Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 15:57, контрольная работа
Этот возраст представляет собой период взросления, характеризующийся интенсивными психологическими и физическими изменениями, бурной физиологической перестройкой организма. Подросток начинает быстро расти — темпы роста можно сравнить только с внутриутробным периодом и возрастом от рождения до 2-х лет. Причем, рост скелета идет быстрее, чем развитие мышечной ткани, отсюда нескладность, непропорциональность, угловатость фигуры. Резко увеличивается объем сердца и легких, глубины дыхания для обеспечения растущего организма кислородом. Характерными являются также значительные колебания артериального давления, нередко в сторону повышения, частые головные боли.
Задание 1. Проанализировать психологические характеристики и особенности подросткового возраста (11-15 лет) 3
Особенности подросткового возраста. 4
Развитие психических познавательных процессов в подростковом возрасте: 7
Развитие мышления 7
Развитие восприятия и памяти в подростковом возрасте: 9
Развитие воображения в подростковом возрасте 11
Развитие речи в подростковом возрасте 11
Задание 2. Эмпирическое изучение индивидуально-психологических особенностей личности на этапе подростничества, используя методику диагностики индивидуальных особенностей характера (Н.И. Рейнвальд). 12
Личностный опросник «ОТКЛЭ» Н.И Рейнвальда 12
Результаты исследования: 14
Задание 3. Подобрать развивающие упражнения и игры для формирования и развития качества «уверенность в себе». 15
Список используемой литературы: 22
Федеральное государственное автономное
образовательное учреждение
высшего профессионального образования "Российский государственный профессионально-педагогический университет"
Институт психологии
Кафедра педагогической психологии
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине:
"Психология дошкольного возраста"
Екатеринбург 2012
Оглавление
Задание 1. Проанализировать
психологические характеристики и
особенности подросткового
Особенности подросткового возраста. 4
Развитие психических познавательных процессов в подростковом возрасте: 7
Развитие мышления 7
Развитие восприятия и памяти в подростковом возрасте: 9
Развитие воображения в подростковом возрасте 11
Развитие речи в подростковом возрасте 11
Задание 2. Эмпирическое изучение индивидуально-психологических особенностей личности на этапе подростничества, используя методику диагностики индивидуальных особенностей характера (Н.И. Рейнвальд). 12
Личностный опросник «ОТКЛЭ» Н.И Рейнвальда 12
Результаты исследования: 14
Задание 3. Подобрать развивающие упражнения и игры для формирования и развития качества «уверенность в себе». 15
Список используемой литературы: 22
Социальная ситуация развития |
Ведущая деятель- ность |
Центральные новообразования |
Возрастно й кризис |
Психологические особенности уровня развития познавательных и умственных процессов |
«Поворот» от направленности на мир,к направленности на самого себя. «Что я такое?» сравнение со взрослыми и детьми. Стремление быть взрослым вызывает сопротивление со стороны действительности, никакого места в системе отношений со взрослым ребенок занять не может. Нахождение своего места в детском обществе. |
Интимно-личностное общение со сверстниками |
Возникновение представлений
о себе как не о ребенке; стремление
к взрослости; чувство взрослости;
осознание своей |
12-15 лет, следствие их борьбы за независимость. |
Количественные изменения
проявляются в том, что подросток
решает интеллектуальные задачи значительно
легче, быстрее и эффективнее. |
Подростковый возраст — это стадия развития личности, которая обычно начинается с 11-12 и продолжается до 16—17 лет — периода, когда человек входит во «взрослую жизнь».
Этот возраст представляет собой период взросления, характеризующийся интенсивными психологическими и физическими изменениями, бурной физиологической перестройкой организма. Подросток начинает быстро расти — темпы роста можно сравнить только с внутриутробным периодом и возрастом от рождения до 2-х лет. Причем, рост скелета идет быстрее, чем развитие мышечной ткани, отсюда нескладность, непропорциональность, угловатость фигуры. Резко увеличивается объем сердца и легких, глубины дыхания для обеспечения растущего организма кислородом. Характерными являются также значительные колебания артериального давления, нередко в сторону повышения, частые головные боли.
В подростковый период в
связи с быстрым развитием
организма возникают трудности
в функционировании сердца, легких,
кровоснабжении головного мозга. Поэтому
для детей этого возраста характерны
перепады сосудистого и мышечного
тонуса. А такие перепады вызывают
быструю смену физического
Идет серьезная гормональная перестройка, половое созревание. У девочек растет количество эстрогенов, у мальчиков — тестостерона. У представителей обоих полов наблюдается рост уровня надпочечниковых андрогенов, вызывающий развитие вторичных половых признаков. Гормональные изменения вызывают резкие перепады настроения, повышенную, нестабильную эмоциональность, неуправляемость настроения, повышенную возбудимость, импульсивность.
В отдельных случаях проявляются такие признаки, как депрессия, неусидчивость и плохая концентрация внимания, раздражительность. У подростка могут появиться тревога, агрессия и проблемное поведение. Это может выражаться в конфликтных отношениях с взрослыми. Склонность к риску и агрессия — это приемы самоутверждения. К сожалению, следствием этого может быть увеличение числа несовершеннолетних преступников.
Учеба перестает быть главной и самой важной задачей. Как утверждают психологи, ведущей деятельностью в этом возрасте становится личностное общение со сверстниками. Снижается продуктивность умственной деятельности в связи с тем, что происходит формирование абстрактного, теоретического мышления, то есть конкретное мышление сменяется логическим. Именно новым для подростка механизмом логического мышления и объясняется рост критичности. Он уже не принимает постулаты взрослых на веру, он требует доказательств и обоснований.
В это время происходит
жизненное самоопределение
Сильно выраженное стремление разобраться в самом себе (самопознание) часто наносит ущерб развитию отношений с внешним миром. Внутренний кризис самооценки подростка возникает в связи с расширением и ростом возможностей, с одной стороны, и сохранением детско-школьного статуса, с другой.
Возникают многие психологические проблемы: неуверенность в себе, нестабильность, неадекватная самооценка, чаще всего заниженная.
В этот же период происходит
становление мировоззрения
Характерно стремление к лидерству в группе сверстников. Очень важное значение имеет возникающее у подростка чувство принадлежности к особой «подростковой» общности, ценности которой являются основой для собственных нравственных оценок. Подросток стремится следовать за модой и идеалами, принятыми в молодежной группе. Огромное влияние на их формирование оказывают средства массовой информации. Для данного возраста характерно стремление к признанию собственных заслуг в своей значимой подростковой среде. На первый план выходит острая потребность в признании, самоутверждении. Мир вокруг распадается на «своих» и «чужих», причем взаимоотношения между этими группами в представлении подростков порой резко антагонистичны.
Психологи отмечают, что противоречие подросткового возраста заключается часто в том, что ребенок стремится получить статус взрослых и взрослые возможности, но не спешит возложить на себя ответственность взрослых, избегает ее. Подросток часто отказывается принимать оценки и жизненный опыт родителей, даже если понимает их правоту. Ему хочется получить свой собственный уникальный и неповторимый опыт, сделать свои ошибки и учиться именно на них.
К психическим процессам относятся психические процессы, связанные с восприятием и переработкой информации. В их число входят: ощущения, восприятия, представления, память, воображение, мышление, речь.
Развитие познавательных
процессов и особенно интеллекта
в подростковом и юношеском возрасте
имеет две стороны —
В подростковом возрасте у ребенка продолжает развиваться теоретическое мышление. Приобретенные в младшем школьном возрасте операции становятся формально-логическими операциями. Подросток в состоянии достаточно легко абстрагироваться от конкретного, наглядного материала и рассуждать в чисто словесном плане. На основе общих посылок он уже может строить гипотезы, проверять или опровергать их, что свидетельствует о приоритетном развитии у него логического мышления.
В отличие от младших школьников, у ребенка, достигшего подросткового возраста, проявляется способность оперировать гипотезами при решении интеллектуальных задач. Причем, сталкиваясь с необходимостью решить задачу, которая для него является новой, в большинстве случаев подросток стремится использовать разнообразные подходы к ее решению, стараясь найти наиболее эффективный из них. Данные способности возникают не сами по себе, а формируются и развиваются в процессе школьного обучения, при овладении знаковыми системами, принятыми во многих современных науках.
Таким образом, одна из наиболее существенных особенностей подросткового возраста заключается в том, что в процессе обучения ребенок осваивает на логическом уровне все мыслительные операции. Поэтому неслучайно, характеризуя данную стадию развития мышления у подростков, Ж. Пиаже определяет ее как стадию формальных операций. Причем главной особенностью развития мышления в данном возрасте является то, что постепенно отдельные умственные операции превращаются в единую целостную структуру.
Особенности развития
Одна из наиболее существенных особенностей подросткового возраста заключается в том, что в процессе обучения ребенок осваивает на логическом уровне все мыслительные операции.
А главной особенностью развития мышления подростка является то, что постепенно отдельные умственные операции, которые он совершает, превращаются в единую целостную структуру.
Так, в ходе своих исследований, Ж. Пиаже предпринял попытку проанализировать процесс решения подростками сложных мыслительных задач. С этой целью он провел следующий эксперимент: детям было предъявлено 5 сосудов с бесцветными жидкостями и предложено путем смешивания жидкостей найти такую их комбинацию, которая дает желтую окраску.
Если дети младшего возраста
смешивали жидкости в случайном
порядке, методом проб и ошибок, то
подростки действовали по-
Теоретическое мышление — один из видов мышления, который направлен на открытие законов, свойств объектов. Данный вид мышления обычно отличают от мышления практического.
Логическое мышление — вид мыслительного процесса, в котором используются логические конструкции и готовые понятия.
Следующая особенность развития
мышления подростков заключается в
их способности анализировать
Возрастные нормы
В процессе развития мышления
в подростковый период у ребенка
проявляются следующие
Восприятие — целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности.
Информация о работе Контрольная работа по "Психологии дошкольного возраста"