Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 10:45, курсовая работа
Темой данной курсовой является когнитивная психология, методы познания себя. Когнитивная психология. Методы познания себя, заключается в том, что проблема развития когнитивной психологии и самопознания себя является одной из ключевых в психологии. Она широко обсуждается в рамках отечественных и зарубежных психологических исследований. Изучение когнитивной психологии и самопознания динамики их развития представляет большой интерес, как в теоретическом, так и в практическом плане, поскольку позволяет приблизиться к пониманию механизмов формирования личности в онтогенезе.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
Глава 1. КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
1.1 Понятие когнитивной психологии……………………………………………...5
1.2 Сфера когнитивной психологии………………………………………………...9
Глава 2. МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ СЕБЯ
2.1. Развитие самопознания личности……………………………………………..15
2.2. Познание себя как предпосылка самовоспитания……………………………17
2.3. Момент познания себя…………………………………………………………26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………31
Познание себя - увлекательная и захватывающая область, в которой могут открыться такие возможности, о которых человек и не подозревал ранее. Понимание себя приводит и к пониманию тех, кто рядом. А значит, становится важным шагом на пути к гармонии с собой и миром[68,с.54].
2.2 Познание себя как предпосылка самовоспитания
Самосознание - это знание себя и отношение к себе в их единство. Знание себя и характер отношения к себе определяют содержание и направленность активности личности в работе над собой. Самосознание формируется как в процессе познания других людей, так и самого себя [59,с.72].
Под самопознанием следует понимать изучение личностью собственных психических и физических особенностей. Человек познает себя как непосредственно, так и опосредованно. В первом случае самопознание осуществляется методом самонаблюдения.
В процессе восприятия, представления, размышления и переживания человек как бы раздваивается - переживая, они отдает себе отчет о собственном состоянии и оценивает его. На этом, собственно говоря, и основан самоконтроль.
Наиболее благоприятным для самонаблюдения является спокойное, уравновешенное состояние человека. Недостаточная интенсивность психической деятельности, как и чрезмерное ее напряжение, ведет к снижению возможностей! самопознания и самоконтроля [53,с.41].
Аффективное состояние, страстное увлечение чем-то или углубленное созерцание чего-либо сужают возможности самонаблюдения.
Вследствие этого осознание своего состояния бывает неполным и даже не соответствующими реальному психическому процессу. Следовательно, можно говорить о порогах, в пределах которых имеет место наиболее полное и ясное самонаблюдение.
К самонаблюдению часто относят то, что на самом деле является самоотчетом по памяти, т. е. анализом запечатленных образов. Человек в этом случае пытается восстановить в своей памяти всю ситуацию событий: внешнюю обстановку, свое состояние, поступки. При этом он старается установить причинную зависимость между явлениями и воспроизвести последовательность событий.
Где бы человек ни находился и что бы он ни делал в здоровом состоянии, он постоянно, нередко не сознавая этого, контролирует свои действия и поступки. Благодаря этому не теряется разумность поведения и целенаправленность действий.
Известно, что даже действия, доведенные до полного автоматизма, казалось бы, протекающие вне и помимо сознания, на самом деле постоянно
контролируются. Об этом свидетельствуют факты коррекции при внезапно допущенных ошибках. Так, опытная вязальщица, казалось бы, не следящая за своими движениями, мгновенно приостанавливает вязание, если спущена петля.
Люди, в зависимости от умений и навыков, могут вести наблюдение за собственной психикой с различной эффективностью [42,с.44].
Замечательной способностью самонаблюдения обладал Л. И. Толстой. Постоянные упражнения в самонаблюдении, тонкий анализ собственных психологических процессов и состояний, пишет Н. Г. Чернышевский, позволяли Л. Н. Толстому полно и реалистично изображать психологию различных людей. Н. Г. Чернышевский отмечает, что тот, «кто не изучил человека в самом себе, никогда не достигнет глубокого знания людей».
Познание себя совершается и путем анализа результатов собственной деятельности, опосредованно. Анализируя и оценивая достижения в определенной области с учетом затраченного времени и усилий, можно определить уровень развития собственных способностей. Оценивая свое поведение в обществе, человек познает нравственно-психологические особенности собственной личности [41,с. 12].
Не менее важное значение в опосредованном познании себя имеет изучение отношения окружающих людей к познающему себя человеку. Объективные оценки близких, товарищей по коллективу позволяют глубоко познать себя. Важно сравнить самооценку личных качеств с оценками, данными им другими людьми. Это позволит выяснить уровень самосознания, степень переоценки или недооценки собственной личности.
Чем шире круг общения человека, круг связей его с другими людьми, тем у него больше возможность сравнивать и познавать положительные и отрицательные свойства собственной личности. Индивид может себя сравнивать, как правильно отмечает А. Я. Арет, и с литературными персонажами. И наконец, личность может себя сравнивать с идеалом человека и при этом отмечать то, чего у нее нет и что должно быть сформировано.
Успех в самопознании определяется рядом причин. Он, прежде всего, зависит от уровня знаний о человеке вообще и в особенности от знания психологии личности. Само собой понятно, что если человек имеет представления об основных психических процессах, состояниях и свойствах личности, их происхождении и развитии, то ему легче разобраться в собственном духовном мире[42,с.44].
Не менее важное значение имеет изучение художественной литературы, которая представляет в образной форме разнообразные характеры в их развитии.
Однако ничто не может заменить практическое познание себя в деятельности, во взаимоотношениях с людьми.
Эффект самопознания обусловлен общей жизненной позицией человека и в особенности ее требовательностью к себе. Человек, переоценивший себя и вместе с тем нетребовательный к себе, не склонен анализировать свои состояния, возможности и сопоставлять их с результатами деятельности и поведения в обществе. Такой человек доволен собой, а потому и не работает над собой [40,с.30].
В зависимости от моральной воспитанности личность ценит в себе и других те или другие качества. Пьяница нередко хвалится в кругу пьяниц, что он накануне выпил много водки, порядочный человек гордится тем, что он не поддался соблазну и выполнил свой общественный долг. Только человек с чистой совестью может уважать в себе и других моральную воспитанность.
Николай Островский писал: «Для самовоспитания надо, прежде всего, призвать себя на собственный суровый суд. Следует ясно и точно, не щадя своего самолюбия и некоторой доли самовлюбленности, выяснить свои недостатки, пороки и по-большевистски решить раз и навсегда, буду ли я с ними мириться или нет. Необходимо ли носить эту обузу за своими плечами, или я должен выбросить ее за борт [42,с.44].
Самокритика - это весьма действенное средство, данное нам партией для перевоспитания людей» [38,с.91].
Анализируя качества собственной личности, Л. Н. Толстой подвергает себя суровой критике: «Я дурен собой, неловок, скучен для других, нескромен, нетерпим (intolerant) и стыдлив, как ребенок. Я почти невежда, что я знаю, тому я выучился кое-как сам, урывками, без связи, без толку, и то так мало. Я невоздержан, нерешителен, непостоянен, глупо тщеславен, пылок, как все бесхарактерные люди. Я не храбр. Я неаккуратен в жизни и так ленив, что праздность сделалась для меня почти неодолимой привычкой. Я умен, но ум мой еще никогда, ни на чем не был основательно испытан. У меня нет ни ума практического, ни ума светского, ни ума делового. Я честен, т. е. я люблю добро, сделал привычку любить его, и иногда отклоняюсь от него, бываю, недоволен собой и возвращаюсь к нему с удовольствием. Но есть вещи, которые я люблю больше добра - славу» [42,с.44].
Как видим, самокритика Л. Н. Толстого была беспощадной. Такой критике необходимо следовать каждому, особенно тем, кто влюблен в себя и не хочет видеть или признавать свои недостатки, когда со стороны ему указывают на них. Но признавать недостатки мало, нужно устранять их.
Л. Н. Толстой, например, тут же намечает программу самоисправления: «Важнее всего для меня в жизни исправление от 3 главных пороков: бес (характерности), раздражительности и лени». Эту программу он выполнил полностью [37,с.16].
Отрицательно сказывается на самовоспитании и недооценка собственной личности. В этом случае человек переоценивает свои недостатки, во всем склонен видеть печать собственной ограниченности и неспособности. Это неадекватное действительности самосознание ослабляет силы человека, а иногда приводит к ложному заключению о неспособности ко всему, в том числе и к самовоспитанию. Наоборот, человек, требовательный к себе, старается разобраться в своих собственных качествах, сознавая положительное в себе, подвергает решительной критике своп недостатки, стремится выяснить их причины. А. Демидова справедливо указывает на то, что каждый обязан находить в себе хорошее, поворачивать к людям лучшие стороны своей души.
Это непросто, порой очень трудно, но это необходимо. Если человек не проявляет доброты, то неизбежно расцветают себялюбие, корысть, презрение к окружающему, самоутверждение за счет других, карьеризм.
Следует только добавить, что нужно правильно оценивать хорошее в себе, а не выдавать и не считать хорошим того, что на самом деле является аморальным.
Самопознание совершается не столько в пассивном самосозерцании, сколько в процессе активной деятельности. Всякая деятельность содержит определенные требования к умственным силам, эмоционально-волевым качествам личности [42,с.44].
Учение предъявляет требования, прежде всего к познавательным процессам (памяти, сообразительности, воображению, гибкости ума), а также к волевым качествам (управлению вниманием, регуляции чувств и т. д.). Вполне естественно, что в процессе учения человек практически познает собственную психическую деятельность: восприятие и память, мышление и воображение, эмоции и волевые процессы и т. д.
Встречающиеся трудности в усвоении и применении знаний отчетливо раскрывают ту или иную психическую недостаточность - слабость запоминания или неразвитость аналитического мышления, неумение обобщать или конкретизировать знания. И наоборот, успехи, и тем более выдающиеся, позволяют признать наличие способностей [32,с.16].
Особое значение в самопознании имеет общественная работа. В ней познаются степень развития общительности, инициативы, организаторских способностей, определенные моральные и эмоционально-волевые качества, такие, как чуткость и внимательность, решительность и настойчивость. Занимаясь общественной работой, человек часто обнаруживает недостатки в собственной личности, мешающие успешному проведению данной работы.
Человек также познает себя в труде. В труде он как бы испытывает себя во всех отношениях, проверяет соответствие знаний, умений и навыков требованиям труда, оценивает свою физическую силу и ловкость, изучает
типологические особенности, морально волевые качества (умение трудиться совместно с другими, оказывать помощь другим, выносливость, настойчивость) и т. п.
Результаты наблюдений над собой рекомендуем заносить в дневник, указывая при этом день и месяц, обстоятельства, в которых проявились те или иные свойства. В дневнике надо делать замечания по поводу наблюдаемого и записывать принимаемые решения.
Самопознание не самоцель, оно лишь условие самовоспитания. На основе самопознания личность определяет, что воспитывать в себе, какие отрицательные свойства нужно устранить. Каждый человек в пределах социальной и физической нормы имеет положительное, на которое он может опираться при устранении имеющихся недостатков [42,с.44].
Спрашивается, что нужно знать о себе? Прежде всего, свою сенсорную организацию, т. е. чувствительность к различным внешним воздействиям, и в первую очередь к световым и слуховым раздражениям, от которой зависит в известной мере восприятие действительности. Очень важно проверить свою наблюдательность: умеете ли вы видеть существенное в воспринимаемом, находить в нем общее, особенное и единичное.
Наблюдательность - психологическая основа творчества в науке и искусстве, во всех видах практической деятельности. Очень важна наблюдательность, проявляемая как, но отношению к психологии других людей, так и к собственному психическому миру. Такая наблюдательность -основа для понимания и оценки людей и самого себя [38,с.91].
Нужно испытать свою память, чтобы узнать, в какой мере развита образная или словесная, кратковременная или долговременная память. Такое испытание производится в практике запоминания посредством сравнения с памятью других людей, а также с помощью специальных тестов.
Как известно, ум человека характеризуется качествами мышления. Из собственной практики усвоения знаний и практических решений человек может сделать вывод о степени развития и особенностях своего мышления. Важно
выяснить умение оперировать понятиями, способность выдвигать новые идеи, проявлять инициативу, успешно решать различные теоретические и практические задачи.
Тесно с мышлением связана речь. Слово - форма мысли. Поэтому когда человек говорит, он не только выражает мысль, но и формирует ее. Речь имеет огромное значение в общении и самоуправлении собственной психической деятельностью. Необходимо присмотреться к себе - в какой мере речь правильна, богата словарным запасом, выразительна и действенно влияет на других.
Творческая деятельность связана с воображением. Воображение обеспечивает переработку и комбинацию различных впечатлений, сведений в целях создания новых образов и выдвижения идей. Важно знать, в какой мере у вас развито воссоздающее воображение, т. е. воссоздание образа по описанию, и творческое - создание новых образов. Важно и то, в какой мере собственное воображение реалистично.
В жизни человека важное место занимают эмоции и чувства. Они являются показателями сущности человека и его воспитанности. Присмотритесь, по какому поводу вы чаще переживаете, что вас больше всего волнует, и вы увидите, какой вы есть. Необходимо изучить силу и скорость возникающих у вас эмоций, а также умение владеть своими чувствами и управлять ими, что характеризует культуру личности.
Активность в деятельности определяется не только внешними и внутренними побуждениями, но и развитостью воли. Воля - это практическая сторона сознания. Волевой человек способен доводить цели до их полной реализации, несмотря на трудности и препятствия, которые могут вставать на их пути [33,с.276].
Информация о работе Когнитивная психология, методы познания себя