Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 14:09, контрольная работа
В настоящее время остро ощущается потребность в людях, владеющих искусством создавать здоровый психологический климат в коллективе. Во многом умения и навыки такого коллективного взаимодействия формируются школой.
Анализ психологического климата важен сам по себе. Целью воспитания является гармоничное развитие личности, которое определяется тем, в какие коллективы и как включается личность в процессе своего развития. Коллектив становится могучим средством формирования личности только тогда, когда он характеризуется положительным психическим климатом.
Определение индекса групповой сплоченности Сишора.
Групповая
сплоченность - чрезвычайно важный
параметр, показывающий степень
интеграции группы, ее сплоченность
в единое целое, - можно определить
не только путем расчета
Можно сделать это с помощью методики, состоящей из 5 вопросов с несколькими вариантами ответов на каждый.
Ответы кодируются в баллах согласно приведенным в скобках значениям (максимальная сумма +19 баллов, минимальная -5). В ходе опроса баллы указывать не нужно.
I. Как бы вы оценили свою принадлежность к группе?
II. Перешли бы вы
в другую группу, если бы представилась
такая возможность (без
III. Каковы взаимоотношения между членами вашей группы?
IV. Каковы у вас взаимоотношения с руководством?
V. Каково отношение к делу (учебе и т.п.) в вашем коллективе?
Уровни групповой сплоченности
Атмосфера в группе.
Психологическую атмосферу (то есть динамичную составляющую психологического климата) целесообразно замерить с помощью несложной методики, в которой приводятся десять противоположных по смыслу пар слов. Испытуемые должны были поставить крестик под черточкой между каждой из пар, причем черточки, задающие “дистанцию” между парами, кодируются по девятибалльной шкале слева направо по схеме: 9 8 7 6 5 4 3 2 1.
Чем выше суммарный балл, тем лучше атмосфера в группе (ее можно оценивать и по составляющим).
Дружелюбие |
Враждебность | |||||||||
Согласие |
Несогласие | |||||||||
Удовлетворенность |
Неудовлетворенность | |||||||||
Увлеченность |
Равнодушие | |||||||||
Продуктивность |
Непродуктивность | |||||||||
Теплота |
Холодность | |||||||||
Сотрудничество |
Отсутствие сотрудничества | |||||||||
Взаимная поддержка |
Недоброжелательность | |||||||||
Занимательность |
Скука | |||||||||
Успешность |
Не успешность |
Однако возможна и более простая оценка - через периодический замер эмоциональных состояний с помощью созданной тем же А. Н. Лутошкиным методики цветописи, в которой учащимся предлагают выбрать, с каким цветом у них ассоциируется пребывание в данном коллективе, ситуативное настроение (возможности “цветовых тестов” очень велики, и все здесь невозможно раскрыть). При этом используются следующие цвета: красный - восторженное настроение; оранжевый - радостное; желтый - светлое, приятное; зеленый - спокойное, уравновешенное; фиолетовый - тревожное, напряженное; черный - уныние, полное разочарование, упадок сил.
Исследование влияния
психологических характеристик
Немаловажным фактором, влияющим на психологический климат группы, является личность педагога. Для данного вида исследования применяют цвето-социометрический тест (ЦСМ), основанный на естественной способности учащегося соотносить эмоциональные обертоны восприятия с цветами теста М.Люшера. В ходе исследования происходит взаимная оценка учениками друг друга с помощью цветов теста Люшера по алгоритму ЦТО А.Эткинда, педагог участвует в обследовании на равных с учениками.
Формирование
благоприятного
Способы формирования и
Знание о способах формирования психологического климата и управления коллективом является необходимым для педагогов.
Наиболее эффективными способами формирования и поддержания социально-психологического климата в классе, которые могут использоваться и педагогами и психологами, являются следующие:
Для формирования благоприятного климата группы можно использовать различные групповые поведенческие тренинги.
Изучение психологического климата в учебной группе школы.
Шкалы: психологический климат
Назначение теста
Нахождение количественного
выражения уровня психологического климата в учебной группе.
Инструкция к тесту
Каждый студент заполняет анкету и сдает
ее преподавателю (ставится знак «+» в
соответствующей графе характера ответов).
• А – совершенно согласен с этим;
• Б – согласен с этим;
• В – согласен, но не совсем;
• Г – не согласен с этим;
• Д – совершенно не согласен с этим.
Тест
1. Ученики нашего класса
любят и хотят учиться.
2. Ученики хорошо относятся к друг другу.
3. Ученики готовы выполнить любую общественную
работу.
4. Ученики редко ссорятся друг с другом.
5. Ученики всегда помогают друг другу
в учебе.
6. Ученики часто бывают вместе в свободное
от занятий время.
7. Ученики активно участвуют в общественной
работе.
8. Ученики довольны результатами своей
работы.
9. Ученики всегда считаются с мнением
товарищей.
10. Внеклассные мероприятия у нас проходят
весело и оживленно.
11. Ученики нашего класса остро реагируют
на успехи и неудачи друг друга в учебе.
12. Ученики нашего класса дружны и доброжелательны.
Обработка и
интерпретация результатов
Для обработки используется один из бланков
анкеты, при этом подсчитывается количество
каждого вида ответов, общее их количество
по каждому пункту анкеты, которое преобразуется
в баллы (пользуясь ключом анкеты).
Вычисляем величину, характеризующую
психологический климат (С).
С = S / n, где
S – количество всех баллов,
n – число обучающихся.
Интерпретация результатов теста
Поскольку все 12 пунктов
анкеты направлены на выявление положительных
отношений и ответ типа «совершенно согласен
с этим» оценивается в 5 баллов, то при
«идеальном» оптимальном психологическом
климате каждый опрошенный «даст» 60 баллов.
Исходя из этого, считаем, что С = 60 характеризует
оптимальный климат. Но если все опрошенные
на каждый пункт анкеты дадут ответ «Совершенно
не согласен с этим», тогда С = 12. В целом
величина С, характеризующая психологический
климат, может принимать значение в диапазоне
от 12 до 60.
Психологический климат
Назначение. Методика ориентирована на определение психологического климата по трем критериям - эмоциональному, моральному и деловому.
Инструкция. Испытуемым предлагается три вопроса:
а) Всегда ли учащихся вашего класса волнуют успехи и неудачи друг друга в учебе?
б) Всегда ли учащиеся вашего класса оказывают помощь друг другу в учебе?
в) Все ли учащиеся вашего класса ответственно относятся к учебе?
Дается инструкция: «По каждому вопросу оцените свой класс, пользуясь пятибалльной шкалой».
Всегда волнует - 5
Чаще волнует - 4
Волнует в половине случаев - 3
Чаще не волнует - 2
Совсем не волнует - 1
Пусть испытуемый дал по предложенным вопросам следующие оценки: а - 4; б - 4; в - 3.
Обработка и интерпретация результатов
Вычисляется средний балл группы: (А + Б + В) ЗхП
где А, Б, В - балльные оценки по вопросам; П - число испытуемых. Пусть X = 3,8
Критерии оценки. Если:
а) X > 4,5 балла, показатель психологического климата высокий, оценка 3 балла.
б) 3,5 < Х < 4,5- показатель психологического климата средний, оценка 2 балла.
в) В остальных случаях показатель психологического климата низкий, оценка 1 балл. В нашем случае Х = 3,8, оценка 2 балла.
Предлагаемая методика
позволит определить уровень
развития и дать общую оценку
психологического климата, а
Из предлагаемого перечня ответов по каждому вопросу выберите те, которые соответствуют вашему мнению и поставьте у такого ответа знак «+».
1. Нравится ли вам ваша работа (школа, вуз)?
а) очень нравится;
б) пожалуй, нравится;
в) мне безразлично;
г) пожалуй, не нравится;
д) очень не нравится.
2. Хотели бы вы перейти на другую работу (в другой класс, школу; в другую группу, вуз)?
а) да;
б) нет;
в) не знаю.
3. Оцените по пятибалльной
шкале степень развития
а) трудолюбие;
б) общественная активность;
Информация о работе Коллектив. Психологический климат в коллективе