Коллектив. Психологический климат в коллективе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 14:09, контрольная работа

Описание

В настоящее время остро ощущается потребность в людях, владеющих искусством создавать здоровый психологический климат в коллективе. Во многом умения и навыки такого коллективного взаимодействия формируются школой.
Анализ психологического климата важен сам по себе. Целью воспитания является гармоничное развитие личности, которое определяется тем, в какие коллективы и как включается личность в процессе своего развития. Коллектив становится могучим средством формирования личности только тогда, когда он характеризуется положительным психическим климатом.

Работа состоит из  1 файл

контрольная психология..doc

— 211.00 Кб (Скачать документ)

   в) профессиональные  знания;

   г) забота о  людях;

  д) требовательность;

  е) отзывчивость;

  ж) общительность;

  з) способность  разбираться в людях;

  и) справедливость;

  к) доброжелательность.

4. Кто из членов  вашей группы/коллектива пользуется наибольшим уважением? Назовите одну или две фамилии.

5. Предположим, что  по каким-либо причинам вы временно  не учитесь/не работаете, вернулись бы вы в свой коллектив?

   а) да;

   б) нет;

   в) не знаю.

6. Отметьте, с каким  из приведенных ниже утверждений вы больше всего согласны?

   а) большинство  членов нашего коллектива группы  — хорошие, симпатичные люди;

  б) в нашем коллективе  есть всякие люди;

  в) большинство  членов нашего коллектива —  люди малоприятные.

7. Считаете ли вы, что  было бы хорошо, если бы члены вашего коллектива жили близко друг от друга?

  а) нет, конечно;

  б) скорее нет,  чем да;

  в) не знаю, не  задумывался над этим;

  г) скорее да, чем  нет;

 д) да, конечно.

8. Выберите вариант  для оценки своего коллектива/группы, если цифра «1» характеризует коллектив, который вам очень нравится, а «9» — не нравится совсем.

   а) 1;

  б) 2;

  в) 3;

  г) 4;

  д) 5;

  е) 6;

  ж) 7;

  з) 8;

  и) 9.

9. а) Как вам кажется,  могли бы вы дать полную  характеристику деловых качеств  большинства членов вашего коллектива?

— да

— пожалуй, да

— не знаю

— пожалуй, нет

— нет.

б) Как вам кажется, могли бы вы дать полную характеристику личных качеств большинства членов вашего коллектива?

— да

— пожалуй, да

— не знаю

— пожалуй, нет

— нет.

10. Если бы у вас возникла возможность провести отдых вместе с членами вашего коллектива, то как бы вы к этому отнеслись?

  а) это бы меня  вполне устроило;

  б) не знаю;

  в) это бы меня  совсем не устроило.

11. Могли бы вы с  достаточной уверенностью сказать  о большинстве членов вашего коллектива, с кем они охотно общаются по деловым/учебным вопросам?

  а) нет;

  б) не могу сказать;

  в) да.

12.Оцените атмосферу  вашего коллектива, выбрав одно  значение, если цифра «1» соответствует  нездоровой, нетоварищеской атмосфере,  а «9» — атмосфере взаимопонимания и взаимного уважения.

  а) 1;

  б) 2;

  в) 3;

  г) 4;

  д) 5;

  е) 6;

  ж) 7;

  з) 8;

  и) 9.

13. Если бы вы по  какой-либо причине ушли из  коллектива, стремились бы вы  к встречам?

   а) да, конечно;

   б) скорее да, чем нет;

   в) затрудняюсь ответить;

   г) скорее нет,  чем да;

  д) нет, конечно.

14. Укажите, в какой  степени вы удовлетворены:

   а) состоянием  материально-технической базы работы/учебы:

— полностью удовлетворен;

— пожалуй, удовлетворен;

— трудно сказать;

— пожалуй, не удовлетворен;

— полностью не удовлетворен;

   б) загруженностью  работой/учебной нагрузкой:

— полностью удовлетворен;

— пожалуй, удовлетворен;

— трудно сказать;

— пожалуй, не удовлетворен;

—.полностью не удовлетворен;

   в) размером  зарплаты/стипендии:

— полностью удовлетворен;

— пожалуй, удовлетворен;

— трудно сказать;

— пожалуй, не удовлетворен;

— полностью не удовлетворен;

    г) отношениями  с преподавателями и руководителем:

— полностью удовлетворен;

— пожалуй, удовлетворен;

— трудно сказать;

— пожалуй, не удовлетворен;

— полностью не удовлетворен;

   д) возможностью  заниматься научной работой и  получать дополнительные специализации:

— полностью удовлетворен;

— пожалуй, удовлетворен;

— трудно сказать;

— пожалуй, не удовлетворен;

— полностью не удовлетворен;

   е) разнообразием  и сложностью учебной работы:

  • полностью удовлетворен;
  • пожалуй, удовлетворен;

—  трудно сказать;

— пожалуй, не удовлетворен;

— полностью не удовлетворен;

   ж) подготовкой  в получении специальности:

— полностью удовлетворен;

— пожалуй, удовлетворен;

— трудно сказать;

— пожалуй, не удовлетворен;

— полностью не удовлетворен.

15. Насколько хорошо, по  вашему мнению, организована работа/учеба?

     а) очень  хорошо;

     б) в общем  неплохо, хотя есть возможность  улучшения;

     в) трудно сказать;

     г) работа/подготовка  организована неудовлетворительно;

     д) очень  плохо.

16. Можете ли вы сказать,  от кого в большей мере зависит  успешность вашей подготовки к специальности?

     а) да (в  этом случае назовите эти лица);

     б) трудно  сказать;

     в) пожалуй, нет;

     г) нет.

17. Ваш пол:

    а) м;

    б) ж;

18. Возраст.

19. Сроки обучения/ стаж  работы.

20. Ваша специализация.

21. Ваше семейное положение.

Обработка результатов. На основании ответов можно дать краткую характеристику коллектива или группы, в которой указывается численность, половой и возрастной состав, специализация, семейное положение, зарплата или стипендия.

Вопросы 6-13 направлены на выявление особенностей отражения  сложившихся межличностных отношений с учетом эмоционального, когнитивного и поведенческого компонента. Каждый такой компонент тестируется тремя вопросами: эмоциональный—6, 8, 12; когнитивный—9а, 9б, 11; поведенческий—7, 10, 13. Ответ на каждый из этих вопросов оценивается как +1,0 или -1. Для целостной характеристики отдельного компонента сочетания ответов на вопросы обобщаются — положительная оценка получается при сочетаниях +++,++ 0, ++-; отрицательная оценка при сочетаниях ---,--+,-- 0; неопределенная (противоречивая) оценка при сочетаниях 0 0 0, 0 0 -, 0 0 +.

Для каждого компонента в группе подсчитывается средняя  оценка

Э = ((+)-(-)) / п,

где (+) — количество положительных  ответов, (-) — количество отрицательных  ответов, п — количество участников опроса. Средние оценки могут располагаться в интервале от -1 до +1: от -1 до -0,33 — отрицательные оценки; от -0,33 до +0, 33 — противоречивые оценки; от +0,33 до +1 — положительные оценки.

 

 

 

 

Заключение

 

Следует выделить следующие  факторы, влияющие на состояние психологического климата: факторы макросреды и микросреды, личные качества членов коллектива и стиль руководства.

Важнейшими признаками благоприятного психологического климата  коллектива являются: доверие и высокая  требовательность членов группы друг к другу; доброжелательная и деловая  критика; свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов, касающихся всего коллектива (класса, группы); отсутствие давления педагога на обучающихся и признание за ними права принимать значимые для группы решения; достаточная информированность членов ученического коллектива о его задачах и состоянии дел при их выполнении; удовлетворенность принадлежностью к коллективу; высокая степень эмоциональной включенности и взаимопомощи в ситуациях, вызывающих состояние фрустрации у кого-либо из обучающихся; принятие на себя ответственности за состояние дел в группе каждым из ее членов и пр.

Таким образом, характер психологического климата коллектива в целом зависит от уровня группового развития. Установлено, что между состоянием социально-психологического климата развитого коллектива и эффективностью совместной деятельности его членов существует положительная связь.

Социально-психологический климат зависит от стиля управления. В своей деятельности по оптимизации социально-психологического климата класса педагогам следует опираться на наиболее активных, сознательных, авторитетных членов коллектива.

 

Литература:

1. Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе.   – М.: Просвещение, 1989г.

2. Коломинский Я.Л.  Психология взаимоотношений в  малых группах:    Учеб. пособие – 2-е изд., доп. – Мн.: ТетраСистемс, 2000г.

  1. Реан А.А. Психология изучения личности. – СПб.: Питер, 1999г.
  2. Робер М., Тильман Ф. Психология индивида и группы. -М.:Прогресс, 1988г.
  3. Кан-Калик В. А.  Учителю о педагогическом общении: Кн. для учителя.—М.: Просвещение, 1987.

6. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для

студентов всех специальностей педагогических вузов. — М.:           Педагогическое общество России, 2003.


Информация о работе Коллектив. Психологический климат в коллективе