Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 08:07, контрольная работа
Данная работа обращена к одной из наиболее актуальных современных проблем — урегулированию конфликтов посредством вмешательства третьей стороны. В ней рассматриваются основные задачи и средства воздействия третьей стороны, технологии осуществления посредничества, и как их, в некотором роде, разновидности – убеждение и принуждение.
Введение.
Гл. I. Управление конфликтами.
1.1 Определение конфликта.
1.2. Управление конфликтами .
Гл. II. Урегулирование конфликтов с участием третьей стороны..
2.1. Участие третьей стороны в разрешении конфликта.
2.1. Медиация, как альтернативная форма разрешения конфликта.
Заключение.
Список литературы.
Оглавление
Введение.
Гл. I. Управление конфликтами.
1.1 Определение конфликта.
1.2. Управление конфликтами .
Гл. II. Урегулирование конфликтов с участием третьей стороны..
2.1. Участие третьей стороны в разрешении конфликта.
2.1. Медиация,
как альтернативная форма
Заключение.
Список литературы.
Введение
Данная работа
обращена к одной из наиболее актуальных
современных проблем —
Выше обозначенная тема имеет достаточно глубокие исторические корни. С древних времен для урегулирования конфликтов привлекалась третья сторона, которая вставала между конфликтующими с тем, чтобы найти мирное решение. Обычно в качестве третьей стороны выступали наиболее уважаемые в обществе люди. Они судили, кто прав, а кто виноват, и выносили решения о том, на каких условиях должен заключаться мир. В средневековой Европе, до того, как были образованы национальные государства, важнейшую роль в качестве третьей стороны при урегулировании конфликтов играл папа римский. Выполняя функции скорее судьи, чем посредника, он решал, как должен закончиться спор. Однако позже роль римского папы в урегулировании конфликтов значительно снизилась. Суверенные государства стремились не допускать вмешательства церкви в свои дела, дабы не ограничивать свою свободу. Такая тенденция могла бы привести к резкому росту конфликтов в Европе, однако этого не произошло, и не в последнюю очередь потому, что еще в средние века здесь начали разрабатываться правила нейтралитета.
Работа имеет особую актуальность в данный момент, так как сейчас особое внимание уделяется вопросам наиболее эффективного управления конфликтами.
Гл. I. Управление конфликтами
1.1 Определение конфликта
В психологии
конфликт определяется как столкновение
противоположно направленных, несовместимых
друг с другом тенденций, отдельно взятого
эпизода в сознании, в межличностных
взаимодействиях или
Отсюда видно, что основу конфликтных ситуаций в группе между отдельными людьми составляет столкновение между противоположно направленными интересами, мнениями, целями, различными представлениями о способе их достижения.
В социальной
психологии существует многовариантная
типология конфликта в
Возможны
также классификация конфликтов
по горизонтали (между рядовыми сотрудниками,
не находящимися в подчинении друг
к другу), по вертикали (между людьми,
находящимися в подчинении друг к
другу) и смешанные, в которых
представлены и те, и другие. Наиболее
распространены конфликты вертикальные
и смешанные. Они в среднем
составляют 70-80% от всех остальных. Они
также наиболее нежелательны для
руководителя, так как в них
он как бы "связан по рукам и
ногам". Дело в том, что в этом
случае каждое действие руководителя
рассматривается всеми
Допустима классификация
также по характеру вызвавших
конфликт причин. Перечислить все
причины возникновения
· трудовым процессом;
· психологическими особенностями человеческих взаимоотношений, то есть их симпатиями и антипатиями, культурными, этническими различиями людей, действиями руководителя плохой психологической коммуникацией и т.д.;
· личностным своеобразием членов группы, например неумением контролировать свое эмоциональное состояние, агрессивностью, некоммуникабельностью, бестактностью.
Конфликты различают и по их значению для организации, а также способу их разрешения. Различают конструктивные и деструктивные конфликты.
Для конструктивных конфликтов характерны разногласия, которые затрагивают принципиальные стороны, проблемы жизнедеятельности организации и ее членов и разрешение которых выводит организацию на новый более высокий и эффективный уровень развития. Деструктивные конфликты приводят к негативным, часто разрушительным действиям, которые иногда перерастают в склоку и другие негативные явления, что приводит к резкому снижению эффективности работы группы или организации.
Конфликты, несмотря на свою специфику и многообразие имеют в целом общие стадии протекания:
· стадию потенциального формирования противоречивых интересов, ценностей, норм;
·
стадию перехода потенциального конфликта
в реальный или стадию осознания
участниками конфликта своих
верно или ложно понятых
· стадию конфликтных действий;
· стадию снятия или разрешения конфликта.
Кроме того, каждый конфликт имеет также более или менее четко выраженную структуру. В любом конфликте присутствует объект конфликтной ситуации, связанный либо с технологическими и организационными трудностями, особенностями оплаты труда, либо со спецификой деловых и личных отношений конфликтующих сторон.
Вторым элементом конфликта выступают цели, субъективные мотивы его участников, обусловленные их взглядами и убеждениями, материальными и духовными интересами.
Далее, конфликт предполагает наличие оппонентов, конкретных лиц, являющихся его участниками.
И, наконец, в любом конфликте важно отличить непосредственный повод столкновения от подлинных его причин, зачастую скрываемых.
Руководителю-практику важно помнить, что пока существуют все перечисленные элементы структуры конфликта (кроме повода), он неустраним. Попытка прекратить конфликтную ситуацию силовым давлением либо уговорами приводит к нарастанию, расширению его за счет привлечения новых лиц, групп или организаций. Следовательно, необходимо устранить хотя бы один из существующих элементов структуры конфликта.
Отсутствие согласия между двумя или более сторонами - лицами или группами – это основная причина конфликта в коллективе.
Отсутствие согласия обусловлено наличием разнообразных мнений, взглядов, идей, интересов, точек зрения и т.д. Однако оно, как уже отмечалось, не всегда выражается в форме явного столкновения, конфликта. Это происходит только тогда, когда существующие противоречия, разногласия нарушают нормальное взаимодействие людей, препятствуют достижению поставленных целей. В этом случае люди просто бывают вынуждены каким-либо образом преодолеть разногласия и вступают в открытое конфликтное взаимодействие. В процессе конфликтного взаимодействия его участники получают возможность выражать различные мнения, выявлять больше альтернатив при принятии решения, и именно в этом заключается важный позитивный смысл конфликта. Сказанное, конечно, не означает, что конфликт всегда носит положительный характер.
Межгрупповые
и межличностные конфликты
Деление конфликтов на виды достаточно условно, жесткой границы между различными видами не существует и на практике возникают конфликты: организационные вертикальные межличностные; горизонтальные открытые межгрупповые и т.д.
Рассмотренные
конфликты могут выполнять
Причины, вызывающие конфликты, так же разнообразны, как и сами конфликты. Следует различать объективные причины и их восприятие индивидами.
Объективные причины в достаточной степени условно можно представить в виде нескольких укрепленных групп:
· ограниченность ресурсов, подлежащих распределению;
· различие в целях, ценностях, методах поведения, уровне квалификации, образования;
·
взаимозависимость заданий
· плохие коммуникации.
Вместе с
тем объективные причины только
тогда явятся причинами конфликта,
когда сделают невозможным
Выбор способа преодоления препятствий будет, в свою очередь, зависеть от эмоциональной устойчивости личности, располагаемых средств защиты своих интересов, объема располагаемой власти и многих других факторов.
Психологическая
защита личности происходит бессознательно
как система стабилизации личности
для предохранения сферы
В некоторых
случаях восприятие ситуации индивидом
может быть далеким от реального
положения дел, но реакция человека
на ситуацию будет формироваться
исходя из его восприятия, из того, что
ему кажется и это
1.2. Управление конфликтами
Процесс управления конфликтами зависит от множества факторов, значительная часть которых плохо поддается управляющему воздействию. Например, взгляды личности, мотивы и потребности индивидов, групп. Сложившиеся стереотипы, представления, предрассудки, предубеждения могут иногда свести на нет усилия тех, кто вырабатывает решения. В зависимости от вида конфликта поиском решений могут заниматься разные службы: руководство организации, служба управления персоналом, отдел психолога и социолога, профсоюзный комитет, стачком, милиция, суды.
Решение конфликта представляет собой устранение полностью или частично причин, породивших конфликт, либо изменение целей участников конфликта.
Управление конфликтами - это целенаправленное воздействие по устранению (минимизация) причин, породивших конфликт, или на коррекцию поведения участников конфликта.
Существует достаточно много методов управления конфликтами. Укрупнено их можно представить в виде нескольких групп, каждая из которых имеет свою область применения:
· внутриличностные, т.е. методы воздействия на отдельную личность;
· структурные, т.е. методы по устранению организационных конфликтов;
· межличностные методы или стили поведения в конфликтов;
· переговоры;
· ответные агрессивные действия, эту группу методов применяют в крайних случаях, когда исчерпаны возможности всех предыдущих групп.
Внутриличностные
методы заключаются в умении правильно
организовать свое собственное поведение,
высказать свою точку зрения, не
вызывая защитной реакции со стороны
другого человека. Некоторые авторы
предлагают использовать способ “я - высказывание”,
т.е. способ передачи другому лицу вашего
отношения к определенному
Этот способ
помогает человеку удержать позицию, не
превращая другого в своего врага.
“Я - высказывание” может быть полезно
в любой обстановке, но оно особенно
эффективно, когда человек рассержен,
раздражен, недоволен. Следует сразу
оговориться, что применение данного
подхода требует практики и навыков,
но это бывает оправданным в дальнейшем.
“Я - высказывание” построено так,
чтобы позволить высказать
Компоновка заявлений от “я” состоит из: события, реакций индивида, предпочитаемого исхода для личности.