Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 11:40, реферат
Коммуникативная компетентность руководителя предполагает развитие у него определенных умений:
1) давать социально-психологический прогноз коммуникативной ситуации, в которой предстоит общаться;
2) социально-психологически программировать процесс общения, опираясь на своеобразие коммуникативной ситуации;
3) «вживаться» в социально-психологическую атмосферу коммуникативной ситуации;
4) осуществлять социально-психологическое управление коммуникативными процессами.
Коммуникативная компетентность руководителя предполагает развитие у него определенных умений:
1) давать социально-психологический прогноз коммуникативной ситуации, в которой предстоит общаться;
2) социально-психологически программировать процесс общения, опираясь на своеобразие коммуникативной ситуации;
3) «вживаться» в социально-психологическую атмосферу коммуникативной ситуации;
4) осуществлять социально-психологическое управление коммуникативными процессами.
Иными словами, коммуникативная компетентность в управленческом общении требует от руководителя знания основных законов и правил межличностного взаимодействия, хорошей адаптивности и свободы владения всеми средствами общения, гибкости и адекватности в выборе психологических позиций, развитых коммуникативных способностей, умений и навыков. Коммуникативная компетентность руководителя выступает интегральным качеством, синтезирующим в себе общую культуру и ее специфические проявления в профессиональной управленческой деятельности.
В общении с подчиненными
руководителю необходимо умение найти
правильное слово, правильный тон, верную
«пристройку» к партнеру, чтобы стремление
убедить в чем-либо достигло необходимой
цели. Это предполагает, прежде всего,
возможность для управленца дать
точный социально-психологический
прогноз коммуникативной
При таком подходе к
характеристике коммуникативной компетенции
руководителя в ней отчетливо
выделяются основные составляющие: диагностическая,
прогностическая, программирующая, организационная,
исполнительская. Особого внимания,
безусловно, заслуживает коммуникативно-
Коммуникативный потенциал – это единство трех его составляющих:
− коммуникативные свойства личности (характеризуют отношение к способу общения, развитие потребности в общении);
− коммуникативные способности (определяют активность и инициативу в общении, эмоциональный отклик на состояние партнера, возможность реализации индивидуальной программы общения);
− коммуникативная компетентность (знание норм и правил общения, владение психотехниками и технологией в целом).
Коммуникативный потенциал человека – это характеристика его возможностей и способностей, которые и определяют качество общения.
Коммуникативно-
Эмоционально-психологическая саморегуляция создает настрой на общение в соответствующих ситуациях (встречи, беседы, собрания, дискуссии, переговоры и др.). В современных условиях делового общения возникает необходимость планировать «эмоциональную партитуру» как отдельных актов общения, так и всей системы взаимодействий. Определяющим фактором здесь является психологический настрой руководителя, т. е. перевод обыденных эмоций в тональность, соответствующую ситуации общения. Эмоционально-психологическая саморегуляция заключается в предварительном эмоциональном «заражении» проблематикой предстоящего взаимодействия, психологической идентификации на стадии разработки модели своего поведения и программы общения, оперативной эмоционально-психологической перестройке в коммуникативном процессе.
Эмоционально-психологическая саморегуляция непосредственно проявляется в умении гибко реагировать на изменения обстановки общения и перестраиваться с учетом перемены эмоционального настроя партнеров. Это возможно только при наличии развитых перцептивных навыков.
Перцептивные навыки личности проявляются в умении:
1) управлять своим восприятием и организовывать его;
2) верно оценивать психологический настрой партнеров и подстраиваться к нему.
Перцептивные навыки настолько тесно смыкаются с коммуникативными способностями, что их можно рассматривать и как собственно процессы, и как качества личности. Основными среди них являются следующие процессы и формирующиеся на их основе личностные качества.
Идентификация как коммуникативный процесс буквально означает уподобление себя другому («умение походить в чужих ботинках»). Действительно, одним из самых простых способов понимания другого является уподобление себя ему. Человек при этом как бы переносит себя, погружается в личностное пространство другого, систему его ценностей и особенностей.
С идентификацией тесно связаны процессы проекции и децентрации.
Децентрация означает условный отказ от своего «Я» и принятие в качестве «центра» своей индивидуальности образа «Я» другого человека. Миропонимание строится при этом по принципу «как если бы…» – т. е. как бы это сделал другой, исходя из черт своего «Я».
Проекция означает, что при идентификации себя с другим этот «другой» одновременно наделяется теми чертами, которыми обладает сам человек, осуществляющий идентификацию. Проще говоря, идентифицируя себя с кем-либо, человек невольно переносит на него некоторые свои черты. Поэтому идентификация никогда не является ни полной, ни точной, ни «объективной». Необходимой коррекции восприятия помогает эмпатия.
Эмпатия – проникновение во внутреннее состояние другого человека, постижение его, искусство сочувствия и сопереживания. Это – особый способ проникновения в личностные особенности другого, основанный не столько на рациональном осмыслении, сколько на стремлении эмоционально откликаться и вникать в проблемы человека. Эффективность процессов эмпатии возрастает по мере увеличения прошлого опыта, в случае сходства партнеров по общению; совместимости их установок, ценностей, направленности личности, а также культурно-образовательного уровня. Житейским эквивалентом эмпатии часто выступает проницательность, которая хотя к ней и не сводится, все же во многом базируется на ней, предполагая при этом развитую рефлексию.
Рефлексия (если рассматривать ее в контексте общения) обеспечивает понимание себя и других, формирование образов своего и чужого «Я». Процесс рефлексии включает рассмотрение общения с другими людьми, анализ собственного «Я» глазами другого, рассуждение за другое лицо и понимание другого. Рефлексия – как бы зеркало в руках человека, позволяющее понять, как он в действительности воспринимается и оценивается окружающими. В связи с этим выделяют две формы рефлексии: рефлексию собственной деятельности и рефлексию внутреннего мира другого человека.
Рефлексивные процессы занимают
ведущее положение при
Установлены некоторые психологические
особенности структуры
При этом необходимо отметить,
что между уровнем
Важную роль в управленческой деятельности играют экспрессивные навыки общения, представляющие систему умений, создающих единство голосовых, мимических, визуальных и моторных средств коммуникации. Общее представление о специфике и многообразии невербальных средств общения дают таблице рисунке.
. Классификация невербальных средств общения
Мимические коды эмоциональных состояний
Части и элементы лица |
Эмоциональные состояния | ||||
Гнев |
Презрение |
Страдание |
Страх, удивление |
Радость | |
Положение рта |
Рот открыт |
Рот закрыт |
Рот открыт |
Рот обычно | |
Губы |
Уголки губ опущены |
Уголки губ приподняты | |||
Форма глаз |
Глаза раскрыты или сужены |
Глаза |
Глаза |
Глаза прищурены или раскрыты | |
Яркость глаз |
Глаза блестят |
Глаза |
Блеск глаз |
Глаза блестят | |
Положение бровей |
Брови сдвинуты |
Брови подняты вверх | |||
Уголки бровей |
Внешние уголки бровей |
Внутренние уголки бровей подняты вверх | |||
Лоб |
Вертикальные складки на лбу и переносице |
Горизонтальные | |||
Подвижность лица и его |
Лицо динамичное |
Лицо застывшее |
Лицо динамичное |
В процессе межличностного взаимодействия одинаково важны и язык слов, и язык тела. Экспрессивные навыки руководителя проявляются в культуре речи и ее высокой нормативности, интонационном богатстве тона высказываний, пластичности и выразительности поз и мимики, правильной пространственной организации общения.
Коммуникативная культура руководителя предполагает выработку определенных качеств, среди которых совершенно необходимыми являются:
− культура речи (грамотность, простота и ясность изложения мыслей, образная выразительность и четкая аргументация, адекватный ситуации общения тон, динамика звучания голоса, темп, интонация, хорошая дикция);
− культура жестов и пластики движений;
− культура эмоций (как выражения эмоционально-оценочных суждений в общении);
− культура самонастройки на общение и психоэмоциональной регуляции своего состояния.
Это обеспечивает руководителю возможность довести до подчиненных свои идеи, решения, распоряжения в такой языковой и экспрессивной форме, которая обеспечивает понимание, усвоение, переработку необходимой для эффективной работы информации и доверие к ней.
Все формы коммуникативного поведения руководителя базируются на определенных психологических феноменах и закономерностях, объективно возникающих в процессах коммуникации. Они обозначаются понятием коммуникативных явлений. Основными среди них выступают заражение, внушение, убеждение, подражание. Каждое из них имеет свою сферу действия и свои специфические закономерности. От того, насколько полно и грамотно это учитывается в управленческом общении, зависит его общая эффективность.
Заражение определяется как процесс передачи эмоционального состояния от одного индивида к другому, преимущественно на неосознаваемом уровне – либо помимо основного контакта, либо дополнительно к нему. Человек не испытывает организованного преднамеренного воздействия, он просто бессознательно усваивает образцы поведения других и их состояния, подчиняется им.
Заражение начинается с какого-то момента, либо вызывающего шок, либо запускающего общность оценок. Легче человек заражается эмоциями, связанными с подключенной потребностью (т. е. находящийся в состоянии ожидания), либо со значимой потребностью, которая легко может быть актуализирована (исследовательский рефлекс, любопытство и интерес, безопасность, агрессия, стяжание). Исходя из этого, руководителю при анализе своего партнера следует учитывать три момента:
1) чего он ожидает;
2) что есть с ним общего;
3) что из этого возможно актуализировать.
Внушение – это процесс воздействия на психическую сферу человека, связанный с преднамеренным снижением сознательности и критичности восприятия им информации и ее реализации в действиях, с отсутствием целенаправленного и активного ее понимания, логического анализа, оценки и связи с прошлым опытом. Содержанию внушенной информации в дальнейшем присущ навязчивый характер, оно с трудом поддается осмыслению и коррекции и приобретает вид «внушенных поведенческих установок». Эффективность внушения зависит, прежде всего, от авторитета внушающего (суггестора) и характера взаимоотношений между людьми (доверие, зависимость и пр.).
Убеждение в отличие от внушения построено на том, чтобы с помощью логического, рационального обоснования добиться добровольного и осознаваемого согласия от человека. При внушении достигается не согласие, а просто принятие информации, содержащей готовый вывод; при убеждении вывод должен быть сделан принимающим информацию самостоятельно. Поэтому убеждение представляет собой преимущественно интеллектуальное воздействие, тогда как внушение – преимущественно эмоционально-волевое. Основу метода убеждения составляет отбор, логическое упорядочивание фактов и выводов согласно единой функциональной задаче, распределение фактов и взаимосвязей согласно их сравнительной значимости (иерархия, последовательность, зависимость).
Информация о работе Коммуникативная компетенция руководителя