Контрольная работа по "Конфликтологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 08:07, контрольная работа

Описание

Данная работа обращена к одной из наиболее актуальных современных проблем — урегулированию конфликтов посредством вмешательства третьей стороны. В ней рассматриваются основные задачи и средства воздействия третьей стороны, технологии осуществления посредничества, и как их, в некотором роде, разновидности – убеждение и принуждение.

Содержание

Введение.
Гл. I. Управление конфликтами.
1.1 Определение конфликта.
1.2. Управление конфликтами .
Гл. II. Урегулирование конфликтов с участием третьей стороны..
2.1. Участие третьей стороны в разрешении конфликта.
2.1. Медиация, как альтернативная форма разрешения конфликта.
Заключение.
Список литературы.

Работа состоит из  1 файл

Конфликтология.docx

— 37.81 Кб (Скачать документ)

Событие. Создавшаяся  ситуация с учетом применяемого метода требует краткого объективного описания без использования субъективных и эмоционально окрашенных выражений.  Можно так начать фразу: “Когда на меня кричат…”, ”Когда на моем столе  разбрасывают мои вещи…”, ”Когда мне  не говорят, что я был вызван к  начальнику…”.

Реакция индивида. Четкое высказывание, почему вас раздражают именно такие поступки окружающих, помогает им понять вас, а когда вы говорите от “я”, не нападая на них, но такая реакция может подтолкнуть  окружающих на изменение своего поведения. Реакция может быть эмоциональной: “я обижен на вас…”, ”я буду считать, что меня вы не понимаете…”, ”я решаю все делать сам…”.

Предпочитаемый  исход события. Когда индивид  высказывает свои желания об исходе конфликта, желательно предложить несколько  вариантов. Правильно составленное “я - высказывание”, в котором пожелания  индивида не сводятся к тому, чтобы  партнер сделал только выгодное для  него, подразумевает возможность  открытия новых вариантов решений.

Структурные методы, т.е. методы воздействия преимущественно  на организационные конфликты, возникающие  из-за неправильного распределения  полномочий, организации труда, принятой системы стимулирования и т.д. К  таким методам относятся: разъяснение  требований к работе, координационные  и интеграционные механизмы, общеорганизационные  цели, использование систем вознаграждения.

Разъяснение требований к работе является одним  из эффективных методов управления и предотвращения конфликтов. Каждый специалист должен четко представлять, какие результаты от него требуются, в чем состоят его обязанности, ответственность, пределы полномочий, этапы работы. Метод реализуется  в виде составления соответствующих  должностных инструкций (описаний должности), распределения прав и ответственности  по уровням управления,

Координационные механизмы представляют собой использование  структурных подразделений в  организации, которые в случае необходимости  могут вмешаться и разрешить  спорные вопросы между ними.

Общеорганизационные цели. Данный метод предполагает разработку или уточнение общеорганизационных  целей с тем, чтобы усилия всех сотрудников были объединены и направлены на их достижение.

Система вознаграждений. Стимулирование может быть использовано как метод управления конфликтной  ситуацией, при грамотном оказании влияния на поведение людей можно  избежать конфликтов. Важно, чтобы система  вознаграждения не поощряла неконструктивное поведение отдельных лиц или  групп. Например, если вознаграждать  руководителей отделов сбыта  только за увеличение объема продаж, то это может привести к противоречию с намеченным уровнем получения  прибыли. Руководители этих отделов  могут увеличить объемы сбыта, предлагая  большие скидки и тем самым  снижая уровень средней прибыли  компании.

Межличностные методы. При создании конфликтной  ситуации или начале развертывания  самого конфликта его участникам необходимо выбрать форму, стиль  своего дальнейшего поведения с  тем, чтобы это в наименьшей степени  отразилось на их интересах.

Существует  пять основных стилей поведения в  конфликтной ситуации: приспособление, уступчивость; уклонение; противоборство; сотрудничество; компромисс.

Основу классификации  составляют два независимых параметра:

1)степень  реализации собственных интересов,  достижения своих целей,

2)уровень  кооперативности, учет интересов  другой стороны.

Общие рекомендации по решению конфликтной ситуации могут быть сведены к следующему:

1.            Признать существование конфликта,  т.е. признать наличие противоположных  целей, методов у оппонентов, определить  самих этих участников. Практически  эти вопросы не так просто  решить, бывает достаточно сложно  сознаться и заявить вслух,  что ты находишься в состоянии  конфликта с сотрудником по  какому-то вопросу. Иногда конфликт  существует уже давно, люди  страдают, а открытого признания  его нет, каждый выбирает свою  форму поведения и воздействия  на другого, однако совместного  обсуждения и выхода из создавшейся  ситуации не происходит.

2.            Определить возможность переговоров.  После признания наличия конфликта  и невозможности его решить  “с ходу” целесообразно договориться  о возможности проведения переговоров  и уточнить, каких именно переговоров:  с посредником или без него  и кто может быть посредником,  равно устраивающим обе стороны.

3.            Согласовать процедуру переговоров.  Определить, где, когда и как  начнутся переговоры, т.е. оговорить  сроки, место, процедуру ведения  переговоров, время начала совместной  деятельности.

4.            Выявить круг вопросов, составляющих  предмет конфликта. Основная проблема  состоит в том, чтобы определить  в совместно используемых терминах, что является предметом конфликта,  а что нет. Уже на этом  этапе вырабатываются совместные  подходы к проблеме, выявляются  позиции сторон, определяются точки  наибольшего разногласия и точки  возможного сближения позиций.

5.            Разработать варианты решений.  Стороны при совместной работе  предлагают несколько вариантов  решений с расчетом затрат  по каждому из них, с учетом  возможных последствий.

6.            Принять согласованное решение.  После рассмотрения ряда возможных  вариантов, при взаимном обсуждении  и при условии, что стороны  приходят к соглашению, целесообразно  это общее решение представить  в письменном виде: коммюнике,  резолюции, договоре о сотрудничестве  и т.д. В особо сложных или  ответственных случаях письменные  документы составляются после  каждого этапа переговоров.

 

Реализовать принятое решение на практике. Если процесс совместных действий заканчивается  только принятием проработанного и  согласованного решения, а дальше ничего не происходит и не меняется, то такое  положение может явиться детонатором  других, более сильных и продолжительных  конфликтов. Причины, вызвавшие первый конфликт, не исчезли, а только усилились  невыполненными обещаниями. Повторные  переговоры проводить будет намного  сложнее.

Гл. II. Урегулирование конфликтов с участием третьей стороны

 

2.1. Участие третьей стороны в  разрешении конфликта

Важным фактором, влияющим на результативность завершения конфликта, является участие третьей  стороны в его урегулировании. Урегулирование конфликта - устранение противоречия между оппонентами  с участием третьей стороны. Такую  деятельность принято называть медиацией. Медиация - специальный вид деятельности, заключающийся в оптимизации  с участием третьей стороны процесса нахождения конфликтующими сторонами  решения проблемы, которое позволяет  прекратить конфликт.[8]

 Медиация  является одним из наиболее  древних и всеобщих способов  разрешения конфликтов. Она существовала  в Китае, в странах Африки, где  старейшины рода или племени  выступали в качестве своеобразных  профессиональных медиаторов, обеспечивая  бесконфликтное решение проблемных  конфликтных ситуаций. Как общественно  значимая деятельность медиация  сформировалась в США в начале 60-х годов.

 Кто же  может выступать в роли третьей  стороны в конфликте? Формальное  или официальное медиаторство  предполагает наличие у медиатора  нормативного статуса или возможности  воздействия на оппонентов. Неформальное, неофициальное медиаторство заключается  в отсутствие нормативного статуса медиатора, но участники конфликта признают неформальный авторитет этих лиц в решении подобных проблем.

 В качестве  официальных медиаторов могут  быть: межгосударственные организации  (например, ООН и т.д.); отдельные  государства; государственные правовые  институты (арбитражный суд. прокуратура  и т.д.); правительственные или  другие государственные комиссии (создающиеся для урегулирования  забастовок и т.д.): представители  правоохранительных органов (например, участковый милиционер по отношению  к какому-то бытовому конфликту): руководители предприятий, учреждений, фирм, и т.п.; общественные организации  (комиссии по разрешению трудовых  споров и конфликтов, профсоюзные  организации и т.д.); профессиональные  медиаторы-конфликтологи.

 Неофициальными  медиаторами обычно являются: известные  люди. добившиеся успехов в общественно  значимой деятельности (политики, бывшие  государственные деятели); представители  религиозных организаций; шаманы (у народов Крайнего Севера  России); психологи, педагоги, социальные  работники; неформальные лидеры  социальных групп разного уровня; старшие по возрасту (мать, отец, бабушка и т.д.): друзья, соседи, просто  свидетели конфликта.

Целесообразность  участия третьей стороны в  регулировании конфликтных отношений  связана с тем, обратились ли за помощью  к третьей стороне оппоненты  или же она вмешалась в конфликт сама. Стороны сами обращаются к  медиатору в следующих случаях.

1. Объектом  регулирования является затянувшийся  конфликт. Все аргументы, силы, средства  исчерпаны, но выхода не видно.

2. Стороны  отстаивают противоположные, взаимоисключающие  интересы и не могут найти  общих точек соприкосновения.

3. Различное  трактование правовой нормы, или  других критериев, являющихся  ключевыми в разрешении конфликта.

4. Одной из  сторон нанесен серьезный ущерб,  и она требует санкций по  отношению к оппоненту.

5. Сторонам  важно сохранить хорошие отношения,  конфликт не интенсивный, но   взаимоприемлемое решение они  найти не могут.

6. Оппоненты  пришли к временное соглашению, но необходим внешний объективный  контроль за его выполнением.

Оперативное самостоятельное вмешательство  третьей стороны в конфликт необходимо в ситуациях, когда:

·       происходит опасная эскалация конфликтных  событий, существует непосредственная угроза применения насилия;

·       одной из сторон массированно применяется  насилие;

·       третьей стороне лично не выгоден  этот конфликт;

·       конфликт отрицательно влияет на среду, которая контролируется третьей  стороной (руководитель вынужден регулировать конфликт, который негативно влияет на коллектив);

·       стороны не пришли к согласию, а  у третьей стороны есть возможность  удовлетворить интересы обеих сторон.

 В зависимости  от степени контроля медиатора  за принимаемым решением выделяют  несколько ролей третьей стороны  в конфликте: третейский судья,  арбитр, посредник, помощник и  наблюдатель.

"Третейский  судья" - вид участия третьей  стороны, наиболее авторитарной  по своим полномочиям, в конфликте.  Третейский судья, поочередно  выслушав обе стороны, принимает  решения, обязательные для оппонентов. Примером служит разрешение конфликтов  древнерусскими князьями, старейшинами  родов, а также решение суда  присяжных.

"Арбитр" - также обладает значительными  полномочиями. Он изучает конфликт, обсуждает его с участниками,  а затем выносит окончательное  решение, которое обязательно  для выполнения. Однако стороны  могут не согласиться с решением  и обжаловать его в вышестоящих  инстанциях.

"Посредник" - более нейтральная роль. Обладая  специальными знаниями, он обеспечивает  конструктивное обсуждение проблемы. Окончательное решение остается  за оппонентами.

"Помощник" - участие помощника в регулировании  конфликта заключается в совершенствовании  процесса обсуждения проблемы, организации  встреч и переговоров и невмешательстве  в полемику по поводу содержания  проблемы и принятия окончательного  решения.

"Наблюдатель" - обеспечивает медиаторство тем,  что своим присутствием в зоне  конфликта сдерживает стороны  от нарушения ранее достигнутых  договоренностей или взаимной  агрессии. Присутствие наблюдателя  создает условия для решения  спорных вопросов путем переговоров.

 Ситуации, с которыми сталкивается медиатор, сложны и разнообразны. Поэтому  процесс медиации не имеет  жесткой структуры. Можно выделить  лишь три основные этапа:

 

1. Знакомство  с конфликтом и конфликтующими  сторонами. Медиатор изучает историю  проблемы, требования оппонентов. Многие  конфликты носят специфический  характер, медиатору приходится  вникать в проблему, читать соответствующую  литературу, консультироваться со  специалистами.

2. Работа  с конфликтующими сторонами. Медиатор, как правило, многократно встречается  с каждой из сторон с целью  их подготовки к проведению  совместных переговоров (уточняются  требования, снимаются обвинения,  смягчаются формулировки и т.д.).

3. Ведение  переговоров - наиболее важный  этап. В ходе них медиатор выполняет  ряд функций: ведущего, тренера, "толкача", педагога и т.д. Он следит  за тем, что и как говорят  оппоненты, при необходимости  поправляя, подбадривая или осуждая  их. Важно, чтобы каждая встреча  была отмечена пускай небольшим,  но реальным продвижением вперед.

Существует  ряд факторов, которые влияют на эффективность деятельности третьей  стороны в конфликте:

·                основным фактором является мотивированность обеих сторон на совместную работу, готовность учесть мнение посредника. принять предлагаемое им решение;

·                эффективность медиации определяется особенностями характера деятельности третьей стороны;

Информация о работе Контрольная работа по "Конфликтологии"