Когнитивные процессы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 21:52, доклад

Описание

Важность психических познавательных процессов в деятельности военного специалиста трудно переоценить. И роль каждого из рассмотренных выше психические познавательные процессы можно представить исходя из анализа структуры процесса приема информации, включающей в себя следующие этапы:
Р – ОЧ – НИ – ГМ – ОЩ – ЦВ – (ЭП) – ОП - (М) – ОС – ВН.
Где раздражитель (Р) воздействует на органы чувств (ОЧ), в результате чего возникают нервные импульсы (НИ), которые по нервным проводящим путям поступают в головной мозг (ГМ), обрабатываются там и формируются в отдельные ощущения (ОЩ), из которых складывается целостный образ восприятия (ЦВ) предмета, который сопоставляется с эталонами памяти (ЭП), в результате чего происходит опознание предмета (ОП), а затем посредством мыслительной деятельности (М) происходит осмысление (ОС), понимание информации. Внимание (ВН) должно быть направлено на прием и понимание информации. Таким образом, видно, что каждый рассмотренный выше психический познавательный процесс особо необходим в процессе познания окружающего мира.

Работа состоит из  1 файл

Когнитивные процессы.doc

— 130.00 Кб (Скачать документ)

                            Функции речи.

               - сообщение

               - выражение

               - воздействие

               - мышление

               - общение

               - познание 

Еще в 18 веке было выяснено, что за функционирование речи отвечает левое полушарие мозга. Причем задняя треть нижней лобной извилины отвечает за произношение (центр П.Брока), а задняя треть верхней височной извилины - за пониманием слов   (центр К.Вернике).

Усвоение речи ребенком происходит только через общение. Первая форма речи, возникающая у ребенка – это диалог, громкая внешняя речь. Затем развивается речь, сопровождающая действие. Это речь для себя, эгоцентрическая, хотя она и является громкой. Эгоцентрическая речь является переходным этапом от внешней речи к внутренней.

Становление речи происходит в течение нескольких периодов:

       фонетический период (до 2-х лет, когда ребенок еще не способен правильно усвоить звуковой облик слова);

       грамматический период (до 3-х лет, когда звуковой облик усвоен, но не усвоены структурные закономерности организации высказывания);

       семантический период (после 3-х лет, когда происходит усвоение понятийной отнесенности).

В дальнейшем под влиянием школьного обучения речь ребенка получает существенное развитие. Следует отметить, что помимо указанных этапов можно было бы назвать еще один - этап развития речи, который связан с совершенствованием речи после завершения школьного периода. Однако этот

этап является уже строго индивидуальным и характерен не для всех людей. У боль­шей части развитие речи завершается с завершением школьных занятий и после­дующее увеличение словарного запаса и других возможностей речи происходит крайне незначительно.

По современным, более сложным представлениям (П.К.Анохин), физиологической основой речевой деятельности является многоуровневая организация нескольких функциональных систем.

По степени активности речь бывает активная и пассивная.

По форме существования различают внутреннюю и внешнюю речь. В свою очередь внешняя речь бывает видимая (письменная, ручная и т.д.) и устная (произносимая и слышимая).

Характеристики речи:

Содержание речи    - это её смысловая характеристика.

Форма речи       - это ее связность, логичность, последовательность.

Выразительность речи - это проявление отношения говорящего к речевому сообщению.

Речь является сложным психическим познавательным процессом, тесно связанным с мыслительной деятельностью человека и способностью его общаться с себе подобными. Соответственно развитие речи тесно взаимосвязано с развитием всех остальных психических познавательных процессов, в том числе представления и воображения.

Представление.

Представление - это образы ранее воспринимавшихся предметов и явлений.

Результаты представления – это вторичные образы, то есть извлеченные из памяти «первые сигналы». Представления воспроизводят прошлые первичные образы. Это образы объектов, которые в данное время не действуют на рецепторную поверхность анализатора. Представления воплощают в себе один из видов памяти (образную память), что определяет их важнейшее значение в структуре психических процессов. Представления есть необходимое связующее звено между первосигнальными психическими процессами (образы ощущений и восприятий) и второсигнальными мыслительными и речемыслительными процессами. Представление, как и любой другой познавательный процесс, осуществляет ряд функций в психической регуляции поведения человека. Большинство иссле­дователей выделяет три основные функции: сигнальную, регулирующую и на­строечную.

Представления накапливают в себе признаки различных единичных образов. На основе этих признаков строится "портрет класса объектов", и тем самым обеспечивается возможность понятийно-логического отображения структуры этого класса. Мир представлений человека может характеризоваться и их запасом, объемом. Другими словами - это количественная характеристика, раскрывающая широту знакомств с действительностью. От связи с действительностью зависит и другая качественная характеристика представлений – их действенность. Это то, насколько представления позволяют принимать правильные решения и выполнять сообразные с обстановкой действия. Мера связи с действительностью и действенность представлений зависит от их конкретности и обобщенности. Конкретность представлений – в их соответствии объектам. Представления, полностью соответствующие определенным предметам или явлениям, называют конкретными. Представления, в которых находит отражение сущность какого-то класса предметов или явлений, не привязанные к конкретным предметам или явлениям, называют обобщенными или абстрактными.

Кроме того, все представления различаются по степени обобщенности. Представления принято разделять на единичные и общие. Следует отметить, что одно из основных отличий представлений от образов восприятия заключается в том, что образы восприятия всегда бывают только единичными, т. е. содержат инфор­мацию только о конкретном предмете, а представления очень часто носят обобщенный характер. Единичные представления — это представления, основанные на наблюдении одного предмета. Общие представления — это представления, обоб­щенно отражающие свойства ряда сходных предметов.

Следует также отметить, что все представления различаются по степени проявления волевых усилий. При этом принято выделять произвольные и непроиз­вольные представления. Непроизвольные представления — это представления, воз­никающие спонтанно, без активизации воли и памяти человека. Произвольные представления — это представления, возникающие у человека в результате волевого усилия, в интересах поставленной цели.

Таким образом, представления играют весьма существенную роль в психической регуляции деятельности человека.

Воображение.

Рассматривая процесс создания человеком чего-либо нового, мы сталкиваемся еще с одним феноменом психики человека. Его суть состоит в том, что человек создает в своем сознании образ, которого пока в реальности еще не существует, а основой создания подобного образа является наш прошлый опыт, который мы получили, взаимодействуя с объективной реальностью.

Воображение - это  создание новых образов путем переработки (комбинирования и творчества) материала, полученного в прошлом опыте. Воображение тесно связано с мышлением.

Воображение по степени яркости, полноты и достоверности бывают четкими, красочными и даже объемными, либо смутными, размытыми, мало конкретными.

Наличие представлений и воображения - это то, что отличает человека от других представителей животного мира. Только человек начинает деятельность с представления ожидаемого результата труда.

Без воображения, без мечты, без фантазии жизнь была бы очень скучной и примитивной, не было бы искусства, развития техники, совершенствования орудий производства.

Функции воображения:

1.          Образное представление действительности.

2.          Регулирование эмоциональных состояний.

3.          Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека.

4.          Формирование внутреннего плана действий.

При классификации видов воображения исходят из двух ос­новных характеристик. Это степень проявления волевых усилий и степень актив­ности, или осознанности. Воображение бывает непроизвольным, возникающим ситуативно и произвольным (волевым), направленным на образное представление конструируемой детали.

Можно выделить также воссоздающее и творческое воображение. Воссоздающее воображение - это процесс создания нового образа по описанию, схеме, чертежу или рисунку. Например, по географической карте путешественник может воссоздать характер местности в которой он еще не был.

Творческое воображение - это процесс самостоятельного создания образов таких предметов и явлений,  которых еще нет в действительности. Так, например, конструктор рисует в своем воображении образ автомобиля ХХI века.

Представления и воображения бывают также единичными и общими. Единичные - предельно конкретны (учебник физики), а общие - относятся ко многим сходным предметам и явлениям, к целому классу предметов (книга вообще,  дерево вообще и т.д.).

Развитое воображение и представление особым образом характеризуют личность человека. Так, например, для таких лиц характерна повышенная внушаемость.  Студенты-медики обычно “переболевают” всеми изучаемыми в институте болезнями – внушенная болезнь. А неосторожное слово врача  может спровоцировать воображаемую болезнь – ятрогения, а слово учителя затруднить усвоение учебного материала - дидактогения.

Способы создания образов воображения:

Агглютинация – создание образов посредством соединения любых качеств, свойств, частей.

Акцентирование – выделение какой-либо части, детали целого.

Типизация – наиболее сложный прием. Художник изображает конкретный эпизод, который впитывает в себя массу аналогичных и таким образом является как бы их представителем. Так же формируется и литературный образ, в котором концентрируются типичные черты многих людей данного круга, определенной эпохи.

В конечном счете, процессы воображе­ния состоят в мысленном разложении исходных представлений на составные ча­сти (анализ) и последующем их соединении в новых сочетаниях (синтез), т. е. но­сят аналитико-синтетический характер. Следовательно, творческий процесс опи­рается на те же механизмы, которые задействованы и при формировании обычных образов воображения. Таким образом, можно сделать вывод о том, что воображение играет суще­ственную роль как в регуляции процессов организма человека, так и в регуляции его мотивированного поведения.

Заключение.

Важность психических познавательных процессов в деятельности военного специалиста трудно переоценить. И роль каждого из рассмотренных выше психические познавательные процессы можно представить исходя из анализа структуры процесса приема информации, включающей в себя следующие этапы:

    Р – ОЧ – НИ – ГМ – ОЩ – ЦВ – (ЭП) – ОП - (М) – ОС – ВН.

Где раздражитель (Р) воздействует на органы чувств (ОЧ), в результате чего возникают нервные импульсы (НИ), которые по нервным проводящим путям поступают в головной мозг (ГМ), обрабатываются там и формируются в отдельные ощущения (ОЩ), из которых складывается целостный образ восприятия (ЦВ) предмета, который сопоставляется с эталонами памяти (ЭП), в результате чего происходит опознание предмета (ОП), а затем посредством  мыслительной деятельности (М) происходит осмысление (ОС), понимание информации. Внимание (ВН) должно быть направлено на прием и понимание информации. Таким образом, видно, что каждый рассмотренный выше психический познавательный процесс особо необходим в процессе познания окружающего мира.

 

 

 

 

 

8

 



Информация о работе Когнитивные процессы