Коллектив. Психологический климат в коллективе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 14:09, контрольная работа

Описание

В настоящее время остро ощущается потребность в людях, владеющих искусством создавать здоровый психологический климат в коллективе. Во многом умения и навыки такого коллективного взаимодействия формируются школой.
Анализ психологического климата важен сам по себе. Целью воспитания является гармоничное развитие личности, которое определяется тем, в какие коллективы и как включается личность в процессе своего развития. Коллектив становится могучим средством формирования личности только тогда, когда он характеризуется положительным психическим климатом.

Работа состоит из  1 файл

контрольная психология..doc

— 211.00 Кб (Скачать документ)

 

Определение индекса групповой сплоченности Сишора.

       Групповая  сплоченность - чрезвычайно важный  параметр, показывающий степень  интеграции группы, ее сплоченность  в единое целое, - можно определить  не только путем расчета соответствующих  социометрических индексов.

      Можно  сделать это с помощью методики, состоящей из 5 вопросов с несколькими вариантами ответов на каждый.

      Ответы кодируются в баллах согласно приведенным в скобках значениям (максимальная сумма +19 баллов, минимальная -5). В ходе опроса баллы указывать не нужно.

I. Как бы вы оценили  свою принадлежность к группе?

  1. Чувствую себя ее членом, частью коллектива (5)
  2. Участвую в большинстве видов деятельности (4)
  3. Участвую в одних видах деятельности и не участвую в других (3)
  4. Не чувствую, что являюсь членом группы (2)
  5. Живу и существую отдельно от нее (1)
  6. Не знаю, затрудняюсь ответить (1)

II. Перешли бы вы  в другую группу, если бы представилась  такая возможность (без изменения  прочих условий)?

  1. Да, очень хотел бы перейти (1)
  2. Скорее перешел бы, чем остался (2)
  3. Не вижу никакой разницы (3)
  4. Скорее всего остался бы в своей группе (4)
  5. Очень хотел бы остаться в своей группе (5)
  6. Не знаю, трудно сказать (1)

III. Каковы взаимоотношения  между членами вашей группы?

  1. Лучше, чем в большинстве коллективов (3)
  2. Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2)
  3. Хуже, чем в большинстве классов (1)
  4. Не знаю, трудно сказать (1)

IV. Каковы у вас взаимоотношения  с руководством?

  1. Лучше, чем в большинстве коллективов (3)
  2. Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2)
  3. Хуже, чем в большинстве коллективов (1)
  4. Не знаю. (1)

V. Каково отношение  к делу (учебе и т.п.) в вашем  коллективе?

  1. Лучше, чем в большинстве коллективов (3)
  2. Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2)
  3. Хуже, чем в большинстве коллективов (1)
  4. Не знаю (1)

Уровни групповой сплоченности

  • 15, 1 баллов и выше - высокая;
  • 11, 6 - 15 балла - выше средней;
  • 7 - 11,5 - средняя;
  • 4 - 6,9 - ниже средней;
  • 4 и ниже - низкая.

 Атмосфера  в группе.

Психологическую атмосферу (то есть динамичную составляющую психологического климата) целесообразно замерить с помощью несложной методики, в которой приводятся десять противоположных по смыслу пар слов. Испытуемые должны были поставить крестик под черточкой между каждой из пар, причем черточки, задающие “дистанцию” между парами, кодируются по девятибалльной шкале слева направо по схеме: 9 8 7 6 5 4 3 2 1.

Чем выше суммарный балл, тем лучше атмосфера в группе (ее можно оценивать и по составляющим).

 

Дружелюбие

                 

Враждебность

Согласие

                 

Несогласие

Удовлетворенность

                 

Неудовлетворенность

Увлеченность

                 

Равнодушие

Продуктивность

                 

Непродуктивность

Теплота

                 

Холодность

Сотрудничество

                 

Отсутствие сотрудничества

Взаимная поддержка

                 

Недоброжелательность

Занимательность

                 

Скука

Успешность

                 

Не успешность


 

Однако возможна и  более простая оценка - через периодический  замер эмоциональных состояний  с помощью созданной тем же А. Н. Лутошкиным методики цветописи, в которой учащимся предлагают выбрать, с каким цветом у них ассоциируется пребывание в данном коллективе, ситуативное настроение (возможности “цветовых тестов” очень велики, и все здесь невозможно раскрыть). При этом используются следующие цвета: красный - восторженное настроение; оранжевый - радостное; желтый - светлое, приятное; зеленый - спокойное, уравновешенное; фиолетовый - тревожное, напряженное; черный - уныние, полное разочарование, упадок сил.

 Исследование влияния  психологических характеристик педагога на состояние учебной группы с помощью цвето-социометрического теста.  

Немаловажным фактором, влияющим на психологический климат группы, является личность педагога. Для данного вида исследования применяют цвето-социометрический тест (ЦСМ), основанный на естественной способности учащегося соотносить эмоциональные обертоны восприятия с цветами теста М.Люшера. В ходе исследования происходит взаимная оценка учениками друг друга с помощью цветов теста Люшера по алгоритму ЦТО А.Эткинда, педагог участвует в обследовании на равных с учениками.

 Формирование  благоприятного психологического  климата учебной группы

      Способы формирования и поддержания  благоприятного психологического  климата в группе аналогичны способам формирования и управления коллективом. Любой коллектив представляет собой общность людей, отличающуюся наличием общественно полезных целей, совместной деятельности, личных и групповых интересов, сознательной и устойчивой организацией своей жизни, а психологический климат, с одной стороны, отражает, а с другой, обуславливает характер взаимодействий между членами коллектива.

     Знание о способах формирования психологического климата и управления коллективом является необходимым для педагогов.

     Наиболее эффективными способами формирования и поддержания социально-психологического климата в классе, которые могут использоваться и педагогами и психологами, являются следующие:

  • так как, социально-психологический климат - это результат совместной деятельности учащихся класса, их межличностного взаимодействия, то для его укрепления необходимо ставить цели и создавать условия для организации совместной деятельности детей, информировать их о ходе реализации совместных задач, поощрять активность, инициативу, креативность;
  • находить общие интересы, которые объединили бы учащихся и на их основе организовывать общие дела;
  • формировать традиции группы, участвовать в общегрупповых традиционных делах;
  • если есть свободное время - привлекать обучающихся проводить его вместе.
  • создавать ситуации коллективного сопереживания значимых событий, стремление к эмоциональному включению в жизнь группы каждого обучающегося. Для этого важно наличие активной позиции педагога по отношению к обучающимся.
  • привносить общечеловеческие ценности в жизнь коллектива, поощрять к открытости, доброжелательности, конструктивным способам разрядки негативных эмоций; не навязывать друг другу свое мнение, а, выслушивая интересы каждого, приходить к общему, компромиссному решению;
  • создавать условия для повышения комфортности самочувствия обучающихся в группе и сохранению стабильно - положительных отношений между педагогом и обучающимися;
  • развивать коммуникативную культуру, навыки общения и сотрудничества;
  • развивать эмпатийные способности членов группы, умение и потребность в познании других людей, толерантное к ним отношение.

Для формирования благоприятного климата группы можно использовать различные групповые поведенческие тренинги.

      Изучение психологического климата в учебной группе школы.

Шкалы: психологический климат

      Назначение теста

Нахождение количественного  выражения уровня психологического климата в учебной группе. 
Инструкция к тесту 
Каждый студент заполняет анкету и сдает ее преподавателю (ставится знак «+» в соответствующей графе характера ответов). 
• А – совершенно согласен с этим;  
• Б – согласен с этим;  
• В – согласен, но не совсем;  
• Г – не согласен с этим;  
• Д – совершенно не согласен с этим.

Тест

1. Ученики нашего класса  любят и хотят учиться.  
2. Ученики хорошо относятся к друг другу.  
3. Ученики готовы выполнить любую общественную работу.  
4. Ученики редко ссорятся друг с другом.  
5. Ученики всегда помогают друг другу в учебе.  
6. Ученики часто бывают вместе в свободное от занятий время.  
7. Ученики активно участвуют в общественной работе.  
8. Ученики довольны результатами своей работы.  
9. Ученики всегда считаются с мнением товарищей.  
10. Внеклассные мероприятия у нас проходят весело и оживленно.  
11. Ученики нашего класса остро реагируют на успехи и неудачи друг друга в учебе.  
12. Ученики нашего класса дружны и доброжелательны.

Обработка и  интерпретация результатов теста:

     Для обработки используется один из бланков анкеты, при этом подсчитывается количество каждого вида ответов, общее их количество по каждому пункту анкеты, которое преобразуется в баллы (пользуясь ключом анкеты). 
    Вычисляем величину, характеризующую психологический климат (С). 
 
С = S / n, где  
 
S – количество всех баллов,  
 
n – число обучающихся. 
 
Интерпретация результатов теста

 
      Поскольку все 12 пунктов анкеты направлены на выявление положительных отношений и ответ типа «совершенно согласен с этим» оценивается в 5 баллов, то при «идеальном» оптимальном психологическом климате каждый опрошенный «даст» 60 баллов. Исходя из этого, считаем, что С = 60 характеризует оптимальный климат. Но если все опрошенные на каждый пункт анкеты дадут ответ «Совершенно не согласен с этим», тогда С = 12. В целом величина С, характеризующая психологический климат, может принимать значение в диапазоне от 12 до 60.

     Психологический климат классного  коллектива (В.С. Ивашкин, В.В. Онуфриева)

Назначение. Методика ориентирована на определение психологического климата по трем критериям - эмоциональному, моральному и деловому.

Инструкция. Испытуемым предлагается три вопроса:

а) Всегда ли учащихся вашего класса волнуют успехи и неудачи  друг друга в учебе?

б) Всегда ли учащиеся вашего класса оказывают помощь друг другу  в учебе?

в) Все ли учащиеся вашего класса ответственно относятся к  учебе?

Дается инструкция: «По каждому вопросу оцените свой класс, пользуясь пятибалльной шкалой».

Всегда волнует - 5

Чаще волнует - 4

Волнует в половине случаев - 3

Чаще не волнует - 2

Совсем не волнует - 1

Пусть испытуемый дал  по предложенным вопросам следующие  оценки: а - 4; б - 4; в - 3.

Обработка и  интерпретация результатов

Вычисляется средний  балл группы: (А + Б + В) ЗхП

где А, Б, В - балльные оценки по вопросам; П - число испытуемых. Пусть X = 3,8

Критерии оценки. Если:

а) X > 4,5 балла, показатель психологического климата высокий, оценка 3 балла.

б) 3,5 < Х < 4,5- показатель психологического климата средний, оценка 2 балла.

в) В остальных случаях  показатель психологического климата  низкий, оценка 1 балл. В нашем случае Х = 3,8, оценка 2 балла.

Методика диагностики  социально-психологического климата коллектива 

      Предлагаемая методика  позволит определить уровень  развития и дать общую оценку  психологического климата, а также  выявить те факторы его формирования, которые могут быть использованы для коррекции. Опросник может использоваться в учебных группах, в педагогических и трудовых коллективах.

    Из предлагаемого  перечня ответов по каждому  вопросу выберите те, которые  соответствуют вашему мнению  и поставьте у такого ответа  знак «+».

1. Нравится ли вам  ваша работа (школа, вуз)?

   а) очень нравится;

   б) пожалуй,  нравится;

   в) мне безразлично;

   г) пожалуй,  не нравится;

  д) очень не нравится.

2. Хотели бы вы перейти  на другую работу (в другой  класс, школу; в другую группу, вуз)?

   а) да;

   б) нет;

   в) не знаю.

3. Оцените по пятибалльной  шкале степень развития перечисленных  ниже качеств у вашего руководителя (воспитателя, куратора группы, декана) (5 баллов, если качество развито очень сильно, 1 — совсем не проявляется).

   а) трудолюбие;

   б) общественная активность;

Информация о работе Коллектив. Психологический климат в коллективе