Коммуникативная компетенция руководителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 11:40, реферат

Описание

Коммуникативная компетентность руководителя предполагает развитие у него определенных умений:
1) давать социально-психологический прогноз коммуникативной ситуации, в которой предстоит общаться;
2) социально-психологически программировать процесс общения, опираясь на своеобразие коммуникативной ситуации;
3) «вживаться» в социально-психологическую атмосферу коммуникативной ситуации;
4) осуществлять социально-психологическое управление коммуникативными процессами.

Работа состоит из  1 файл

Dokument_Microsoft_Office_Word_2.doc

— 80.87 Кб (Скачать документ)

Применение эвфемизмов, т.е. снижение критичности и резкости высказываний, является не только желательным, но просто необходимым. Специалистами  в области психологии общения  доказано, что если человеку что-то объяснять или доказывать в резких выражениях и на повышенных тонах, то понимание почти сразу будет  заблокировано и чем чувствительнее личность, тем отчетливее это будет  проявляться. Причина непонимания  и ожесточенного спора здесь  будет заключена в следующем. Все внимание человека, на которого направлен поток возмущенных  слов, концентрируется не на смысле объяснения и доказательства, а на отношении говорящего к партнеру.  В результате (как защитная реакция) происходит сдвиг внимания. Он блокирует анализаторскую деятельность мозга, и слова, адресованные слушающему партнеру, не осознаются им. понимание заблокировано. Для изменения подобной ситуации следует сменить и тон беседы, и ее лексику, благо, многозначность и богатство словарного запаса языка позволяет сделать это достаточно легко.

Очень большую роль в общении  играет динамика речи (мягкость и сила голоса, богатство интонационных  характеристик, пауза, умелое акцентирование и пр.). "Слово человека имеет  смысл и звук. "Слушайте смысл - и вы не узнаете человека, слушайте звук и вы узнаете человека", - учил К.С. Станиславский.

Акустический спектр речи отличается большой сложностью и  имеет большие суггестивные (внушающие) возможности. Так, определенные звукосочетания не только вызывают определенные эмоции, но подсознательно воспринимаются как  некоторые образы. Психологи установили, что присутствие или преобладание в словах гласной "И" вызывает впечатление чего-то маленького, незначительного. Был проведен такой эксперимент: детям и взрослым представляли две одинаковые по форме, но разные по размеру абстрактные фигурки из картона. При этом предупредили, что одна из них называется "ПИМ", а другая - "ПУМ". Затем испытуемых попросили определить, какая же из них "пим", а какая "пум". Более 80 % опрошенных были убеждены, что маленькая - "пим", а большая "пум". Аналогично: предъявлялись фигурки названиями "Ли" и "Лау". Эффект оказался тот же: "Ли" - маленькая, а "Лау" - большая.

Можно выделить особенности  и других звуков. Так, например звук "О" производит впечатление мягкости и расслабленности, даже эмоциональной  теплоты (с-о-о-лнце, б-о-о-р). Преобладание звуков "А" и "Э" в речи говорящего, как правило, ассоциируется с  эмоциональным подъемом ("надо", "встать", "энтузиазм").

Звук "Ы" ассоциируется  с чем-то мрачным, неприятным ("выть", "ныть", "рык"), сходное ощущение возникает и от обилия согласных, особенно шипящих ("штрейкбрехер", "френчайз", "штрафбат", "ширпотреб").

Все эти особенности человек, чувствующий функционально-психологические  нюансы слова, обычно использует в качестве закрытого (незаметного, неконтролируемого) внушения, добиваясь тем самым  высокой эффективности общения.

Речевые сигналы личности - это сокровенный и тайный эмоциональный  образ жизни человека. Тот, кто  умеет осознанно воспринимать эти  сигналы, тот понимает язык мотивов, язык действий. Можно сказать, что  он понимает значительно больше, чем  это могло бы быть выражено просто словами.

Овладев этим языком мотивов, он может и сам, в конечном итоге, посылать сигналы и таким образом  содействовать быстрому и эффективному достижению поставленных целей. И, напротив, по словам Д.И. Писарева, "Неправильность употребления слов ведет за собой  ошибки в области мысли и потом  в практике жизни".

 

 

 

Министерство транспорта российской федерации 
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение 
высшего профессионального образования 
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 
ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ» 
Красноярский филиал 
 
 
Кафедра 
Управленческая психология 
 
Реферат 
Тема 
Коммуникативная компетенция руководителя.

 

 

 

 
 
Преподаватель:   Гуляева Е.В.              __________             __________       

                            фамилия, инициалы                 дата                          подпись  
 
Студент:      Т-21               Акулич Ю.Д.         __________       __________       

              Код(номер)группы   фамилия, инициалы           дата                   подпись

 

 

Красноярск

2013 

Список  использованной литературы:

  1. И.Снетков. Психология коммуникации в организациях. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2002. – 192 с.
  2. Джон Равен. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация. – М.: Когито-Центр, 2002. – 400 с.
  3. Д.П. Гавра. Основы теории коммуникации. – СПб.: Питер, 2011. – 288 с.
  4. Г.В. Демидова. Управленческая психология. – М.: Академия, 2010. – 176 с.
  5. М.А. Пономарева. Психологическая компетентность руководителя. Ответы на экзаменационные вопросы. – М.: ТетраСистемс, 2009. – 208 с.
  6. С.Н. Лютова. Основы психологии и коммуникативной компетентности. – М.: МГИМО-Университет, 2007. – 268 с.
  7. А.П. Панфилова. Теория и практика общения. – М.: Академия, 2012. – 288 с.
  8. Е.М. Бабосов, Э.Г. Вайнилович, Е.С. Бабосова. Управление персоналом. – М.: ТетраСистемс, 2012. – 288 с.
  9. Вячеслав Панкратов. Руководитель. Управление общением на 100%. – М.: Издательство Института психотерапии, 2006. – 240 с.

 


Информация о работе Коммуникативная компетенция руководителя