Контрольная работа по "Юридической психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 17:48, контрольная работа

Описание

Деятельность — это та или иная (внутренняя или внешняя) активность человека, направленная на достижение поставленной цели. Как писал С.Л. Рубинштейн, «специфическая особенность человеческой деятельности заключается в том, что она сознательна и целенаправленна. В ней и через нее человек реализует свои цели, объективирует свои замыслы и идеи в преобразуемой им действительности».

Содержание

1. Понятие психологической структуры преступного деяния 3 стр.
2. Психологические особенности импульсивных преступных
действий 9 стр.
3. Принятие решений о совершении преступлений и исполнение преступления 11 стр.
4. Задача № 1 17 стр.
5. Задача № 2 18 стр.
6. Список литературы

Работа состоит из  1 файл

КОНТРОЛЬНА ПО ЮР ПСИХОЛОГИИ.doc

— 135.00 Кб (Скачать документ)

Способ деяния — реализация психических и психофизиологических исполнительских стереотипов индивида в определенных условиях достижения цели. Эти комплексы так же индивидуализированы, как и папиллярные узоры пальцев. Однако в отличие от последних следы этого комплекса всегда остаются на месте совершения преступления.

Устойчивые  поведенческие особенности личности — криминалистически значимые идентификационные свойства личности преступника.

Способ совершения преступления неизбежно связан с  особенностями допреступного и  послепреступного поведения лица, совершающего преступление.

Неповторимость индивидуальных способов действия, поведенческая уникальность каждого преступления — личностный отпечаток преступника, обусловленный динамическими стереотипами его психофизиологии.

Наиболее юридически и психологически значимый компонент  преступного поведения — результат преступного деяния. Особенно существенно отношение индивида к достигнутому преступному результату. Эти отношения различны — от чистосердечного раскаяния и осознания вины до глубокого удовлетворения достигнутым.

Удовлетворенность достигнутыми результатами или неудовлетворенность ими ведет к появлению новых преступных целей или к самоосуждению преступного поведения, к прекращению преступной деятельности. Личностная положительная оценка преступного результата — признак глубокой криминальной деформированности личности, основной критерий преступного типа личности.

 

Результат преступного деяния.

Совершение  преступления в большинстве случаев  связано с достижением заранее  планируемого преступного результата. Этот результат оценивается преступником с позиций его исходных побуждений.

Удовлетворение  результатом закрепляет образ данного  акта преступного поведения, облегчает  его повторение в будущем.

Возможно и  отрицательное отношение к тому результату, которого хотел достичь  и достиг преступник. Образ достигнутого результата может вызвать отрицательные чувства и в связи с этим раскаяние в содеянном.

Возможен и  добровольный отказ от доведения  преступления до конца, т.е. до достижения ранее запланированного результата.

Мотивы отказа от доведения преступления до конца  могут возникнуть на основе жалости, сострадания, малодушия, страха и т.п. И несмотря на то, что эти мотивы не имеют юридического значения (отказ признается добровольным независимо от его мотива), они существенны для оценки личности преступника.

При этом следует  учитывать обстоятельства возникновения контрмотивов, т.е. мотивов, противопоставленных первоначальным мотивам и изменивших первоначальную направленность деяния.

Оценка результата преступного деяния преступником может быть связана с переоценкой его ценностных ориентации. В ряде случаев, особенно тогда, когда обнаруживаются неожиданные стороны деяния, оказывающие сильное отрицательное эмоциональное воздействие, могут возникнуть угрызения совести, чувство виновности.

Совершенное преступление всегда вызывает определенные изменения в личностных качествах преступника — происходит или закрепление преступной, антисоциальной направленности личности, или критическая ее перестройка.

Совершенное преступление, постоянная угроза разоблачения и наказания  создают соответствующую послепреступную доминанту в психике преступника, определенную напряженность в его поведении. Страх перед наказанием может вызвать действия, неадекватные обстоятельствам, снижение уровня саморегуляции, повышенную мнительность, ригидность, негибкость мышления, состояние подавленности и даже депрессии.

В ряде случаев  преступник совершает перестраховочные действия, приходит на место совершения преступления с целью более тщательного  сокрытия следов преступления, их маскировки и имитации с целью направить  расследование по ложному пути.

При этом проявляется  повышенный интерес к ходу расследования, и это обстоятельство необходимо учитывать в оперативно-розыскной  деятельности. Повторное посещение  места преступления может быть связано  и с ассоциативным возбуждением чувств, испытанных при совершении преступления.

У отдельных  преступников после совершения преступления может усилиться противопоставление своей личности социальным требованиям. Такие преступники ищут эмоциональных  ситуаций, отвлекающих сознание от прошлых событий. В ряде случаев это переключение осуществляется путем планирования новых преступлений. И нередко эти новые преступления совершаются с большим ожесточением, цинизмом и с меньшей осмотрительностью.

Преступное  деяние в целом подлежит уголовно-правовой оценке, при этом должна быть установлена виновность или невиновность лица, совершившего соответствующие действия.

Вина — причастность личности, всей ее сознательно-подсознательной сферы к совершенному общественно опасному деянию и его общественно опасным последствиям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задача  №1.

 

Осмотр места происшествия – обнаружение и непосредственное исследование материальных объектов, их признаков и взаимосвязей, имеющих существенное значение для расследования происшествия и находящихся в пространстве, котором оно произошло или обнаружены его следы.

Осмотр места  происшествия является следственным действием, основанным на чувственной сфере  познания и направленным на отражение  пространственно-предметного единства воспринимаемой обстановки, временной  последовательности событий и на выявление их причинно следственных связей.

Исследование  ведется целенаправленно и планомерно на базе определенных методических приемов.

Осмотр места  происшествия должен быть осмотрен до тех пор, пока не будут проверены  все возможные предположения о совершившемся событии.

Анализируя  условия задачи можно предположить, что произошло убийство, которое  было совершено утром, на что указывают  показания соседки убитой Я. Она  отметила, что пол был незадолго  до этого вымыт. При осмотре места  происшествия были обнаружены следы мужской обуви на свежевымытом полу. Мужчина, возможно преступник, специально возвращался назад по своим же следам, чтобы запутать следователя, который будет осматривать место происшествия. Можно так же предположить, что убийство совершено из корыстных побуждений, т.к. в этом доме проживала убитая Я. одна, без родственников. Корысть, возможно заключается в дальнейшем завладении домом убитой Я.

Обязательно следует  помнить о возможных действиях  по имитации механизма происшествия преступника. На место происшествия обязательно нужно пригласить понятых и обстоятельно опросить соседку убитой Я., которая тоже может попасть под подозрение. Иногда преступники специально одевают не принадлежащую им обувь, для того, чтобы запутать следствие (например, соседка могла одеть мужскую обувь). Для воссоздания события преступления важна поза трупа, она может свидетельствовать об обстоятельствах, предшествующих убийству.

 

 

 

Задача  №2.

К конфликтным  эмоциональным состояниям относят: стресс, аффект, фрустрация. Буквально аффект (от лат. ) — душевное волнение, страсть. Как писал один из видных наших отечественных психологов С.Л. Рубинштейн, «аффект — это стремительно и бурно протекающий эмоциональный процесс взрывного характера, который может дать не подчиненную сознательному волевому контролю разрядку в действии. Именно аффекты по преимуществу связаны с шоками — потрясениями, выражающимися в дезорганизации деятельности». Аффективную форму могут приобретать различные эмоциональные переживания страха, гнева, радости и т.д.

Аффект, несмотря на свою необычную форму выражения, считается нормальным психическим  явлением. Однако его следует отличать от патологического аффекта, который  изучается в психиатрии. Чтобы  избежать смешения этих эмоциональных  состояний, в юридической психологии к термину «аффект» иногда добавляют «физиологический», подчеркивая тем самым, что его основу составляют: естественные физиологические, нейродинамические процессы.

Аффективное поведение  человека предстает как целостное психическое явление, своеобразный симптомокомплекс вегетосоматических, поведенческих признаков, дополняемых субъективными переживаниями, ощущениями, частичными изменениями сознания. Совокупность всех этих объективных (внешне наблюдаемых) признаков и субъективно переживаемых ощущений позволяет распознавать действительный физиологический аффект с достаточной надежностью и отличать его от симулятивного, установочного поведения. Знание диагностических признаков аффекта помогает следователю (суду) путем допроса свидетелей, потерпевших, самого обвиняемого (подсудимого) собирать необходимую информацию для ее оценки на предмет установления с помощью судебно-психологической либо комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы состояния аффекта с последующей квалификацией правоохранительными органами содеянного виновным.

Диагностические признаки аффекта:

  • субъективная внезапность возникновения аффекта;
  • кратковременный, взрывной характер эмоциональной разрядки;
  • интенсивность, напряженность эмоциональных переживаний, проявляющиеся в мышечном напряжении, двигательном возбуждении,
  • проявляемых в виде импульсивных, стереотипизированных действий (так называемые привычные автоматизмы);
  • специфические изменения сознания, его «суженность», концентрация мышления на аффективно окрашенных переживаниях, вследствие чего субъектом осознаются лишь ближайшие цели и принимаются неадекватные возникшей ситуации решения в ущерб собственным интересам и планам, без учета возможных последствий, о чем он сам впоследствии обычно сожалеет;
  • нарушения психических познавательных процессов (фрагментарность восприятия, частичная амнезия происшедшего и т.п.);
  • внешне наблюдаемые признаки расстройства вегетативной нервной системы (изменение цвета кожных покровов лица, аффективно окрашенная мимика, прерывистая речь с нарушенной артикуляцией, измененным тембром голоса, замедленным темпом произнесения слов в стадии спада);
  • снижение эмоционально-волевой регуляции поведения, самоконтроля;
  • постаффективное истощение нервной системы, упадок сил, снижение активности, оглушенность, апатия, заторможенность в стадии спада (М.М. Коченов, О.Д. Ситковская и др.).

Для правильного  решения вопроса о том, находился  ли обвиняемый (подсудимый) в состоянии  аффекта, помимо установления отмеченных выше признаков необходимо исследовать:

  • характер аффектогенной ситуации;
  • индивидуально-психологические особенности личности обвиняемого (подсудимого);
  • его психофизиологическое состояние накануне преступления;
  • характер действий обвиняемого в момент совершения преступления;

особенности поведения  виновного сразу же после преступления, его реакция на слова окружающих, отношение к своим противоправным действиям и наступившим последствиям.

Состояние психической  напряженности (стресс).

Длительно переживаемые эмоции тревоги, страха могут свидетельствовать о том, что субъект находится в состоянии психической напряженности или в состоянии стресса.

Стресс и  его воздействие на сознание, деятельность современного человека — одна из актуальных проблем, которая в настоящее  время привлекает внимание не только психологов, но и специалистов из других областей знаний.

В литературе понятия  стресс (или эмоциональный стресс), психическая напряженность нередко  употребляются как синонимы. Эти  понятия характеризуют особенности  психической деятельности, функционирования психики человека в сложных, экстремальных условиях. Такими условиями деятельности могут быть как обстоятельства, связанные с совершением противоправных действий, так и сама процедура расследования, вызывающая состояние психической напряженности не только у обвиняемого, свидетеля, потерпевшего, но порой и у следователя, прокурора, адвоката, судьи.

В основе учения о стрессе лежит теория гомеостаза, т.е. относительного равновесия, постоянства внутренней среды организма в качестве важнейшего условия его жизнедеятельности.

Таким образом, стресс — это состояние психической напряженности, обусловленное адаптацией (приспособлением), перестройкой психики человека, его организма в целом к сложным, изменяющимся условиям его жизнедеятельности.

 

Физиологический аффект

Патологический аффект

1. Высокая интенсивность  возбуждения

1.Сверхинтенсивность перевозбуждения

2. Соответствие  вызвавшей причине

2. Несоответствие  вызвавшей причине

3. Значительная  дезорганизация сознания («сужение  сознания»)

3. Полная дезорганизация  сознания, умопомрачение

4. Несдержанность  в действиях

4. Полная потеря  способности отдавать отчет в  своих действиях

5. Несвязанность  ассоциативных идей, доминирование  одного представления

5. Бессвязное  хаотическое сочетание идей

6. Сохранение  отдельных воспоминаний

6. Амнезия

Информация о работе Контрольная работа по "Юридической психологии"