Контрольная работа по "Психологии и педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 00:55, контрольная работа

Описание

Характер человека всегда многогранен. В нем могут быть выделены черты или стороны, которые, однако, не существуют изолированно, отдельно друг от друга, а являются связанными воедино, образуя более или менее цельную структуру характера.
Структура характера обнаруживается в закономерной зависимости между отдельными его чертами. Если человек труслив, есть основания предполагать, что он не будет обладать качествами инициативности (опасаясь неблагоприятного оборота инициированного им предложения или поступка), решительности и самостоятельности (принятие решения предполагает личную ответственность), самоотверженности и щедрости (помощь другому может в чем-то ущемить его собственные интересы, что для него опасно).

Содержание

1.
Теоретическая часть

1.1.
Индивидуально-типологические особенности личности

1.2.
Психология профессиональной деятельности личности

1.3.
Основы семейной педагогики

2.
Экспериментальная часть

2.1.
Внимание

2.2.
Память

2.3.
Мышление

2.4.
Обучение и воспитание

3.
Практическая работа

3.1.
Мое представление о самом себе как личности

3.2.
Я среди других людей

3.3.
Мои влияния, «вклады в себя»

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

Индивидуально-типологические особенности личности.doc

— 149.50 Кб (Скачать документ)

Профессиональная  пригодность - это совокупность психологических и психофизиологических особенностей человека, необходимых и достаточных для достижения им заданной в профессии общественно приемлемой эффективности труда. При этом профессиональная пригодность обеспечивает высокую профессиональную эффективность работника при наличии у него специальных ЗУН, полученных в процессе профессионального обучения. [1; 45]

Время, необходимое  для формирования профессиональной пригодности человека, зависит от форм и методов профессионального  обучения, условий выполняемой профессиональной деятельности и индивидуальных способностей человека.

Профессиональный  отбор - система специализированных процедур изучения и оценки профессиональной пригодности человека к овладению  определенной профессией или группой  профессий, достижению в них требуемого уровня мастерства и успешному выполнению профессиональных обязанностей в типовых и нестандартных профессиональных ситуациях.

Выделяются четыре аспекта профессионального отбора: медицинский, физиологический, педагогический и психологический. [1; 46]

Профессиональный  подбор.

На первый взгляд, профессиональный отбор в его  грамотном «исполнении» - есть разрешение всех проблем, возникающих при взаимодействии объективных требований профессии  и субъективных возможностей и способностей человека. Однако это не совсем так.

Факт «соответствия - несоответствия» индивидуально-психологических  особенностей человека профессиональным требованиям довольно трудно оценить  и непротиворечиво доказать. Наиболее очевидными являются доказательства «соответствия - несоответствия» человека к профессии по параметрам физическим и физиологическим, временных и пространственных профессиональных ограничений, требований к скорости и точности действий, умению переносить физические перегрузки, невесомость, недостаток движений.

Менее очевидными выступает оценка «соответствия - несоответствия»  человека по отношению к профессиональным требованиям по фактору познавательной деятельности. Существуют определенные трудности в прогнозировании  того, кто будет более успешен, если человеку, имеющему практический склад ума, приходится решать сугубо теоретические проблемы, а теоретику, имеющему слабый «социальный интеллект», - общаться с людьми и реализовывать организационно-управленческую деятельность. Вполне возможно, что практик внесет в теоретическую деятельность свою смекалку и фантазию, сделает ее наиболее понятной и проработанной с позиции прикладного значения, а теоретик сможет организовать консолидированный трудовой коллектив при помощи логического убеждения подчиненных в объективной необходимости эффективного выполнения своих производственных функций.

Трудно, а подчас и практически невозможно установить степень «соответствия - несоответствия»  профессиональных требований и индивидуальных способностей человека по факторам его личностных особенностей, ценностных ориентаций, мировоззрения.

Рассуждая, таким  образом, логично будет поставить  вопрос другим образом: во многих случаях  следует не человека подбирать к  профессиональным требованиям (профессиональный отбор), а, наоборот, профессии подбирать к человеку (т.е. осуществлять профессиональный подбор).

Профессиональный  подбор, таким образом, - это подбор профессий, профессиональных сфер и  специальностей к конкретному человеку, его индивидуально-психологическим  особенностям с тем, чтобы он смог полноценно реализовать себя и свой потенциал в трудовой деятельности и получить профессиональное удовлетворение. [1; 48]

Профессионально самоопределение и самоактуализация человека в профессии.

Если в центр  системы взаимодействия профессии и человека по линии оценки «соответствия - несоответствия» поставить профессию, необходимо говорить о профессиональном отборе. Если же в центр данного взаимодействия поставить человека, нужно говорить о профессиональном подборе.

Вопрос о профессиональном самоопределении и самоактуализации возникает тогда, когда в центре взаимодействия «человек-профессия» стоит человек.

Проблема профессионального  самоопределения в психолого-педагогической литературе тесно связана с проблемой  активности молодого человека в условиях выбора будущей профессии. Выбор  профессии - это процесс принятия молодым человеком решения относительно получения социально значимого результата: вступления во взрослую жизнь в качестве работника.

Проф. самоопределение  может совпадать с выбором  профессии, если молодой человек  выбирает профессию в соответствии со своими интересами, склонностями, устремлениями  и способностями. Выбор профессии не совпадает с процессом проф. самоопределения в тех случаях, если молодой человек «выбирает» профессию случайно, например, по фактору близости работы к месту жительства, общественной моде на данную профессию, по знакомству и прочее.

Проблема самоактуализации, в основном, становится актуальной при выполнении взрослым работником выбранной трудовой деятельности.

Следовательно, профессиональное самоопределение  и самоактуализация человека в общем, виде могут быть описаны в виде длительного процесса развития отношений человека к своей профессии и к самому себе как субъекту профессиональной деятельности.

В данном определении  подчеркнута активная роль самого человека, он сам выбирает профессию, сам проходит период проф. обучения и, наконец, сам активно строит собственную проф. карьеру и реализует собственный личностный и интеллектуальный потенциал. Важно, также учесть, что проф. самоопределение и самоактуализация осуществляется на протяжении всего проф., а часто и жизненного пути человека.

Динамика проф. самоопределения молодого человека есть процесс поиска им «своей профессии», соответствующей его склонностям  и способностям. Проф. самоактуализация - это поиск «себя в профессии», собственной проф. роли, образа Я, проф. имиджа, индивидуального стиля проф. деятельности, определения для себя проф. перспектив, достижения их, установления новых проф. целей, стремление к гармоничному раскрытию и утверждению своего природного творческого потенциала.

Процесс проф. самоопределения - это действия молодого человека по самоанализу, самопознанию и самооцениванию собственных способностей и ценностных ориентаций, действия по пониманию степени соответствия собственных особенностей требованиям выбираемой профессии и действия по саморазвитию у себя способностей и возможностей в процессе проф. подготовки и обучения с целью достижения более полного соответствия самого себя относительно выбранной профессии и профессии - относительно собственных устремлений.

Следовательно, содержанием активного самоопределения  выступают процессы самопознания (осознания собственных интересов, склонностей, предпочтений, особенностей своего характера и темперамента), самооценивания (сравнение результатов самопознания с имеющимся представлением о профессиональных требованиях, выдвигаемых со стороны выбираемой профессии) и саморазвития (целенаправленное самоформирование в себе тех качеств, которые необходимы для успешного выполнения будущей профессиональной деятельности). [1; 50]

1.3. Основы семейной  педагогики

Структура взаимоотношений в современной семье.

«Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива  по-своему» - эта фраза превратилась из самых известных психологических  формул, описывающих взаимоотношения  в семье. Однако здесь имелся в  виду некий внешний наблюдатель, которому доступно сравнение и возможность заключения о том, похожи или непохожи семьи друг на друга, счастливы или несчастливы члены семейства.

Сколько семей - столько и особенностей воспитания, неизбежно порождаемых специфической  социально-психологической обстановкой и взаимоотношениями в них.

Исключительна по своей важности роль, которую  играют мать и отец в системе семейных взаимоотношений и тем самым  в воспитании ребенка. Именно они - центральные  фигуры «родительской педагогики». Гораздо более скромная роль отводится бабушке…

В каждой семье  объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система  воспитания. Могут быть выделены 4 тактики  воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом  их возникновения: диктат, опека, «невмешательство» и сотрудничество.

Диктат в семье  появляется в систематическом подавлении одними членами семейства (преимущественно  взрослыми) инициативы и чувства  собственного достоинства у других его членов.

Опека в семье - это система отношений, при которой родители, обеспечивая своим трудом, удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя.

«Невмешательство». При этом предполагается, что могут  существовать два мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует переходить намеченную таким образом демаркационную линию.

Сотрудничество  как тип взаимоотношений в  семье предполагает опосредствованность  межличностных отношений в семье  общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями.

Именно в ситуации сотрудничества преодолевается эгоистический  индивидуализм ребенка. Семья, где  ведущим типом взаимоотношений  является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития - коллективом. Сотрудничество как способ организации связей и взаимодействия старшего и младшего поколений в семье является оптимальным для осуществления целей нравственно оправданного воспитания в противоположность диктату, опеке «невмешательству».[2; 304]

Существует любовь родственная, общественная, к человеку, к животному и ко всему живому. Если в семье преобладает слепая и бездумная, бездуховная любовь, то на ее почве вырастает групповой  эгоизм, пренебрежение к другим людям, жестокость по отношению к животным. Любовь перерождается в животное чувство самосохранения. Нормальная родственная любовь развивает в ребенке любовь к людям. Родственная любовь и гуманизм, как сообщающиеся сосуды, неразрывно связаны между собой, взаимно очищают, облагораживают и обогащают друг друга. Родственная любовь проявляется как обостренное, эмоционально окрашенное, уважительное и заботливое отношение членов семьи друг к другу. Она активно стимулирует внутрисемейное общение и деятельность, направленную на облегчение и улучшение жизни близких, приносит глубокое удовлетворение и обеспечивает семейное счастье. Родители и дети стремятся не к личному удовольствию, а к доставлению блага любимому, если нужно - ценой самопожертвования. Это рождает и укрепляет подлинную, высшую человеческую любовь в душе ребенка. [3; 241]

Одной из проблем  семейного воспитания является проблема уважения детьми взрослых (родителей). Если вы хотите, чтобы ребенок уважал вас, воспитывайте в нем с самого раннего детства уважение и любовь к людям и сами показывайте пример в этом.

Следующей проблемой  является: как воспитать ребенка  не скрягой, как приучить ценить и  любить вещи и не воспитывать стяжателя.

Другая проблема семейного воспитания: алкоголизм в  семье. Алкоголизм угрожает молодежи, наносит громадный вред потомству и воспитанию молодежи. Где выпивка, там и преступление.

Еще одна проблема - воспитание гражданина. Чтобы у  ребенка выработались высокие нравственные принципы, необходимо, чтобы родители сами придерживались этих принципов. Нравственное воспитание, тогда эффективно, когда за высокими моральными принципами стоит адекватное и реальное поведение. Жизнь ребенка должна строиться по принципу самостоятельного преодоления трудностей, поисков своего пути, самостоятельного мышления. Чем раньше ребенок станет самостоятельным, тем больше трудностей он сам, без помощи взрослых преодолеет, тем крепче будет его характер, воля и целеустремленность. Но найти цель в жизни - это делать так, чтобы личные цели совпадали с целью коллектива, чтобы интересы каждого не противоречили интересам общественным.

Есть еще одна проблема - проблема полового воспитания в аспекте семейного. Для этого  нужно наблюдать за ребенком, создавать  непринужденную и искреннюю атмосферу  в доме и этой атмосферой побуждать ребенка спрашивать и рассказывать, быть ему не только родителем, но и другом, помогать ему и в счастье и несчастье.

Следующая проблема, в последние годы ставшая актуальной - сектантство. По многим из причин, почему ребенок уходит в секту, психологи  отмечают уже назревающие конфликты в семье и неудовлетворенность ею. Ведь служители современных культов играют на том, что в доме дети не получают достаточно любви. В новых же религиях новоприбывшего просто атакуют любовью. Правда этой же любовью секты и манипулируют людьми, и человек становится зависимым от лидера того или иного учения. Уйти из учения очень трудно, и даже если удается, то психика ребенка уже зачастую бывает поломана.

Также, одной  из проблем является тот факт, что  родители не знают каким они хотят видеть своего ребенка в бедующем, какие у него при этом должны быть качества характера. То есть у родителей нет ясной цели в воспитании ребенка. В таких случаях результат будет всегда случайным. Эта проблема решается целым рядом наук: этикой, социальной психологией, педагогикой. [4; 174]

Информация о работе Контрольная работа по "Психологии и педагогике"