Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 23:06, реферат
Цель данной работы – оптимизация развития коллектива как управленческой единицы.
Для достижения поставленной цели, мы решаем следующие задачи:
- исследовать социально-психологический климат внутри группы
- выявить уровень конфликтности в группе
- определить роль и типы лидеров в группе
- установить специфику коллектива и распределение в нем ролей
МИНОБРНАУКИ РФ
ФГБОУ ВПО
«Санкт-Петербургский
Институт социологии и управления социальными процессами
Кафедра
рекламы и связей с общественностью
Итоговая работа по дисциплине:
«Консалтинг»
студентки 5 курса специальности 030602.65
Пантелеймонова Ксения
Урникис Алина
Пылаева Полина
Руководитель:
Модестова
Т.В.
Санкт-Петербург
2011г
Содержание
Цель данной работы – оптимизация развития коллектива как управленческой единицы.
Для достижения поставленной цели, мы решаем следующие задачи:
-
исследовать социально-
- выявить уровень конфликтности в группе
-
определить роль и типы
- установить специфику коллектива и распределение в нем ролей
Данное исследование проводилось в студенческой группе 5 курса дневного отделения по специальности «связи с общественностью». Немаловажно отметить, на протяжении всех лет обучения состав группы оставался стабильным – в коллектив не приходили новые учащиеся. Это говорит о том, что в группе уже сложились четкие социальные связи и сформированы отношения между членами группы.
Исследование проводилось во время учебного процесса. Также мы использовали интернет-технологии. Чтобы решить заявленные выше задачи, мы выбрали следующие методики:
- социометрическое исследование;
-
психологические тесты на
-
игровая методика «Семейная
В ходе исследования уровня конфликтности в группе было предложено пройти тест Томаса, тест « Уровень агрессивности» и заполнить анкету «Уровень конфликтности в группе».
В результате проведения
Для описании типов поведения людей в конфликтах (точнее, в конфликте интересов) К.Томас считает применимой двухмерную модель регулирования конфликтов, основополагающими в которой являются кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в ситуацию, и напористость, для которой характерен акцент на собственных интересах.
Выделяется 5 способов регулирования в конфликтах, обозначенные в соответствии с двумя основополагающими измерениями ( кооперация и напористость):
- Соревнование (конкуренция) – стремление добиться своих интересов в ущерб другому.
-
Приспособление – принесение
в жертву собственных
- Компромисс – соглашение на основе взаимных уступок.
-
Сотрудничество – участники
-
Избегание – отсутствие
Исследуемая группа показала следующие результаты при выявлении типов поведения в конфликте:
Соперничество | 4 человека |
Сотрудничество | 1 человек |
Компромисс | 2 человека |
Избегание | 3 человека |
Приспособление | 2 человека |
Участникам эксперимента было предложено выявить у себя агрессивные тенденции, отвечая «да» или «нет» на предлагаемые суждения и ситуации. За каждый положительный ответ начислялись баллы, сумма которых отражает уровень агрессивности каждого человека:
от
0 до 4 баллов – низкий уровень. Обычно
свидетельствует о
от 5 до 10 баллов – обуславливается спонтанной агрессией и сопряженностью с неумением переключить агрессию на деятельность или неодушевленные предметы.
от 11 до 16 баллов – спонтанность, некоторая анонимность, слабая способность к торможению.
от 17 до 20 баллов – повышенный уровень. Добавляются показатели расплаты, провокации.
более
20 баллов – очень высокий уровень, связан
с получением удовольствия от агрессии,
провокация агрессии у окружающих, перенятием
агрессии толпы.
В ходе обработки результатов теста были выявлены следующие данные :
0-4 балла | - |
5-10 баллов | 6 человек |
11-16 баллов | 5 человек |
17-20 баллов | 1 человек |
Более 20 баллов | - |
Респондентам было предложено заполнить анкету, состоящую из 7 вопросов, которые отражают видение каждого участника уровня конфликтности в группе. За каждый ответ начислялось определенное количество баллов.
7-15
баллов – невысокий уровень
конфликтности, коллектив
16-25
баллов – средний уровень
26-38
баллов – высокий уровень
7-15 баллов | 12 человек |
16-25 баллов | - |
26-38 баллов | - |
На основе выявленных данных можно сделать вывод о том, что исследуемая группа – коллектив с невысоким уровнем конфликтности.
Однако тест на уровень агрессивности показал, что в группе преобладают люди с уровнем агрессивности, обуславливаемым спонтанной и слабой способностью к торможению агрессии.
Также возникают незначительные споры, которые провоцируются некоторыми участниками группы, выбирающие такой тип поведения в конфликте, как соперничество, чему свидетельствуют результаты теста Томаса.
В ходе исследования роль лидера в группе было предложено две методики: игровая, диагностическая и тест «Роли в команде».
В
результате проведения и анализа
перечисленных методик, были выявлены
следующие результаты:
Группе было предложено представить себя семьей и сфотографироваться для семейного альбома. Предлагалось стать фотографом и старшими членами семьи (для центральной позиции на фотографии), а так же просто родственниками.
При завершении исследования группа показала следующие поведение: на роль фотографа сразу же вызвались три человека, которые действительно хотели участвовать в процессе.
В связи с эти можно сделать выводы, что в данной группе есть три формальных лидера.
При распределении ролей старших членов семьи и просто родственников велись долгие переговоры, но в итоге два человека заняли позиции в центре снимка, это говорит о присутствие в группе двух неформальных лидеров.
С
помощью этой игровой методики мы
смогли раскрыть систему симпатий-антипатий
в группе и распознать новых формальных
и неформальных лидеров.
2.Тест
Белбина «Роли в команде»
Этот тест предназначен для определения ролей членов команды. Его автор, доктор психологических наук, профессор Рэймонд Мередит Белбин, выделил восемь наиболее характерных ролей.
1.Формальный лидер - Стабильный, властный, экстраверт. Тип людей - руководителей
2.Неформальный лидер - Общественный (неформальный) лидер. Властен, вечный глава группы людей. Он настоящий лидер, когда нет капитана, или тот не может управлять
3.Генератор идей - Человек идей. Предлагает радикальные идеи. Умён. Может обидеть критикой. Озабочен картиной в целом, но не занимается внедрением идей.
4.Аналитик - Очень спокойный, умный, интроверт. Рассудочен, серьезен, предостерегает от ошибок. Скорее критик, а не созидатель, но его критика конструктивна.
5.Методист- Распределяет задания, может превратить планы команды в планы каждого. Искренен, ему доверяют коллеги.
6.Дипломат- Наиболее чувствительный в команде человек. Знает нужды, проблемы и частную жизнь каждого. Его любят, он цементирует команду.
7.Исследователь- Сильный, властный. Его очень любят в команде. Коммуникабелен, расслабленный экстраверт.
8.Исполнитель- Беспокойный интроверт. Ужасно беспокоится, что что-то не так. Проверяет каждую мелочь. У него хороший самоконтроль. Он заботится о качестве, оттачивает работу.
Исследование дало следующие результаты:
Форм, лидер | Неформ, лидер | Генератор идей | Аналитик | Методист | Дипломат | Исследователь | Исполнитель |
1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 0 | 0 | 0 |
Информация о работе Консалтинговое исследование внутригрупповой динамики