Конфликты в педагогической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2011 в 02:02, лекция

Описание

Сущность и причины педагогического конфликта
Виды педагогических конфликтов
Пути разрешения педагогических конфликтов
Позитивные и негативные стороны конфликтов

Работа состоит из  1 файл

Лекция 6 Конфликт.doc

— 102.50 Кб (Скачать документ)

ОПМ

Лекция 6

Конфликты в педагогической деятельности 

  1. Сущность  и причины педагогического конфликта
  2. Виды педагогических конфликтов
  3. Пути разрешения педагогических конфликтов
  4. Позитивные и негативные стороны конфликтов
 
  1. Сущность  и причины педагогического  конфликта
 

     По  природе конфликт представляет собой социальное явление. Общество не может существовать и развиваться без конфликтов.

     В контексте анализа общественных отношений конфликт выступает фактором социального развития, как позитивным (конструктивным), так и негативным (деструктивным), и вскрывает социальные противоречия, ценности, интересы, потребности, уровень развития общества.

     В контексте анализа психологических  аспектов конфликт трактуется как обострение межличностных отношений, внутриличностных противоречий, столкновение личностных верований, позиций, потребностей разных индивидов, их амбиций и т. д.

     Конфликтология  – наука, рассматривающая конфликт как явление человеческой жизни, его общие черты, а также поведение людей, их взаимодействие при условии несовпадения их представлений и интересов (А.Я.Анцупов, А.И.Шапилов).

     Конфликт (от лат. столкновение) –  столкновение противоположных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов, выраженное в обостренной, жесткой форме.

     Для того чтобы понять механизмы педагогического конфликта, определим его формулу. Поскольку конфликт — это спор, приводящий к борьбе, то вполне естественным является выделение противоречий и причин, порождающих конфликт. Свое мнение каждая из сторон пытается высказать, доказать в конфликтной ситуации через инцидент, который собственно и провоцирует конфликт. В развертывании конфликта немаловажную роль играют участники конфликта, их возрастные особенности, ролевые функции и статус, степень владения технологией разрешения конфликта.

     Стратегия и тактика решения педагогического конфликта находятся в прямой зависимости от его особенностей (специфики). Говорят о таких особенностях конфликта, как:

—   профессиональная ответственность  преподавателя за педагогически правильное решение конфликтной ситуации, так как колледж, как и школа или детский сад, является моделью социума;

— участники конфликта имеют разный социальный статус, который определяет поведение сторон в конфликте;

—   разница в возрасте и жизненном  опыте участников разводит их позиции в конфликте, порождая разную ответственность за ошибки при его разрешении;

—   различное понимание событий  и их причин участниками. Педагогу не всегда удается понять глубину переживаний  студента, а студенту — справиться со своими эмоциями;

— присутствие  свидетелей  придает  педагогическому конфликту воспитательное значение, и об этом надо помнить преподавателю;

—  профессиональная позиция преподавателя в конфликте обязывает его взять на себя инициативу по его разрешению;

—  всякая ошибка педагога в разрешении конфликта порождает новые конфликтные ситуации, в которые включаются другие студенты.

     Так же как в конфликте социальном, в педагогическом конфликте его проявление строится на противоречиях в создавшейся педагогической ситуации.

     В методологии педагогики выделяют два типа противоречий.

1.   Противоречия диалектические, т. е. объективное свойство взаимодействующих педагогических структур как условие их развития и прогресса. Это противоречия макроуровня, приводящие к возникновению вертикальных конфликтов. Социально-педагогический процесс представляет собой целенаправленную деятельность по социализации личности, включающую все аспекты воспитания, образования и обучения человека. Основными противоречиями и источниками конфликтов в этом процессе были и остаются проблемы", чему учить и как учить. Основная цель социально-педагогического процесса — воспитание личности с определенными социокультурными качествами. Главным заказчиком в этом процессе является общество, а исполнителем — вся система образования и воспитания. Поэтому на макроуровне противоречия и конфликты в социально-педагогическом процессе возникают между системой образования и обществом (Г. И. Козырев).

     На  среднем уровне линии противоречий проходят между администрацией и преподавателями; между администрацией и родителями учеников; между администрацией учебных заведений и учениками.

     На  нижнем уровне противоречия проходят по линиям «учитель — ученик» и «родитель — ученик».

2.   Противоречия казуальные, т. е. случайные, вызванные в большинстве своем некомпетентностью решений. Здесь имеют место  и  горизонтальные  конфликты:   «преподаватель — родитель», «преподаватель — преподаватель», «родитель — преподаватель»,    «преподаватель — студент»,    «студент — преподаватель», «студент — студент».

     Все причины, возникающие в педагогических конфликтах, можно условно разделить  на две категории: конфликты в  преподавательской среде и конфликты непосредственно в учебно-воспитательной деятельности.

     Причины педагогических конфликтов.

     К таким причинам традиционно можно отнести:

—  малую   возможность   преподавателя   прогнозировать   на учебном занятии поведение учеников;

— стремление педагога в конфликтной ситуации сохранить свой социальный статус любыми средствами, поскольку есть свидетели, другие ученики, и недопустимо уронить честь мундира;

—  оценку преподавателем конфликтного действия ученика, которая нередко строится на субъективном восприятии его поступка, малой информированности о его мотивах, особенностях личности;

—   характер отношений между преподавателем и отдельными учениками;

— учебно-дисциплинарную модель общения, основанную на лозунге «Строгость не повредит»;

— личностные качества педагога (раздражительность, мстительность, человек настроения);

—   низкий педагогический уровень общения.

     В качестве причин конфликта называют также (Е. Е. Акимова):

—  противоречие между теорией и практикой;

—  столкновение противоположных мнений на представленную информацию;

— существование негативной констатации, выраженной во влиянии отрицательного опыта на усвоение информации;              

—   искаженное усвоение информации. 
 
 
 

    2. Виды и структура конфликтов и педагогических конфликтов 

    Виды  конфликтов (по А.И.Бобро, А.М.Гирнык):

  • внутриличностные, межличностные, межгрупповые (в зависимости от того, кто является стороной конфликта)
  • кратковременные, затяжные, безнадежно затяжные (по продолжительности)
  • явные, скрытые (латентные); хронические, острые (по характеру протекания)
  • стихийные, запланированные (по характеру возникновения)
  • затухают спонтанно, благодаря вмешательству внешних сил (по характеру затухания, разрешения)
  • ошибочные, смещенные; условные, настоящие (по критерию истинности-ошибочности)
  • конструктивные, деструктивные (по последствиям и функциям)
  • мотивационные, информационные, организационные, конфликты деятельности, конфликты поступков; кофликты интересов, конфликты систем ценностей, конфликты взаимоотношений, конфликты поступков (по главной причине)\
 

     Жизненный цикл конфликта – весь процес от зарождения до его окончания. Он включает следующие этапы (по А.И.Бобро, А.М.Гирнык).

  • Предконфликтная ситуация – нарастает напряженность в отношениях между потенциальными субъектами конфликта; на этой стадии зарождается скрытый конфликт.
  • Інцидент (от лат. приключение, случай, событие) – первое столкновение конфликтантов, благодаря которому конфликт выходит наружу. Его рассматривают как формальный повод для столкновения двух сторон.
  • Эскалация  (от англ. постепенное расширение, усиление) процесс углубления и расширения конфликта.
  • Кульминация (от лат. вершина) – верхняя точка эскалации. Может проявиться каккак сильнейший взрыв негативних эмоций, энергии конфликтующих сторон. Она есть последней точкой эскалации и одновременно первуй точкой деэскалации конфликта.
  • Деэскалация – уменьшение остроты и разрушительных последствий конфликта. Процес деэскалации может завершаться затуханием конфликта, его разрешением или переходом в новый виток эскалации.
  • Завершение конфликта настает после кульминации и не всегда совпадает с его разрешением. Теоретически можно выделить такие его варианты:
      • конфликт постепенно затихает (суперники устали от вражды);
      • явное превосходство одной стороны дает ей возможность навязать болем слабому опоненту свои условия прекращения конфликта;
      • борьба идет до полного поражения одной из сторон или обеих сторон;
      • сторони достигают консенсуса в спорных вопросах и идут на примирение (компромисс);
      • стороны вичерпали ресурсы, не виявили явного победителя и идут на уступки;
      • побеждают обе стороны;
      • одна сторона выходит из конфликта (переїзд в другой город, переход в другую школу и т.д.);
      • конфликт останавливается вследствие вмешательства «третьей стороны» (администрации, коллектива, родителей).
      • Постконфликтная ситуация открывает новую объективную реальность вследствие конфликта (новую расстановку сил, новый уровень межличностного взаимодействия, новое видение проблемы, изменения не только во взаимоотношениях, но и их сознании, поведении, отношение к профессии, учебной деятельности и т.д.)
 

   В связи с этим педагогические конфликты могут быть:

—   спонтанно возникающими; они развиваются в сфере отношений, и их причиной являются личностные или поведенческие отношения;

—   намеренно создаваемыми;  они провоцируются также в сфере отношений или с определенной целью моделируются в рамках конкретного учебного предмета;

—  специально изучаемыми; они реализуются в учебно-предметной сфере,  поэтому намеренно включаются в содержание учебных планов в виде специальных учебных предметов (например, «Конфликтология», «Педагогическая технология», «Основы педагогического мастерства») и имеют информационную цель. Разновидностью  являются  тематические  конфликты,   которые намеренно используются преподавателем в рамках конкретной дисциплины, этапа урока для реализации развивающей или дидактической цели учебного занятия.

   В качестве компонента конфликта рассматривают педагогическую ситуацию — реальную обстановку в учебной группе в сложной системе отношений и взаимодействий между учениками, которую нужно учитывать при принятии решения о способах воздействия на учащихся.

     Виды педагогических ситуаций. Назовем основные:

—  ситуация деятельности возникает по поводу выполнения студентом учебных заданий;

—  ситуация поведения (поступков) возникает как следствие нарушения студентом правил поведения в колледже, дома, в общественном месте;

—  ситуация   отношений   возникает   в   сфере   эмоционально-личностных отношений между преподавателем и студентами или между студентами.

     Конфликтная ситуация перерастает в инцидент из-за ошибок ее восприятия:

иллюзия собственного благородства. Человек считает, что он является жертвой злобного противника и с точки зрения морали ведет себя образцово;

—  поиск соломинки в глазу другого. Преподаватель, конфликтующий со студентом, как правило, в деталях рассказывает, как тот грубо разговаривал, держал руки в карманах, ехидно улыбался. Он замечает малейшие нюансы в поведении подопечного. А на невинный вопрос: «А как вели себя вы?» — нередко возмущенно отвечает: «А при чем здесь я? Ведь мы разбираем не мое поведение!»  В конфликте чрезвычайно важно контролировать каждое свое слово, каждый поступок;

Информация о работе Конфликты в педагогической деятельности