Когнитивные процессы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 21:52, доклад

Описание

Важность психических познавательных процессов в деятельности военного специалиста трудно переоценить. И роль каждого из рассмотренных выше психические познавательные процессы можно представить исходя из анализа структуры процесса приема информации, включающей в себя следующие этапы:
Р – ОЧ – НИ – ГМ – ОЩ – ЦВ – (ЭП) – ОП - (М) – ОС – ВН.
Где раздражитель (Р) воздействует на органы чувств (ОЧ), в результате чего возникают нервные импульсы (НИ), которые по нервным проводящим путям поступают в головной мозг (ГМ), обрабатываются там и формируются в отдельные ощущения (ОЩ), из которых складывается целостный образ восприятия (ЦВ) предмета, который сопоставляется с эталонами памяти (ЭП), в результате чего происходит опознание предмета (ОП), а затем посредством мыслительной деятельности (М) происходит осмысление (ОС), понимание информации. Внимание (ВН) должно быть направлено на прием и понимание информации. Таким образом, видно, что каждый рассмотренный выше психический познавательный процесс особо необходим в процессе познания окружающего мира.

Работа состоит из  1 файл

Когнитивные процессы.doc

— 130.00 Кб (Скачать документ)

Концентрация внимания - это степень его сосредоточенности на главном в деятельности. Концентрация внимания является следствием возбуждения в доминантном очаге при одновременном торможении остальных зон коры головного мозга

Переключаемость внимания - это способность к попеременному выполнению нескольких видов деятельности (рассеянность – плохая переключаемость).

Распределение внимания - это способность к одновременному выполнению нескольких видов деятельности.

Объем внимания - это способность одновременно (в пределах 0,1 с) воспринимать большее или меньшее количество объектов (3-5 объектов у взрослого человека и от 2 до 4 – у младших школьников.

В развитии внимания выделяют два основных этапа. Первый — этап дошкольного развития, главной особенностью которого является преобладание внешне опосредованного внимания, т. е. внимания, вызванного фак­торами внешней среды. Второй — этап школьного развития, который характери­зуется бурным развитием внутреннего внимания, т. е. внимания, опосредованно­го внутренними установками ребенка.

Важно подчеркнуть, что внимание является для военного специалиста любого профиля (социолога, психолога, переводчика, юриста, журналиста) важнейшим профес­сиональным качеством, так как процесс отбора наиболее ценной информации для восприятия каких-либо фактов, обсто­ятельств, характеристик и т. д., его распределение и переключаемость во многом определяют уровень профессионализма военнослужащего.

Психический мир человека многообразен и разносторонен. Благодаря высокому уровню развития нашей психики мы многое можем и многое умеем. В свою оче­редь, психическое развитие возможно потому, что мы сохраняем приобретенный опыт и знания. Все, что мы узнаем, каждое наше переживание, впечатление или движение оставляют в нашей памяти известный след, который может сохранять­ся достаточно длительное время и при соответствующих условиях проявляться вновь и становиться предметом сознания. То есть память можно определить как психический познавательный процесс, состоящий в запоминании, сохранении, воспроизведении и забывании человеком своего опыта.  

Память лежит в основе любого психического процесса. Память является одной из основных форм организации психической жизни.   Выделяют следующие процессы памяти:

       Запоминание;    

       Сохранение;

       воспроизведение и узнавание;

       забывание.

 

Эффективность запоминания зависит от:

- наличия установки (мотива) на запоминание (чем больше желание запомнить информацию, тем лучше она запоминается);

- важности информации (ценные сведения лучше запомина-ются, чем второстепенные);

- сочетания запоминания и применения (по мнению академика А.Н.Несмеянова “...повторение не мать, а мачеха учения. Мать учения - применение...” );

- использования приемов запоминания (составление плана заучиваемого материала, разбиение его на смысловые единицы,  разноцветная раскраска основных понятий и определений при их  конспектировании и т.д.);

- эмоциональности  восприятия информации (все, что связано с чувствами, запоминается лучше);

- осмысления (глубокого понимания) материала;

- количества повторений;

- психического состояния человека и т.д.

Факторы, влияющие на забывание:

       возраст;

       характер информации и степень ее использования;

       интерференция: проактивная интерференция, связанная с событиями, происходящими до запоминания информации; ретроактивная интерференция, связанная с событиями, происходящими после запоминания материала;

       подавление (активное, по Фрейду, забывание, торможение следов памяти на уровне сознания и вытеснение их в область бессознательного. Современные психологи предпочитают говорить о мотивированном забывании. С помощью него человек пытается "уйти" от неприятных сторон той или иной ситуации).

Немецкий ученый Г.Эббингауз изучал процесс забывания механически запомненной и неосмысленной информации человеком и выяснил, что в течение первого часа забывается до 60% материала. Затем темп забывания несколько замедляется. Так, за следующие 8 часов дополнительно теряется еще 18% запомненного. В дальнейшем в памяти сохраняется менее 20% первоначально полученной информации.

Процесс забывания осмысленных сведений во много раз медленнее. Но и в этом случае для длительного удержания информации в памяти требуется ее периодическое возобновление.

Виды памяти.

По характеру запоминаемого материала

- образная

- словесно-логическая

- двигательная

- эмоциональная

- моторная (двигательная)

По виду анализатора:

                       - зрительная

                       - слуховая

                       - вкусовая

                       - осязательная

                       - обонятельная

По длительности:

- кратковременная (Здесь сохраняется информация, к  которой привлечено внимание. Информация сохраняется не в неизменном виде – она обрабатывается и интерпретируется. Для кратковременной памяти возможно произвольное управление с помощью повторения или символизации. Объем кратковременной памяти равен 7 ± 2 единиц (Г. Эббингауз, 1885).

- оперативная (промежуточная инстанция между кратковременной и долговременной памятью. Здесь информация сохраняется до возможности перевести ее в долговременную память. Очищение буферной памяти и категоризация информации, накопленной за день, происходит во время сна).

- долговременная память не ограничена по объему и времени сохранения информации. Но не всегда информация может быть вовремя извлечена. Доступность информации определяется организацией хранения. Имеется два типа хранения информации в долговременной памяти: с произвольным доступом к информации (информация непрерывно преобразуется) и без произвольного доступа (информация хранится в неизменном виде).

По целеустремленности:

                       - непроизвольная

                       - произвольная

В первом случае имеется в виду запоминание и воспроизведение, которое осуществляется автома­тически, без волевых усилий человека, без контроля со стороны сознания. При этом отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить, т. е. не ста­вится специальная мнемическая задача. Во втором случае такая задача присут­ствует, а сам процесс требует волевого усилия.

Говоря о возрастных особенностях развития памяти необходимо отметить, что, прежде всего, у ребенка проявляется узнавание, воспроизведение же обнару­живается значительно позже. Первые признаки воспроизведения наблюдаются только на втором году жизни. Именно небольшой продолжительностью скрытого периода объясняется то, что первые наши воспоминания о детстве относятся к пе­риоду четырех - пятилетнего возраста.

Первоначально память носит непроизвольный характер. В преддошкольном и дошкольном возрасте дети обычно не ставят перед собой задачу что-либо запом­нить. Развитие произвольной памяти в дошкольном возрасте происходит в играх и в процессе воспитания. Причем проявление запоминания связано с интересами ребенка. Дети лучше запоминают то, что у них вызывает интерес. Также следует подчеркнуть, что в дошкольном возрасте дети начинают запоминать осмысленно, т. е. они понимают то, что запоминают. При этом дети преимущественно опирают­ся на наглядно воспринимаемые связи предметов, явлений, а не на абстрактно-логические отношения между понятиями.

Бурное развитие характеристик памяти происходит в школьные годы. Это свя­зано с процессом обучения. Процесс усвоения новых знаний предопределяет развитие, прежде всего произвольной памяти. В отличие от дошкольника школьник вынужден запоминать и воспроизводить не то, что ему интересно, а то, что дает школьная программа. Под воздействием требований школы запоминание и вос­произведение приобретают все более произвольный характер и становятся гораздо более активными, поэтому обучение в школе с определенной точки зрения можно рассматривать как комплексную систему тренировки памяти молодого человека. В процессе дальнейшего обучения – в вузе студент (курсант) учится ставить перед собой дифференцирован­ные задачи по заучиванию учебного материала, т.е. определяет способ заучива­ния и воспроизведения информации в зависимости от уровня ее сложности и по­степенно овладевает осмысленным запоминанием, а также определенной мнемической техникой. Надо четко понимать, что память развивается и становится лучше только путем постоянных тренировок, изучения, осмысления и повторения новой информации.

С памятью тесно связаны такие психические познавательные процессы как представление и воображение.

Осмысленное (смысловое) запоминание основано ни понимании смысла, осознании отношений и внутренней логической связи как между частями запоминаемого материала, так и между данным материалом и прежними апатиями. 

МЫШЛЕНИЕ.

Мышление - это высший познавательный процесс отражения в сознании человека причинно-следственных связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира.

Мышление тесно связано с другими познавательными процессами и предполагает:

- разрешение проблемной ситуации, конкретной задачи,

- получение нового знания путем формирования и усвоения понятий.

Мышление осуществляется с помощью таких мыслительных операций  как:

Анализ -  это разложение предмета мышления на составные части.  Например,  вода состоит из водорода и кислорода.

Синтез - это соединение отдельных элементов мышления в одно целое.

Сравнение - это установление между предметами сходства или различия,  равенства или неравенства и  т.п.

Абстракция - это мысленное отвлечение  от второстепенных,  неглавных в данный момент сторон, свойств или связей предмета. Например,  в абстрактном термине  “человек” не указан его пол, возраст, рост и т.д.

Обобщение - это объединение многих предметов по какому-то общему признаку. Например, пистолет, винтовка и карабин - это оружие.

Конкретизация - это движение мысли от общего к частному. Например, самолет - ТУ -144.

Систематизация - это расположение отдельных предметов, явлений, мыслей в определенном порядке по какому-то признаку. Например, химические элементы в системе Д.Менделеева.

Мышление осуществляется в определенных формах, таких как: понятие, суждение, умозаключение и рассуждение.

Понятие - это отражение в сознании человека отличительных особенностей предметов и явлений.

Суждение - это установление связей между понятиями о предметах и явлениях или между их свойствами и признаками.

Умозаключение - это выведение нового  суждения из уже известных. Причем они могут быть дедуктивными (выведение частного суждения из более общего положения)  или индуктивными (выведение общего суждения на основе частных).

Соответственно выделяются следующие методы мышления: индукция, дедукция и аналогия.     

В процессе решения мыслительных задач могут быть использованы различные виды мышления:

- наглядно-действенное мышление - это мышление в процессе непосредственной практической деятельности (смотрю - думаю - делаю). Например, обдумывание порядка сборки  лежащих на столе деталей часового механизма.

- образное мышление - это мышление образами предметов, имеющих форму. Например, мысленное определение направления движения  подводной лодки  при повороте руля глубины вниз.

Понятийное  мышление (абстрактное) - это мышление понятиями о явлениях, которые не могут быть представлены образами и имеют только словесное обозначение. Например, мы никогда не видели скорости света, но оперируем таким понятием в процессе мышления. Отличие мышления от других психологических процессов состоит в том, что  оно  почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую нужно решить, и активным изменением условий, в которых эта задача задана. С физиологической точки зрения мышление представляет собой аналитико-синтетическую деятельность коры больших полушарий головного мозга.

Уровень развития мышления человека принято определять термином интеллект. В русском языке ему соответствует понятие ум человека.

Для оценивания уровня развития интеллекта обычно применяются тесты интеллекта. Наиболее распространенными являются тесты Стенфорд-Бине и Векслера. Отношение психологов к оценке интеллекта с помощью тестов не определилось до конца.

В зависимости от индивидуально-психологического склада  у каждой личности формируются присущие только ей персональные особенности функционирования мышления. Так, например, к индивидуальным особенностям мышления можно  отнести  самостоятельность, гибкость, быстроту, целеустремленность, критичность.

Для изучения особенностей и уровня развития мышления используются специально разработанные стандартные тесты (задачи и упражнения). 

В заключение следует отметить, что, несмотря на достигнутые успехи в изучении проблемы мышления человека, перед современными исследователями стоит целый ряд вопросов, на которые психологическая наука пока не может дать отве­та. Проблема выявления закономерностей возникновения, формирования и раз­вития мышления по-прежнему остается одной из наиболее актуальных в психо­логии.

РЕЧЬ.

Одним из основных отличий человека от животного мира, отличием, отражаю­щим закономерности его физиологического, психического и социального разви­тия, является наличие особого психического процесса, называемого речью.

Речь - это процесс использования человеком языка для общения с целью передачи и усвоения общественно-исторического опыта.

Язык      - это средство общения;

               - это система словесного выражения мыслей.

Язык является важнейшим инструментом взаимодействия между людьми и одним из важнейших средств развития человеческой психики. Язык является сложной системой кодов, которая сформировалась в общественной истории. Основным элементом языка является слово. Слово является средством кодирования человеческого опыта (обозначает вещи, выделяет признаки, действия, отношения) т.е. является компонентом мышления. Вот почему в речи проявляются интеллектуальные особенности человека.

Информация о работе Когнитивные процессы