Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 08:07, контрольная работа
Данная работа обращена к одной из наиболее актуальных современных проблем — урегулированию конфликтов посредством вмешательства третьей стороны. В ней рассматриваются основные задачи и средства воздействия третьей стороны, технологии осуществления посредничества, и как их, в некотором роде, разновидности – убеждение и принуждение.
Введение.
Гл. I. Управление конфликтами.
1.1 Определение конфликта.
1.2. Управление конфликтами .
Гл. II. Урегулирование конфликтов с участием третьей стороны..
2.1. Участие третьей стороны в разрешении конфликта.
2.1. Медиация, как альтернативная форма разрешения конфликта.
Заключение.
Список литературы.
·
настойчивость в действиях
·
степень напряженности
· длительность конфликта. Затяжные конфликты менее поддаются регулированию, чем скоротечные:
· характер отношений сторон. Чем сложнее, напряженнее взаимоотношения, тем менее эффективно посредничество;
· выбираемые тактики и техники урегулирования конфликтов,
· определяемые ситуацией, а не особенностями медиатора.
Переговорный
процесс имеет внутренний цикл развития,
в ходе которого возрастает и спадает
доверие участников к медиатору,
их потребность в разрешении конфликта.
Посреднику важно уметь улавливать
критические моменты
Тактики взаимодействия медиатора с оппонентами в ходе переговоров могут быть различными:
1. Тактика
поочередного выслушивания на
совместной встрече.
2. Сделка. Ее
специфика в том, что
3. Челночная
дипломатия. Медиатор разделяет
конфликтующие стороны и
4. Давление
на одного из оппонентов. Большую
часть времени третья сторона
посвящает работе с одним из
участников, в беседах с которым
доказывается ошибочность его
позиции. В конечном итоге,
данный участник идет на
5. Директивное
воздействие предполагает
Деятельность
психолога по урегулированию
конфликта заключается не
В качестве
вывода следует отметить, что
разрешение конфликта
Урегулирование
конфликтов с участием третьей
стороны является
2.2. Медиация, как альтернативная форма разрешения конфликта
Медиация - термин, используемый для определения одного из способов разрешения конфликта. Т. е. это завершение конфликта с участием третьей стороны, не заинтересованной прямо в исходе конфликта. В роли третьей стороны чаще всего выступает один человек. Могут выступать группы профессионалов или даже государства (США, Россия в войне в Югославии).[12]
Медиация - не менее древнее понятие, чем сам конфликт (в сфере социальных конфликтов разумеется). Оно существовало еще в Китае, в странах Африки, где в качестве медиаторов выступали старейшины племени.
Как общественно
значимая деятельность медиация возникла
в США в начале 60-х годов. Сейчас
медиация - это специальный вид
деятельности, заключающийся в оптимизации
с участием третьей стороны процесса
поиска конфликтующими сторонами решения
проблемы, которое позволило бы прекратить
конфликт. Без медиаторов в сфере
экономики, политики, бизнеса в США
не проходит ни один серьезный переговорный
процесс. В этой стране выпускаются
журналы, освещающие проблемы медиации
("Ежеквартальный журнал по медиации").
Существует Национальный институт разрешения
диспутов, который занимается разработкой
новых методов медиации, действуют
частные и государственные
Медиация (посредничество)
– процесс, в ходе которого участники
конфликта с помощью
Медиацию следует понимать, прежде всего, как процесс, продвигающий конфликт в сторону его разрешения. Это целенаправленное вмешательство.
В каких случаях вам разумно обратиться к медиатору?
- стороны изначально отстаивают взаимоисключающие интересы
-
все аргументы, средства
-
изначально по-разному
-
одной из сторон нанесен
-
сторонам важно сохранить
-
существует временное
-
требуется третья сторона для
контроля за исполнением
В каких случаях необходимо выступить в качестве медиатора?
-
происходит опасная эскалация
конфликта, возникает угроза
-
вам лично невыгоден этот
- конфликт отрицательно влияет на подотчетную вам группу (вы - руководитель, а конфликтуют подчиненные)
- вы видите реальный выход из положения
- у вас есть то, что устранит конфликт.
Выделяют пять типов медиаторов:
1.
"третейский судья" - обладает
максимальными возможностями
2. "арбитр" - то же самое, но стороны могут не согласиться с его решением и обратиться к другому
3.
"посредник" - нейтральная роль.
Обладает специальными
4. "помощник" - организует встречу, но не участвует в обсуждении
5. "наблюдатель" - своим присутствием в зоне конфликта смягчает его течение. [13]
Первые два стиля называют высокоавторитарными. Они выгодны. Если требуется скорое решение. Если конфликт не слишком напряжен, предпочтительны последние три способа.
Процесс
медиации включает три
1. знакомство с конфликтом,
2.
работа с конфликтными
3. ведение переговоров (функции медиатора сводятся к роли ведущего, тренера, педагога и т.п.).
Важно, чтобы каждая встреча сторон заканчивалась пусть небольшим, но продвижением вперед. Каково влияние третьей стороны на ход конфликта? В целом более чем в 50% случаев оно эффективно. Приблизительно в четверти случаев оно никак не отражается на протекании конфликта, а в 10% отмечается отрицательная тенденция.
Факторы, увеличивающие
положительное влияние
1.
ориентированность сторон на
принятие компромиссного
2.
заинтересованность и высокая
профессиональная подготовка
3.
настойчивость действий
4. высокая степень напряженности конфликта
5. скоротечность конфликта
Тактика поочередного выслушивания - применяется для уяснения ситуации и выслушивания предложений в период острого конфликта, когда разъединение сторон невозможно
Директивное воздействие - акцентирование внимания на слабых моментах в позициях оппонентов. Цель - склонение к примирению
Сделка - посредник стремится вести переговоры с участием обеих сторон
Давление на одного из оппонентов - посредник доказывает одному из оппонентов ошибочность его позиции
Челночная дипломатия - медиатор разделяет конфликтующие стороны и постоянно курсирует между ними, согласуя их решения.
Этапы медиации:
1. анализ и ситуации и отношений
2. определение проблемы
3. разогрев (снятие психологических барьеров)
4.
снятие препятствий (
5. поиск решения
6. принятие решения
7. заключение соглашения
8. прояснение ситуации (семейный конфликт, конфликт между друзьями)
Заключение
Медиация - специальный
вид деятельности, заключающийся
в оптимизации, с участием третьей
стороны, процесса поиска решения проблемы.В
роли третьей стороны могут
Третейский судья обладает большими возможностями по определению вариантов решения проблемы. Он выслушивает обе стороны и выносит вердикт, который не оспаривается.
Арбитр - также выслушивает стороны, обсуждает конфликт, выносит решение, которое обязательно для выполнения.
Посредник играет более нейтральную роль, его задача обеспечить конструктивное разрешение конфликта, а решение остается за оппонентами.
Помощник
участвует с целью
Наблюдатель своим присутствием удерживает стороны от нарушения ранее принятых договоренностей.
В качестве вывода следует отметить, что разрешение конфликта представляет процесс, который включает анализ и оценку ситуации, выбор способа разрешения конфликта, формирование операционального состава действий, реализацию плана и (или) его коррекцию, оценку эффективности действий. Основными способами разрешения конфликта являются соперничество, сотрудничество, компромисс, приспособление и уход от решения проблемы.
Урегулирование
конфликтов с участием третьей стороны
является специфическим видом
Список литературы
1. Анцупов А.Я. Конфликтология. - СПб.: Питер, 2007.
2.
Анцупов А.Я. Системная
3. Бабосов Е.М. Конфликтология. - Минск: Тетрасистемс, 2002.
4.
Батаршев А.В.
5.
Блинов А.О. Тренинги
6.
Вересов Н.Н. Формула
7.
Веснин В.Р. Практический
8. Виханский О.С. Стратегическое управление. - М.: Экономистъ, 2004.
9. Вишнякова Н.Ф. Конфликтология. - Мн.: Университетское, 2002.
10. Гришина Н.В. Психология конфликта. - СПб.: Питер, 2005.
11. Дарендорф
Р. Современный социальный
12. Емельянов
С.М. Практикум по
13. Здравомыслов А. Г. Социология конфликта. М.: Аспект Пресс, 2004.
14. Кибанов А.Я. Конфликтология. - М.: ИНФРА-М, 2006.
15. Конфликтология / Под ред. В.П. Ракитова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
16. Конфликты в современной России / Под ред. Е.И. Степанова. - М.: Эдиториал, 2004.
17. Кричевский Р.Л. Если Вы - руководитель. - М.: Дело, 2003.
18. Леонов Н.И. Конфликты и конфликтное поведение. - СПб.: Питер, 2005.
19. Линчевский Э.Э. Контакты и конфликты. - М.: Экономика, 2000.
20. Мастенбрук
У. Управление конфликтными
21. Машков В.Н. Психология управления – СПб., 2000
22. Мескон М. Основы менеджмента. - М.: Дело, 2005.
23. Психология: Словарь / Под ред. А.В. Петровского. - М.: Академия, 2005.
24. Регент М. Конфликты в организациях. - Харьков, 2005.
25. Светлов В.А. Конфликт: модели, решения, менеджмент. - СПб.: Питер, 2005.
26. Тебекин А.В. Менеджмент организации. - М.: КНОРУС, 2007.
27. Управление организацией /Под ред. А.Г. Поршнева. - М.: ИНФРА-М, 2005.
28. Управление персоналом /Под ред. Т.Ю. Базарова. - М.: ЮНИТИ, 2005.
29. Управление персоналом организации / Под ред. А.Я. Кибанова. - М.: ИНФРА-М, 2007