Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 21:52, доклад
Важность психических познавательных процессов в деятельности военного специалиста трудно переоценить. И роль каждого из рассмотренных выше психические познавательные процессы можно представить исходя из анализа структуры процесса приема информации, включающей в себя следующие этапы:
Р – ОЧ – НИ – ГМ – ОЩ – ЦВ – (ЭП) – ОП - (М) – ОС – ВН.
Где раздражитель (Р) воздействует на органы чувств (ОЧ), в результате чего возникают нервные импульсы (НИ), которые по нервным проводящим путям поступают в головной мозг (ГМ), обрабатываются там и формируются в отдельные ощущения (ОЩ), из которых складывается целостный образ восприятия (ЦВ) предмета, который сопоставляется с эталонами памяти (ЭП), в результате чего происходит опознание предмета (ОП), а затем посредством мыслительной деятельности (М) происходит осмысление (ОС), понимание информации. Внимание (ВН) должно быть направлено на прием и понимание информации. Таким образом, видно, что каждый рассмотренный выше психический познавательный процесс особо необходим в процессе познания окружающего мира.
Психические процессы делятся на познавательные и эмоционально-волевые. В отечественной психологии познание трактуется как высшая форма психического отражения действительности, носящая активный, избирательный и опережающий характер. При этом выделяются следующие уровни познания действительности:
1. Чувственное познание – восприятие окружающего мира посредством органов чувств;
2. Собственно мышление;
3. Теоретическое и эмпирическое познание, составляющее основу любой науки.
Все психические познавательные процессы можно условно разделить на простейшие: ощущения, восприятие, представления и внимание и высшие: память, речь, воображение, мышление.
Ощущение и восприятие.
Первую ступень чувственного познания составляют разнообразные ощущения, на основе которых складываются целостные образы восприятия. Именно с него начинается всякое познание окружающего мира.
Ощущение - это психический процесс отражения в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно действующих на органы чувств. Отражение свойств и качеств происходит на основе работы органов чувств.
Процесс ощущения происходит благодаря работе нервно-физиологического аппарата, который называется анализатором и состоит из трех частей:
- рецепторов (органов чувств), расположенных на поверхности тела, внутри организма и в мускулах;
- проводящих путей (нервов);
- отделов мозга, перерабатывающих информацию.
Рецепторы преобразуют энергию раздражителя в нервные импульсы, которые затем поступают в мозг и преобразуются в ощущения света, звука, вкуса и т. д. Известной является классификация Ч. Шеррингтона, выделяющая следующие виды ощущений:
экстероцептивные ощущения (возникающие при воздействии внешних раздражителей на рецепторы, расположенные на поверхности тела, снаружи - зрительные, слуховые, вкусовые, тактильные);
проприоцептивные (кинестетические) ощущения (отражающие движение и относительное положение частей тела при помощи рецепторов, расположенных в мышцах, сухожилиях, суставных сумках);
интероцептивные (органические) ощущения – возникающие при отражении обменных процессов в организме с помощью специализированных рецепторов – боль, голод и т.д.
Виды ощущений:
- зрительные - болевые
- слуховые - пространственные
- вкусовые - двигательные
- осязательные - температурные
- обонятельные - вибрационные и т. д.
Несмотря на разнообразие ощущений, возникающих при работе органов чувств, можно найти ряд принципиально общих признаков в их строении и функционировании. В целом можно сказать, что анализаторы представляют собой совокупность взаимодействующих образований периферической и центральной нервной системы, осуществляющих прием и анализ информации о явлениях, происходящих как внутри, так и вне организма.
Закономерности ощущений:
1. Пороги ощущений:
Минимальный порог ощущений - наименьшая сила раздражителя, вызывающая ощущение. Например, фигура человека различается с расстояния 2 км.
Максимальный порог ощущений - наибольшая сила раздражителя, дальнейший рост которой уже не отмечается органами чувств или сопровождается болью. Например, интенсивность света прожектора воспринимается глазом одинаково с расстояния 50 и 10 метров.
Порог различия (дифференциальный) - наименьшее изменение силы раздражителя или отличие одного раздражителя от другого, которое замечается органом чувств. Так, например, если мы положим на руку груз весом 100 граммов, а затем добавим к этому весу еще один грамм, то этой прибавки ни один человек ощутить не сможет. Для того чтобы ощутить прибавку к весу, необходимо добавить три-пять граммов
2. Адаптация - приспособление органа ощущения к силе раздражителя через изменение чувствительности рецептора. Например, при входе в темную комнату мы вначале ничего не видим. Но через некоторое время начинаем различать предметы.
3. Синестезия - процесс одновременного возникновения нескольких ощущений при действии одного раздражителя. Например, композитор Скрябин воспринимал разные нотные звуки окрашенными в разные цвета.
4. Сенсибилизация - повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов и упражнения. Например, слабый звук повышает чувствительность зрения.
Свойства ощущений:
1. Качество – специфическая особенность данного ощущения, отличающая его от других ощущений (зрительные ощущения – яркость, насыщенность, цветовой тон);
2. Длительность – временная характеристика определяемая длительность воздействия раздражителя;
3. Интенсивность – определяемая силой раздражителя и функцион. состоянием анализатора и др.
Ощущения и объективны – отражается внешний раздражитель, и субъективны так как зависят от состояния нервной системы и индивидуальных особенностей человека. Уровень развития ощущений у различных людей неодинаков. Это во многом объясняется генетическими особенностями человека. Тем не менее, ощущения в известных пределах можно развивать. Развитие ощущений осуществляется методом постоянных тренировок.
Разлитой характер – нечетко очерченный болевой характер.
Рецепторы кожи:
Болевые рецепторы.
- Тельца Пачини — капсулированные рецепторы давления в округлой многослойной капсуле. Располагаются в подкожно-жировой клетчатке. Являются быстроадаптирующимися, то есть регистрируют силу давления. Обладают большими рецептивными полями, то есть представляют грубую чувствительность.
- Тельца Мейснера — рецепторы давления, расположенные в дерме. Представляют собой слоистую структуру с нервным окончанием, проходящим между слоями. Являются быстроадаптирующимися. Обладают малыми рецептивными полями, то есть представляют тонкую чувствительность.
- Тельца Меркеля — некапсулированные рецепторы давления. Являются медленноадаптирующимися, то есть регистрируют продолжительность давления. Обладают малыми рецептивными полями.
- Рецепторы волосяных луковиц — реагируют на отклонение волоса.
- Окончания Руффини — рецепторы растяжения. Являются медленноадаптирующимися, обладают большими рецептивными полями.
Рецепторы мышц и сухожилий:
Мышечные веретена — рецепторы растяжения мышц, бывают двух типов:
- с ядерной сумкой
- с ядерной цепочкой
- Сухожильный орган Гольджи — рецепторы сокращения мышц. При сокращении мышцы сухожилие растягивается и его волокна пережимают рецепторное окончание, активируя его.
Рецепторы связок
В основном представляют собой свободные нервные окончания, меньшая группа — инкапсулированные. Тип 1 аналогичен окончаниям Руффини, Тип 2 — тельцам Паччини.
Рецепторы сетчатки глаза
Сетчатка содержит палочковые и колбочковые фоточувствительные клетки, которые содержат светочувствительные пигменты. Палочки чувствительны к очень слабому свету, это длинные и тонкие клетки, сориентированные по оси прохождения света. Все палочки содержат один и тот же светочувствительный пигмент. Колбочки требуют намного более яркого освещения, это короткие конусообразные клетки, у человека колбочки делятся на три вида, каждый из которых содержит свой светочувствительный пигмент — это и есть основа цветового зрения.
Под воздействием света в рецепторах происходит выцветание — молекула зрительного пигмента поглощает фотон и превращается в другое соединение, хуже поглощающее свет волн. Практически у всех животных этот пигмент состоит из белка, к которому присоединена небольшая молекула, близкая к витамину A. Эта молекула и представляет собой химически трансформируемую светом часть. Белковая часть выцветшей молекулы зрительного пигмента активирует молекулы трансдуцина, каждая из которых деактивирует сотни молекул циклического гуанозинмонофосфата, участвующих в открытии пор мембраны для ионов натрия, в результате чего поток ионов прекращается — мембрана гиперполяризуется.
Чувствительность палочек такова, что адаптировавшийся к полной темноте человек способен увидеть вспышку света такую слабую, что ни один рецептор не может получить больше одного фотона. При этом палочки не способны реагировать на изменения освещённости, когда свет настолько ярок, что все натриевые каналы уже закрыты.
Восприятие.
Суть восприятия также состоит в отражении реально существующего мира. Понятия «ощущение» и «восприятие» взаимосвязаны между собой, однако между ними существуют и коренные различия. Когда мы говорили об ощущениях, то подчеркивали, что их содержание не выходит за пределы элементарных форм отражения, а суть процессов ощущения заключается в отражении лишь отдельных свойств объектов и явлений окружающего нас мира. Однако реальные процессы отражения внешнего мира выходят далеко за пределы элементарных форм. Человек живет не в мире изолированных световых или цветовых пятен, звуков или прикосновений, он живет в мире вещей, предметов и форм, в мире сложных ситуаций. Все, что бы человек ни воспринимал, неизменно предстает перед ним в виде целостных образов.
Восприятие - это психический познавательный процесс формирования целостных образов объектов, непосредственно действующих на органы чувств.
Итог восприятия – интегральный, целостный образ окружающего мира, возникающий при непосредственном воздействии раздражителя на органы чувств субъекта. Исследования психофизиологов показывают, что восприятие является очень сложным процессом, требующим значительной аналитико-синтетической работы. Прежде всего, получаемая нами информация об объектах и явлениях окружающего нас мира ни в коей мере не является результатом простого раздражения органов чувств и доведения до коры мозга возбуждения от периферических воспринимающих органов. В процесс восприятия всегда включены двигательные компоненты (ощупывание предметов и движение глаз при восприятии конкретных предметов; пропевание или проговаривапие соответствующих звуков при восприятии речи). Поэтому восприятие правильнее всего обозначать как воспринимающую (перцептивную) деятельность субъекта. Результатом этой деятельности является целостное представление о предмете, с которым мы сталкиваемся в реальной жизни.
Восприятие бывает простое и сложное. Простое восприятие связано, преимущественно, с работой одного анализатора (зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, осязательные). Сложное восприятие основывается на одновременном функционировании нескольких анализаторов.
Свойства восприятия:
Предметность восприятия реализуется в том, что оно не является механической суммой ощущений о свойствах и качествах объекта, а сразу отражает его предметно с учетом содержания, назначения, происхождения (человек, самолет и т. д.).
Осмысленность восприятия, его связь с мышлением проявляется в том, что воспринимаемые предметы имеют для человека жизненный смысл (хорошие - плохие, полезные - вредные и т.д.).
Целостность восприятия проявляется в том, что предмет отражается целостно даже тогда, когда некоторые из его свойств в данный момент не воспринимаются.
Константность восприятия (постоянство) проявляется в уверенном восприятии предметов при разной освещенности, в разных ракурсах и масштабах.
Апперцепция восприятия проявляется в его зависимости от прошлого опыта личности, от ее психических состояний (особенно от страха), мотивов, потребностей и интересов.
Иллюзии восприятия - это искаженное, ошибочное восприятие предметов из-за влияния фона, окружающей обстановки.
Волевой, целенаправленной, систематической и длительной формой восприятия является наблюдение.
Важнейшими видами восприятия являются:
- восприятие пространства (включает в себя восприятие формы, величины, а также расстояния до предметов и между ними);
- восприятие времени (механизм восприятия времени часто связывают с так называемыми "биологическими часами" – определенной последовательностью и ритмикой биологических обменных процессов, происходящих в организме человека. Субъективная продолжительность времени частично зависит от того, чем оно заполнено);
- восприятие движения (констатируется нейронами – детекторами движения или новизны, входящими в нейрофизиологический аппарат ориентировочной реакции);
- восприятие речи;
- восприятие сложных звуков;
- восприятие человека человеком и др.
Внимание и память.
Направленность и сосредоточенность психической деятельности на чем-либо определенном и называется вниманием.
Традиционно внимание связывают прежде всего с ограничением поля восприятия, то есть с такой организацией восприятия, при которой человек воспринимает то, что хочет видеть (слышать и т.д.), предвосхищая структуру информации, которая будет при этом получена.
В зависимости от характера направленности и сосредоточения различают три вида внимания:
- непроизвольное (возникающее ситуативно, случайно),
- произвольное (требующее волевого сосредоточения);
- послепроизвольное (возникающее как произвольное, а затем функционирующее непроизвольно, без принуждения).
Свойства внимания:
Устойчивость внимания - это способность сохранять концентрацию внимания длительное время. Период устойчивости центрального внимания может достигать нескольких минут.