Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2011 в 02:02, лекция
Сущность и причины педагогического конфликта
Виды педагогических конфликтов
Пути разрешения педагогических конфликтов
Позитивные и негативные стороны конфликтов
3. Возврат эмоций. Выход педагога из плена собственных эмоций и возможность откликнуться на переживания студента.
4. Наказание. Преподаватель, который стремится к конструктивному разрешению конфликта, должен руководствоваться мудрым советом, что наказание должно уничтожить отдельный конфликт и не создавать новых конфликтов (А. С. Макаренко). Система наказания в ученическом классе должна быть продумана, чтобы не нанести ущерб личности студента.
При любом варианте развития конфликта задача педагога состоит в том, чтобы превратить противодействие сторон во взаимодействие, деструктивный конфликт в конструктивный. Для этого необходимо проделать ряд последовательных операций.
Добиться адекватного восприятия оппонентами друг друга. Конфликтующие люди (особенно молодежь, дети), как правило, недружелюбно настроены по отношению к оппоненту. Эмоциональное возбуждение мешает им адекватно оценивать ситуацию и реальное отношение оппонента к ним лично. Педагогу необходимо снизить свое эмоциональное напряжение в отношениях со учеником, родителем, коллегой. Для этого можно использовать следующие правила:
— не отвечать на агрессию агрессией;
— не оскорблять и не унижать оппонента ни словом, ни жестом, ни взглядом;
—
давать возможность оппоненту
— стараться выразить свое понимание и соучастие в связи с возникшими у оппонента трудностями;
— не делать скоропалительных выводов, не давать поспешных советов, ведь ситуация бывает гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд;
— предложить оппоненту обсудить возникшие проблемы в спокойной обстановке. Если обстоятельства позволяют, то попросить дать время, чтобы лучше обдумать полученную информацию. Пауза также будет способствовать снятию эмоционального напряжения.
Диалог можно рассматривать и как цель, и как средство: на первой стадии диалог — способ налаживания коммуникации между оппонентами; на второй — средство для обсуждения спорных вопросов и поиска взаимоприемлемых способов урегулирования конфликта.
В диалоге важна техника активного слушания. Ее основные моменты:
— соблюдение педагогического такта, корректности по отношению к оппоненту. Это должен быть разговор равного с равным;
— не перебивать без надобности, сначала слушать, а потом говорить;
— не навязывать свою точку зрения, искать истину вместе;
— отстаивать свои позиции, но не быть категоричным, уметь сомневаться в самом себе;
— в своих доводах опираться на факты, а не на слухи и чужие мнения;
— стараться правильно задавать вопросы, они являются основным ключом в поисках истины;
— не давать готовых рецептов решения проблем, стараться так строить логику рассуждений, чтобы оппонент сам находил нужные решения.
В ходе диалога «преподаватель — конфликтующий ученик» оппоненты уточняют отношения, позиции, намерения, цели друг друга. Они становятся более информированными и лучше представляют сложившуюся конфликтную ситуацию. И если удалось выявить и обозначить конкретные источники и причины спора, то можно переходить к завершающему этапу урегулирования конфликта.
Взаимодействие
— завершающий этап в урегулировании
конфликта. По сути, оно включает и восприятие,
и диалог, и прочие виды совместной (согласованной
и несогласованной) деятельности и общения.
Но здесь под взаимодействием понимается
совместная деятельность всех участников
конфликта, направленная на его разрешение.
Пути
преодоления конфликтов:
Приспособление – на этапе налаживания контактов. Суть – в принятии ребенка таким, каким он является. Особенно – с тяжелыми детьми.
Уклонение – сознательный уход учителя от конфронтации (шутка, молчание).
Отступление – признание своей ошибки.
Компромисс – обоюдные уступки. Свидетельство уважения к ученику
Сотрудничество – общий с учениками поиск решения принятия взаимной ответственности.
Доминирование
– одностороннее отстаивание учителем
собственной позиции.
Способы
разрешения конфликтов
4.
Позитивные и негативные
стороны конфликтов
Позитивные стороны педагогических конфликтов:
Негативные стороны и нежелательные последствия конфликта: