области изучения восприятия, в то время как высшие мыслительные функции остаются пока сравнительно мало изученными. Особый интерес данные о распознавании образов представляют для теории познания, т.к. полученные свидетельства о зависимости наблюдаемых фактов от ожиданий, от предшествующего опыта, от концептуальной   модели  и  т.п.   позволяют  подкрепить  экспериментальным

материалом критику упрощенных представлений о познании, характерных для неопозитивизма.

Данные, полученные когнитивной психологией используются в таких учениях, как радикальный конструктивизм. Особого внимания заслуживает связь когнитивной психологии и философии сознания, характерная для современной англо-американской философии [95,с.150].

Философия сознания служит для когнитивной психологии источником концептуальных моделей и гипотез. Так, например гипотезы о возможной архитектуре познавательных способностей во многом направляются соображениями о невозможности гомункулуса, исходящими от философов. Многие ученые-экспериментаторы в области когнитивной психологии одновременно являются известными философами, например Дж. Фодор. Философия сознания также проявляет интерес к когнитивной психологии.

Экспериментальные данные об организации мышления человека, о механизмах внимания и воли (и, в последнее время, о связи сознания и мозга) способствуют обогащению философских представлений о природе человека [3,с.60].

 

 

 

 

1.2 Сфера когнитивной психологии

Современная когнитивная психология заимствует теории и методы из 10 основных областей исследования: восприятие, распознавание образов, внимание, память, воображение, языковые функции, психология развития, мышление и решение задач, человеческий интеллект и искусственный интеллект; каждую из них мы рассмотрим отдельно.

Восприятие

Отрасль психологии, непосредственно связанная с обнаружением и интерпретацией сенсорных стимулов, называется психологией восприятия. Из экспериментов по восприятию мы хорошо знаем о чувствительности человеческого организма к сенсорным сигналам и— что более важно для когнитивной психологии — о том, как интерпретируются эти сенсорные сигналы.

Описание, данное полицейским в приведенной уличной сцене, значительно зависит от его способности «видеть» существенные признаки окружения. «Видение», однако, — это непростая вещь. Чтобы воспринимались сенсорные стимулы — в нашем случае они преимущественно зрительные надо, чтобы они имели определенную величину: если водителю предстоит выполнить описанный маневр, эти признаки должны иметь определенную интенсивность. Кроме того, сама сцена постоянно изменяется. По мере изменения положения водителя, появляются новые признаки.

Отдельные признаки получают в перцептивном процессе преимущественную важность. Указательные знаки различаются по цвету, положению, форме и т.д. Многие изображения при движении постоянно меняются, и чтобы превратить их указания в действия, водитель должен быстро корректировать свое поведение [94,с.230].

Информация о работе Когнитивная психология, методы познания себя