Конфликтология и практика медиации: перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 21:20, реферат

Описание

Несмотря на кажущуюся простоту использования, проведение медиации требует наличия определённого количества условий. Во-первых, конфликт должен достигнуть той стадии, когда его уже невозможно разрешить без привлечения постороннего лица, то есть медиатора. Иными словами, все инструменты дипломатического исхода должны уже быть исчерпаны. Во-вторых, все стороны конфликта должны иметь мотивацию, то есть желание привлекать медиатора. Учитывая, что в хозяйственных и имущественных спорах в западных странах данная услуга платная, не каждая сторона согласится привлекать третью сторону, предпочитая традиционное обращение в суд.

Содержание

Введение
Глава 1 Социальный конфликт: теоретико-методологический аспекты анализа
1.1 Конфликт как социально-философская категория
1.2 Типы конфликтов, его структура и основные методы разрешения
Глава 2 Философия и практика медиации и ее значение для разрешения конфликтов
2.1 Медиация: социально-исторический аспект
2.2 Условия использования, границы и цели медиации
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

медиация.doc

— 136.50 Кб (Скачать документ)

Наниматель, разрешая возникающие на такой основе конфликты  может применить или насильственные действия - уволить работников либо пригрозить им расторжением контракта, или использовать ненасильственные, удовлетворив их требования полностью либо частично. Например, выполнив только одно из заявленных требований, пусть даже самое незначительное (бесплатный транспорт для работников), наниматель существенно увеличит в их глазах свой авторитет. 

Как следует  из вышесказанного, для разрешения конфликта могут применяться  различные стратегии, связанные  с применением насилия либо отказом  от применения оного и т.д. На мой  взгляд, урегулирование конфликта должно проистекать в русле отказа от силовых и односторонних действий, уважения противоборствующих сторон, принятия ими правил игры. Конфликт может быть разрешён даже на поздней стадии его развития путём устранения противоречий, вызвавших конфликт [10, c.32-38]. 

1.3 Динамика и  функции социального конфликта 

Рассуждения о  причинах возникновения, типах конфликта  и основных способах его разрешения не могут быть полными, если обойти стороной динамику и функции данного  социально-философского феномена. 

Логика исторического  развития свидетельствует: наличие антагонистических социальных классов, социальных страт общества порождает масштабные социальные конфликты. Можно вспомнить в этой связи Великую Октябрьскую революцию, которая при определенных условиях могла бы даже стать глобальной. В наши дни всемирно-исторические конфликты стали как бы менее напряженными в плане вовлечённости в них антагонистически настроенных субъектов, однако самих конфликтов стало больше. Чем более развито общество, тем больше оно пронизано конфликтами [11, c.46]. Одни и те же субъекты могут быть вовлечены в противоречия с различными социальными группами, то есть общество сегодня обычно не поделено пополам на две части, представленные полярными взглядами, а скорее разбито на много малых групп, участники которых в одних вопросах конфликтны, а в других - нет. Современная неантагонистическая модель общества оказывается залогом его устойчивости и здорового развития, такого развития, когда конфликты не подавляются, а разбиваются на много маленьких частей. 

В динамике развертывания  межгруппового конфликта обычно может быть выделено несколько стадий, например, таких: 

1) объективные  отношения, составляющие основу  конфликта (конфликтная ситуация); 

2) осознание  целей как несовместимых (возникновение  конфликта); 

3) выбор путей  достижения целей каждой из сторон; 

4) прямое конфликтное  взаимодействие (эскалация и нивелирование  конфликта); 

5) завершение  конфликта [12, c.24]. 

Как видно из приведённого описания динамики конфликта, разрешить межгрупповой конфликт в  полном смысле слова можно только пропустив его через все стадии развития. Как уже отмечалось, например, подавление одной из конфликтующих сторон на первых трёх стадиях губительно скажется на развитии общества и не устранит конфликт, который проявится вновь в схожих условиях. 

Межгрупповой конфликт отличается также насыщенностью, напряженностью и разнообразием связей между различными субъектами. В нем формируется особая микросоциальная среда, в которой индивиды взаимодействуют как представители общностей, отождествляют себя со своей группой и противопоставляют себя чужой. Этот социальный феномен называется феноменом "мы и они". Сочетание групповой сплоченности, эмоционально-действенной идентификации и групповой враждебности. 

Учитывая сложный  характер социальных отношений и  развития конфликта, динамика развития социального конфликта может быть расширена и включать в себя следующие элементы и фазы: 

1) Причина конфликта:  несовпадение интересов (объективное  противоречие); [13, c.174]. 

2) Факторы, влияющие  на возможность разрастания, причины конфликта (обострение объективного противоречия); 

3) Осознание  субъектами конфликта противоречивости  интересов (конфликтная ситуация); 

4) Инцидент (повод)  для конфликта; 

5) Реакция субъектов  на конфликт: 

а) Пассивная (конфликт не происходит); 

б) Активная (конфликт происходит): деструктивный уровень - конструктивный уровень; 

6) Управление  конфликтом; 

а) Происходит; 

б) Не происходит; 

7) Функциональные (позитивные) последствия; 

8) Дисфункциональные  (негативные) последствия; 

9) Регулирование  и разрешение конфликта. 

Как видно из приведённой выше динамики конфликта, в зависимости от выбранных мер  устранения противоречий либо причины  противоречий, описанных в предыдущей части, конфликт может развиваться  различными путями. От непосредственного  развития конфликта будут зависеть и его функции [14, c.29]. 

Функции межгруппового  конфликта имеют общий и специальный  характер. Они связаны с типом  и уровнем конфликта. Могут быть выделены следующие функции: 

а) интегративная  функция (участники конфликта сплачиваются на основе выявления друг у друга общих черт, качеств, идей, взглядов; успешное разрешение противоречия помогает достигнуть большей сплочённости членов команды); 

б) коммуникативная  функция (происходит обмен информацией  между субъектами конфликта и  участниками групп, стороны должны обозначить свою позицию, своё видение проблемы и убедить другую сторону в том, что данное видение соответствует действительности); 

в) мобилизационная  функция (каждая группа стремится использовать все свои силы и резервы для успешного преодоления конфликта, что показывает её истинные возможности либо опровергает мнимый потенциал); 

г) деструктивная  функция (происходит отмирание нежизнеспособных структур, взглядов, идей, организаций  и т.д., которые мешали обществу развиваться); 

д) конструктивная функция (на месте исчезнувших феноменов  и ценностей появляются новые, более  соответствующие объективной реальности) [15, c.36 - 37]. 

Баланс негативного  и позитивного начал в структуре  каждого конкретного социального  конфликта, конечно, разный, и зависит он в первую очередь от выбранного инструментария, от той стратегии, которую займут стороны для успешного разрешения конфликта. 

Размышляя о  функциях конфликта, хотелось бы затронуть  особенности конструктивных и деструктивных  разрешений конфликтов. Разрешить конфликт конструктивно значит устранить недостатки, причины конфликта. Это неизбежно совершенствует действующую социальную модель (производство, управление, распределение обязанностей). Постоянный поиск и разрешение противоречий на ранней стадии их возникновения - показатель большого мастерства и мудрости социальной группы. Однако сделать это удаётся не всегда в силу различных обстоятельств, прежде всего субъективного характера. И тогда конфликт превращается в деструктивный. Причиной этому могут быть неправильные действия субъектов конфликта, неспособность принять чужие взгляды, идеи, нежелание пойти на компромисс либо найти консенсус и т.п. 

Таким образом, межгрупповой конфликт имеет сложную  динамику и выполняет ряд важных функций, среди которых - не только мобилизация имеющихся у группы сил, средств, но и интеграция её членов на основе общей цели и т.д., и т.п. Например, в зависимости от выбранных средств и поставленной цели, конфликт может нести как конструктивную, так и деструктивную функцию. 

В реальной жизни  не всегда исход конфликта отвечает соображениям справедливости и законности, и даже неверно выбранная методика его преодоления может разрушить  высокоразвитую организацию, которая  могла бы иметь большой потенциал  для дальнейшего развития. В истории человечества часто бывало так, что более развитую цивилизацию уничтожали дикие племена. С этой точки зрения, в наши дни без серьезной социально-философской подготовки и использования конфликтологических знаний невозможно рассчитывать на успешное преодоление все вновь и вновь возникающих глобальных и локальных противоречий. 

Глава 2 Философия  и практика медиации и ее значение для разрешения конфликтов 

2.1 Медиация: социально-исторический  аспект 

В соответствии со взглядами современного российского  учёного Савчука Валерия Владимировича, который занимается проблемами медиафилософии, медиа - это нечто, находящееся по середине, то есть некое промежуточное  состояние, занимаемое между двумя или несколькими субъектами. В современном мире "медиа" внедрено в большое количество понятий и категорий: медиареальность, медиакультура, медиаобщение. Иными словами, понятие и категория посредничества вышло за рамки своего первоначального значения и стало самостоятельным социально-философским феноменом. 

В своей работе я делаю упор на медиацию в разрешении конфликтов и преодолению конфликтных  ситуаций. Таким образом, категория "медиация" используется как активная практика, сущность которой нуждается в определении и осмыслении. По словам В.В. Савчука, медиапространство из посредника становится средой, которая переводит символическую и знаковую информацию на язык, понятный другой стороне. Как следует из первой части моей работы, именно коммуникация, нахождение общего языка является необходимым шагом на пути к разрешению конфликта. 

Понятие "медиация" происходит от латинского "mediare" - "посредничать". Данный термин на протяжении столетий широко использовался  применительно к дипломатам, а также сторонам, которые действуют в интересах другого человека или социальной группы. Однако с ходом времени значение данного термина существенно изменилось. В США понятие "медиация" активно употребляется с 70-х годов, примерно с того же времени оно активно используется в Западной Европе (Франции, Германии, Италии). 

Медиация - это  участие в конфликте нейтральной  незаинтересованной стороны, которая  авторитетна для всех конфликтующих  участников. Если описать деятельность медиаторов в двух словах, то они ведут процесс выяснения всех обстоятельств конфликта, проблемы. 

При этом медиатор делает все возможное - из этого и  состоит технология медиации - чтобы  позиция и за ней стоящие чувства, пожелания, интересы, потребности сторон сначала были озвучены и учтены, затем были услышаны и поняты всеми, аргументы отработаны, и, наконец, выработано общее решение - выход из конфликтной ситуации, который устроит все стороны. В этом заключается, например, отличие медиации от судебного решения конфликта. Если однозначное решение спорного вопроса в чью-то пользу предполагает наличие обиженной стороны, то медиация помогает удовлетворить интересы всех сторон. 

Стоит отметить, что подобной деятельностью в  развитых странах занимаются только на профессиональной основе, а круг решаемых при этом вопросов достаточно широк, начиная от политических проблем, касающихся всего общества, заканчивая конфликтами по поводу выплат компенсации при сокращении работников на производстве, то есть частными делами и др. 

Медиация является специфическим способом разрешения любых конфликтов в силу целого ряда особенностей, таких как защита интересов каждого участника, ориентировка на нахождения согласия, учёт динамики человеческих взаимоотношений. 

Как утверждает российский специалист в области медиации, Г. Похмелкина, "медиация дает цивилизованные и гуманные средства восстановления нарушенной способности граждан к мирному сосуществованию" [16, c.4-6]. Можно согласиться с тем, что когда в конфликт вмешивается третье, незаинтересованное лицо (уже после того, как непосредственные субъекты конфликта исчерпали все свои ресурсы), это помогает сохранить большинство накопленного положительного опыта предконфликтной коммуникации. 

В наши дни во многих странах Европы и в Соединённых  Штатах Америки уже действуют центры медиации, а сама профессия медиатора является достаточно престижной и популярной. В рамках этой новой профессии специалистами обсуждается вопрос: что можно отнести к медиации, помимо сложившейся к этому времени ее классической формы. Анализ показывает, что некоторые виды посредничества при разрешении конфликтов причислять к медиации было бы неправильно, потому что при этом не соблюдаются правила медиации. Кристоф Бесемер в книге "Практика медиации. Опыт США" следующим образом характеризует развитие медиации в США за последние 20-30 лет, называя основные сферы применения медиации: 

Информация о работе Конфликтология и практика медиации: перспективы развития