Контрольная работа по "Психологии дошкольного возраста"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 15:57, контрольная работа

Описание

Этот возраст представляет собой период взросления, характеризующийся интенсивными психологическими и физическими изменениями, бурной физиологической перестройкой организма. Под­росток начинает быстро расти — темпы роста можно сравнить только с внутриутробным периодом и возрастом от рождения до 2-х лет. Причем, рост скелета идет быстрее, чем развитие мышечной ткани, отсюда нескладность, непропорциональность, угловатость фигуры. Резко увеличивается объем сердца и легких, глубины дыхания для обеспечения растущего организма кислородом. Характерными являются также значительные колебания артериального давления, нередко в сторону повышения, частые головные боли.

Содержание

Задание 1. Проанализировать психологические характеристики и особенности подросткового возраста (11-15 лет) 3
Особенности подросткового возраста. 4
Развитие психических познавательных процессов в подростковом возрасте: 7
Развитие мышления 7
Развитие восприятия и памяти в подростковом возрасте: 9
Развитие воображения в подростковом возрасте 11
Развитие речи в подростковом возрасте 11
Задание 2. Эмпирическое изучение индивидуально-психологических особенностей личности на этапе подростничества, используя методику диагностики индивидуальных особенностей характера (Н.И. Рейнвальд). 12
Личностный опросник «ОТКЛЭ» Н.И Рейнвальда 12
Результаты исследования: 14
Задание 3. Подобрать развивающие упражнения и игры для формирования и развития качества «уверенность в себе». 15
Список используемой литературы: 22

Работа состоит из  1 файл

подростковый возраст.docx

— 50.51 Кб (Скачать документ)

Федеральное государственное  автономное

образовательное учреждение

высшего профессионального  образования "Российский государственный  профессионально-педагогический университет"

Институт психологии

Кафедра педагогической психологии

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине:

"Психология  дошкольного возраста"

 

 

 

 

 

                                                                                          Студент

                                                                          № зач. кн.

                                                                     Группа

                                                                                               Преподаватель

 

 

 

 

Екатеринбург 2012

Оглавление

Задание 1. Проанализировать психологические характеристики и  особенности подросткового возраста (11-15 лет) 3

Особенности подросткового  возраста. 4

Развитие психических  познавательных процессов в подростковом возрасте: 7

Развитие мышления 7

Развитие восприятия и памяти в подростковом возрасте: 9

Развитие воображения  в подростковом возрасте 11

Развитие речи в  подростковом возрасте 11

Задание 2. Эмпирическое изучение индивидуально-психологических  особенностей личности на этапе подростничества, используя методику диагностики  индивидуальных особенностей характера (Н.И. Рейнвальд). 12

Личностный опросник «ОТКЛЭ» Н.И Рейнвальда 12

Результаты исследования: 14

Задание 3. Подобрать  развивающие упражнения и игры для  формирования и развития качества «уверенность в себе». 15

Список используемой литературы: 22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 1. Проанализировать психологические характеристики и  особенности подросткового возраста (11-15 лет)

Социальная

ситуация

развития

Ведущая

деятель-

ность

Центральные

новообразования

Возрастно й

кризис

Психологические особенности  уровня развития познавательных и умственных процессов

«Поворот» от направленности на мир,к направленности на самого себя. «Что я такое?» сравнение со взрослыми и детьми. Стремление быть взрослым вызывает сопротивление со стороны действительности, никакого места в системе отношений со взрослым ребенок занять не может. Нахождение своего места в детском обществе.

Интимно-личностное общение  со сверстниками

Возникновение представлений  о себе как не о ребенке; стремление к взрослости; чувство взрослости; осознание своей индивидуальности; контроль поведения ,проектирование его; развитие рефлексии (Л.С. Выготский); возникновение самосознания; глубокое понимание других людей;  понимание самого себя приводит к стремлению найти свое место в обществе.

12-15 лет, следствие их  борьбы за независимость.

Количественные изменения  проявляются в том, что подросток  решает интеллектуальные задачи значительно  легче, быстрее и эффективнее.Качественные изменения прежде всего характеризуют сдвиги в структуре мыслительных процессов: важно не то, какие задачи решает человек, а каким образом он это делает. Поэтому наиболее существенные изменения в структуре психических познавательных процессов наблюдаются именно в интеллектуальной сфере.


Особенности подросткового  возраста.

Подростковый возраст  — это стадия развития личности, которая обычно начинается с 11-12 и  продолжается до 16—17 лет — периода, когда человек входит во «взрослую  жизнь».

Этот возраст представляет собой период взросления, характеризующийся интенсивными психологическими и физическими изменениями, бурной физиологической перестройкой организма. Под­росток начинает быстро расти — темпы роста можно сравнить только с внутриутробным периодом и возрастом от рождения до 2-х лет. Причем, рост скелета идет быстрее, чем развитие мышечной ткани, отсюда нескладность, непропорциональность, угловатость фигуры. Резко увеличивается объем сердца и легких, глубины дыхания для обеспечения растущего организма кислородом. Характерными являются также значительные колебания артериального давления, нередко в сторону повышения, частые головные боли.

В подростковый период в  связи с быстрым развитием  организма возникают трудности  в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга. Поэтому  для детей этого возраста характерны перепады сосудистого и мышечного  тонуса. А такие перепады вызывают быструю смену физического состояния  и соответственно настроения. При  этом ребенок может длительное время  переносить физические нагрузки, связанные  с его увлечениями (например, играть в футбол), и одновременно с этим в относительно спокойный период времени «падать от усталости». Особенно часто это проявляется в отношении  интеллектуальных нагрузок.

Идет серьезная гормональная перестройка, половое созревание. У девочек растет количество эстрогенов, у мальчиков — тестостерона. У представителей обоих полов наблюдается рост уровня надпочечниковых андрогенов, вызывающий развитие вторичных половых признаков. Гормональные изменения вызывают резкие перепады настроения, повышенную, нестабильную эмоциональность, неуправляемость настроения, повышенную возбудимость, импульсивность.

В отдельных случаях проявляются  такие признаки, как депрессия, неусидчивость и плохая концентрация внимания, раздражительность. У подростка могут появиться тревога, агрессия и проблем­ное поведение. Это может выражаться в конфликтных отношениях с взрослыми. Склонность к риску и агрессия — это приемы самоутверждения. К сожалению, следствием этого может быть увеличение числа несовершеннолетних преступников.

Учеба перестает быть главной  и самой важной задачей. Как утверждают психологи, ведущей деятельностью в этом возрасте становится личностное общение со сверстниками. Снижается продуктивность умственной деятельности в связи с тем, что происходит формирование абстрактного, теоретического мышления, то есть конкретное мышление сменяется логическим. Именно новым для подростка механизмом логического мышления и объясняется рост критичности. Он уже не принимает постулаты взрослых на веру, он требует доказательств и обоснований.

В это время происходит жизненное самоопределение подростка, формируются планы на будущее. Идет активный поиск своего «Я» и экспериментирование в разных социальных ролях. Подросток изменяется сам, пытается понять самого себя и свои возможности. Изменяются требования и ожидания, предъявляемые к нему другими людьми. Он вынужден постоянно подстраиваться, приспосабливаться к новым условиям и ситуациям, но не всегда это происходит успешно.

Сильно выраженное стремление разобраться в самом себе (самопознание) часто наносит ущерб развитию отношений с внешним миром. Внутренний кризис самооценки подростка возникает  в связи с расширением и ростом возможностей, с одной стороны, и сохранением детско-школьного статуса, с другой.

Возникают многие психологические  проблемы: неуверенность в себе, нестабильность, неадекватная самооценка, чаще всего заниженная.

В этот же период происходит становление мировоззрения молодого человека. Оно иногда проходит через отвергание ценностей, активное неприятие и нарушение установленных правил, негативизм, поиск себя и своего места среди других. Подросток испытывает внутренний конфликт: возникающие взрослые мировоззренческие вопросы создают ощущение глобальной неразрешимости. Несовершеннолетние часто верят в уникальность собственных проблем и переживаний, что порождает чувство одиночества и подавленности.

Характерно стремление к  лидерству в группе сверстников. Очень важное значение имеет возникающее у подростка чувство принадлежности к особой «подростковой» общности, ценности которой являются основой для собственных нравственных оценок. Подросток стремится следовать за модой и идеалами, принятыми в молодежной группе. Огромное влияние на их формирование оказывают средства массовой информации. Для данного возраста характерно стремление к признанию собственных заслуг в своей значимой подростковой среде. На первый план выходит острая потребность в признании, самоутверждении. Мир вокруг распадается на «своих» и «чужих», причем взаимоотношения между этими группами в представлении подростков порой резко антагонистичны.

Психологи отмечают, что  противоречие подросткового возраста заключается часто в том, что ребенок стремится получить статус взрослых и взрослые возможности, но не спешит возложить на себя ответственность взрослых, избегает ее. Подросток часто отказывается принимать оценки и жизненный опыт родителей, даже если понимает их правоту. Ему хочется получить свой собственный уникальный и неповторимый опыт, сделать свои ошибки и учиться именно на них.

К психическим процессам относятся психические процессы, связанные с восприятием и переработкой информации. В их число входят: ощущения, восприятия, представления, память, воображение, мышление, речь.

Развитие психических  познавательных процессов в подростковом возрасте:

Развитие познавательных процессов и особенно интеллекта в подростковом и юношеском возрасте имеет две стороны — количественную и качественную. Количественные изменения  проявляются в том, что подросток  решает интеллектуальные задачи значительно  легче, быстрее и эффективнее, чем  ребенок младшего школьного возраста. Качественные изменения прежде всего характеризуют сдвиги в структуре мыслительных процессов: важно не то, какие задачи решает человек, а каким образом он это делает. Поэтому наиболее существенные изменения в структуре психических познавательных процессов у лиц, достигших подросткового возраста, наблюдаются именно в интеллектуальной сфере.

Развитие мышления

В подростковом возрасте у  ребенка продолжает развиваться  теоретическое мышление. Приобретенные  в младшем школьном возрасте операции становятся формально-логическими  операциями. Подросток в состоянии  достаточно легко абстрагироваться от конкретного, наглядного материала  и рассуждать в чисто словесном  плане. На основе общих посылок он уже может строить гипотезы, проверять  или опровергать их, что свидетельствует  о приоритетном развитии у него логического  мышления.

В отличие от младших школьников, у ребенка, достигшего подросткового  возраста, проявляется способность  оперировать гипотезами при решении  интеллектуальных задач. Причем, сталкиваясь  с необходимостью решить задачу, которая  для него является новой, в большинстве  случаев подросток стремится  использовать разнообразные подходы  к ее решению, стараясь найти наиболее эффективный из них. Данные способности  возникают не сами по себе, а формируются  и развиваются в процессе школьного обучения, при овладении знаковыми системами, принятыми во многих современных науках.

Таким образом, одна из наиболее существенных особенностей подросткового  возраста заключается в том, что  в процессе обучения ребенок осваивает  на логическом уровне все мыслительные операции. Поэтому неслучайно, характеризуя данную стадию развития мышления у  подростков, Ж. Пиаже определяет ее как стадию формальных операций. Причем главной особенностью развития мышления в данном возрасте является то, что  постепенно отдельные умственные операции превращаются в единую целостную  структуру.

Особенности развития

Одна из наиболее существенных особенностей подросткового возраста заключается в том, что в процессе обучения ребенок осваивает на логическом уровне все мыслительные операции.

А главной особенностью развития мышления подростка является то, что  постепенно отдельные умственные операции, которые он совершает, превращаются в единую целостную структуру.

Так, в ходе своих исследований, Ж. Пиаже предпринял попытку проанализировать процесс решения подростками  сложных мыслительных задач. С этой целью он провел следующий эксперимент: детям было предъявлено 5 сосудов  с бесцветными жидкостями и предложено путем смешивания жидкостей найти  такую их комбинацию, которая дает желтую окраску.

Если дети младшего возраста смешивали жидкости в случайном  порядке, методом проб и ошибок, то подростки действовали по-другому. Они попытались рассчитать возможные  комбинации смешения жидкостей, после  чего выдвигали гипотезы о возможных  результатах и планомерно их проверяли. Проведя практическую проверку своих  предположений, они получали результат, который был заранее логически  обоснован.

Теоретическое мышление —  один из видов мышления, который  направлен на открытие законов, свойств  объектов. Данный вид мышления обычно отличают от мышления практического.

Логическое мышление —  вид мыслительного процесса, в  котором используются логические конструкции  и готовые понятия.

Следующая особенность развития мышления подростков заключается в  их способности анализировать абстрактные  идеи, искать ошибки и логические противоречия в абстрактных суждениях. Благодаря этому, у детей подросткового возраста отмечается возникновение интересов к разнообразным абстрактным философским проблемам, в том числе к религиозным, политическим, этическим и др. Подростки начинают рассуждать об идеалах, о будущем, приобретают новый, более глубокий и обобщенный взгляд на мир, то есть у них происходит становление мировоззрения, что самым непосредственным образом, конечно, связано с интеллектуальным развитием.

Возрастные нормы

В процессе развития мышления в подростковый период у ребенка  проявляются следующие способности:

  • способность оперировать гипотезами при решении интеллектуальных задач;
  • способность анализировать абстрактные идеи, искать ошибки и логические противоречия в абстрактных суждениях.

Развитие восприятия и памяти в подростковом возрасте:

          Восприятие — целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности.

Информация о работе Контрольная работа по "Психологии дошкольного возраста"