Конфликт. понятие конфликта. способы и методы определения причин конфликта

Автор работы: Заура Шабанова, 02 Июля 2010 в 01:35, реферат

Описание

Атмосферу межличностных отношений создают сами люди. Чувство неудовлетворенности общением присуще людям, в жизни которых слишком часто и с избыточной интенсивностью проявляются два важных феномена: столкновение и отчуждение

Содержание

введение 2
1. психология 3
2.понятие конфликта 4
2.1. определение конфликта. 4
2.2.типология конфликта. причины возникновения конфликтов. 4
2.3.основные стадии протекания конфликта. 5
2.4.структура конфликта. 5
3.способы и методы определения причин конфликта 7
заключение 9
литература 12

Работа состоит из  1 файл

Психология конфликта.doc

— 107.00 Кб (Скачать документ)

2.4.Структура  конфликта.

 

      Кроме того, каждый конфликт имеет также  более или менее четко выраженную структуру.  В любом конфликте  присутствует объект конфликтной ситуации, связанный либо с технологическими и организационными трудностями, особенностями оплаты труда, либо со спецификой деловых и личных отношений конфликтующих сторон.

      Вторым  элементом конфликта выступают  цели, субъективные мотивы его участников, обусловленные их взглядами и  убеждениями, материальными и духовными интересами.

      Далее, конфликт предполагает наличие оппонентов, конкретных лиц, являющихся его участниками.

      И, наконец, в любом конфликте важно  отличить непосредственный повод столкновения от подлинных его причин, зачастую скрываемых.

      Руководителю-практику важно помнить, что пока существуют все перечисленные элементы структуры конфликта (кроме повода), он неустраним. Попытка прекратить конфликтную ситуацию силовым давлением либо уговорами приводит к нарастанию, расширению его за счет привлечения новых лиц, групп или организаций. Следовательно, необходимо устранить хотя бы один из существующих элементов структуры конфликта.

          Отсутствие согласия между двумя или более сторонами - лицами или группами – это основная причина конфликта в коллективе.

      Отсутствие согласия обусловлено наличием разнообразных мнений, взглядов, идей, интересов, точек зрения и т.д. Однако оно, как уже отмечалось, не всегда выражается в форме явного столкновения, конфликта. Это происходит только тогда, когда существующие противоречия, разногласия нарушают нормальное взаимодействие людей, препятствуют достижению поставленных целей. В этом случае люди просто бывают вынуждены каким-либо образом преодолеть разногласия и вступают в открытое конфликтное взаимодействие. В процессе конфликтного взаимодействия его участники получают возможность выражать различные мнения, выявлять больше альтернатив при принятии решения, и именно в этом заключается важный позитивный смысл конфликта. Сказанное, конечно, не означает, что конфликт всегда носит положительный характер.

      Межгрупповые  и межличностные конфликты представляют собой столкновение индивидов с группой или групп между собой.

      Деление конфликтов на виды достаточно условно, жесткой границы между различными видами не существует и на практике возникают конфликты: организационные  вертикальные межличностные; горизонтальные открытые межгрупповые и т.д.

      Рассмотренные конфликты могут выполнять самые  разные функции, как позитивные, так  и негативные.

      Причины, вызывающие конфликты, так же разнообразны, как и сами конфликты. Следует  различать объективные причины  и их восприятие индивидами.

Объективные причины в достаточной степени условно можно представить в виде нескольких укрепленных групп:

  • ограниченность ресурсов, подлежащих распределению;
  • различие в целях, ценностях, методах поведения, уровне квалификации, образования;
  • взаимозависимость заданий неправильное распределение ответственности;
  • плохие коммуникации.

      Вместе  с тем объективные причины  только тогда явятся причинами конфликта, когда сделают невозможным личности или группе реализовать свои потребности, заденут личные и/или групповые  интересы. Реакция индивида во многом определяется социальной зрелостью личности, допустимыми для нее формами поведения, принятыми в коллективе социальными нормами и правилами. Кроме того, участие индивида в конфликте определяется значимостью для него поставленных целей и тем, насколько возникшее препятствие мешает их реализовать. чем более важная цель стоит перед субъектом, чем больше усилий он прилагает, чтобы ее достичь, тем сильнее будет сопротивление и жестче конфликтное взаимодействие с теми, кто этому мешает.

      Выбор способа преодоления препятствий будет, в свою очередь, зависеть от эмоциональной устойчивости личности, располагаемых средств защиты своих интересов, объема располагаемой власти и многих других факторов.

      Психологическая защита личности происходит бессознательно как система стабилизации личности для предохранения сферы сознания индивида от отрицательных психологических воздействий. В результате конфликта данная система срабатывает непроизвольно, помимо воли и желания человека. Необходимость в такой защите возникает при появлении мыслей и чувств, представляющих угрозу самоуважению, сформировавшемуся “я - образу” индивида, системе ценностных ориентаций, снижающих самооценку индивида.

      В некоторых случаях восприятие ситуации индивидом может быть далеким  от реального положения дел, но реакция человека на ситуацию будет формироваться исходя из его восприятия, из того, что ему кажется и это обстоятельство существенно затрудняет решение конфликта. Возникшие в результате конфликта отрицательные эмоции достаточно быстро могут быть перенесены с проблемы на личность оппонента, что дополнит конфликт личностным противодействием. Чем больше усиливается конфликт, тем непригляднее выглядит образ оппонента, что дополнительно усложняет его решение. Появляется порочный круг, который крайне сложно разорвать. Целесообразно это сделать на начальной стадии развертывания события, пока ситуация не вышла из-под контроля. 

3.СПОСОБЫ  И МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ  ПРИЧИН КОНФЛИКТА

 

      Существует  несколько способов или методов  определения причин конфликтного поведения. В качестве примера рассмотрим один из них - метод картографии конфликта, разработанный Х.Корнелиусом и Ш.Фэйром.   Суть его в следующем:

  • определите проблему конфликта в общих чертах. Например, при конфликте из-за объема выполняемых работ составьте диаграмму распределения нагрузки;
  • выясните, кто вовлечен в конфликт (отдельные сотрудники, группы, отделы или организации);
  • определите подлинные потребности и опасения каждого из главных участников конфликта.

      Составление такой карты позволит:

1)ограничить дискуссию определенными формальными рамками, что в значительной степени поможет избежать чрезмерного проявления эмоций, так как во время составления карты люди могут сдерживать себя;

2)создать  возможность совместного обсуждения  проблемы, высказать людям их требования и желания;

3)уяснить  как собственную точку зрения, так и точку зрения других;

4)создать  атмосферу эмпатии, т.е. возможности  увидеть проблему глазами других  людей и признать мнения людей,  считавших ранее, что они не  были поняты;

5)выбрать новые пути разрешения конфликта.

      Работа  состоит из нескольких этапов.

      На  первом этапе проблема описывается в общих чертах. Если, например, речь идет о несогласованности в работе, о том, что кто-то не “тянет лямку” вместе со всеми, то проблему можно отобразить как “распределение нагрузки”. Если конфликт возник из-за отсутствия доверия между личностью и группой, то проблему можно выразить как “общение”. На данном этапе важно определить саму природу конфликта, и пока не важно, что это не полностью отражает суть проблемы. Об этом - позже. Не следует определять проблему в форме двоякого выбора противоположностей “да или нет”, целесообразно оставить возможность нахождения новых и оригинальных решений.

      На  втором этапе выявляются главные участники конфликта. В список можно ввести отдельные лица или целые команды, отделы, группы, организации. В той мере, в которой вовлеченные в конфликт люди имеют общие потребности по отношению к данному конфликту, их можно объединить вместе. Допускается также смерть групповых и личных категорий.

      Например, если составляется карта конфликта  между двумя сотрудниками в организации, то в карту можно включить этих работников, а оставшихся специалистов объединить в одну группу, либо выделить отдельно еще и начальника данного  подразделения.

      Третий этап предполагает перечисление основных потребностей и опасений, связанных с этой потребностью, всех основных участников конфликтного взаимодействия. Необходимо выяснить мотивы поведения, стоящие за позициями участников в данном вопросе. Поступки людей и их установки определяются их желаниями, потребностями, мотивами, которые необходимо установить.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

      Специалистами разработано немало рекомендаций, касающихся различных аспектов поведения людей  в конфликтных ситуациях, выбора соответствующих стратегий поведения и средств разрешения конфликта, а также управления им.

      Рассмотрим  поведение человека в конфликтной  ситуации с точки зрения его соответствия психологическим стандартам.

      Считается, что конструктивное разрешение конфликта зависит от следующих факторов:

    • адекватности восприятия конфликта, то есть достаточно точной, не искаженной личными пристрастиями оценки поступков, намерений как противника, так и своих собственных;
    • открытости и эффективности общения, готовности к всестороннему обсуждению проблем, когда участники честно высказывают свое понимание происходящего и пути выхода из конфликтной ситуации,
    • создания атмосферы взаимного доверия и сотрудничества.

      Для руководителя также полезно знать, какие черты характера, особенности  поведения человека характерны для конфликтной личности.

      К таким качествам метут быть отнесены следующие:

    • неадекватная самооценка своих возможностей и способностей, которая может быть как завышенной, так и заниженной. И в том, и другом случае она может противоречить адекватной оценке окружающих - и почва для возникновения конфликта готова;
    • стремление доминировать во что бы то ни стало там, где это возможно и невозможно;
    • консерватизм мышления, взглядов, убеждений, нежелание преодолеть устаревшие традиции;
    • излишняя принципиальность и прямолинейность в высказываниях и суждениях, стремление во что бы то ни стало сказать правду в глаза;
    • определенный набор эмоциональных качеств личности: тревожность, агрессивность, упрямство, раздражительность.

      Существуют  пять основных стилей поведения при конфликте: приспособление, компромисс, сотрудничество, игнорирование, соперничество или конкуренция. Стиль поведения в конкретном конфликте, указывают они, определяется той мерой, в которой вы хотите удовлетворить собственные интересы, действуя при этом пассивно или активно, и интересы другой стороны, действуя совместно или индивидуально.

      Приведем  рекомендации по наиболее целесообразному  использованию того или иного  стиля в зависимости от конкретной ситуации и характера личности человека.

      Стиль конкуренции, соперничества может использовать человек, обладающий сильной волей, достаточным авторитетом, властью, не очень заинтересованный в сотрудничестве с другой стороной и стремящийся в первую очередь удовлетворить собственные интересы. Его можно использовать, если -

    • исход конфликта очень важен для вас и вы делаете большую ставку на свое решение возникшей проблемы;
    • обладаете достаточной властью и авторитетом и вам представляется очевидным, что предлагаемое вами решение - наилучшее;
    • чувствуете, что у вас нет иного выбора и вам нечего терять;
    • должны принять непопулярное решение и у вас достаточно полномочий для выбора этого шага;
    • взаимодействуете с подчиненными, предпочитающими авторитарный стиль.

      Однако  следует иметь в виду, что это  не тот стиль, который можно использовать в близких личных отношениях, так как кроме чувства отчуждения он ничего больше не сможет вызвать. Его также нецелесообразно использовать в ситуации, когда вы не обладаете достаточной властью, а ваша точка зрения по какому-то вопросу расходится с точкой зрения начальника.

      Стиль сотрудничества можно использовать, если, отстаивая собственные интересы, вы вынуждены принимать во внимание нужды и желания другой стороны. Этот стиль наиболее труден, так как он требует более продолжительной работы. Цель ею применения - разработка долгосрочного взаимовыгодного решения. Такой стиль требует умения объяснять свои желаниям выслушивать друг друга, сдерживать свои эмоции. Отсутствие одного их этих факторов делает этот стиль неэффективным. Для разрешения конфликта этот стиль можно использовать в следующих ситуациях:

    • необходимо найти общее решение, если каждый из подходов к проблеме важен и не допускает компромиссных решений;
    • у вас длительные, прочные и взаимозависимые отношения с другой стороной;
    • основной целью является приобретение совместного опыта работы;
    • стороны способны выслушать друг друга и изложить суть своих интересов;
    • необходима интеграция точек зрения и усиление личностной вовлеченности сотрудников в деятельность.

Информация о работе Конфликт. понятие конфликта. способы и методы определения причин конфликта