Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 20:19, реферат
Существуют различные определения конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействии людей. Конфликты могут быть скрытыми или явными, но в основе их всегда лежит отсутствие согласия. Поэтому определяют конфликт как отсутствие согласия между двумя или более сторонами — лицами или группами.
В конфликте нет виноватых и правых, каждый хочет достичь своих целей. Конфликт — такой вид взаимодействия, где результат принадлежит всем участникам конфликта, свой вклад в конфликт вносит каждый участник. Но обычно человек думает: “В конфликте виноват не я, а другой человек”, “Я прав, а другой — не прав, он плохой”, и каждый собирает вокруг себя союзников, чтобы доказать: “Я прав!”. Так происходит расширение конфликта.
Окончание конфликта не всегда однозначно. Он может быть исчерпан в случае примирения или выхода из конфликта одной из сторон, а также пресечения и прекращения конфликта в ходе вмешательства третьих сил.
Относительно внутрисистемных параметров конфликта необходимо сказать, что он всегда происходит в определенной системе: семье, группе сослуживцев, трудовом коллективе, государстве, международном сообществе стран. Выявление внутрисистемных границ конфликта связано с определением конфликтующих сторон, выступающими его главными участниками, а также выделением других лиц или организаций, прямо в конфликте не замешанных, но являющимися элементами системы. В таком случае границы конфликта в системе будут зависеть от того, какое число участников в него вовлечено.
Было уже отмечено,
что конфликт представляет собой
предельно обостренную форму
противоречия, но он также еще и
служит способом выявления и разрешения
противоречий. В этой связи возникает
вопрос: а что предшествует конфликту,
каковы стадии его развития? Можно
ответить, что предшествует ему объективная
жизненная ситуация, в которой
находятся противоборствующие стороны,
и сами эти стороны имеют определенные
интересы, потребности, цели. Естественно,
что посягательство одной стороны
на какую-либо из таких потребностей
другой стороны создает социально-
перешедшего в конфликт, — конфликтная ситуация. Таким образом, конфликтная ситуация — это такое совмещение человеческих потребностей и интересов, которое объективно создает почву для реального противоборства между различными социальными субъектами.
Конфликтная ситуация
может складываться объективно, помимо
воли и желания будущих
Предмет конфликта — это то основное противоречие, из-за которого и ради разрешения которого стороны вступают в борьбу.
Поскольку в
ходе конфликта разрешаются
Но при более
внимательном взгляде в существо
этой проблемы вырисовывается другой
подход, другая точка зрения, согласно
которой конфликт не только негативное
социальное явление, но также еще
и позитивное. Ход рассуждений
здесь примерно следующий. Да, конфликт
это нежелательное явление, начинающее
разъедать нормально
Наряду с этим существует также тенденция рассматривать конфликт не как отклонение от нормы, а как норму социальных отношений, нормальное состояние общества. Это отчетливо просматривается в произведениях Аристотеля, Гоббса, Гегеля, Маркса, Вебера, Дарендорфа.
Мортон Дойч,
осуществляя мотивационный
— конфликт способствует определенному движению вперед, предотвращает застой;
— в процессе
конфликта происходит объективация
источника разногласия и
— конфликт — это определенное отрицание старых, “отживших” отношений, что приводит к формированию новых отношений, коррекции взаимодействия;
— в конфликте “изживается” внутренняя напряженность, “выплескиваются” агрессивные чувства, “разряжаются” фрустрации, неврозы;
— конфликт —
способ самоутверждения личности, особенно
у подростка конфликт — необходимая
форма поведения для
— внутригрупповой конфликт в научной деятельности создает необходимый уровень напряженности, нужный для творческой активности; так, исследование показало, что продуктивность творческой научной деятельности выше у конфликтных личностей;
— межгрупповые конфликты могут способствовать групповой интеграции, росту сплоченности, солидарности группы;
— необходимость решения конфликта приводит к кооперации, к концентрации усилий участников на решение конфликтной ситуации, к вовлечению членов группы в общую жизнь группы.
Признаки деструктивного конфликта:
1) расширение конфликта;
2) эскалация
конфликта (т.е. конфликт
3) увеличение затрат, потерь, которые несут участники конфликта;
4) рост ситуативных высказываний, агрессивных действий участников.
Но вернемся
к вопросу о полезности или
вредности конфликтов. Нами уже было
сказано о том, что конфликт является
способом выявления и разрешения
противоречий. В этом и коренится
ответ на поставленный вопрос. Полезен
конфликт тем, что, так или иначе,
разрешает противоречие. Но из этого
вытекает следующий вопрос: а какова
цена разрешения противоречия путем
конфликта? Она, как правило, очень
высокая. В виде разрушения или серьезного
повреждения системы, а то и вовсе
уничтожения одной из сторон. Налицо
социальный иллюзионизм, о котором
писал Питирим Сорокин. Думается,
что лучшим разрешением объективно
существующего противоречия является
не его конфликтный способ, а мирный,
консенсусный вариант, который происходит
мирными цивилизованными путями
и средствами, когда противостоящие
стороны и все участники
Важным моментом
в изучении проблемы конфликтов и
их природы является выявление их
причин. Анализ социологических и
социально-психологических
— социально-экономические — конфликты в современном обществе представляют собой порождение и проявление объективно существующих социально-экономических противоречий;
— социально-психологические — потребности, мотивы, цели деятельности и поведения различных людей;
— социально-демографические — различия в установках, мотивах поведения, целях и стремлениях людей, обусловленных их полом, возрастом, принадлежностью к различным национальным образованиям.
Люди так или
иначе, реагируют на изменение социально-
Социальный конфликт
всегда сопровождается особой социально-психологической
атмосферой, которая получила название
социальной напряженности. Социальная
напряженность — это особое состояние
общественного сознания и поведения, специфическая
ситуация восприятия и оценки действительности
(см.: Дмипгриев А.В.,
Кудрявцев В.Н., Кудрявцев
С. В. Введение в общую теорию конфликтов
(Юри-дическаяконфликтология,ч.
Кодекс
поведения в конфликте.
Разрешение t конфликта
Этапы развития конфликта
Если менеджер
“входит и управляет
Кодекс поведения в конфликте. Пятнадцать правил:
1. Дайте партнеру “выпустить пар”. Если он раздражен и агрессивен, то нужно помочь ему снизить внутреннее напряжение. Пока это не случится, договориться с ним трудно или невозможно.
Во время его “взрыва” следует вести себя спокойно, уверенно, но не высокомерно. Он — страдающий человек независимо от того, кто он. Если человек агрессивен, значит, он переполнен отрицательными эмоциями. В хорошем настроении люди не кидаются друг на друга.
Наилучший прием в эти минуты — представить, что вокруг тебя есть оболочка (аура), через которую не проходят стрелы агрессии. Ты изолирован, как в защитном коконе. Немного воображения, и этот прием срабатывает. 2. Потребуйте от него спокойно обосновать претензии. Скажите, что будете учитывать только факты и объективные доказательства. Людям свойственно путать факты и эмоции. Поэтому эмоции отметайте вопросами: “То, что вы говорите, относится к фактам или мнению, догадке?”.
3. Сбивайте агрессию неожиданными приемами. Например, попросите доверительно у конфликтующего партнера совета. Задайте неожиданный вопрос, совсем о другом, но значимом для него. Напомните о том, что вас связывало в прошлом и было очень приятным. Сделайте комплимент (“В гневе вы еще красивее... Ваш гнев гораздо меньше, чем я ожидал, вы так хладнокровны в острой ситуации...”). Выразите сочувствие: например, тому, что он (она) потерял слишком много.
Главное, чтобы ваши просьбы, воспоминания, комплименты переключали сознание разъяренного партнера с отрицательных эмоций на положительные.
4. Не давайте ему отрицательных оценок, а говорите о своих чувствах. Не говорите: “Вы меня обманываете”, лучше звучит:“Я чувствую себя обманутым”.
Не говорите: “Вы грубый человек”, лучше скажите:
“Я очень огорчен тем, как вы со мной разговариваете”.
5. Попросите сформулировать желаемый конечный результат и проблему как цепь препятствий.
Проблема —
это то, что надо решать. Отношение
к человеку — это фон или
условия, в которых приходится решать.
Неприязненное отношение к