Когнитивная психология, методы познания себя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 10:45, курсовая работа

Описание

Темой данной курсовой является когнитивная психология, методы познания себя. Когнитивная психология. Методы познания себя, заключается в том, что проблема развития когнитивной психологии и самопознания себя является одной из ключевых в психологии. Она широко обсуждается в рамках отечественных и зарубежных психологических исследований. Изучение когнитивной психологии и самопознания динамики их развития представляет большой интерес, как в теоретическом, так и в практическом плане, поскольку позволяет приблизиться к пониманию механизмов формирования личности в онтогенезе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
Глава 1. КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
1.1 Понятие когнитивной психологии……………………………………………...5
1.2 Сфера когнитивной психологии………………………………………………...9
Глава 2. МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ СЕБЯ
2.1. Развитие самопознания личности……………………………………………..15
2.2. Познание себя как предпосылка самовоспитания……………………………17
2.3. Момент познания себя…………………………………………………………26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………31

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 148.50 Кб (Скачать документ)

Важно выяснить, обладаете ли вы решительностью, настойчивостью, выдержкой и мужеством. В какой мере вы можете проявить усилие и как длительно.

Объектом изучения должны стать и свойства личности, и в первую

 

очередь свойства направленности - что вы больше всего цените в жизни, к чему стремитесь, чего хотите?

Затем нужно определить в себе уровень развития различных способностей: организаторских, познавательных, художественных, педагогических и т. д.

Как мы уже показали, для самовоспитания имеет существенное значение самоуправление. Следует изучить, в какой мере оно развито, чего здесь недостает.

В жизни и развитии личности имеет большое значение характер. Известно, что люди с положительным характером приятны, с ними хорошо работать и жить. И наоборот, те, кто имеют так называемый тяжелый характер, нелюбимы, их избегают, так как ждут от них неприятностей. Главное внимание следует обратить на моральную сторону собственного характера, а именно на проявление доброты или скупости, доброжелательности или зависти, честности, правдивости или лживости. Важное значение в характере имеют волевые черты, о которых мы уже выше говорили [33,с.277].

По мере изучения собственной психологии данные самопознания заносятся в дневник, который впоследствии подвергается тщательному анализу. При этом следует иметь в виду, что только повторяющиеся факты поведения или деятельности характеризуют личность и берутся в расчет. Единичные же проявления в силу стечения обстоятельств или специфического состояния психики не следует брать во внимание при оценке своих качеств. Чтобы иметь о себе целостное представление, необходимо обобщить факты и написать самохарактеристику - словесный портрет.

Анализ собственной психологии обеспечит выявление как положительного, так и отрицательного или недостаточно развитого в себе, а; это поможет определить программу постепенного и стадиального самоформирования личности [35,с.51].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Момент познания себя

Момент познания себя, своего настоящего «Я» психоанализ, упрощает к доступному каждому минимума - необходимо лишь корректно ответить на тесты. В этой простой задаче, кроется более всего проблем. О. Уайльд как-то заметил, что человек является единством трех существ: «Одна - это та, какой она себя считает, вторая - это то, что о ней думают другие, третья - это то, чем она есть на самом деле» [35,с.17].

Проблема в том, что человек стремится быть кем-то, кем он, как правило, быть не может. На самом деле же, создавая человека, Бог наделяет ее именно теми чертами, которые нужны Ему, определяя, таким образом, ее жизненную миссию. В этом смысле момент познания самого себя является волевым усилием человека. А такие вещи легкими никогда не бывают. Даже тогда, когда человек воспитывался надлежащим образом. Однако, другого пути к счастью человечество пока что еще не изобрело. Каждому психологическому типу присущий свои сильные стороны, и каждый тип вступает со всеми другими в определенные отношения. Эти отношения составляются объективно, вне воли и сознания человека. Однако, такая коррекция требует, значительных усилий, а во-вторых - всегда временна. И при «расслаблении» оба партнеры всегда возвращают к тем отношениям, которые являются присущими для их типов [28,с.16].

И каждому типу отношений отвечает определенный энергетический уровень с показателями «плюс-минус». То есть если встречаются два человека, то они могут сразу найти общий язык, а могут разойтись врагами, причем, причины этого будут объективными. Этот момент исключает определенных психологических типов, другими словами - людей. Если для одних мы добрые, то для других плохие, и наоборот. В этом случае единым мерилом нашего поведения может быть только дарованное нам Богом наше внутреннее «Я» [21,с. 169]. Анализ исходит из того, что каждому сообществу людей есть присущая определенная модель отношений. Социальные отношения в пределах отдельной страны определяют ее социально-экономическую модель. Таким образом мы можем сделать вывод, который для каждой наций существует своя оптимальная социально-экономическая модель.

Каждое общество в понимании представляет собой определенный «идеал», целостность, из которой каждому отдельному индивиду есть доступна лишь 1/16 частичка. Для того, чтобы ощущать себя целым, эта частичка нуждается в дополнении: помощи в своих слабых чертах и возможности реализации своих сильных сторон. Такое дополнение есть, возможно, в виде индивида с противоположными чертами.

Дуальные отношения есть наиболее благоприятными из всех. В них человек раскрывается сам и дает возможность раскрыться своему партнеру. Причем, с наименьшими затратами энергии. Совокупный энергетический потенциал есть большим, чем сумма энергетических потенциалов ее членов. С этой точки зрения психоанализа это вариант является оптимальной формой отношений для индивида и с его собственной, и с общественной точки зрения. В человеческом обществе наиболее распространенным типом гармонии есть семья.

Очевидно, что счастливой и удачной может быть лишь семья, построенная на дуальных отношениях. Такая семья будет крепкой, члены семьи инстинктивно будут искать поддержки одно в одного из всех проблем, с которыми будут сталкиваться [21,с. 170].

Главным ощущением в дуальных отношениях есть взаимное ощущение признательности за то, что Бог создал человека и дал возможность с ней общаться. Дуальные типы, как правило, формируются у людей с совместными между собой генотипами. Ведь партнеры есть и противоположными, и совместными. Генетическая совместимость означает взаимную сексуальную привлекательность. Противоположность черт людей их систем ценностей, т.е. -несовместимость генотипов, является базой для конфликтных отношений. В этом смысле ментальная совместимость сыграют ключевую роль. Но есть два

 

типа отношений, которые можно назвать неравноправными: отношения ревизии и социального заказа.

В этих отношениях один индивид всегда выступает более мощном подавляет другого. «Более слабый» всегда старается опираться, даже атаковать «более сильного», но всегда с катастрофическими для себя следствиями. Эти отношения существуют не просто так - они выполняют очень важную функцию передачи-приема-передачи информации.

Такая общая цель есть и у всех членов общества. Другими словами -индивид может достичь полного раскрытия своих потенций в обществе. Поэтому, психоанализ дает простой и надежный инструмент для решения личных проблем. И каждый, может взять из нее что-то полезное для себя.

Итак, в заключение необходимо отметить, что познание себя -увлекательная и захватывающая область, в которой могут открыться такие возможности, о которых человек и не подозревал ранее. Понимание себя приводит и к пониманию тех, кто рядом. А значит, становится важным шагом на пути к гармонии с собой и миром.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение необходимо отметить, что когнитивная психология — область психологии, изучающая процессы познания у человека. В англоязычной литературе более принят термин cognitive sciences, обозначающий комплекс направлений исследования познания и мышления, куда, помимо психологии, включаются кибернетика, информатика, некоторые области логики, а также ряд направлений философии сознания.

Предметом когнитивной психологии являются разнообразные аспекты человеческого познания: описание его закономерностей, изучение способов организации, выявление мозговых субстратов когнитивных процессов.

В развитии самопознания можно выделить несколько этапов. Оно начинается в раннем детстве, когда ребенок учится отделять себя от физического мира, через окружающих его людей (первичное самопознание). Затем происходит кризис первичного самопознания, когда появляются изменения, не вписывающиеся в привычный образ «Я» [91,с.83].

Наконец, в подростковом возрасте наступает третий этап - активного самопознания - в ходе, которого человек осознает свое «духовное Я», собственные психические способности, характер, нравственные качества.

Познание себя - увлекательная и захватывающая область, в которой могут открыться такие возможности, о которых человек и не подозревал ранее. Понимание себя приводит и к пониманию тех, кто рядом. А значит, становится важным шагом на пути к гармонии с собой и миром.

Таким образом, проблема психического самопознания себя являются одной из наиболее глобальных и фундаментальных проблем общей психологии. Их исследование открывает большие, во многом специфические, нетрадиционные возможности для понимания и содержательного объяснения общих закономерностей построения и реализации человеком своей произвольной     активности     (деятельности,     поведения,     общения),     для

 

 

30 определения условий успешного психического развития ребенка, для понимания феномена общего уровня субъектного развития человека, для исследования индивидуально-типических особенностей деятельности и поведения, для продуктивного участия в решении широкого спектра очень разнообразных практических задач.

Самопознание сопровождается процессом самонаблюдения. Его функция - оценка собственных возможностей, насколько человек успешно справляется с теми или иными задачами, сравнение себя с другими по тем или иным критериям. Человек может наблюдать за собой как непосредственно в той или иной ситуации, так и, призывая на помощь память (как он вел себя вчера, месяц, год тому назад).

Анализ собственной психологии обеспечит выявление как положительного, так и отрицательного или недостаточно развитого в себе, а; это поможет определить программу постепенного и стадиального самоформирования личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

30. Веллер М.И., Всё о жизни  СПб.: Пароль 2007.-750.

31. Веллер М.И., Всё о жизни  М.: АСТ 2008.-750.

32. Величковский Б.М., Когнитивная наука.Основы психологии познания: учебное пособие : в 2 т./Б.М.Величковский.- М.: Академия, - 2006. – Т. 1

33. Дандарон М.Б. Возникновение самосознания как фактор институционализации религии//Соц.-гуманит. Знания.- 2008.- №2.-С.275-287

34.Зиглер Д., Хъел Л. Теории личности. «Питер»,2000.

35.Землянуина Т.М. Познавательная и коммуникативная активность ребёнка при подготовке его к обучению в школе // Началшьная школа.-2002.-№6.-С.50-55.

36. Зальцман В.,Дар Мирзакарима Норбекова, илди Точка сборки собственного Я.предисл. М.Норбекова.-М.:АСТ: Астрель: Хранитель 2006.-313 с.

37.Годфруа Ж.Что такое психология: В 2-х т. – Т. 1., ч.2,гл.4/Пер.с фр.  Н.Н. Алипова; Под ред.Г.Г. Аракелова.-М.Мир,2002

38.Головин С.Ю., Словарь психолога – практика Минск: Харвест 2001.- 976 с.

39. Гильберт Д. Познание природы и логика //Знание – сила.-2003.-№1.-с.54-62

40. Гуревич К.М, Раевский А.М. Личность как объект психологической диагностики // Психологический журнал. – 2001.-№5.-с.29-37

41. Годфруа Ж.Что такое психология? – М.: Международная педагогическая академия,2002.-129 с.

42.Гинсбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения //Вопросы психологии. 2004 г.,№3 с.43-52.

43. Греков И.Г. Отношение медсестёр к своей профессиональной деятельности//Мед.сестра.2000 г.,№1, с.40-41

44. Гуревич К.М. Индивидуально-псиологические  особенности школьников М.:Знание,1989 г.

45.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 



Информация о работе Когнитивная психология, методы познания себя