Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 01:23, курсовая работа
Целью исследования является изучение влияния конфликтов между родителями и подростками на самооценку подростка.
Исследование было направленно на решение следующих задач:
Выявить семьи, где есть проблема семейных конфликтов;
Выявить основные причины возникновения конфликта между родителями и детьми и определить самооценку подростков.
Сопоставить и проанализировать данные.
Федеральное агентство по образованию
Псковский государственный педагогический университет имени С.М. Кирова
Кафедра психологии
Студентки 2 курса 1 группы отделения «Психология» факультета высшего профессионального образования и дополнительных профессий Масловой Галины Владимировны
Научный руководитель: ассистент кафедры психологии Веселкова К.Е.
Псков 2006
Содержание
Введение.
Отношения родителей и детей - это проблема, которая существует с момента появления первой семьи. Эти отношения очень сложные. Родители и педагоги не всегда понимают, а иногда и не хотят понять своих детей. Это происходит потому, что человечество не стоит на месте, а прогрессирует, то есть постоянно развивается. С течением времени может меняться все - моральные устои, правила этикета и т. д. Поэтому родителям трудно поменять свои представления о жизни, которые они приобрели еще в раннем возрасте, когда сами еще были детьми. Следствием непонимания являются споры, которые перерастают в конфликты.
Вопрос разрешения отношений отцов и детей рассматривали многие писатели и поэты. Ярким примером является одноименный роман И. С. Тургенева. В реальной жизни каждому поколению приходиться самостоятельно разрешать эту проблему и применять какие-либо рецепты бессмысленно, так как каждый конфликт имеет свои тонкости, а наша жизнь вносит свои коррективы.
Целью моего исследования является изучение влияния конфликтов между родителями и подростками на самооценку подростка.
Исследование было направленно на решение следующих задач:
Гипотеза: семейные конфликты влияют на самооценку подростков
Объект: семейный конфликт
Предмет: влияние семейного конфликта на самооценку подростка.
База: учащиеся 9-х классов (9 «Б») школы № 20 14 – 16 лет. Количество испытуемых составило 30 человек, из них 11 юношей и 19 девушек.
Методы: анкетирование; методы статистической обработки данных и опросники.
Методики:
Методика «Изучение общей
Изучение проблемы конфликтов подростков и родителей имеет не только первостепенное теоретическое, но и острое практическое значение.
Семья в обществе играет огромную роль, т.к. именно в ней формируется и развивается личность человека, происходит овладение им социальных ролей, необходимых для безболезненной адаптации ребенка в обществе. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек поддерживает на протяжении всей своей жизни. В семье регулируются отношения ребенка к окружающему миру. Именно семья является одним из важнейших факторов и условий ускорения или сдерживания процесса самореализации личности.
Семья выполняет множество функций по воспитанию и приобщению ребенка к социальной среде. (см. Приложение I) [3,стр.8].
Но сейчас происходит усиление кризисных явлений в семье, и это характеризуется падением воспитательного потенциала семьи. Сейчас же большинство семей живут по стратегии физического выживания и не могут выполнять или выполняют с неполной силой свою функцию: воспитание и развитие физического, интеллектуального и духовного потенциала детей.[3,стр.8].
Именно от семьи в первую очередь зависит, каким вырастит ребенок, и какое место в обществе он займет. И действительно, тип семьи, в которой рождается ребенок, может очень сильно повлиять на его ожидания, установки, набор ролей, систему взглядов и взаимоотношений с другими людьми. (см. Приложение II) [2, стр.27-39].
Но главную роль для нормального, оптимального формирования и развития личности ребенка играет не состав и структура семьи, а психологический климат (благоприятная эмоциональная атмосфера) в семье, во внутрисемейных отношениях и гармонии между всеми членами семьи. Если супружеские отношения гармоничны, то такая семья способствует развитию у детей таких качеств, как дисциплинированность, доброта, самокритичность и др. Если в семье конфликты, то у детей формируются противоположные качества: замкнутость, озлобленность. При дефиците общения родителей с детьми, дефиците родительской любви у детей возникают такие негативные качества, как пассивность, неуверенность, агрессивность и беспокойность. Неудовлетворенность отношениями в семье с родителями компенсируется отношениями в группе сверстников (часто асоциально направленной).[2, стр.27-39]
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что семья может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на ребенка. Семья обеспечивает ребенка всем, что потом понадобится ему в жизни: знания, умения, навыки, социальные роли, ожидания и т.д. Но всегда ли это происходит? Ведь, с другой стороны, семья может нанести неисправимый вред ребенку вызывая различные психологические, социальные, психосоциальные проблемы, выступающие как следствие «неблагополучия в семье, которое в свою очередь содержит в себе целый ряд взаимосвязанных причин. [2, стр.27-39]
Э. Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис (1998) выделили факторы родительского воспитания, наиболее важные с точки зрения формирования нарушений поведения и отклонений личности детей и подростков.
Уровень протекции — количество сил, внимания и времени, которое родители уделяют воспитанию ребенка. При гиперпротекции родители посвящают ребенку крайне много времени, сил и внимания, его воспитание становится главным делом их жизни. При гипопротекции подросток оказывается на периферии внимания родителей, до него «не доходят руки», за воспитание берутся, лишь когда случается что-то серьезное.
Другой важный фактор — степень удовлетворения потребностей ребенка. При потворствовании родители стремятся к максимальному и некритическому удовлетворению любых потребностей ребенка, балуют его. Игнорирование характеризуется недостаточным стремлением к удовлетворению потребностей ребенка, причем чаще страдают духовные потребности, особенно потребность в эмоциональном контакте, общении с родителями.
Количество и качество требований к ребенку в семье представлено разными шкалами: степень требований—обязанностей, степень требований—запретов, строгость санкций.
Устойчивые сочетания указанных параметров создают несколько характерных негармоничных стилей воспитания :
Потворствующая гиперпротекция — родители стремятся освободить ребенка от малейших трудностей, потакают его желаниям, чрезмерно обожают и покровительствуют, восхищаются минимальными успехами и требуют такого же восхищения ими от других. Результат такого воспитания проявляется в высоком уровне притязаний подростка, его стремлении к лидерству при недостаточном упорстве и опоре на свои силы.
Доминирующая гиперпротекция — ребенок также в центре обостренного внимания родителей, которые отдают ему много времени и сил, однако лишают самостоятельности, ставя многочисленные ограничения и запреты. Это приводит либо к реакции эмансипации, либо к безынициативности, неумению постоять за себя.
Гипопротекция — к подростку проявляют мало внимания нет интереса к его делам, он заброшен физически и неухожен. При скрытой гипопротекции контроль и забота носят формальный характер, родители не включаются в жизнь ребенка.
Эмоциональное отвержение — ребенком тяготятся, его потребности игнорируются. Родители считают ребенка обузой и проявляют общее недовольство им. При скрытом эмоциональном отвержении родители стремятся завуалировать реальное отношение к ребенку повышенной заботой и вниманием к нему.
Повышенная моральная ответстве
Жестокое обращение с ребенком — склонность родителей к применению строгих наказаний даже при незначительных нарушениях поведения при игнорировании потребностей подростка. Могут проявляться открыто, когда на ребенке срывают зло, применяя насилие, или быть скрытыми, когда между родителями и ребенком стоит стена эмоциональной холодности и враждебности (Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В., 1998).
Таким образом, во всей совокупности причин и факторов вызывающих семейное неблагополучие по отношению к ребенку, определяющими являются субъективные факторы и причины психолого-педагогичиского свойства. Т.е. патогенным фактором выступает не состав и структура семьи, не уровень ее материального благополучия, а сформировавшийся в ней психологический климат. [10, стр183-185].
В первом параграфе рассмотрена современная семья и выявлено, что «неблагополучие» большинства семей связанно с дефектами в стилях семейного воспитания. Ошибки воспитания в сочетании с «неблагополучием» в семье «уродуют» характер ребенка и обрекают его на трудности во взаимоотношениях с окружающими.
В следующем параграфе более подробно рассматривается проблема семейного конфликта, т.е. трудности во взаимоотношениях родителей и детей, а в частности подростков и родителей.
Жизнь ребенка – это неуклонный процесс взросления. Особенно ускоряется этот процесс в подростковом возрасте. Наступление отрочества не зря сравнивают со вторым рождением ребенка. Рождение – это не только появление чего-то нового, но и разрыв старых связей. Подросток становится все менее похожим на прежнего ребенка. Он меняется постоянно и внутренне, и внешне, и психологически, и физиологически. Он обнаруживает в себе новую внешность, новые ощущения, новые потребности и возможности.
«Я становлюсь другим и могу больше, чем раньше» – так чувствует подросток. «Я выгляжу по-другому, значит и вести себя должен по-новому»- у подростка появляются новые запросы, ориентиры, ценности. «Я не нуждаюсь в том, чтобы меня так сильно опекали. Я могу действовать самостоятельно и претендовать на более взрослое поведение»-помимо всего прочего перед подростком встает задача по-новому выстроить свои отношения с родителями.[9, стр. 7-9].
Ребенок меняется «на глазах»: меняется его характер, желания, стремления и т.д. В подростковом возрасте от 50% - 80% подростков имеют тот или иной тип акцентуации характера. Чрезмерную выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, представляющую крайние варианты нормы, называют акцентуацией характера. Личко А.Е. выделил 11 типов акцентуаций, рассмотрим их подробнее [8, стр.411-114].
Гипертимный тип. Подростки этого типа отличаются подвижностью, общительностью, склонностью к озорству. В происходящие вокруг события они всегда вносят много шума, любят неспокойные компании сверстников. При хороших общих способностях они обнаруживают неусидчивость, недостаточную дисциплинированность, учатся неровно. Настроение у них всегда хорошее, приподнятое. С взрослыми, родителями, педагогами у них нередко возникают конфликты. Такие подростки имеют много разнообразных увлечений, но эти увлечения, как правило, поверхностны и быстро проходят. Подростки гипертимного типа зачастую переоценивают свои способности, бывают слишком самоуверенными, стремятся показать себя, прихвастнуть, произвести на окружающих впечатление.
Циклоидный тип. Он характеризуется повышенной раздражительностью и склонностью к апатии. Подростки данного типа предпочитают находиться дома одни вместо того, чтобы где-то быть со своими сверстниками. Они тяжело переживают даже незначительные неприятности, на замечания реагируют крайне раздражительно. Настроение у них периодически меняется от приподнятого до подавленного (отсюда название данного типа) с периодами примерно в две-три недели.
Лабильный тип. Этот тип крайне изменчив в настроении, причем оно зачастую непредсказуемо. Поводы для неожиданного изменения настроения могут быть самые ничтожные, например, кем-то случайно оброненное обидное слово, чей-то неприветливый взгляд. Все они «способны погрузиться в уныние, мрачное расположение духа при отсутствии каких-либо серьезных неприятностей и неудач». От сиюминутного настроения этих подростков зависит многое в их психологии и поведении. Соответственно этому настроению настоящее и будущее для них может расцвечиваться то радужными, то мрачными красками. Такие подростки, когда они находятся в подавленном настроении, крайне нуждаются в помощи и поддержке со стороны тех, кто мог бы их настроение поправить, способен их отвлечь, приободрить и развлечь. Они хорошо понимают и чувствуют отношение к ним окружающих людей.
Астеноневротический тип. Этот тип характеризуется повышенной мнительностью и капризностью, утомляемостью и раздражительностью. Особенно часто утомляемость проявляется при выполнении трудной умственной задачи.
Сензитивный тип. Ему свойственна
повышенная чувствительность ко всему:
к тому, что радует, и к тому, что огорчает
или пугает. Эти подростки не любят больших
компаний, слишком азартных, подвижных
и озорных игр. Они обычно застенчивы и
робки при посторонних людях и потому
часто производят
впечатление замкнутости. Открыты и общительны
они бывают только с теми, кто им хорошо
знаком, общению со сверстниками предпочитают
общение с малышами и взрослыми. Они отличаются
послушанием и обнаруживают большую привязанность
к родителям. В юношеском возрасте у таких
подростков могут возникать трудности
адаптации к кругу сверстников, а также
«комплекс неполноценности». Вместе с
тем у этих же подростков довольно рано
формируется чувство долга, обнаруживаются
высокие моральные требования к себе и
к окружающим людям. Недостатки в своих
способностях они часто компенсируют
выбором сложных видов деятельности и
повышенным усердием. Эти подростки разборчивы
в нахождении для себя друзе приятелей,
обнаруживают большую привязанность в
дружбе, обожают друзей, которые старше
их по возрасту.