Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 14:04, курсовая работа
В последние годы сформировалась новая область психологического знания — средовая психология, для которой ключевым понятием является познание среды. В рамках изучения особенности познания человеком своего окружения фундаментальное значение приобрело исследование субъективных представлений о пространственной организации внешнего мира. Такие представления получили название когнитивных, или умственных карт.
Дифференцировочный условный
рефлекс - выработка у животного
навыка выбирать нужный условный раздражитель
из двух или большего числа похожих.
Такие методики могут различаться
по своим основным параметрам. В
настоящее время различные
Выработка дифференцировочных условных рефлексов в экспериментальной обстановке. Опыты по выработке дифференцировочных условных рефлексов нередко проводят в лабораторных критериях, преследуя разные научные цели.
Данный опыт проводится в несколько шагов.
1. У животного вырабатывают
подходящий условный рефлекс.
Как понятно, сначала
2. Опосля того, как условный
рефлекс выработан,
Как было показано Л.Г. Ворониным (1984), при композиции отдельных условных рефлексов появляются новейшие характеристики, не сводимые к свойствам суммы начальных рефлексов. Происходит образование так именуемых систем дифференцировочных условных рефлексов, либо просто «систем». Такие системы Л. Г. Воронин считал целостными многофункциональными единицами, из которых складывается психологическая деятельность.
В базе формирования дифференцировочных
условных рефлексов лежит
Способ выработки
Выработки различных дифференцировок
обширно употребляются для
Экспериментальные данные, приобретенные при помощи способа дифференцировочных условных рефлексов, сделали базу для сравнительной оценки возможности животных к обучению, и проявили, что в процессе такового обучения, вместе с ассоциативными, участвуют и механизмы другого уровня – когнитивные.
1.3 Пространственное обучение.
Метод обучения в лабиринтах. Метод лабиринта является одним из самых давних и широко распространенных методов изучения сложных форм поведения животных. Лабиринты могут иметь разную форму и, в зависимости от ее сложности, могут использоваться как при исследовании условно рефлекторной деятельности, так и для оценки когнитивных процессов животных. Перед подопытным животным, помещенным в лабиринт, ставится задача нахождения пути к определенной цели, чаще всего пищевой приманке. В некоторых случаях целью может служить убежище или другие благоприятные условия. Иногда при отклонениях животного от правильного пути оно получает наказание.
В простейшем виде лабиринт
имеет вид Т-образного
Метод лабиринта позволяет
Для изучения когнитивных
Обучение в радиальном
Обычно радиальный лабиринт
По ходу опыта у крыс
Метод радиального лабиринта позволяет оценивать:
формирование пространственной памяти животных;
соотношение таких категорий пространственной памяти, как рабочая и референтная.
Рабочей памятью называют обычно сохранение информации в пределах одного опыта.
Референтная память хранит
Деление памяти на
Работы с радиальным
В самой общей форме такие стратегии подразделяются на алло- и эгоцентрические:
Такое деление в большой
степени условно, и животное, в
особенности в процессе обучения,
может параллельно использовать
элементы обеих стратегий. Доказательства
использования крысами
Обучение в водном лабиринте Морриса (водный тест). В начале 80-х гг. шотландский исследователь Р. Моррис предложил для исследования способности животных к формированию пространственных представлений использовать "водный лабиринт". Метод приобрел большую популярность, и его стали называть "водным лабиринтом Морриса".
Принцип метода заключается в
следующем. Животное (обычно мышь
или крысу) выпускают в
Создание специальных
"Мысленный план" лабиринта. Одним из первых гипотезу о роли представлений в обучении животных выдвинул Э. Толмен в 30-х гг. XX в. Исследуя поведение крыс в лабиринтах разной конструкции, он пришел к выводу, что общепринятая в то время схема "стимул-реакция" не может удовлетворительно описать поведение животного, усвоившего ориентацию в такой сложной среде, как лабиринт. Толмен высказал предположение, что в период между действием стимула и ответной реакцией в мозге совершается определенная цепь процессов ("внутренние, или промежуточные, переменные"), которые определяют последующее поведение. Сами эти процессы, по мнению Толмена, можно исследовать строго объективно по их функциональному проявлению в поведении.
В процессе обучения у
Образование "мысленного плана"
Сходных взглядов на
Способность животных к ориентации в пространстве. Существует целый ряд подходов к исследованию формирования у животного пространственных представлений. Некоторые из них связаны с оценкой ориентации животных в естественных условиях. Для изучения пространственной ориентации в лабораторной обстановке чаще всего используют две методики - радиальный и водный лабиринты. Роль пространственных представлений и пространственной памяти в формировании поведения в основном исследуется на грызунах, а также некоторых видах птиц.
Экспериментальное изучение, главным
образом при помощи методов
лабиринтов, способности животных
ориентироваться в
Животное может одновременно пользоваться всеми тремя способами в разных комбинациях, т.е. они взаимно не исключают друг друга. Вместе с тем эти способы принципиально различаются по природе той информации, на которую животное опирается при выборе того или иного поведения, а также по характеру тех внутренних "представлений", которые у него при этом формируются.
Рассмотрим способы ориентации несколько подробнее.
Счисление пути - наиболее примитивный способ ориентации в пространстве; он не связан с внешней информацией. Животное отслеживает свое перемещение, а интегральная информация о пройденном пути, по-видимому, обеспечивается соотнесением этого пути и затраченного времени. Данный способ неточен, и именно из-за этого у высокоорганизованных животных его практически нельзя наблюдать в изолированном виде.