Конфликты в педагогической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2011 в 02:02, лекция

Описание

Сущность и причины педагогического конфликта
Виды педагогических конфликтов
Пути разрешения педагогических конфликтов
Позитивные и негативные стороны конфликтов

Работа состоит из  1 файл

Лекция 6 Конфликт.doc

— 102.50 Кб (Скачать документ)

3.   Возврат эмоций. Выход педагога из плена собственных эмоций и возможность откликнуться на переживания студента.

4.   Наказание. Преподаватель, который стремится к конструктивному разрешению конфликта, должен руководствоваться мудрым советом, что наказание должно уничтожить отдельный конфликт и не создавать новых конфликтов (А. С. Макаренко). Система наказания в ученическом классе должна быть продумана, чтобы не нанести ущерб личности студента.

     При любом варианте развития конфликта  задача педагога состоит в том, чтобы превратить противодействие сторон во взаимодействие, деструктивный конфликт в конструктивный. Для этого необходимо проделать ряд последовательных операций.

Добиться  адекватного восприятия оппонентами  друг друга. Конфликтующие люди (особенно молодежь, дети), как правило, недружелюбно настроены по отношению к оппоненту. Эмоциональное возбуждение мешает им адекватно оценивать ситуацию и реальное отношение оппонента к ним лично. Педагогу необходимо снизить свое эмоциональное напряжение в отношениях со учеником, родителем, коллегой. Для этого можно использовать следующие правила:

—   не отвечать на агрессию агрессией;

—   не оскорблять и не унижать оппонента ни словом, ни жестом, ни взглядом;

—   давать возможность оппоненту высказаться, внимательно выслушав его претензии;

—  стараться выразить свое понимание и соучастие в связи с возникшими у оппонента трудностями;

—  не делать скоропалительных выводов, не давать поспешных советов, ведь ситуация бывает гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд;

—  предложить оппоненту обсудить возникшие проблемы в спокойной обстановке. Если обстоятельства позволяют, то попросить дать время, чтобы лучше обдумать полученную информацию. Пауза также будет способствовать снятию эмоционального напряжения.

Диалог  можно рассматривать и как  цель, и как средство: на первой стадии диалог — способ налаживания коммуникации между оппонентами; на второй — средство для обсуждения спорных вопросов и поиска взаимоприемлемых способов урегулирования конфликта.

     В диалоге важна  техника активного  слушания. Ее основные моменты:

—   соблюдение педагогического такта, корректности по отношению к оппоненту. Это должен быть разговор равного с равным;

—   не перебивать без надобности, сначала  слушать, а потом говорить;

—   не навязывать свою точку зрения, искать истину вместе;

—   отстаивать свои позиции, но не быть категоричным, уметь сомневаться в самом  себе;

—   в своих доводах опираться  на факты, а не на слухи и чужие мнения;

—  стараться правильно задавать вопросы, они являются основным ключом в поисках истины;

— не давать готовых рецептов решения проблем, стараться так строить логику рассуждений, чтобы оппонент сам находил нужные решения.

     В ходе диалога «преподаватель — конфликтующий  ученик» оппоненты уточняют отношения, позиции, намерения, цели друг друга. Они становятся более информированными и лучше представляют сложившуюся конфликтную ситуацию. И если удалось выявить и обозначить конкретные источники и причины спора, то можно переходить к завершающему этапу урегулирования конфликта.

Взаимодействие — завершающий этап в урегулировании конфликта. По сути, оно включает и восприятие, и диалог, и прочие виды совместной (согласованной и несогласованной) деятельности и общения. Но здесь под взаимодействием понимается совместная деятельность всех участников конфликта, направленная на его разрешение. 
 
 

         Пути  преодоления конфликтов: 

      Приспособление  – на этапе налаживания контактов. Суть – в принятии ребенка таким, каким он является. Особенно – с тяжелыми детьми.

      Уклонение – сознательный уход учителя от конфронтации (шутка, молчание).

      Отступление – признание своей ошибки.

      Компромисс обоюдные уступки. Свидетельство уважения к ученику

      Сотрудничество – общий с учениками поиск решения принятия взаимной ответственности.

      Доминирование – одностороннее отстаивание учителем собственной позиции. 

         Способы разрешения конфликтов 

  • Проявление  эмпатии
  • «Третейський судья» (обращение к третьей стороне)
  • Двусторонний аналіз
  • Временный разрыв святи
  • Ультиматум
  • Подавление
  • Шутка
  • Компромисс
  • Принесение звинений
  • Авансирование личности
  • Прощение
  • Поручительство
  • Организация успеха в деятельности воспитанника
  • Моральная поддержка
  • Повышение статуса воспитанника в детском коллективе
  • Переключение внимания
  • Отсрочка и др.
 

    4. Позитивные и негативные стороны конфликтов 

         Позитивные стороны педагогических конфликтов:

    • Борьба с застоем, пробуждение к самоанализу, самокритике;
    • Стимулирование внутренней работы по принятию фактов и событий жизни;
    • Полное раскрытие личности;
    • Способности к протесту;
    • Содействие личностному самоутверждению;
    • Учит тех, кто наблюдает
 

    Негативные  стороны и нежелательные последствия конфликта:

    • Снижение критичности мышления
    • Повышение уровня тревожности
    • Причинение воспитаннику глубокой психической травмы
    • Провоцирование ответной грубости и агрессии, негативистских действий
    • Потеря авторитета учителем
    • Снижение интереса к преподаваемому учителем предмету
    • Школьная дезадаптация
    • Усиление тенденций трудновоспитуемости у отдельных детей или группы.

Информация о работе Конфликты в педагогической деятельности