Консалтинговое исследование внутригрупповой динамики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 23:06, реферат

Описание

Цель данной работы – оптимизация развития коллектива как управленческой единицы.
Для достижения поставленной цели, мы решаем следующие задачи:
- исследовать социально-психологический климат внутри группы
- выявить уровень конфликтности в группе
- определить роль и типы лидеров в группе
- установить специфику коллектива и распределение в нем ролей

Работа состоит из  1 файл

итог для модестовой.docx

— 28.45 Кб (Скачать документ)

МИНОБРНАУКИ РФ

ФГБОУ ВПО  «Санкт-Петербургский государственный  университет сервиса и экономики»

Институт  социологии и управления социальными  процессами

Кафедра рекламы и связей с общественностью 
 
 

Итоговая  работа по дисциплине:

«Консалтинг»

                 
 
 

                                                                                                                          Выполнили: 

                    студентки 5 курса специальности 030602.65

                    Пантелеймонова  Ксения

                    Урникис Алина

                    Пылаева Полина

                    Руководитель:

                    Модестова Т.В. 

                                                      

                                                 

Санкт-Петербург

2011г

 

      

      Содержание

 

      

      Вступление

 
 
 

      Цель  данной работы – оптимизация развития коллектива как управленческой единицы.

      Для достижения поставленной цели, мы решаем следующие задачи:

      - исследовать социально-психологический  климат внутри группы 

      - выявить уровень конфликтности  в группе

      - определить роль и типы лидеров  в группе

      - установить специфику коллектива и распределение в нем ролей

       

      Данное  исследование проводилось в студенческой группе 5 курса дневного отделения  по специальности «связи с общественностью». Немаловажно отметить, на протяжении всех лет обучения состав группы оставался стабильным – в коллектив не приходили новые учащиеся. Это говорит о том, что в группе уже сложились четкие социальные связи и сформированы отношения между членами группы.

      Исследование  проводилось во время учебного процесса. Также мы использовали интернет-технологии. Чтобы решить заявленные выше задачи, мы выбрали следующие методики:

      - социометрическое исследование;

      - психологические тесты на распределение  ролей в группе, уровень агрессивности  и тест Томаса;

      - игровая методика «Семейная фотография».

 

      

      Полученные  результаты

      Уровень конфликтности в  группе

 

      В ходе исследования уровня конфликтности  в группе было предложено пройти тест Томаса, тест « Уровень агрессивности» и заполнить анкету «Уровень конфликтности  в группе».

        В результате проведения вышеперечисленных  методик были выявлены следующие  данные:

  1. Тест Томаса. Типы поведения в конфликте.

      Для описании типов поведения людей  в конфликтах (точнее, в конфликте  интересов) К.Томас считает применимой двухмерную модель регулирования конфликтов, основополагающими в которой  являются кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в ситуацию, и напористость, для которой характерен акцент на собственных интересах.

      Выделяется 5 способов регулирования в конфликтах, обозначенные в соответствии с двумя  основополагающими измерениями  ( кооперация и напористость):

      - Соревнование (конкуренция) – стремление  добиться своих интересов в  ущерб другому.

      - Приспособление – принесение  в жертву собственных интересов  ради другого.

      - Компромисс – соглашение на  основе взаимных уступок.

      - Сотрудничество – участники ситуации  приходят к альтернативе, полностью  удовлетворяющей интересы обеих  сторон.

      - Избегание – отсутствие стремления  к кооперации и отсутствия  к тенденции к достижению собственных  целей. 

      Исследуемая группа показала следующие результаты при выявлении типов поведения  в конфликте:

      
      Соперничество       4 человека
      Сотрудничество       1 человек
      Компромисс       2 человека
      Избегание       3 человека
      Приспособление       2 человека
  1. Тест « Уровень агрессивности».

      Участникам  эксперимента было предложено выявить  у себя агрессивные тенденции, отвечая  «да» или «нет» на предлагаемые суждения и ситуации. За каждый положительный  ответ начислялись баллы, сумма  которых отражает уровень агрессивности  каждого человека:

      от 0 до 4 баллов – низкий уровень. Обычно свидетельствует о неискренности  ответов респондента.

      от 5 до 10 баллов – обуславливается спонтанной агрессией и сопряженностью с неумением переключить агрессию на деятельность или неодушевленные предметы.

      от 11 до 16 баллов – спонтанность, некоторая анонимность, слабая способность к торможению.

      от 17 до 20 баллов – повышенный уровень. Добавляются показатели расплаты, провокации.

      более  20 баллов – очень высокий уровень, связан с получением удовольствия от агрессии, провокация агрессии у окружающих, перенятием агрессии толпы. 

      В ходе обработки результатов теста  были выявлены следующие данные :

      
      0-4 балла       -
      5-10 баллов       6 человек
      11-16 баллов       5 человек
      17-20 баллов       1 человек
      Более 20 баллов       -
 
 
  1. Анкета  « Уровень конфликтности в  группе ».

      Респондентам  было предложено заполнить анкету, состоящую из 7 вопросов, которые  отражают видение каждого участника  уровня конфликтности в группе. За каждый ответ начислялось определенное количество баллов.

      7-15 баллов – невысокий уровень  конфликтности, коллектив действует  сплоченно.

      16-25 баллов – средний уровень конфликтности,  существуют внутренние неформальные  объединения.

      26-38 баллов – высокий уровень конфликтности,  конфликты – частое явление,  каждый член группы «сам за  себя». 

      
      7-15 баллов       12 человек
      16-25 баллов        -
      26-38 баллов       -
 

      На  основе выявленных данных можно сделать  вывод о том, что исследуемая  группа – коллектив с невысоким  уровнем конфликтности.

      Однако  тест на уровень агрессивности показал, что в группе преобладают люди с уровнем агрессивности, обуславливаемым  спонтанной и слабой способностью к  торможению агрессии.

      Также возникают незначительные споры, которые  провоцируются некоторыми участниками  группы, выбирающие такой тип поведения  в конфликте, как соперничество, чему свидетельствуют результаты теста Томаса.

      Роль  лидера в группе

 

      В ходе исследования роль лидера в группе было предложено две методики: игровая, диагностическая и тест «Роли  в команде».

      В результате проведения и анализа  перечисленных методик, были выявлены следующие результаты: 

  1. Игровая методика. «Семейная  фотография»

      Группе было предложено представить себя семьей и сфотографироваться для семейного альбома. Предлагалось  стать фотографом и старшими членами семьи (для центральной позиции на фотографии), а так же  просто родственниками.

      При завершении исследования группа показала следующие поведение: на роль фотографа  сразу же вызвались три человека, которые действительно хотели участвовать  в процессе.

     В связи с эти можно сделать  выводы, что в данной группе есть три формальных лидера.

     При распределении ролей старших  членов семьи и просто родственников  велись долгие переговоры, но в итоге  два человека заняли позиции в  центре снимка, это говорит о присутствие  в группе двух неформальных лидеров.

     С помощью этой игровой методики мы смогли раскрыть систему симпатий-антипатий  в группе и распознать новых формальных и неформальных лидеров. 

      2.Тест  Белбина «Роли в команде» 

      Этот  тест предназначен для определения  ролей членов команды. Его автор, доктор психологических наук, профессор  Рэймонд Мередит Белбин, выделил восемь наиболее характерных ролей.

      1.Формальный  лидер - Стабильный, властный, экстраверт. Тип людей - руководителей

      2.Неформальный  лидер - Общественный (неформальный) лидер. Властен, вечный глава группы людей. Он настоящий лидер, когда нет капитана, или тот не может управлять

      3.Генератор  идей - Человек идей. Предлагает радикальные идеи. Умён. Может обидеть критикой. Озабочен картиной в целом, но не занимается внедрением идей.

      4.Аналитик - Очень спокойный, умный, интроверт. Рассудочен, серьезен, предостерегает от ошибок. Скорее критик, а не созидатель, но его критика конструктивна.

      5.Методист- Распределяет задания, может превратить планы команды в планы каждого. Искренен, ему доверяют коллеги.

      6.Дипломат- Наиболее чувствительный в команде человек. Знает нужды, проблемы и частную жизнь каждого. Его любят, он цементирует команду.

      7.Исследователь- Сильный, властный. Его очень любят в команде. Коммуникабелен, расслабленный экстраверт.

      8.Исполнитель- Беспокойный интроверт. Ужасно беспокоится, что что-то не так. Проверяет каждую мелочь. У него хороший самоконтроль. Он заботится о качестве, оттачивает работу.

      Исследование  дало следующие результаты:

      
      Форм, лидер              Неформ, лидер              Генератор идей              Аналитик              Методист              Дипломат              Исследователь              Исполнитель       
      1       1       1       2       1       0       0       0

Информация о работе Консалтинговое исследование внутригрупповой динамики