Контрольная работа по "Психологии управления"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2013 в 03:35, контрольная работа

Описание

Организации, добивающиеся успеха, отличаются от противоположных им тем, что имеют более динамичное и эффективное руководство. Умение руководить - это прирожденное свойство человека, которое можно лишь развить в течение жизни, приобретая для этого необходимые знания, навыки и переосмысливая личный опыт. Успешное руководство требует учета постоянно меняющихся условий жизни и деятельности людей, степени осознания ими себя как личностей, уровня их образованности. Стиль руководства формируется под воздействием традиций внутри организации, требований со стороны высшего руководства и под влиянием личных качеств руководителя.

Содержание

Введение 2
1.Классификация стилей руководства 3
2. Эффективность стиля управления 10
3. Формирование индивидуального стиля 14
Заключение 17
Список использованной литературы 18

Работа состоит из  1 файл

К.р. Психология управления.docx

— 54.62 Кб (Скачать документ)

Наконец, применение стилей управления имеет определенные ограничения (правовые, этические, ценности предпринимательства).

Эффективность стилей управления нельзя оценивать вне конкретных ситуаций. При этом следует учитывать:

- личные качества (представления  о ценностях, самопознание, основная  позиция, отношение к риску,  роль личных мотивов, авторитет,  производственный и творческий  потенциал, уровень образования); 
- зависимость от предстоящих задач (содержат ли они творческие или новаторские элементы, степень сформулированности, наличие опыта их решения, решаются ли они планово или как внезапно возникающие, должны ли выполняться индивидуально или в группе, давление сроков); 
- организационные условия (степень жесткости оргструктуры, централизованное и децентрализованное решение задач, количество инстанций принятия решения, четкость путей информации и связи, степень контроля); 
- условия окружающей среды (степень стабильности, условия материального обеспечения, социальная безопасность, господствующие общественные ценности и структуры).

Предпочтительность стиля  управления в зависимости от крайних (идеализированных) ситуаций показана в табл. 

Характеристики авторитарного  и сопричастного стилей управления

Характеристики ситуаций

Стили управления

Авторитарный

Сопричастный

Личные качества

Пессимистическое мировоззрение, большая крутизна, стремление к надежности, мало собственной инициативы. 
Исполнение долга

Оптимистическое мировоззрение, малая крутизна, готовность к риску, высокая собственная инициатива. 
Творчество/инновации

Условия постановки задач

Четко определенные, большой  опыт, плановые задания, индивидуализированные  задания, давление сроков

Слабо определенные, малый  опыт, импровизированные задания, нет  давления сроков

Организационные условия

Строгая организация, формальные структуры, централизованное распределение, единичная инстанция, вертикальная информация

"Рыхлая" организация,  неформальные структуры, децентрализованное  распределение, множественные инстанции,  свободная информация

Условия окружающей среды

Кризисная ситуация, авторитарное доминирование ценностей

Процветание. 
Освобожденные ценности


Если такие идеализированные ситуации присутствуют, то возникает  воздействие на эффективность управления в соответствии с табл. 

Оценки эффективности  различных стилей управления

Критерии эффективности

Стили управления

Авторитарный

Сопричастный

 

Эффективность достижения цели

Обеспечение выживания в  случае кризиса 
Снижение издержек в условиях дефицита времени. 
Большие затраты на квалифицированного менеджера. 
Незаинтересованность сотрудников в экономии средств. 
Частое отсутствие менеджера

Использование рыночных шансов через заинтересованных сотрудников. 
Снижение убытков в отсутствие менеджера. 
Большие затраты на координацию

 

Эффективность выполнения заданий

Быстрые решения. 
Решения, приближенные к оптимальным. 
Использование творческого потенциала только менеджера. 
Четкое распределение ролей. 
Зависимость от менеджера. 
Удовлетворенность авторитарно распределенных сотрудников

Медленное решение. 
Решение с пониманием дела 
Использование творческого потенциала менеджера и сотрудников. 
Нечеткое распределение ролей. 
Независимость от менеджера. 
Удовлетворенность свободно распределенных сотрудников

 

Гуманистические факторы

Организационные требования к резерву. 
Недовольство эмансипированных сотрудников. 
Стихийность, потеря инициативы сотрудников

Более высокие требования к резерву менеджеров. 
Путаница, недовольство среди верящих авторитетам. 
Заинтересованность, обязательность, инициативность сотрудников.

 

В результате можно сделать  вывод, что поведение менеджера  должно соответствовать ситуации, гибкость стиля является важным признаком  качества менеджера.

Следует не только менять стиль  управления, но и создавать соответственные  ситуационные условия (формировать  ситуацию через подбор кадров, изменять оргструктуры и организацию труда).

3. Формирования индивидуального стиля.

Оптимальным сам по себе не может быть ни один из основных или  даже промежуточных стилей руководства. Оптимальным может быть лишь динамичный стиль, меняющийся сообразно изменению ситуаций и объектов руководства. В частности, правильна мысль "... умение руководить - это умение менять стиль руководства". В самом деле, ни один из стилей руководства не должен накрепко "приклеиваться" к руководителю. Стиль должен быть динамичным.

Начальник, руководящий всегда только авторитарным стилем, будет  иметь несомненный успех, пока обстановка остается острой.

В спокойной, деловой обстановке высококвалифицированные, думающие, инициативные подчиненные будут воспринимать начальника-автократа как человека невысокой культуры, грубого и  недостаточно умного. В спокойной  обстановке среди интеллигентных подчиненных  авторитарному начальнику успеха не добиться.

Руководитель, пользующийся исключительно демократическим  стилем руководства, добивается самых  высоких результатов в спокойной  обстановке и при инициативных, думающих, высококвалифицированных подчиненных, заинтересованных в общем деле.

В напряженной же, острой обстановке такого руководителя посчитают  человеком нерешительным, робким, несобранным, не умеющим руководить, теряющимся.

Руководителя, строго придерживающегося  исключительно либерального стиля, будут высоко ценить лишь ярко выраженные творческие личности: изобретатели, исследователи, писатели, конструкторы, архитекторы; руководитель в подобном случае должен как можно меньше вмешиваться  в процесс творчества. А вот  на промышленном предприятии или  в строительной организации типичного либерального руководителя воспримут как человека безвольного, совершенно непригодного быть руководителем.

Учитывая, что обстоятельства, в которых находится руководитель, и люди, которые ему подчинены, динамичны и изменчивы, хороший  руководитель производственного коллектива должен владеть различными стилями  руководства и знать, при каких  обстоятельствах и в отношении  каких именно подчиненных тот  или иной стиль наиболее целесообразен.

Основой оптимального стиля  руководства должен стать демократический  стиль.

Для такого стиля характерны органическое единство теории и практики управления, тесная связь с массами, развитое чувство ответственности  перед обществом, умение вступить в  контакты с разными людьми, уважительное отношение к подчиненным, постоянная забота о них.

Индивидуальный стиль  руководства, базирующийся на демократическом  стиле, являющийся динамичным, превращающийся в острых ситуациях в авторитарный, а по отношению к творческим личностям  высокой квалификации выступающий  как либеральный, может считаться  оптимальным стилем руководства.

При оценке индивидуального  стиля руководства особое значение придается способности руководителя находить общий язык, добиваться взаимопонимания  с пожилыми и молодыми людьми, с  мужчинами и женщинами, с работниками  разных профессий, с людьми разного  образования, семейного положения, темперамента, квалификации; ценится  также умение руководителя убедить  людей, вдохновить на выполнение даже неприятных поручений, увлечь их за собой, помочь им заменить привычный образ  действий на новый, более рациональный, более эффективный, помочь вступить в контакт.

Важность формирования эффективного индивидуального стиля руководства  объясняется тем, что подобный стиль  способен активно содействовать  сплочению руководимого коллектива, превращению его в единое целое. Нередко полагается, что основной задачей руководителя является прежде всего выполнение производственного плана. Между тем, даже самый лучший руководитель выполнить такой план без работоспособного, сплоченного коллектива не сможет. Правильнее считать, что основной задачей руководителя является не только выполнение плана, но и создание коллектива, способного выполнять высокие задачи.

Формируя свой индивидуальный стиль руководства, руководитель любого ранга не имеет права упускать из виду тот факт, что его поведению - хочет он или нет - будут подражать  его подчиненные, что стиль его  руководства и особенности его  поведения как руководителя будут  распространяться в коллективе, подобно  круговым волнам брошенного в воду камня.

Индивидуальный стиль  руководства, принятый начальником, оказывает  сильнейшее влияние на групповую  систему ценностей, принятую в коллективе, на те неписаные нормы и правила поведения, которые приняты большинством членов данного коллектива и которые оказывают затем существеннейшее влияние на их совместную трудовую деятельность. В отношении такой общей коллективной системы ценностей индивидуальный стиль руководителя выступает в роли своеобразного камертона, он задает, в известной мере, тон, определяет характер правил поведения для всего производственного коллектива.

Особенности личности руководителя в существенной степени воздействуют на стиль его руководства. Это  относится, прежде всего, к его интересам, склонностям, убеждениям, идеалам, к  его мировоззрению. Важен также  характер нравственной самооценки руководителем  своих поступков, обычно называемой совестью. Такие свойства личности, как общительность, критичность, откровенность, отзывчивость, контактность, целеустремленность, аккуратность, инициативность, любознательность, также оказывают немаловажное влияние на формирование индивидуального стиля конкретного руководителя. Наконец, темперамент человека, черты его характера, его способности и привычки также находят свое отражение в индивидуальном стиле любого руководителя.

Заключение.

Всякий руководитель –  это, прежде всего, управляющий или  просто уполномоченный, заведующий, начальник, организатор, который обеспечивает выполнение работы за счет других людей. Любому руководителю необходимо организовывать работу сотрудников. Именно поэтому  о работе руководителя можно судить не столько по тому, что он сам  делает, сколько по тому, как он побуждает  к работе других сотрудников.

Хороший руководитель это тот человек, который непрерывно изучает новое, готов прислушиваться к советам как работников своей организации, так и других.

В стиле руководства выделяют, с одной стороны, его общую  объективную основу, а с другой стороны, присущие данному руководителю способы и приемы осуществления  управленческих функций. Объективная  составляющая стиля определяется совокупностью  социальных и экономических требований к руководящей деятельности. Субъективные компоненты характеризуются чертами  личности руководителя. Но если в стиле  нельзя четко выделить его объективную  основу, то никакие, даже самые прекрасные, качества руководителя не способны обеспечить успех деятельности организации.

Каждый управляющий - это  уникальная личность, обладающая рядом  способностей. Каждый руководитель является творцом того стиля управления, который  он применяет на практике. Но при  этом он учитывает множество объективных  и субъективных условий и обстоятельств, в зависимости, от которых стиль  получает свое конкретное содержание. Стиль представляет собой социальное явление, так как в нем отражены мировоззрение и убеждения руководителя, а так же он во многом определяет результаты деятельности всей системы.

 

Список использованной литературы.

1. Веснин В.Р. Менеджмент для всех. – М.: Престиж, 2005

2. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. – М.: МГУ, 2006

3.Журавлев А.А. Стиль в современной психологии управления М.: Издательство «Экономика», 2004

4. Резник С.Д. Управление персоналом. – М.: Инфра-М, 2005

 


Информация о работе Контрольная работа по "Психологии управления"