Контрольная работа по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 00:14, контрольная работа

Описание

Основной целью работы, будет выявление, раскрытие и ознакомление с новыми тенденциями в развитии современной психологи.
Главными объектами внимания будут состояние современной психологии с ее новыми направлениями и задачами, а так же новые тенденции развития направлений психологии и психологической практики.

Содержание

Введение 3
1.Основные направления развития современной психологиии 5
2.Основные характеристики внимания 16
3. Воля,волевой процесс 22
Заключение 26
Список литературы 28

Работа состоит из  1 файл

Психология и педагогика ТГСХА.docx

— 55.46 Кб (Скачать документ)

Оглавление

Введение 3

1.Основные  направления  развития  современной психологиии 5

2.Основные  характеристики внимания 16

3. Воля,волевой процесс 22

Заключение 26

Список  литературы 28

Введение

 

     Психология  имеет давнюю историю, а именно предисторию, но как самостоятельная научная дисциплина является достаточно молодой. Ее возраст насчитывает всего лишь около ста лет. За этот достаточно короткий, как для самостоятельной науки, исторический период она утвердилась как автономная отрасль научного знания и отличается только ей присущими теорией, методологией, методами исследования.

     На  каждом этапе развития человечества происходит переосмысление места человека в мире, его отношений с миром  и с собой, открываются новые  перспективы во взгляде на человеческую природу.Человеческая жизнь противоречива по своей сущности. Каждый человечек так или иначе самоопределяется и самоутверждается в пространстве и времени, отмеренному ему на жизнь, находит себя на пересечении биологического и социального, физического и психического, индивидуального и универсального, внутреннего и внешнего, субъективного и объективного, материального и духовного измерений существования.

     21 век - это Век информации и  информационных технологий. Большое  количество новых открытий, появление  новых видов деятельности. Так,  когда-то психология была совершенно  новым знанием, затем Психоанализ  стал "новой психологией", новой  эрой в понимании человека. Прошло  не так много времени, и Психоанализ  стал "добрым дедушкой", а на  горизонте забрезжила опять «новая  психология». Возникает потребность  обновлять и качественно улучшать, оптимизировать деятельность человека  во многих сферах. И конечно  психология не является исключением,  поскольку стремительное развитие  общества и сфер формирует  и определенные запросы для  психологии. Помимо падения так  называемого «железного занавеса»  в начале 90-х 20ст, что повлекло за собой стремительный поток различной информации и в том числе информации о различных психологических практиках учений запада и востока, появляется у нас новый информационный ресурс, такой как интернет. И если в начале 90-х 20ст. все эти «новые» знания были больше похожи на суррогатные учения и практики, то дальнейшее развитие и расширение более свободного международного общения и в том числе с целью научных обменов и обучений, повлияли на качественные изменения и улучшения в обучении этим новым направлениям психологии с их разнообразными ответвлениями и практиками. Так же за последнее десятилетие более широкое распространение и использование всемирной сети Интернет дало возможность появлению у нас достаточному количеству новых западных и восточных психологических теорий, направлений, методов, учений, а так же в связи с этим большое количество психологических практик. Конечно, помимо, вышеуказанного мощного влияния информационного обмен.ресурса на развитие новых тенденций, не малую роль в развитии направлений играют (вышеупомянутые) потребность и необходимость обновлять и качественно улучшать, оптимизировать деятельность человека во многих сферах. Эти потребности обуславливают развитие отдельных отраслей в современной психологии и не только теоретически, но и практически. А что сейчас? Можно ли смириться с теми достижениями психологии, которые уже сделаны? Объясняют ли они нам, что происходит с нами? Или мы опять стоим на пороге нового взгляда на человека? Или каждый из нас стоит на пороге своей "новой психологии"? Что мы подразумеваем под таким термином, как "новая психология и новые тенденции и направления в развитии современной психологии"? 

     Эти вопросы будут подняты и рассмотрены  в данной работе.

     Основной  целью работы, будет выявление, раскрытие  и ознакомление с новыми тенденциями  в развитии современной психологи.

     Главными  объектами внимания будут состояние  современной психологии с ее новыми направлениями и задачами, а так  же новые тенденции развития направлений  психологии и психологической практики. 

1.Основные  направления  развития  современной психологиии

     Есть  различные направления и методы работы. Каждая школа позволяет добиться хороших результатов у тех  клиентов, которые соответствуют  ей по своей психологической организации, особенностям индивидуального развития, темпо-ритму своего сознания. Наверное, было бы идеальным, если бы каждый психолог интегрировал в себе знания всех школ и владел многими методами практической психологии, чтобы достичь успеха с каждым клиентом.

     ПСИХОАНАЛИЗ-направление  в современной психологии, основанное З. Фрейдом в начале XX века. Акцент данного направления направлен на исследование динамики либидо (Зачастую либидо сводят только к сфере сексуального. Это не так. Либидо по Фрейду является универсальной формой психической энергии, несущей в себе потенциал возможностей для любых действий несущих наслаждение – это может быть творчество, эстетика, работа, спорт, секс). Наиболее важен детский период жизни во время которого закладываются стереотипы сексуального поведения. Именно в детском периоде сознание каждого человека сталкивается с неразрешимыми противоречиями между нормами морали и инстинктивными побуждениями в результате чего «запретное» вытесняется, отдавая предпочтение социальной, семейной, религиозной морали, то есть, уступая свое природное естество авторитету взрослых. Подобно айсбергу большая часть психической деятельности скрыта под поверхностью сознания и подвержена воздействию неконтролируемых сил – это было известно до Фрейда, также как существовал и термин бессознательное. Фрейд детально исследовал структуру осознаваемого и бессознательного и описал механизмы протекающих в них процессов. То, что существовало в дофрейдовской психологии в качестве наметок или проектов приобрело вид законченной теории человеческой личности. Психоанализ исследует такие процессы психики, как вытеснение, реактивные формации, сублимация, замещение, проекции, инстинкты, агрессия – все то, что скрыто в глубинах бессознательного, в той подводной части «айсберга», которая не подлежит контролю разума, но при этом является подлинным правителем человека. Осознание «скрытой информации» позволяет добиваться выраженного терапевтического эффекта в борьбе с неврозами, депрессиями, психотическими состояниями, болезнями.

     Одной из фундаментальных работ З. Фрейда является «Толкование сновидений». Сновидения в психоанализе рассматриваются, как свидетельства нереализованных  желаний и страхов.

     Психоанализ обычно проводиться в форме одночасовых  сессий. Это длительный процесс, состоящий  из десятков или даже сотен сессий, которые проводятся в течение  многих месяцев или даже лет.

     Несмотря  на то, что сегодня по прошествии века психология пересматривает некоторые позиции учения Фрейда, без его концепций не обходится ни одна современная школа.

     Самый известный из последователей Фрейда, швейцарский психиатр, психолог и  философ К. Г. Юнг расширил концепцию  бессознательного и основал, по сути, новую школу, которая сегодня  известна, как

     ЮНГИАНСКИЙ  АНАЛИЗ

     Кроме индивидуального бессознательного - продукта личной истории, К. Юнг ввел понятие «коллективного бессознательного», то есть субстанции разума, которая  принадлежит всему человечеству в целом. В таком «коллективном», или «социальном», бессознательном действуют особые мотивационные факторы, названные «архетипами» - изначальными образами. Не стоит считать, что коллективное бессознательное представляет собой, лишь некую негативную сферу, от которой необходимо отстроиться. На самом деле коллективное бессознательное скорее выступает, как общая информационная база, которую можно и нужно использовать во благо себе. Негативное влияние проявляется лишь там, где присутствует слепое следование системе. Все знания, таланты и способности, все лучшее, что накоплено человечеством за его долгую историю, предназначены для того, чтобы реально помогать каждому человеку. Задача юнгианского аналитика — уметь синтезировать все это в своей практике, непрестанно совершенствуя и творчески видоизменяя для каждого конкретного случая и в соответствии с требованиями времени. В отличие от психоанализа Фрейда, стремящегося к точным научно обоснованным интерпретациям, которые, к сожалению могут порой носить разоблачительный характер и вызвать у клиента отторжение, юнгианские аналитики проводят сессии исходя из того, что верно лишь то, что верно для самого клиента. Они будут стараться не только обсудить проблему со всех возможных точек зрения, но и способствовать пробуждению любых творческих начинаний у клиента, которые могут проявиться в любви к рисованию, лепке из глины, в сочинении сказок, ведении дневника .

     ПСИХОДРАМА-направление психологии начало свою историю в 20-х XX столетия благодаря таланту выдающегося врача, психолога и философа Я. Л. Морено. История свидетельствует о встрече Я. Морено и З. Фрейда, во время которой, молодой Морено заявил – «Вы разрешили людям говорить, я разрешу им действовать». Впервые психотерапевтические сеансы из индивидуальных трансформировались в групповые, переносясь из замкнутого психоаналитического кабинета в реальную людскую среду. Таким образом, Я. Морено решил задачу проявления внутренней реальности человека непосредственно в ситуации социального окружения, собственно того окружения,  в столкновении с которым и продуцируется психологический конфликт.

     Психодраматическая сессия начинается с разогрева, - это может быть двигательное или медитативное упражнение, призванное поднять уровень энергии в группе и настроить участников на определенные темы. Затем происходит выбор протагониста (актер, играющий главную роль), то есть того участника, на которого в течение данной сессии будет работать вся группа. Выбор происходит так - ведущий и участники, желающие разобраться со своей темой, выдвигаются из общего круга вперед и рассказывают, с чем они хотел бы поработать, а люди, сидящие во внешнем круге, внимательно слушают. Когда темы понятны всем, представители внешнего круга делают свой выбор по критерию «какая тема для меня сейчас наиболее актуальна». Выбирается именно тема, а не человек, который ее представляет, поскольку только в этом случае выбранная для работы тема будет групповой.

     После того, как выбор сделан, начинается этап действия. Сцену за сценой протагонист, с помощью участников группы, драматически проигрывает волнующую его ситуацию. Сначала протагонист выбирает из участников группы того, кто будет  играть его самого в тех случаях, когда он сам будет в другой роли. Затем выбираются участники  на роли важных для его жизненной  ситуации персонажей (это могут быть как реальные люди, так и его  фантазии, мысли и чувства и  даже сновидения). Формы разыгрывания варьируются от буквального воспроизведения  реальных событий до постановки символических  сцен, никогда не имевших места  в реальности. Психодраматическая сцена заканчивается, когда протогонист находит решение проблемной ситуации или почувствует, что получил достаточно информации о ситуации. После этапа действия проходит шеринг – обмен впечатлениями между «участниками действия» и «зрителями». Сначала участники, игравшие роли, делятся своими переживаниями «из роли», то есть рассказывают о том, какого им было быть, например, мамой протагониста. Затем уже вся группа делится чувствами «из жизни», то есть участники рассказывают о похожих ситуациях, происходивших в их жизни, о чувствах, которые у них были во время действия или наблюдения за ним. На шеринге категорически запрещено все, что может ранить протагониста или участников группы – мысли, оценки, советы по поводу ситуаций. Говорить можно только о своих чувствах и о событиях своей жизни.

     Психодрама сегодня в оригинальном виде распространена мало, однако, ее элементы широко используются во всех направлениях психологии.

     ЛОГОТЕРАПИЯ—  психотерапевтическая стратегия, разработанная В. Франклом в 40-х годах XX столетия, основанная на убеждении, что развитие личности невозможно без поиска и реализации смысла жизни. Если у человека нет смысла жизни или он таков, что реально недостижим, то возникает экзистенциальная фрустрация (жизненный застой), приводящая к неврозам и психическим заболеваниям. В процессе логотерапии ставится задача помощи клиенту в обретении смысла его жизни, который не может быть просто заимствован у других, каким бы привлекательным он не был. Для ее решения был разработан метод сократического диалога, в котором происходит обсуждение личного опыта, касающегося прежде всего трех сфер, в которых может быть найден индивидуальный смысл жизни. Это: творчество, переживания и осознанное отношение к обстоятельствам, на которые нельзя повлиять. Одной из основных областей, в которой индивид может получить поддержку в поисках смысла, является религиозная вера. Логотерапия имеет собственные уникальные терапевтические методики, такие как метод парадоксальной интенции, дерефлексия .

     Логотерапия эффективна для психологической помощи в различных ситуациях: неврозы, фобии, страхи, сложности во взаимоотношениях, депрессии, проблемы в области сексуальности, преодоление психологических травм и насилия и др.

     ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ-оформилась, как самостоятельное течение в 50-60-х годах и представляет собой скорее совокупность сходных философских воззрений на человека, что дает практическим психологам возможность строить обоснованный терапевтический процесс. Основу гуманистической психологии заложили такие всемирно известные мыслители, как Э. Фромм, А. Маслоу, К. Роджерс,  Г. Олпорт. и др. Согласно представлениям гуманистической психологии, человек наделен врожденным и неодолимым стремлением к самореализации и самоактуализации, причем важен, как внутренний сокровенный уровень сознания так и уровень самосознания в пространстве социума. В определенной степени, самоактуализация не может протекать бесконфликтно: свобода и социальность, творчество и ответственность, любовь и долг – коллизии, которые нуждаются в глубоком философском осмыслении для каждого человека. Особое внимание придается тому, что реальность, воспринимаемая человеком согласно стереотипных представлений большинства, имеет условный характер, в то время, как истинной реальностью являются только внутренние переживания самого человека.

Информация о работе Контрольная работа по "Психологии"