Конфликт подростков и родителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 01:23, курсовая работа

Описание

Целью исследования является изучение влияния конфликтов между родителями и подростками на самооценку подростка.
Исследование было направленно на решение следующих задач:
Выявить семьи, где есть проблема семейных конфликтов;
Выявить основные причины возникновения конфликта между родителями и детьми и определить самооценку подростков.
Сопоставить и проанализировать данные.

Работа состоит из  5 файлов

Курсовая работа на тему 2.doc

— 206.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Курсовая работа на тему 3.doc

— 184.00 Кб (Скачать документ)

Федеральное агентство  по образованию

Псковский государственный  педагогический университет имени  С.М. Кирова

 

Кафедра психологии

 

 

Студентки 2 курса 1 группы отделения «Психология» факультета высшего профессионального образования и дополнительных профессий Масловой Галины Владимировны

Курсовая  работа

конфликты подростков и родителей

 

 

Научный руководитель: ассистент кафедры  психологии Веселкова К.Е.

 

 

 

 

 

 

 

 

Псков 2006

 

Содержание

 

Введение.

 

Введение

Отношения родителей и детей - это  проблема, которая существует с момента появления первой семьи. Эти отношения очень сложные. Родители и педагоги не всегда понимают, а иногда и не хотят понять своих детей. Это происходит потому, что человечество не стоит на месте, а прогрессирует, то есть постоянно развивается. С течением времени может меняться все - моральные устои, правила этикета и т. д. Поэтому родителям трудно поменять свои представления о жизни, которые они приобрели еще в раннем возрасте, когда сами еще были детьми. Следствием непонимания являются споры, которые перерастают в конфликты. 

Вопрос  разрешения отношений отцов и  детей рассматривали многие писатели и поэты. Ярким примером является одноименный роман И. С. Тургенева. В реальной жизни каждому поколению приходиться самостоятельно разрешать эту проблему и применять какие-либо рецепты бессмысленно, так как каждый конфликт имеет свои тонкости, а наша жизнь вносит свои коррективы. 

Целью моего исследования является изучение влияния конфликтов между родителями и подростками на самооценку подростка.

Исследование было направленно на решение следующих задач:

  1. Выявить семьи, где есть проблема семейных конфликтов;
  2. Выявить основные причины возникновения конфликта между родителями и детьми и определить самооценку подростков.
  3. Сопоставить и проанализировать данные.

Гипотеза: семейные конфликты влияют на самооценку подростков

Объект: семейный конфликт

Предмет: влияние семейного конфликта на самооценку подростка.

База: учащиеся 9-х классов (9 «Б») школы  № 20 14 – 16 лет. Количество испытуемых составило 30 человек, из них 11 юношей и 19 девушек.

Методы: анкетирование; методы статистической обработки данных и опросники.

Методики:

  1. Тест Рене Жиля. Эта методика позволила исследовать восприятие детьми внутрисемейных отношений и выявить тех подростков, которые отгораживаются от родителей.
  2. Тест Pari. Тест позволил исследовать отношение родителей к разным сторонам семейной жизни и выявить те семьи, где родители соблюдали или излишнюю эмоциональную дистанцию с ребенком, или излишне концентрируясь на ребенке.
  3. Использовался метод сопоставления полученных результатов, что позволило выявить конфликтные семьи.

Методика «Изучение общей самооценки с помощью опросника» (по Казанцевой Г.Н.), позволила определить самооценку у подростков.

Изучение проблемы конфликтов подростков и родителей имеет не только первостепенное теоретическое, но и острое практическое значение.

Данное исследование может быть полезным как для родителей, так и для подростков. Родители смогут понять, что происходит с их детьми, почему они внезапно отдаляются от них и на все вопросы «огрызаются». Данная робота поможет взрослым наладить отношения с детьми и избежать конфликтов с ними. Подростки, в свою очередь, так же  смогут найти тут материал для них интересный , который поможет им лучше понять себя и своих родителей. 
Глава I. Семейные конфликты и их влияние

на личность подростка

I.1. Воспитательная функция семьи

Семья в обществе играет огромную роль, т.к. именно в ней формируется  и развивается личность человека, происходит овладение им социальных ролей, необходимых для безболезненной адаптации ребенка в обществе. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек поддерживает на протяжении всей своей жизни. В семье регулируются отношения ребенка к окружающему миру. Именно семья является одним из важнейших факторов и условий ускорения или сдерживания процесса самореализации личности.

Семья выполняет множество функций  по воспитанию и приобщению ребенка к социальной среде. (см. Приложение I) [3,стр.8].

 Но сейчас происходит усиление кризисных явлений в семье, и это характеризуется падением воспитательного потенциала семьи. Сейчас же большинство семей живут по стратегии физического выживания и не могут выполнять или выполняют с неполной силой свою функцию: воспитание и развитие физического, интеллектуального и духовного потенциала детей.[3,стр.8].

Именно от семьи в первую очередь  зависит, каким вырастит ребенок, и  какое место в обществе он займет. И действительно, тип семьи, в  которой рождается ребенок, может  очень сильно повлиять на его ожидания, установки, набор ролей, систему взглядов и взаимоотношений с другими людьми. (см. Приложение II) [2, стр.27-39].

Но главную роль для нормального, оптимального формирования и развития личности ребенка играет не состав и структура семьи, а психологический  климат (благоприятная эмоциональная атмосфера) в семье, во внутрисемейных отношениях и гармонии между всеми членами семьи. Если супружеские отношения гармоничны, то такая семья способствует развитию у детей таких качеств, как дисциплинированность, доброта, самокритичность и др. Если в семье конфликты, то у детей формируются противоположные качества: замкнутость, озлобленность. При дефиците общения родителей с детьми, дефиците родительской любви у детей возникают такие негативные качества, как  пассивность, неуверенность, агрессивность и беспокойность. Неудовлетворенность отношениями в семье с родителями компенсируется отношениями в группе сверстников (часто асоциально направленной).[2, стр.27-39]

Из всего вышесказанного можно  сделать вывод, что семья может  оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на ребенка. Семья обеспечивает ребенка всем, что потом понадобится ему в жизни: знания, умения, навыки, социальные роли, ожидания и т.д. Но всегда ли это происходит? Ведь, с другой стороны, семья может нанести неисправимый вред ребенку вызывая различные психологические, социальные, психосоциальные проблемы, выступающие как следствие «неблагополучия в семье, которое в свою очередь содержит в себе целый ряд взаимосвязанных причин. [2, стр.27-39]

Э. Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис (1998) выделили факторы родительского воспитания, наиболее важные с точки зрения формирования нарушений поведения и отклонений личности детей и подростков.

Уровень протекции — количество сил, внимания и времени, которое  родители уделяют воспитанию ребенка. При гиперпротекции родители посвящают ребенку крайне много времени, сил и внимания, его воспитание становится главным делом их жизни. При гипопротекции подросток оказывается на периферии внимания родителей, до него «не доходят руки», за воспитание берутся, лишь когда случается что-то серьезное.

Другой важный фактор — степень удовлетворения потребностей ребенка. При потворствовании родители стремятся к максимальному и некритическому удовлетворению любых потребностей ребенка, балуют его. Игнорирование характеризуется недостаточным стремлением к удовлетворению потребностей ребенка, причем чаще страдают духовные потребности, особенно потребность в эмоциональном контакте, общении с родителями.

Количество и качество требований к ребенку в семье представлено разными шкалами: степень требований—обязанностей, степень требований—запретов, строгость санкций.

Устойчивые сочетания указанных параметров создают несколько характерных негармоничных стилей воспитания :

Потворствующая гиперпротекция —  родители стремятся освободить ребенка от малейших трудностей, потакают его желаниям, чрезмерно обожают и покровительствуют, восхищаются минимальными успехами и требуют такого же восхищения ими от других. Результат такого воспитания проявляется в высоком уровне притязаний подростка, его стремлении к лидерству при недостаточном упорстве и опоре на свои силы.

Доминирующая гиперпротекция —  ребенок также в центре обостренного внимания родителей, которые отдают ему много времени и сил, однако лишают самостоятельности, ставя многочисленные ограничения и запреты. Это приводит либо к реакции эмансипации, либо к безынициативности, неумению постоять за себя.

Гипопротекция — к подростку  проявляют мало внимания нет интереса к его делам, он заброшен физически и неухожен. При скрытой гипопротекции контроль и забота носят формальный характер, родители не включаются в жизнь ребенка.

Эмоциональное отвержение — ребенком тяготятся, его потребности игнорируются. Родители считают ребенка обузой и проявляют общее недовольство им. При скрытом эмоциональном отвержении родители стремятся завуалировать реальное отношение к ребенку повышенной заботой и вниманием к нему.

Повышенная моральная ответственность — от ребенка требуют честности, порядочности, чувства долга, не соответствующих его возрасту, возлагают на него ответственность за благополучие близких, и подросток боится их разочаровать.

Жестокое обращение с ребенком — склонность родителей к применению строгих наказаний даже при незначительных нарушениях поведения при игнорировании потребностей подростка. Могут проявляться открыто, когда на ребенке срывают зло, применяя насилие, или быть скрытыми, когда между родителями и ребенком стоит стена эмоциональной холодности и враждебности (Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В., 1998).

Таким образом, во всей совокупности причин и факторов вызывающих семейное неблагополучие по отношению к ребенку, определяющими являются субъективные факторы и причины психолого-педагогичиского свойства. Т.е. патогенным фактором выступает не состав и структура семьи, не уровень ее материального благополучия, а сформировавшийся в ней психологический климат. [10, стр183-185].

В первом параграфе рассмотрена современная семья и выявлено, что «неблагополучие» большинства семей связанно с дефектами в стилях семейного воспитания. Ошибки воспитания в сочетании с «неблагополучием» в семье «уродуют» характер ребенка и обрекают его на трудности во взаимоотношениях с окружающими.

В следующем параграфе более подробно рассматривается проблема семейного конфликта, т.е. трудности во взаимоотношениях родителей и детей, а в частности подростков и родителей.

 

I.2. Психологические особенности подростков

Жизнь ребенка – это неуклонный процесс взросления. Особенно ускоряется этот процесс в подростковом возрасте. Наступление отрочества не зря сравнивают со вторым рождением ребенка. Рождение – это не только появление чего-то нового, но и разрыв старых связей. Подросток становится все менее похожим на прежнего ребенка. Он меняется постоянно и внутренне, и внешне, и психологически, и физиологически. Он обнаруживает в себе новую внешность, новые ощущения, новые потребности и возможности.

«Я становлюсь другим и могу больше, чем раньше» – так чувствует подросток. «Я выгляжу по-другому, значит и вести себя должен по-новому»- у подростка появляются новые запросы, ориентиры, ценности. «Я не нуждаюсь в том, чтобы меня так сильно опекали. Я могу действовать самостоятельно и претендовать на более взрослое поведение»-помимо всего прочего перед подростком встает задача по-новому выстроить свои отношения с родителями.[9, стр. 7-9].

Ребенок меняется «на глазах»: меняется его характер, желания, стремления и  т.д. В подростковом возрасте от 50% - 80% подростков имеют тот или иной тип акцентуации характера. Чрезмерную выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, представляющую крайние варианты нормы, называют акцентуацией характера. Личко А.Е. выделил 11 типов акцентуаций, рассмотрим их подробнее [8, стр.411-114].

Гипертимный тип. Подростки этого  типа отличаются подвижностью, общительностью, склонностью к озорству. В происходящие вокруг события они всегда вносят много шума, любят неспокойные компании сверстников. При хороших общих способностях они обнаруживают неусидчивость, недостаточную дисциплинированность, учатся неровно. Настроение у них всегда хорошее, приподнятое. С взрослыми, родителями, педагогами у них нередко возникают конфликты. Такие подростки имеют много разнообразных увлечений, но эти увлечения, как правило, поверхностны и быстро проходят. Подростки гипертимного типа зачастую переоценивают свои способности, бывают слишком самоуверенными, стремятся показать себя, прихвастнуть, произвести на окружающих впечатление.

Циклоидный тип. Он характеризуется  повышенной раздражительностью и склонностью к апатии. Подростки данного типа предпочитают находиться дома одни вместо того, чтобы где-то быть со своими сверстниками. Они тяжело переживают даже незначительные неприятности, на замечания реагируют крайне раздражительно. Настроение у них периодически меняется от приподнятого до подавленного (отсюда название данного типа) с периодами примерно в две-три недели.

Лабильный тип. Этот тип крайне изменчив в настроении, причем оно зачастую непредсказуемо. Поводы для неожиданного изменения настроения могут быть самые ничтожные, например, кем-то случайно оброненное обидное слово, чей-то неприветливый взгляд. Все они «способны погрузиться в уныние, мрачное расположение духа при отсутствии каких-либо серьезных неприятностей и неудач». От сиюминутного настроения этих подростков зависит многое в их психологии и поведении. Соответственно этому настроению настоящее и будущее для них может расцвечиваться то радужными, то мрачными красками. Такие подростки, когда они находятся в подавленном настроении, крайне нуждаются в помощи и поддержке со стороны тех, кто мог бы их настроение поправить, способен их отвлечь, приободрить и развлечь. Они хорошо понимают и чувствуют отношение к ним окружающих людей.

Астеноневротический тип. Этот тип  характеризуется повышенной мнительностью и капризностью, утомляемостью и раздражительностью. Особенно часто утомляемость проявляется при выполнении трудной умственной задачи.

Сензитивный тип. Ему свойственна  повышенная чувствительность ко всему: к тому, что радует, и к тому, что огорчает или пугает. Эти подростки не любят больших компаний, слишком азартных, подвижных и озорных игр. Они обычно застенчивы и робки при посторонних людях и потому часто производят 
впечатление замкнутости. Открыты и общительны они бывают только с теми, кто им хорошо знаком, общению со сверстниками предпочитают общение с малышами и взрослыми. Они отличаются послушанием и обнаруживают большую привязанность к родителям. В юношеском возрасте у таких подростков могут возникать трудности адаптации к кругу сверстников, а также «комплекс неполноценности». Вместе с тем у этих же подростков довольно рано формируется чувство долга, обнаруживаются высокие моральные требования к себе и к окружающим людям. Недостатки в своих способностях они часто компенсируют выбором сложных видов деятельности и повышенным усердием. Эти подростки разборчивы в нахождении для себя друзе приятелей, обнаруживают большую привязанность в дружбе, обожают друзей, которые старше их по возрасту.

Приложение 2.doc

— 205.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Проверенный вариант.doc

— 202.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Сводная таблица.xls

— 149.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Информация о работе Конфликт подростков и родителей