Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 15:57, контрольная работа
Этот возраст представляет собой период взросления, характеризующийся интенсивными психологическими и физическими изменениями, бурной физиологической перестройкой организма. Подросток начинает быстро расти — темпы роста можно сравнить только с внутриутробным периодом и возрастом от рождения до 2-х лет. Причем, рост скелета идет быстрее, чем развитие мышечной ткани, отсюда нескладность, непропорциональность, угловатость фигуры. Резко увеличивается объем сердца и легких, глубины дыхания для обеспечения растущего организма кислородом. Характерными являются также значительные колебания артериального давления, нередко в сторону повышения, частые головные боли.
Задание 1. Проанализировать психологические характеристики и особенности подросткового возраста (11-15 лет) 3
Особенности подросткового возраста. 4
Развитие психических познавательных процессов в подростковом возрасте: 7
Развитие мышления 7
Развитие восприятия и памяти в подростковом возрасте: 9
Развитие воображения в подростковом возрасте 11
Развитие речи в подростковом возрасте 11
Задание 2. Эмпирическое изучение индивидуально-психологических особенностей личности на этапе подростничества, используя методику диагностики индивидуальных особенностей характера (Н.И. Рейнвальд). 12
Личностный опросник «ОТКЛЭ» Н.И Рейнвальда 12
Результаты исследования: 14
Задание 3. Подобрать развивающие упражнения и игры для формирования и развития качества «уверенность в себе». 15
Список используемой литературы: 22
Память — процесс запечатления, сохранения, последующего узнавания и воспроизведения следов прошлого опыта.
Развитие познавательных процессов зависит от усложнения учебных программ по мере взросления ребенка
Кроме того что подросток приобретает взрослую логику мышления, у него отмечается дальнейшее развитие таких познавательных процессов, как восприятие и память. Этот процесс также во многом зависит от процесса обучения, а точнее, от тенденции усложнения учебных программ по мере взросления ребенка.
Например, на уроках геометрии,
черчения и др. у ребенка постепенно
формируются и развиваются
Усложнение и значительное увеличение объема изучаемого материала приводит к качественной перестройке в организации мнемичес-ких процессов. Большинство детей, достигших подросткового возраста, продолжая обучение, вынуждены отказаться от дословного заучивания с помощью повторений.
Вместе с тем при доминированном использовании логической памяти у подростка замедляется развитие механической памяти, что может привести к возникновению ряда негативных явлений. Так, вследствие появления в школе многих новых учебных предметов значительно увеличивается количество информации, которую должен запомнить подросток, в том числе и механически. Однако в связи с вышеизложенными тенденциями развития у многих подростков возникают проблемы с запоминанием, и они предъявляют жалобы на плохую память. Причем подобные жалобы у подростков могут встречаться даже чаще, чем у младших школьников. Вероятно, данная проблема является одной из причин, обусловливающих интерес подростков к способам улучшения запоминания.
Возрастные нормы
В подростковый период помимо развития произвольной и опосредованной памяти у ребенка начинается активное развитие логической памяти, которая постепенно занимает доминирующее место в процессе запоминания учебного материала. Замедляется развитие механической памяти.
Воображение — процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений.
Фантазия — продукт воображения, суть которого заключается в изменении облика реальной действительности, отраженной в сознании. В некоторых случаях термин «фантазия» используется в качестве синонима воображения.
Параллельно с развитием
мышления, восприятия и памяти у
подростка развивается
Следует подчеркнуть, что воображение подростка менее продуктивно, чем воображение взрослого человека. Однако воображение подростка не только существенно богаче фантазии ребенка более младшего возраста, но и является неотъемлемой частью его психической жизни. Это позволило Л. С. Выготскому высказать предположение о том, что фантазия подростка — это игра ребенка, переросшая в фантазию.
Вместе с тем фантазии ребенка выполняют еще одну значимую функцию — регуляторную. Неудовлетворенность потребностей и желаний подростка в реальной жизни легко воплощается в мире его фантазий. Поэтому воображение и фантазии в ряде случаев приносят успокоение, снимая напряженность и устраняя внутренний конфликт.
Основная особенность развития чтения у подростков выражается в переходе от умения бегло, выразительно и правильно читать до способности декламировать наизусть.
Существенные изменения происходят и в развитии монологической речи. Эти изменения заключаются в переходе от умения пересказывать небольшое произведение или отрывок текста до способности самостоятельно готовить устное выступление, вести рассуждения, высказывать мысли и аргументировать их.
В свою очередь письменная
речь улучшается в направлении от
способности к письменному
Интеллектуальное развитие ребенка в подростковом возрасте достигает весьма высокого уровня. Более того, закономерности развития мышления определяют в значительной мере особенности функционирования и развития других психических процессов. Поэтому некоторые авторы полагают, что именно в этот период интеллектуальные возможности человека достигают своего максимума.
Цель: исследовать пять основных
свойств личности, наиболее компактно
выражающих структуру личности с
точки зрения ее общественной сущности
и главных индивидуально-
Предлагается ответить на 115 вопросов. Вопросы направлены на выяснение обычного состояния и способа поведения.
Вопросник имеет 5 шкал, каждая из которых состоит из 20 вопросов и контрольная шкала содержит 15 вопросов. Показателями степени выраженности организованности, трудолюбия, коллективизма, любознательности и эстетического развития служит количество баллов, набранных испытуемым по каждой из пяти шкал. Обработка анкет проводится при помощи ключа.
Организованность. Первая шкала включает вопросы об уровне потребности направлять свои интересы на реализацию целей, на достижение эффективности деятельности, о склонности организовывать режим дня, рабочее место, о легкости (трудности) своевременного переключения с одного вида деятельности на другой, о склонности планировать труд и отдых.
Трудолюбие. Вторая шкала включает вопросы, выявляющие отношение личности к процессу трудовой деятельности, об активности, инициативности, добросовестности, увлеченности и удовлетворенности самим процессом труда, об ответственном отношении к труду, творческом подходе, заинтересованности в достижении наилучшего результата, об осознании красоты и общественной полезности своей деятельности.
Коллективизм. Третья шкала включает вопросы об уровне потребности организовывать взаимоотношения и совместную деятельность с другими людьми, что проявляется в осознанном подчинении личных интересов общественным интересам, в товарищеском сотрудничестве, готовности к взаимодействию и взаимопониманию, взаимопомощи, доброжелательности и тактичности, интересе к проблемам и нуждам друг друга.
Любознательность. Четвертая шкала включает вопросы о потребности познания, интересе к окружающему миру, к новым знаниям, об активном познавательном отношении к отдельным фактам, стремлении познать взаимосвязи окружающего мира.
Эстетическое развитие. Пятая шкала включает вопросы об эстетическом вкусе и эстетическом отношении к действительности, об уровне потребности человека находить, чувствовать, создавать прекрасное в жизни и искусстве, оценивать явления и факты, окружающего мира по законам гармонии и красоты.
Организованность, трудолюбие, коллективизм, любознательность, эстетическое развитие.
Параметры |
кол-во баллов |
Организованность |
13 |
Трудолюбие |
18 |
Коллективизм |
15 |
Любознательность |
9 |
Эстетическое развитие |
7 |
Охарактеризуем результаты исследования.
Проанализировав, полученные данные мы видим, что у испытуемой из всех параметров более выражено трудолюбие, выявляющее отношение личности к процессу трудовой деятельности, активности, инициативности, добросовестности, увлеченности и удовлетворенности самим процессом труда, ответственном отношении к труду, творческом подходе, заинтересованности в достижении наилучшего результата, осознании красоты и общественной полезности своей деятельности. Действительно, у подростка ярко выражено чувство ответственности к своим обязанностям. Так же, из результатов исследования видно, что такие параметры ,как коллективизм и организованность получили достаточно высокие показатели. Это говорит об уровне потребности направлять свои интересы на реализацию целей, на достижение эффективности деятельности, о склонности организовывать режим дня, рабочее место, о легкости своевременного переключения с одного вида деятельности на другой, о склонности планировать труд и отдых, об уровне потребности организовывать взаимоотношения и совместную деятельность с другими людьми, что проявляется в осознанном подчинении личных интересов общественным интересам, в товарищеском сотрудничестве, готовности к взаимодействию и взаимопониманию, взаимопомощи, доброжелательности и тактичности, интересе к проблемам и нуждам друг друга. В подростковом возрасте главная ценность - система отношений со сверстниками, взрослыми, подражание сознаваемому или бессознательному следуемому «идеалу», устремлённость в будущее. Если в младшем школьном возрасте авторитет учителя являлся не менее значимым, чем авторитет семьи, то для подростка проблема авторитета взрослого становится не самоочевидной. На основании исследования можно сделать вывод, что для подростка ведущую роль играет общение со сверстниками в контексте собственной деятельности подроста. Менее выраженными оказались такие параметры, как любознательность и эстетическое развитие, данные показатели говорят о низкой потребности познания, интересе к окружающему миру, к новым знаниям, о достаточно пассивном познавательном отношении к отдельным фактам, не желании познать взаимосвязи окружающего мира. Низкие показатели эстетического развития указывают на отсутствие потребности человека находить, чувствовать, создавать прекрасное в жизни и искусстве, оценивать явления и факты, окружающего мира по законам гармонии и красоты.
Уверенность в себе- (англ. self-reliance) – переживание человеком своих возможностей, как адекватных тем задачам, которые перед ним стоят в жизни, так и тем, которые он ставит перед собой сам. Уверенность в себе в к.-л. виде деятельности имеет место в тех случаях, когда самооценка человека в этом виде деятельности соответствует его реальным возможностям. Если самооценка выше или ниже реальных возможностей, имеет место, соответственно, самоуверенность или неуверенность в себе. Уверенность в себе равно как неуверенность или самоуверенность может проявляться в отдельных видах деятельности или отношениях к действительности, но может стать и устойчивым качеством личности, распространяясь на те виды деятельности, в которых у человека нет еще опыта. Воспитание Уверенность в себе заключается в формировании у человека адекватных, соответствующих его возможностям притязаний и самооценок. Это имеет большое значение для развития способностей, а также для формирования всех сторон личности человека, и прежде всего его эмоциональной сферы. Неуверенность в себе и самоуверенность часто связаны с отрицательными эмоциональными переживаниями, тормозящими и искажающими нормальный ход психического развития человека.
Уверенность, чувство собственного достоинства, самооценка, гордость - все эти слова означают приблизительно одно и то же - понимание себя и способность реально себя оценивать.
Уверенность означает принятие каждого момента таким, какой он есть, с его как хорошими, так и плохими сторонами. Она придает нам силу. Уверенность в том, что вы сможете добиться поставленных целей - залог того, что вы получите удовлетворение от вашей жизни.
Нехватка уверенности в себе - порочный круг
Нехватка уверенности в себе может создать много проблем, потому что:когда вы сомневаетесь в своих способностях, вы стараетесь избегать всего, что кажется вам слишком трудным. Причина в вашем несоответствии и некомпетентности, которые вы сами себе приписываете ("У меня ничего не получится!"). Вы легко сдаетесь и не доверяете сами себе.
Вы не считаете, что достойны восхищения и часто заставляете других игнорировать ваши способности и недооценивать вас.
Вы сомневаетесь в себе, и поэтому постоянно ищете одобрения и поддержки у своих друзей и близких. Это может стать навязчивым. Некоторые сомневаются в полученном одобрении, тем самым ухудшая отношения.
Люди, отрицающие свои способности и предпочитающие оставаться в тени, почти никогда не добиваются успеха. Они лишены возможности почувствовать признание, удовлетворение и восхищение. Неуверенность - это порочный круг, который в итоге может привести к серьезным психологическим проблемам.
Признание - один из ключевых "витаминов" души. Отсутствие его заставляет нас страдать. Ученые считают, что чувство собственного достоинства сильно влияет на наше психическое здоровье.
Упражнения на развитие уверенности в себе:
Ряд представленных упражнений позволит не только сформировать уверенность в себе, но и развить волю и научиться подавлять слабости. Для выполнения некоторых из представленных примеров упражнений, вам понадобится помощь группы друзей или близких.
Упражнение «Формирование уверенности»
Цель упражнения: используя эту технику, вы сможете подавить свои страхи и опасения, обрести хорошее самочувствие и уверенность в своих силах.
Инструкция: напишите отчет о своих положительных качествах, умениях и достижениях;убедите себя в том, что у вас есть качества, которые можно и нужно развить. И развивая эти качества, постоянно повторяйте это убеждение;представьте себе, что вы уверенная в себе личность, которая уже достигла своих целей и завоевала авторитет окружающих;научитесь чувствовать внутреннюю уверенность в своих силах каждой клеточкой организма.
Информация о работе Контрольная работа по "Психологии дошкольного возраста"