Контрольная работа по "Психологии дошкольного возраста"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 15:57, контрольная работа

Описание

Этот возраст представляет собой период взросления, характеризующийся интенсивными психологическими и физическими изменениями, бурной физиологической перестройкой организма. Под­росток начинает быстро расти — темпы роста можно сравнить только с внутриутробным периодом и возрастом от рождения до 2-х лет. Причем, рост скелета идет быстрее, чем развитие мышечной ткани, отсюда нескладность, непропорциональность, угловатость фигуры. Резко увеличивается объем сердца и легких, глубины дыхания для обеспечения растущего организма кислородом. Характерными являются также значительные колебания артериального давления, нередко в сторону повышения, частые головные боли.

Содержание

Задание 1. Проанализировать психологические характеристики и особенности подросткового возраста (11-15 лет) 3
Особенности подросткового возраста. 4
Развитие психических познавательных процессов в подростковом возрасте: 7
Развитие мышления 7
Развитие восприятия и памяти в подростковом возрасте: 9
Развитие воображения в подростковом возрасте 11
Развитие речи в подростковом возрасте 11
Задание 2. Эмпирическое изучение индивидуально-психологических особенностей личности на этапе подростничества, используя методику диагностики индивидуальных особенностей характера (Н.И. Рейнвальд). 12
Личностный опросник «ОТКЛЭ» Н.И Рейнвальда 12
Результаты исследования: 14
Задание 3. Подобрать развивающие упражнения и игры для формирования и развития качества «уверенность в себе». 15
Список используемой литературы: 22

Работа состоит из  1 файл

подростковый возраст.docx

— 50.51 Кб (Скачать документ)

Упражнение-рисунок  «Я такой какой, какой я есть»

Цель упражнения: выработка  более объективной самооценки.

Инструкция: соберитесь группой  друзей, где каждый должен нарисовать себя, но так чтобы никто не видел. Когда все рисунки готовы, их нужно  перемешать и обменяться впечатлениями  по каждому творению, что видят  участники на каждом рисунке и  чего, по их мнению, в нем не достает.

Упражнение-техника  «Sic volo»

Цель упражнения: техника  помогает развить волю, обрести уверенность  в себе и ощутить внутреннюю свободу.

Инструкция: в обеденное  время или в конце дня расположите  перед собой лист формата А3 или  А4 в горизонтальном положении. В левом краю листа выпишите столбиком все дела выполненные сегодня. Именно те, что были завершены, например: «пришел в офис», «прочитал договор», «выпил кофе в обед». Пишите то что первым придет в голову и не бойтесь что можете забыть и не написать о каком то важном деле. Справа от каждого дела нарисуйте обратную стрелку ( <-- ) и напишите, зачем вы это сделали, ради чего или с какой целью. Если вы сделали два или три дела по одной и той же причине, проведите одну и ту же стрелку к этим делам. Но ведь для одних причин тоже есть причины. Например, к действию «поел» есть причина «мне нужны сила и энергия» а к ней в свою очередь тоже есть причина «в этом нуждается мой организм». Таким образом, вы должны искать причины причин пока это возможно. Их можно продолжать до бесконечности, но рано или поздно вы доберетесь до первопричин своих поступков. И большинство из них попадет под одну из этих категорий: «это моя обязанность», «это вышло случайно», «это привычка от которой я пока не хочу избавляться», «это потребности моего организма к которым я не могу не прислушиваться». Теперь, когда вы закончили рисовать схему и нашли все первопричины, у вас может появиться некоторое чувство удовлетворения. Однако, бывают случае когда вы не знаете что указать в качестве первопричины. Например, вы нашли бездомную кошку и ухаживаете за ней. Какова причина ваших действий? Если вы не знаете, какую причину указать в этом и похожих случаях, пишите в качестве первопричины фразу «Я так хочу», что и является переводом латинской фразы «Sic volo». Каждый такой случай где вы напишите эту фразу будет означать что вы готовы продолжать такой произвол в своих действиях, и готовы за него отвечать. И чем чаще вы будете говорить себе «Я так хочу», тем шире станет ваша внутренняя свобода и уверенность в себе.

Упражнения на повышение уверенности в себе

Если вы считаете, что  в вас уже есть зачатки уверенности  в себе, но их нужно немного подтянуть, вам помогут следующие техники.

Упражнение-самовнушение «Повышение уверенности»

Цель: упражнение помогает тем, кто переживает из-за недостатка уверенности  при общении с окружающими.

Инструкция: примите удобную  вам позу, в которой можно расслабиться. Минимум три раза произнесите  каждую из фраз:

  • мое тело должно быть расслабленным;
  • мое тело должно быть тяжелым;
  • в моем теле должно ощущаться тепло.

Старайтесь расслабиться как можно сильнее и разогнать  лишние мысли следующими фразами:

  • на несколько минут мой разум должен стать свободным;
  • все посторонние мысли должны постепенно улетучиться;
  • сейчас мне должно стать лень думать о чем-то постороннем.

Далее используйте формулы  самовнушения, предназначенные для повышения уверенности:

  • я имею право быть независимым;
  • я имею право на успех;
  • я имею право быть выслушанным и принятым всерьез;
  • я имею право получать то, за что я плачу;
  • я имею право просить то, чего хочется;
  • я имею право делать ошибки и быть ответственным за них.

Упражнение "Подари себе имя"

Цель: достижение уравновешенного  эмоционального состояния, спокойствия  и уверенности. Выполняется в  группе.

Инструкция: участники принимают  удобную позу и расслабляются. Далее  каждому говорится: «Вспомните событие, когда вы чувствовали себя уверенным  и успешным. Где и когда оно  произошло. Вспомните свои чувства  и переживите это событие вновь». На выполнение задачи дается около 7 минут. По прошествии этого времени участники должны обсудить результаты своей визуализации события. Каждый должен рассказать об увиденном событии с обязательным дополнением источника вызвавшего чувство уверенности, успеха и т.д. После выслушивания всех рассказов группа придумывает каждому участнику новое имя, в котором должно отражаться то состояние, которое он получил, вспомнив событие. Например: «Я тот, который.. (делает то-то)», либо «Я уверен в себе, когда я.. (делаю то-то)».

При столкновении с неудачами

Сохраняйте четкую позицию, сталкиваясь с проблемами и неудачами. Не воспринимайте их как несправедливость или как свидетельство о том, насколько вы неспособны. Неудачи  естественны, нет человека, которому удалось бы их избежать. Помните, что вы имеете дело с реальной проблемой, а не с невезением. Вы не должны испытывать чувство вины. Ищите решение проблемы. Возьмите на рассмотрение вопрос: "Как я могу решить эту проблему?", а не "Кто виноват?" Не раздувайте проблемы. Попытайтесь их решить вместо того, чтобы чувствовать себя разочарованными и отчаянными.

Не все “в ваших  руках!”

Когда вы чувствуете, что  теряете контроль над ситуацией, напомните себе о причинах, чтобы  продолжать верить. Жизнь непредсказуема. Часто желаемое оказывается намного  ближе, чем мы предполагаем. Вспомните  день, когда вы думали, что опоздаете  на поезд, но в итоге этого не произошло. Или когда вы думали, что не сможете  достигнуть цели, но все-равно сделали это. Держите такие моменты вашей жизни в памяти, вспомните о них, когда готовы будете отчаяться. Расслабьтесь и возьмите ситуацию в свои руки. Верьте в свои собственные силы, но не забывайте, что вы не можете контролировать все. Есть вещи, которыми вы не можете управлять. Это и делает жизнь более интересной.

Спрашивайте и  слушайте

Когда у вас возникают  сомнения в себе (после выступления, спора или вынесения важного  решения) спросите мнение других людей. Что они думают? Понравилось ли им? Какие положительные моменты  и промахи они могут выделить? Что бы они сделали иначе? Проанализируйте  ответы. Постарайтесь не начинать сразу  же оправдываться. Дослушайте и подумайте немного об услышанном. Мнение окружающих необходимо, чтобы лучше понять себя. Вы не должны узнавать его только тогда, когда заранее уверены в том, что оно будет положительным. Пусть иногда вам не нравится то, что вы слышите, критика полезна.

Воспитайте в  себе уверенность

Множество людей считают, что у них нет никакой уверенности, это заставляет их чувствовать себя несчастными и подавленными. Это  неправильно. Уверенность есть у каждого человека. Иногда ее проявления могут быть незаметны даже нам самим. Мы сами не верим в то, что она есть, и не хотим замечать ее. Многое из того, что вы выполняете каждый день, требует большой уверенности в себе. Обратите внимание на эти моменты, и вы сможете воспитать в себе чувство собственного достоинства.

Эксперимент с  вашими пределами

Старайтесь каждый день устраивать вашей уверенности маленькие  проверки. Результатом не обязательно  должен быть оглушительный успех. Например, если вам не нравится ваш столик в ресторане, вы не должны мириться с этим. Позовите официанта и попросите  пересадить вас. Если вы полагаете, что вам должны сделать скидку, потому что цена слишком велика, не стесняйтесь попросить об этом. Если вам не сделают скидку, не расстраивайтесь, важен тот факт, что вы об этом попросили, если сделают - еще лучше. Попробуйте выполнить эти элементарные вещи и вы сможете узнать ваши возможности.

Цель ваших действий - приобретение опыта, открытие и познание себя. Вы можете сделать большее.

Не вините себя

Каждый раз, когда вы делаете  ошибку, или начинаете сомневаться -  не вздумайте разочаровываться и ни в чем себя не вините. Проявите к себе такое же милосердие, какое  проявили бы к хорошему другу, попросившему у вас помощи. Разве вы не поддержали бы его? Признайтесь себе, что вам  тяжело и что вы только учитесь. Для того, чтобы поверить в себя, вам предстоит совершить долгий путь. Возможно, вы будете много раз сбиваться с него, главное - не сдавайтесь и идите дальше.

 

 

 

Список используемой литературы:

  1. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. СПб., 1997.
  2. Выготский Л. С. педология подростка // Собр. Соч.: В 6 т. –
  3. Давыдов В.В. Психологический словарь. Педагогика, 1983. – 448с. 
  4. Дубровина И.В., Прихожан А.М., Зацепин В.В. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр "Академия", 2001. – 368с.
  5. 3имбардо Ф. Застенчивость. М., 1991. 
  6. Кон И.С. Психология ранней юности. – М., 1989. – С. 78-105
  7. Кулагина И. Ю., Колющий В. Н. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. М., 2006.
  8. Личко А.Е. Подростковая психиатрия. – Изд. 2-е, доп. и перераб. – Л.: Медицина, 1985. – 416с, 2 л. ил.М., 1984. – Т.4—Сю 113-140
  9. Обухова Л. Ф. Детская психология. М, 2006.
  10. Поливанова К. Н. Психология возрастных кризисов. М, 2006.
  11. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб., 2000.
  12. Ремитидт X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. М., 1994
  13. Смирнова Е. О. Психология ребенка. М, 1997.
  14. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д. Издательство "Феникс", 1997 г. – 736 с.
  15. Шаповаленко И. В. Возрастная психология. М., 2004.
  16. Шевандрин Н. И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. М., 1998.
  17. Шульженко Е.Е. Конфликты у подростков в школе и дома // Вопросы психологии. – 2002. - № 2. – С.13-19.

Информация о работе Контрольная работа по "Психологии дошкольного возраста"