Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 14:09, контрольная работа
В настоящее время остро ощущается потребность в людях, владеющих искусством создавать здоровый психологический климат в коллективе. Во многом умения и навыки такого коллективного взаимодействия формируются школой.
Анализ психологического климата важен сам по себе. Целью воспитания является гармоничное развитие личности, которое определяется тем, в какие коллективы и как включается личность в процессе своего развития. Коллектив становится могучим средством формирования личности только тогда, когда он характеризуется положительным психическим климатом.
Введение.
Коллектив – это группа единомышленников, которые посредством совместного труда решают общественно значимые задачи.
В настоящее время остро ощущается потребность в людях, владеющих искусством создавать здоровый психологический климат в коллективе. Во многом умения и навыки такого коллективного взаимодействия формируются школой.
Анализ психологического климата важен сам по себе. Целью воспитания является гармоничное развитие личности, которое определяется тем, в какие коллективы и как включается личность в процессе своего развития. Коллектив становится могучим средством формирования личности только тогда, когда он характеризуется положительным психическим климатом.
Понятие о психологическом климате в коллективе.
Психологический климат – это объективно существующее явление. Он создается под влиянием двух факторов. Прежде всего, это социально психологическая атмосфера общества в целом, которая непосредственно отражается на психологическом климате отдельных коллективов.
Второй фактор – микросоциальные условия: специфика функций данного коллектива относительно разделения труда в обществе, географические и климатические условия, степень изолированности коллектива от широкой социальной среды, его возрастной и половой состав и т. д.
Оба эти фактора определяют то состояние коллектива, которое называют психологическим климатом. Под психологическим климатом понимают эмоционально-психологический настрой коллектива, в котором на эмоциональном уровне отражаются личные и деловые взаимоотношения членов коллектива, определяемые их ценностями ориентациями, моральными нормами и интересами.
Существуют и употребляются
различные термины, описывающие
это явление: социально-психологический
климат, морально-психологический клима
Психологический климат коллектива создается и проявляется в процессе общения, на фронте которого реализуется групповые потребности, возникают и разрешаются межличностные групповые конфликты. В процессе приобретения отчетный характер скрытые содержательные ситуации взаимодействия между людьми: соревнование или тайное соперничество, товарищеская сплоченность, грубое давление или сознательная дисциплина.
Все ситуации взаимодействия людей осуществляются через 4 основных способа взаимовлияния: убеждение, заражение, подражание, внушение.
Убеждение- процесс логического обоснования какого-либо суждения или умозаключения.
Подражание – воспроизведение индивидуумом определенных внешних черт поведения манер, действий проступков.
Внушение – это
психологическое воздействие
В качестве некоторых основных характеристик психологического климата группы выделяют следующие показатели:
От того, как сложится опыт общения в детстве, зависит способность человека оценивать себя и регулировать свое поведение в группе.
В современной психологической науке под социально-психологическим климатом (от греч. klima (klimatos) - наклон) понимается качественная сторона межличностных отношений, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе.
Оптимальное управление
социально-психологическим
3. Опыт А.С. Макаренко и современная педагогика о проблеме психологического климата группы.
Личность и коллектив
В середине XX века социальные психологи активно изучали проблему климата группы, но это касалось главным образом производственных коллективов. Изучение климатаучебной группы началось позже благодаря усилиям Н.П. Аникеевой, А.Н. Лутошкина, И.Е. Шварца и др.
Учителя во все времена фиксировали тот особый феномен, который, будучи неосязаемым, тем не менее, оказывает влияние на формирование характера, работоспособность и эмоциональное самочувствие членов группы. Л.Н. Толстой в своё время назвал этот феномен «духом» школы. Особый «дух» есть у каждой семьи, производственной группы, педагогического коллектива, школьного класса. Был особый дух и в коллективе, руководимом А.С. Макаренко. Педагог создал в детском учреждении тот особый климат, который, казалось, сам воспитывал, во всяком случае, способствовал формированию цельных характеров, ярких личностей, квалифицированных специалистов, воспитанных людей. Не случайно В.В. Кумарин, глубокий исследователь и пропагандист опыта Макаренко, заметил: «Если бы вместо довольно унылой - особенно в части народного образования - модели Грефа мы взяли бы модель Макаренко, Россия уже через пару-тройку лет твёрдо стояла бы на собственном сверхпрочном экономическом и культурном фундаменте и на равных дружила бы с «золотой семёркой» .
Одним из первых эту проблему обозначил А.С. Макаренко. Обладая способностью чутко улавливать малейшие нюансы общего настроя детского коллектива, он ввёл понятия «стиль и тон» коллектива, близкие к сегодняшним «климат» и «атмосфера», обозначил отдельные характеристики стиля и тона, нашёл конкретные пути совершенствования этих тонких образований и опытным путём доказал их эффективность.
В начале XX века А.С. Макаренко заметил, что вопрос о стиле коллектива достоин отдельных монографий, настолько он важен. «Область стиля и тона всегда игнорировалась педагогической «теорией», а между тем это самый существенный, самый важный отдел коллективного воспитания», писал он. До настоящего времени остаётся много нерешённых вопросов: каковы закономерности формирования климата? Какие факторы в наибольшей степени определяют характер климата? Какова технология его совершенствования и, если необходимо, исправления?
Особый интерес вызывают идеи А.С. Макаренко, которые содержат в себе много подсказок для современных учителей. Сами понятия «стиль» и «тон» в работах А.С. Макаренко однозначно не определены, но в различных статьях мы находим многочисленные пояснения, которые дают возможность говорить о том, что под «стилем и тоном» коллектива автор понимал общее направление, характер культивируемых в коллективе отношений. «Практика (каждого отдельного коллектива) - это то, что я называю стилем работы», - писал А.С.Макаренко . «Практические, будничные детали каждого сегодняшнего дня», ежедневная практика отношений , в которые включён каждый коммунар, обозначались как стиль и тон коллектива.
А.С. Макаренко заботили, прежде всего, формирующиеся отношения к различным сторонам действительности. Он опирался на психологию отношений, полагая, что «именно отношение составляет истинный объект педагогической работы».
Отношенческий подход позволил
сделать новый виток в
Лидирующая роль в формировании климата принадлежит проявляемым отношениям к человеку. Они могут быть уважительными, заботливыми, добрыми, искренними. В таком случае появляются все предпосылки для формирования благоприятного климата.
Существенное значение играют также отношения к делу, группе в целом, к самому себе и др. Эти направления были «подсказаны» А.С. Макаренко. В его лекции «Трудовое воспитание. Отношения, стиль, тон в коллективе» выделяются те отношения, которые автор считал главными, определяющими стиль коллектива. Во главу угла он ставил бодрость и уверенность в своей жизни. «Мажор, постоянная бодрость, никаких сумрачных лиц, никаких кислых выражений, постоянная готовность к действию, радужное настроение, именно мажорное, весёлое, бодрое настроение, но вовсе не истеричность». Исходя из современной трактовки, на первом плане - общее отношение к жизни, которое должно быть свойственно детскому объединению с благоприятным психологическим климатом.
Признаком здорового психологического климата по Макаренко служит ощущение собственного достоинства. «Эта уверенность в своём собственном лице вытекает из представления о ценности своего коллектива, из гордости за свой коллектив... Тон достоинства трудно воспитывается, для этого нужны годы». Отношение личности к себе увязывалось с особым отношением к своему коллективу, который обозначается как гордость.
А.С. Макаренко ценил защищённость личности в коллективе. «Каждая личность должна чувствовать себя защищенной от насилия и самодурства, от издевательства... Я добился, что самые маленькие, самые нежные мальчики и девочки 10-12 лет не чувствовали себя младшими членами коллектива. В работе - да, в деле - да, но в самочувствии, в уверенности в себе они чувствовали себя прекрасно защищенными, так как они чувствовали, что никто не сможет их обидеть, так как каждый обиженный будет защищен не только своим отрядом, бригадой, мною, а более того - первым встречным товарищем». Достичь этого очень трудно. Сегодняшняя школа не отличается высоким уровнем защищённости обучающихся в ней детей.
Важными характеристиками стиля и тона А.С. Макаренко считал способность каждого члена коллектива к ориентировке и торможению. «Тот визг и крик, который часто бывает в детском коллективе, - это, прежде всего полное отсутствие ориентировки, ощущение только себя и своего движения. Нет ощущения окружающего». Под торможением понималось умение уступить товарищу, «в коммуне по целым месяцам не было ссор между товарищами, а тем более драк, сплетен, интриг друг против друга. И я добился этого не упором на то, кто прав, кто виноват, а исключительно умением тормозить себя», - писал А.С. Макаренко.
А.С. Макаренко выделяет и такую характеристику стиля, как соблюдение норм поведения и эстетику коллектива: «Я не представляю себе коллектива, в котором ребёнку хотелось бы жить, которым он гордился бы, не представляю себе такого коллектива некрасивым с внешней стороны. А как раз мы, педагоги, очень часто страдаем некоторым нигилизмом по отношению к эстетике... Приходя к эстетике как к результату стиля, как показателю стиля, мы эту эстетику потом начинаем рассматривать и как фактор, сам по себе воспитывающий».
Таким образом, важнейшие признаки благоприятного психологического климата по Макаренко: мажор как отношение к жизни, чувство собственного достоинства, гордость за свой коллектив, защищённость личности, способность к ориентировке и торможению, соблюдение внешних норм поведения, эстетика коллектива.
Исследователи выделяют и такие признаки, как доброжелательность, свобода «Я», работоспособность, инициативность, ответственность, мобильность и др. Опираясь на знание признаков благоприятного и неблагоприятного климата, учитель может провести диагностику климата в своём классе, школе, кружке и т.п. Наиболее удобна методика «полярные профили». Её варианты были предложены Ф. Фидаером, Ю.Л. Ханиным, А.Н. Лутошкиным и др.
Часто у учителей возникает вопрос: что означает оценка климата как благоприятного? Всегда радостное настроение? Всегда смех и шутки? Всегда удачи? Главный критерий «благоприятности» климата - позитивное развитие личности. В соответствии с этим критерием неблагоприятный климат - тот, который тормозит, препятствует развитию личности.
Разумеется, ученики во многом сами ответственны за характер отношений, который устанавливается в группе, но роль учителя при любых обстоятельствах остаётся определяющей.
Опыт А.С. Макаренко
даёт многочисленные подтверждения
того, что верен найденный
Информация о работе Коллектив. Психологический климат в коллективе