Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2013 в 03:35, контрольная работа
Организации, добивающиеся успеха, отличаются от противоположных им тем, что имеют более динамичное и эффективное руководство. Умение руководить - это прирожденное свойство человека, которое можно лишь развить в течение жизни, приобретая для этого необходимые знания, навыки и переосмысливая личный опыт. Успешное руководство требует учета постоянно меняющихся условий жизни и деятельности людей, степени осознания ими себя как личностей, уровня их образованности. Стиль руководства формируется под воздействием традиций внутри организации, требований со стороны высшего руководства и под влиянием личных качеств руководителя.
Введение 2
1.Классификация стилей руководства 3
2. Эффективность стиля управления 10
3. Формирование индивидуального стиля 14
Заключение 17
Список использованной литературы 18
Содержание:
Введение 2
1.Классификация стилей руководства 3
2. Эффективность стиля управления 10
3. Формирование индивидуального стиля 14
Заключение 17
Список использованной литературы 18
Введение.
Организации, добивающиеся
успеха, отличаются от противоположных
им тем, что имеют более динамичное
и эффективное руководство. Умение
руководить - это прирожденное свойство
человека, которое можно лишь развить
в течение жизни, приобретая для
этого необходимые знания, навыки
и переосмысливая личный опыт. Успешное
руководство требует учета
Чтобы правильно управлять
людьми в организации, руководителю
необходимо выбрать определенный вид
поведения в отношениях с подчиненными
в процессе достижения поставленной
цели, другими словами ему надо
выбрать стиль руководства
Каждый руководитель в
процессе управленческой деятельности
выполняет свои обязанности в
свойственном только ему стиле. Стиль
руководства выражается в том, какими
приемами руководитель побуждает коллектив
к инициативному и творческому
подходу к выполнению возложенных
на него обязанностей, как контролирует
результаты деятельности подчиненных.
Принятый стиль руководства может
служить характеристикой
1. Классификация стилей руководства
Чтобы получить общее представление
о стиле руководства, рассмотрим
два принципиально разных стиля:
один условно назовем традиционным,
"консервативным", а другой стиль
- "современным".
Бывают случаи, когда по отношению к некоторым людям и в некоторых ситуациях "традиционный" стиль руководства оказывается более эффективным, чем современный.
Если подчиненный не делает
ничего, что заслуживало бы похвалы,
то он не исправится, пока ему ясно не
укажут на его ошибки и пути их устранения.
Но, конечно, при первом же признаке
улучшения его следует
Даже самый прогрессивный
руководитель обязан, наряду с новейшими
методами воздействия на подчиненных,
владеть и традиционными, чтобы
иметь возможность гибко
В теории и практике управленческой деятельности сложилось несколько подходов к классификации двух стилей руководства.
Исходя из характера цели руководящей деятельности, различают деловой и бюрократический стили руководства.
Деловой стиль руководства проявляется в том случае, когда для руководителя самым важным выступают интересы дела, конечные цели коллектива.
Формирование делового стиля руководства основано на максимальном использовании деловых качеств руководителя. Главными для выработки делового стиля являются следующие качества:
. способность ориентироваться на основную цель деятельности коллектива;
. умение выбирать кратчайший путь к достижению цели;
. самостоятельность мышления, инициативный и новаторский подход к делу;
. критицизм практического мышления;
. оперативность решений и действий;
. способность к гибкой распорядительной деятельности;
. предвидение новых проблем, умение заниматься ими до того, как их разрешение потребует больших усилий;
. ориентация на компетентность подчиненных;
. -умение оценивать результаты деятельности на любой стадии с позиции интересов дела;
. личная организованность и собранность.
Бюрократическая система
управления характеризуется господством
формы
(то есть самой бюрократической структуры)
над содержанием (задачами управления
производством). Бюрократический стиль
руководства заключается в том, что усилия
руководителя затрачиваются на второстепенные
дела, хотя внешне все выглядит в рамках
формально правильных действий. В результате
существо дела приносится в жертву форме.
Бюрократический стиль руководства проявляется тогда, когда имеют место:
. слепая вера в рациональность
однажды сложившихся
. -установка "флюгера", то есть представление, что абсолютным критерием важности является мнение вышестоящего начальства;
. удаленность внутренних
закономерностей и целей
. оторванность от масс.
Бюрократ стоит над массами
и занимает, следовательно,
. отсутствие контроля снизу, неподотчетность работников аппарата трудовым коллективам;
. "непогрешимость" руководящих работников. Решения бюрократа, на его взгляд, единственны и неоспоримы;
. стремление переложить ответственность на начальство. Результатом этого является безответственность, которая прямо связана с тенденцией к перераспределению ответственности, со стремлением нижестоящих переложить ее на плечи вышестоящих (при этом вышестоящие также стремятся снять с себя ответственность, создавая систему виз и процедуру согласований);
. волокита, отписки;
. бумажный стиль работы - "бумажный фетишизм";
. волюнтаризм, субъективное, необоснованное управление;
В реальной практике руководства несколько основных стиля руководства.
Стиль управления - способ, система методов воздействия руководителя на подчиненных. Один из важнейших факторов эффективной работы организации, полной реализации потенциальных возможностей людей и коллектива. Большинство исследователей выделяют следующие стили руководства:
• Директивный стиль (авторитарный
- единолично руководитель решает и приказывает
— сотрудники исполняют);
• Демократический стиль (коллегиальный);
• Либеральный стиль (попустительский
или анархический).
В жизни трудно встретить
представителей этих стилей в "чистом
виде".
Слишком сложна натура человека, чтобы
его можно было подогнать под определенную
мерку.
1. Директивный стиль управления характеризуется
высокой централизацией руководства,
доминированием единоначалия. Руководитель
требует, чтобы обо всех делах докладывали
именно ему, единолично принимает решения
или отменяет их. К мнению коллектива не
прислушивается, все решает за коллектив
сам. Преобладающими методами управления
являются приказы, наказания, замечания,
выговоры, лишение различных льгот. Контроль
очень строгий, детальный, лишающий подчиненных
инициативы. Интересы дела ставятся значительно
выше интересов людей, в общении преобладают
резкость и грубость. Авторитарный стиль
руководства отрицательно сказывается
на морально-психологическом климате,
ведет к значительному снижению инициативности,
самоконтроля и ответственности работников.
Авторитарный стиль управления имеет разновидности:
- диктаторский стиль (руководитель
все решает сам, сотрудники исполняют
под угрозой санкций);
- автократический (руководитель имеет
в своем распоряжении обширный аппарат
власти);
- бюрократический (авторитет руководителя
покоится на формальных иерархических
положениях системы);
- патриархальный (руководитель имеет
авторитет "главы семьи", сотрудники
неограниченно ему доверяют);
- благосклонный (руководитель использует
свои неповторимые личные качества и пользуется
высоким авторитетом, сотрудники поэтому
следят за его решениями).
За счет постоянного контроля этот стиль управления обеспечивает вполне приемлемые результаты работы (по непсихологическим критериям: прибыль, производительность, качество продукции может быть хорошим), но недостатков больше, чем достоинств:
1) высокая вероятность ошибочных решений;
2) подавление инициативы,
творчества подчиненных,
3) неудовлетворенность людей
своей работой, своим
4) неблагоприятный
Но у автократа есть и привлекательные черты. Люди этого типа зачастую обладают прямо-таки молниеносной реакцией, энергичны и толковы, решительно преодолевают трудности.
Этот стиль управления целесообразен и оправдан лишь в критических ситуациях (аварии, боевые военные действия и т. п.).
2. Демократический стиль управления характеризуется распределением полномочий, инициативы и ответственности между руководителем и заместителями, руководителем и подчиненными. Руководитель демократического стиля всегда выясняет мнение коллектива по важным производственным вопросам, принимает коллегиальные решения. Регулярно и своевременно проводится информирование членов коллектива по важным для них вопросам. Общение с подчиненными проходит в форме просьб, пожеланий, рекомендаций, советов, поощрений за качественную и оперативную работу, доброжелательно и вежливо; по необходимости применяются приказы. Руководитель стимулирует благоприятный психологический климат в коллективе, отстаивает интересы подчиненных.
Демократический (сопричастный) стиль тоже имеет варианты:
- коммуникационный стиль (руководитель
затрудняется в принятии решения и информирует
сотрудников, последние задают вопросы,
высказывают свое мнение, однако, в конце
концов должны следовать указаниям руководителя);
- консультативный стиль управления (то
же самое, но решения принимаются совместно
совещательно);
- совместное решение (руководитель выдвигает
проблему, указывает ограничения, сотрудники
сами принимают решение, руководитель
сохраняет право вето).
Демократический стиль является наиболее эффективным, т. к. он обеспечивает высокую вероятность правильных взвешенных решений, высокие производственные результаты труда, инициативу, активность сотрудников, удовлетворенность людей своей работой, членством в коллективе, благоприятный психологический климат и сплоченность коллектива.
Демократ не избегает ответственности
за собственные решения или ошибки
подчиненных, по заслугам хвалит или
ругает, свои указания формулирует
четко и убедительно.
3. Либеральный стиль управления характеризуется,
с одной стороны, тем, что все могут высказывать
свои позиции, но реального учета, согласования
позиций не стремятся достичь, а с другой
стороны, даже принятые решения не выполняются,
нет контроля за их реализацией, все пущено
на «самотек», вследствие чего результаты
работы обычно низкие, люди не удовлетворены
своей работой, руководителем, психологический
климат в коллективе неблагоприятный,
нет никакого сотрудничества, нет стимула
добросовестно трудиться, разделы работы
складываются из отдельных интересов
менеджеров подгруппы, возможны скрытые
и явные конфликты, идет расслоение на
конфликтующие подгруппы. В итоге, такой
руководитель «плывет по течению», ждет
или требует указаний сверху или попадает
под влияние коллектива. Предпочитает
не рисковать, «не высовываться», увиливает
от разрешения назревших конфликтов, стремится
уменьшить свою персональную ответственность.
Такой стиль руководства предпочтителен
в творческих коллективах, где сотрудники
отличаются самостоятельностью и творческой
индивидуальностью.
Не существует «плохих» или «хороших»
стилей управления. Конкретная ситуация,
вид деятельности, личностные особенности
подчиненных и др. факторы обусловливают
оптимальное соотношение каждого стиля
и преобладающий стиль руководства. Изучение
практики руководства организациями свидетельствует,
что в работе эффективного руководителя
в той или иной степени присутствует каждый
из трех стилей руководства.
Вопреки распространенным стереотипам
преобладающий стиль
Классификация стилей управления по преимущественному критерию функций управления:
1 — Управление через
инновацию (разработка
2 — Управление с помощью задания цели. (На каждом иерархическом уровне задают цели, имеется свобода в методе ее достижения, ограниченная сметой и контролем).
Преимущества: свобода реализации, осуществление личных целей, ответственность за результат.
Недостатки: жесткая система планирования, интенсивный контроль, отсутствие сопричастности сотрудников, издержки на контроль.
3 — Управление через согласование цели. (Это смешанная форма управления через задание цели и через сопричастность сотрудников. Сотрудники принимают участие в установлении целей).
Преимущества: согласование целей — лучшее условие их достижения, свобода в реализации, ориентировка на цель, а не на способ, осуществление личных целей в работе, общий контроль, ответственность, сопричастность.
Недостатки: жесткая система планирования, затраты времени на согласования, противоречия с иерархической системой, интенсификация контроля.
4 — Управление через правила
решения.
5 — Управление через мотивацию.
6 — Управление через координацию.
7 — Управление только в исключительных
случаях (менеджер оставляет за сотрудниками
решения, связанные с выполнением задач).
Вмешательство происходит в исключительных
случаях (особо критические ситуации,
игнорирование возможности решения, отклонения
от заданных целей).
2.Эффективность стиля управления
Успех стиля управления можно оценивать по воздействию на прибыль и издержки. При оценке надо также использовать критерии, относящиеся к задачам:
- по разработке продукции;
- организации;
- управлению персоналом (продолжительность
отсутствия, удовлетворенность работой,
готовность к перемене работы, чувство
собственного достоинства, творческие
качества, инициативность, готовность
к учебе).
Информация о работе Контрольная работа по "Психологии управления"